АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«КАМЫШИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ БИЗНЕСА»
ПЦК общеобразовательных и естественнонаучных дисциплин
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
дисциплина ОГСЭ.01Основы философии
специальности:
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
40.02.02 Правоохранительная деятельность
Составлены преподавателем
Яковлевой С.В.
Рассмотрены на заседании ПЦК общеобразовательных
и естественнонаучных дисциплин
Протокол № 2 от «02» сентября 2019г.
Зав. ПЦК______________ Т.М.Логинова
Камышин
2019г.
Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине ОГСЭ.01.«Основы философии» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 40.02.02 Правоохранительная деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 27.10.14 г. № 1351, зарегистрированного Минюстом России от 24.11.2014г. № 34898, учебного плана и программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ).
Организация-разработчик: АНПОО «Камышинский колледж бизнеса»
Разработчик:Яковлева С. В.- преподаватель первой категории
Содержание
1.Пояснительная записка 2. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 3. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке 4. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины 5. Список источников информации | 4 4 5 13 44 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине ОГСЭ.01.«Основы философии» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 40.02.02 Правоохранительная деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 27.10.14 г. № 1351, зарегистрированного Минюстом России от 24.11.2014г. № 34898, учебного плана и программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ).
Контрольно-оценочные средства разработаны на основе требований:
1. Примерной программы учебной дисциплины «Основы философии»;
2. Рабочей программы, составленной в 2019г. на основе примерной программы по основам философии, и утвержденной колледжем.
Инструментарий оценки: тестовые задания закрытого и открытого типа, на установление соответствия.
Оценочная процедура проводится в соответствии с графиком учебного процесса.
Учебная дисциплина считается освоенной, если обучающийся справился с предложенным заданием не менее чем на 70 %. Если обучающийся справился с заданием менее чем на 70 %, то дисциплина считается неосвоенной.
2. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
2.1. Область применения
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Основы философии» 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 40.02.02 Правоохранительная деятельность.
КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в виде дифференцированного зачета в форме тестовых заданий.
2.2 Требования ФГОС по освоению дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины «Основы философии» обучающийся должен обладать следующими умениями и знаниями, которые формируют профессиональные и общие компетенции:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
40.02.01 |
| Право и организация социального обеспечения |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
|
|
|
40.02.02 |
| Правоохранительная деятельность |
|
|
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированныйзачет.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
В результате аттестации по учебной дисциплине «Основы философии» осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний:
Результаты обучения: умения и знания | Показатели оценки результата | Критерии | Формы и методы контроля и оценки, объект оценки |
Уметь: |
|
|
|
У1. ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
| Ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | - определение основных проблем и особенностей философии конкретного исторического периода; - демонстрация понимания роли и места философии в жизни человека; - демонстрация грамотного подбора и воспроизведения материала по философии, - анализ и сравнение различных философских взглядов, суждений и учений; - раскрытие взаимосвязи всех явлений действительности; - владение философскими понятиями; - применение систематизированных знаний в области основных философских вопросов; - обладание навыками четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительного отстаивания своей точки зрения - самостоятельное правильное принятие решений на основе анализа ситуаций . | Текущий контроль в форме: -устный опрос; -анализ самостоятельных работ, с первоисточниками, учебной и научной литературой; -тестирование и оценка теста по критериям; -анализ самостоятельной работы в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации, эссе по установленным образцам написания и оформления; -контрольные работы. Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета. |
Знать: |
|
|
|
З1.основные категории и понятия философии | Знает основные категории и понятия философии.
| - распознавание основных категорий и понятий философии - объяснение смысла и сущности основных категорий и понятий философии - анализ сущности понятий «бытие», «материя», «движение», «пространство и время» - самостоятельное выявление взаимосвязи основных категорий философии | -устный опрос; -анализ самостоятельных работ, умения работать с различной информацией, с первоисточниками, учебной и научной литературой; -тестирование и оценка теста по критериям; -анализ самостоятельной работы в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации, эссе по установленным образцам написания и оформления; -контрольные работы. Итоговый контроль в форме сдачи дифференцированного зачета. |
З2.роль философии в жизни человека и общества | Имеет представление о роли философии в жизни человека и общества. | - изложение взглядов и основных идей выдающихся представителей философской мысли на проблему существования человека и роли философии в его жизни; - объяснение смысла и значения той или иной эпохи в развитии философии с точки зрения влияния на формирования мировоззрения человека. - формулирование основных проблем человека в философии. - понимания роли и места философии в жизни человека | |
З3. основы философского учения о бытии;
| Знает основы философского учения о бытии. | - объяснение смысла и сущности гносеологии; - оперирование понятиями: «бытие», реальность, личность; пространство, время, причинность, целесообразность; - изложение основных взглядов на проблему происхождения и устройства мира - понимание современных онтологических представлений - понимание места и роли отдельного человека в истории - изложение современных философских и научных представления о природе человека; высказывание собственной точки зрения по отношению к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье | |
З4. сущность процесса познания;
| Знает сущность процесса познания. | - демонстрация целостных представлений о сущности познания; - сопоставление различных точек зрения на природу познания; - оперирование понятиями: познание, представление, мышление, понятие, суждение, абсолютная истина, практика, знание, вера, убеждение; - понимание связи между философским учением о познании и приемами познания тех наук, которые он изучает - распознавание абсолютной и относительной истины - самостоятельный анализ роли практики в процессе познания | |
З5. основы научной, философской и религиозной картин мира;
| Знает основы научной, философской и религиозной картин мира | - понимание основных категорий научной, философской и религиозной картин мира; - объяснение роли науки, философии и религии в современной жизни; - представление о соотношении веры и разума - понимание роли и места религии, науки и философии в понимании мира, в изменении человеческой природы |
|
З6. об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
| Имеет представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды. | - высказывание суждений о влиянии философии на становление личности человека; - понимание сути категорий свободы и ответственности личности и их соотношения; - представление о проблеме свободы и ответственности личности; - объяснение соотношения свободы и ответственности и их влияния на жизнь человека; - изложение основных взглядов на проблему соотношения свободы личности и ее ответственности перед другими людьми и обществом в целом; - представление о различных подходах в истории философской мысли к определению свободы, путей и средств ее достижения - характеризует условия формирования личности; - осознаёт ответственность личности за сохранение жизни, культуры и окружающей среды - понимание моральной и социальной ответственности за последствия выбора - выявление и объяснение мотивов, целей и результатов деятельности людей с точки зрения ценностного отношения к жизни; |
|
З7.о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | Знает о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | - понимание современных глобальных проблем, в том числе социальных и этических, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; - представление о влиянии научно-технического прогресса на развитие общества - представление о социально-нравственной роли науки в современном мире - использование фактического материала для размышлений и рассуждений о будущем человека - соотношение фундаментальных философских идей с актуальными проблемами современности |
|
3.2. Требования к кадровому обеспечению оценки
Кадровое обеспечение
| Характеристика
|
Ведущий преподаватель | Преподаватель истории и социально-экономических лин дисциплин |
Элемент учебной дисциплины | Формы и методы контроля
| |||||||
Текущий контроль | Рубежный контроль | Промежуточная аттестация | ||||||
Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | |||
Введение | Индивидуальный и фронтальный опрос | У1, З 1, З2, ОК 1, ОК 3 |
| У1, З 1, З2, ОК 1, ОК 3 |
| У1, З 1, З2, ОК 1, ОК 3 | ||
Раздел 1. Философия, ее место и роль в жизни человека и общества. | ||||||||
Тема 1.1. Формы духовного освоения мира.
| Индивидуальный и фронтальный опрос
| У1, З 1, З2, ОК 1, ОК 3 | Заполнение таблицы «Проблемы и разделы философии» | У1, З 1, З2, ОК 1, ОК 3 | Тестирование
| У1, З 1, З2, ОК 1, ОК 3 | ||
Раздел 2 История философии | ||||||||
Тема 2.1. Античная философия
| Работа с текстами и заданиями практикума | У1, З 1, З2, ОК 2, ОК 4, ОК 5 |
|
| Тестирование | У1, З 1, З2, ОК 2, ОК 4, ОК 5 | ||
Тема 2.2. Философия средневековья
| Индивидуальный и фронтальный опрос
| У1, З 1, З2, ОК 3 | Работа с текстами и заданиями практикума
| У1, З 1, З2, ОК 3 | Тестирование | У1, З 1, З2, ОК 3 | ||
Тема 2.3. Философия эпохи Возрождения
| Индивидуальный и фронтальный опрос
| У1, З 1, З2, ОК 3 |
|
| Тестирование | У1, З 1, З2, ОК 3 | ||
Тема 2.4. Европейская философия Нового времени
| Индивидуальный и фронтальный опрос
| У1, З 1, З2, ОК 3 | Практическое занятие № 1. Тема: «Философия Древнего мира и Средневековья». | У1, З 1, З2, ОК 3 | Тестирование | У1, З 1, З2, ОК 3 | ||
Тема 2.5. Философия XIX – XX веков.
| Индивидуальный и фронтальный опрос
| У1, З 1, З2, ОК 3 | Работа с текстами и заданиями практикума
| У1, З 1, З2, ОК 3 | Тестирование | У1, З 1, З2, ОК 3 | ||
Раздел 3 Основные разделы философии. | ||||||||
Тема 3.1. Философский анализ бытия и материи
| Индивидуальный и фронтальный опрос | У1, З 3 ОК 3 | сочинение, рисунок «Мое видение бытия» | У1, З 3 ОК 3 | Тестирование | У1, З 3 ОК 3 | ||
Тема 3.2. Проблема человека в философии
| Индивидуальный и фронтальный опрос | У1, З 3 ОК 3 | прокомментировать высказывания философов о человеке. | У1, З 3 ОК 3 | Тестирование | У1, З 3 ОК 3 | ||
Тема 3.3. Философия истории, общества
| выполнение заданий практикума | У1, ОК 3, ОК 6, ОК 7, | сочинение «Роль личности в истории» |
| Тестирование | У1, ОК 3, ОК 6, ОК 7 | ||
Тема 3.4 Философия культуры и цивилизации
| Индивидуальный и фронтальный опрос
| У1, З 6 ОК 2, ОК 4, ОК 5 | Семинар « Кризис современной цивилизации» | У1, З 6 ОК 2, ОК 4, ОК 5 | Тестирование | У1, З 6 ОК 2, ОК 4, ОК 5 |
4. ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
Критерии оценки.
90 – 100% - оценка «5» (отлично)
80 – 89% - оценка «4»( хорошо)
70 –79% - оценка «3» (удовлетворительно)
Менее 70%- оценка «2» (неудовлетворительно)
Комплект заданий для контрольной работы
Тема «Философия, ее место и роль в жизни общества»
Найдите правильное соотношение:
Понятия | Определение понятий |
а) философия | 1) собрание мифов; |
б) религия | 2) деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний; |
в) мифология | 3) наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления; |
г) наука | 4) взгляды и представления людей, связанные с верой в сверхъестественное. |
Родоначальником европейской науки и философии был:
а) Сократ;
б) Аристотель;
в) Фалес.
Предметом философии являются:
а) логически взаимосвязанная система фундаментальных понятий, описывающих социальную реальность;
б) феномен политической власти;
в) всеобщие свойства и связи, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека.
Подберите понятие к данному определению: «Обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем».
а) мифология;
б) мировоззрение;
в) религия.
Основными направлениями философии являются:
а) материализм;
б) рационализм;
в) идеализм;
г) эмпиризм.
Фундаментальными проблемами философии являются следующие:
а) проблема происхождения и существования мира;
б) проблема духовных ценностей;
в) происхождение и сущность человека;
г) проблема познаваемости мира человеком;
д) все перечисленные выше.
Найдите правильное соотношение:
Разделы философии | Проблемы |
а) онтология | 1) познания |
б) гносеология | 2) происхождение человека |
в) антропология | 3) духовных ценностей |
г) аксиология | 4) первооснов бытия |
Учение о зарождении и развитии философии:
а) социология;
б) онтология;
в) история философии
9 Найдите правильное соотношение.
Функции философии | Определение понятий |
а) мировоззренческая; | 1) состоит в разработке всеобщих методов познания; |
б) аксиологическая | 2) заключается в решении проблемы познаваемости мира; |
в) гносеологическая | 3) состоит в том, чтобы представить мир как целое; |
г) интегрирующая | 4) подвергает критической оценке все то, что не соответствует той или иной философской системе; |
д) методологическая | 5) выражается в ориентации философии на определенные ценности; |
е) критическая | 6) заключается в обобщении выводов специальных наук. |
10.В возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования состоит:
а) цель философии
б) назначение философии;
в) смысл философии.
Тема «ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»
1.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:
карма
сансара
мокша
2.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:
Будда
Лао-цзы
Конфуций
Нагарджуна
3.Имя основателя буддизма
Бадараяна
Махавира
Сидхартха
4.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:
нирвана
сансара
дао
5.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
Янь
Карма
Дао
6.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:
Инь
Прана
Пуруша
7.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:
Конфуций
Лао-Цзы
Сидхартха Гаутама Будда
Сократ
8.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:
Жэнь
Инь
Дао
9.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения
Сансара
Карма
Нирвана
10.Китайский философ, основатель даосизма
Лао-цзы
Конфуций
Сюнь-цзы
Мэн-цзы
12.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:
Сократом
Конфуцием
Буддой
Тема«Античная философия – философия эпохи Возрождения»
Когда возникла Античная философия:
а) VIII в. до н. э.
б) VI в. до н. э.
в) IV до н.э.
Кто первым из античных философов сформулировал диалектические принципы развития мира
а) Анаксимандр;
б) Парменид;
в) Гераклит.
Сократ явился основоположником учения:
а) о материи;
б) об идее;
в)о морали.
Найдите правильное соотношение:
Изречения философов |
| Какому философу принадлежит |
а) «Платон мне друг, но истина дороже!» |
| 1) Сократ |
б) «Все течет, все изменяется в одну и туже реку нельзя войти дважды». |
| 2) Аристотель |
в) «Я знаю, что ничего не знаю…» |
| 3) Гераклит |
Аристотель – основатель целого направления в философии – объективного идеализма?
а) да б) нет
Какой исторический тип философии характеризует теоцентризм?
а) Античный;
б) Средневековый;
в) эпохи Возрождения.
Назовите исторический тип философии, в котором при рассмотрении проблемы человека главное размежевание идет не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «человеком духовным».
а) Античная философия;
б) Средневековая философия;
в) философия Нового времени.
Гносеология средневековой философии была:
а) рациональной;
б) эмпирической;
в) теоретической;
г) иррациональной.
Что такое гуманизм:
а) воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности;
б) отождествление Бога с природой;
в) признание первичности материи по отношению к сознанию.
Подберите понятие к данному определению: «Учение, отождествляющее Бога с природой, с мировым целым».
а) эмпиризм;
б) рационализм;
в) пантеизм.
Тема «Новое время – современная западная философия»
Философия Нового времени опирается не на искусство, и не на богословие, а на науку.
а) да б) нет
Найдите правильное соотношение:
Исторические типы философии |
| Философский мировоззренческий принцип |
1. Античная философия |
| а) антропоцентризм |
2.Средневековая философия |
| б) космоцентризм |
3. философия Нового времени |
| в) теоцентризм |
Назовите исторический тип философии, в которой философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек.
а) Античная философия;
б) Средневековая философия;
в) философия Нового времени.
Рационализм – это направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта
а) да б) нет
Мыслители XVIII в. видели свою задачу в том, чтобы полностью заменить мировоззрение основанное на вере, мировоззрением, основанным на разуме.
а) да б) нет
Характерными чертами русской философии являются:
а) гуманизм
б) антропоцентризм
в) аксиологичность
г) все перечисленные выше
Найдите правильное соотношение:
Русские философы |
| Направления русской философии |
1. Соловьев В.С. |
| а) русский космизм |
2. Бердяев Н.А. |
| б) философия положительного всеединства |
3. Федоров Н.Ф. |
| в) философия свободы и творчества |
Назовите философское течение современной западной философии XX века, в которой существование человека предшествует его сущности:
а) философия жизни;
б) психоанализ
в) экзистенциализм.
Основы психоанализа заложил австрийский врач и психиатр Зигмунд Фрейд
а) да б) нет
10. Какое из приведенных определений соответствует определению философии жизни?
а) учение, отождествляющее Бога с природой;
б) философия, которая пытается объяснить явления жизни, исходя из нее самой с помощью чувств, переживания.
в) учение о доминирующей роли бессознательного в психике человека.
Тема «Философия в России»
История русской философии насчитывает более тысячи лет и возникла вместе с появлением христианства на Руси (988 г.).
а) да
б) нет.
Особенностью русской философии является острота, жизненность, злободневность ее содержания, глубокая эмоциональность, наполненность чувствами.
а) да
б) нет.
Наивысшего развития русская философская мысль достигла в XIX – XX вв.
а) да
б) нет.
В целом русскую философию можно охарактеризовать следующими чертами: акцент на онтологию, гносеологическая установка, индивидуализм.
а) да
б) нет.
В социалистической России возобладала одна философская линия – марксистско – ленинская.
а) да
б) нет.
В.С. Соловьев – основоположник учения о положительном всеединстве.
а) да
б) нет.
Н.А. Бердяев считал, что человеку предстоит пройти трудный путь от «зверочеловечества» к Богучеловечеству – на этом завершится эволюция человечества.
а) да
б) нет.
София, по Соловьеву, это мировая душа, абсолютная и непогрешимая.
а) да
б) нет.
Федоров выдвинул формулу: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте».
а) да
б) нет.
Н.А. Бердяев – родоначальник персонализма и религиозного экзистенциализма.
а) да
б) нет.
Н.Ф. Федоров – основатель русского космизма как самостоятельного философского направления.
а) да
б) нет.
В философии Соловьева человек – центр бытия.
а) да
б) нет.
Большевизм, по мнению Бердяева, силен в разрушении, а не в творчестве, он орудие стихийных, темных сил.
а) да
б) нет.
Философия «положительного всеединства» обосновывает идею активной эволюции, в которой орудием сознательного совершенствования природы становится разум человека.
а) да
б) нет.
Соловьев разработал проект регуляции внешней – регуляции природных процессов и внутренней – она должна победить смерть, воскресить всех мертвых.
а) да
б) нет.
Тема «Философские течения ХХ века».
Экзистенциализм – это философия, которая пытается объяснить явления жизни, взятого в его внутренних характеристиках как неповторимое уникальное бытие, исходя из нее самой с помощью чувств, инстинкта.
а) да;
б) нет.
Жан Поль Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер – представители экзистенциализма.
а) да;
б) нет.
Основы психоанализа заложил австрийский врач и психиатр Зигмунд Фрейд. Современная западная философия возникла в результате общего культурно-экологического развития общества и в противовес рационализму классической философии.
а) да;
б) нет.
В центре экзистенциализма – природа, Бог.
а) да;
б) нет.
Центральное и наиболее спорное понятие в этике Ницше – сверхчеловек.
а) да;
б) нет.
Экзистенциализм поднимает проблемы существования индивида, вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к свободе.
а) да;
б) нет.
В центре философии жизни – человек, некий резервуар переживаний, энергия которого во многом определяет работу сознания человека и его поведение.
а) да;
б) нет.
Внутри философии жизни сложилось два направления: атеистическое и религиозное.
а) да;
б) нет.
Какое из приведенных определений соответствует определению философия жизни?
а) философское течение, основанное на принципе, что все подлинное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения;
б) философия, которая пытается объяснить явление жизни, исходя из нее самой с помощью чувств, инстинкта, неопределенного переживания.
Философия экзистенциализма рациональна.
а) да;
б) нет.
Кто из философов провозгласил: «Идешь к женщине – бери плетку»
а) Ж-П. Сартр;
б) Ф. Ницше;
в) З. Фрейд.
В экзистенциальной философии сущность человека предшествует существованию.
а) да;
б) нет.
Первичным источником жизненной активности Ф. Ницше считал сексуальный инстинкт, «либидо».
а) да;
б) нет.
Термины экзистенциальной философии:
а) космос, первопричина, логос;
б) отчуждение, выбор, страх;
в) всеединство, София, Богочеловек.
Современная западная философия возникла в результате общего культурно-экономического развития общества, а также в противовес рационализму классической философии.
а) да;
б) нет.
Тема «Философский смысл понятий «бытие» и «материя»»
Тест 1
Онтология- это раздел философии о :
а) моральных ценностях и нравственных принципах;
б) всеобщих формах, законах и принципах бытия;
в) природе и сущности человека.
Бытие- это…
а) объективная реальность;
б) субъективная реальность;
в) вся совокупная объективная и субъективная реальность.
Впервые термин «бытие» в философию ввел:
а) Парменид;
б) Фалес;
в) Платон.
Бытие существует в следующих основных формах:
а) бытие природы, бытие человека, бытие общества;
б) бытие человека, бытие сознания, бытие общества;
в) бытие природы, бытие человека, бытие общества, бытие сознания.
Материя- это…
а) все то, что не является сознанием;
б) объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им;
в) единство объективной и субъективной реальности.
6.Структурность, активность, пространственно- временная форма являются свойствами:
а) пространства;
б) времени;
в) материи.
7.Философскую категорию, выражающую протяженность, структурность и взаимодействие материальных объектов называют:
а) время;
б) пространство;
в) движение.
8. Философскую категорию основным свойством которой является длительность называют:
а) время;
б) движение;
в) пространство.
9. Движение относительно, а покой абсолютен:
а) да;
б) нет.
Философскую категорию, которая обеспечивает сохранение качества предмета, его стабильность называют:
а) движение;
б) покой;
в) материя.
Назовите исторический тип философии в котором философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек:
а) античная философия;
б) средневековая;
в) философия Нового времени.
Кто из философов под истинным бытием имел ввиду «царство мыслей и красоты»:
а) Платон;
б) Сократ;
в) Аристотель.
Для какой картины мира характерно такое понятие как системность как способ самоорганизации материи:
а) философской;
б) религиозной;
в) научной.
Тест 2 «Философский смысл понятий бытие и материя»
Какое из приведенных определений соответствует категории бытие?
а) совокупность объективной и субъективной реальности;
б) объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания;
в) целостное миропонимание, в котором сочетается фантазия и реальность.
Найдите правильное соотношение:
Основные формы бытия |
| Сущность форм бытия |
1. бытие природы |
| а) биопсихосоциальное бытие |
2. бытие человека |
| б) физический мир, материя, |
3.бытие общества |
| в) духовный мир; |
4. субъективное бытие, бытие сознания |
| г) социальное бытие |
Бытие объективного мира охватывает:
а) микромир;
б) макромир;
в) мегамир;
г) мир сознания.
Специфика человеческого бытия состоит в том, что оно осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. а) да б) нет
Обособившаяся от природы часть бытия:
а) субъективное бытие;
б) общество;
в) вселенная.
Материя – это
а) все то, что не является сознанием;
б) объективна реальность, существующая независимо от человеческого сознания;
в) единство объективной и субъективной реальности.
Основными свойствами материи являются:
а) структурность;
б) активность;
в) пространственно-временная форма существования;
г) все перечисленные выше.
Атрибуты материи:
а) движение;
б) покой;
в) пространство;
г) время.
Назовите правильное соотношение:
Понятие атрибутов материи |
| Их свойства |
1. пространство |
| а) длительность, одномерность, необратимость; |
2 время |
| б) объективность, всеобщность, абсолютность; |
3. движение |
| в) протяженность, структурность, однородность. |
Движение – абсолютно, а покой – относителен: а) да б) нет
Тема «Философский смысл понятий бытие и материя»
Найдите правильное соотношение:
| |
А) бытие природы Б) бытие человека В) бытие общества Г) субъективное бытие Д) трансцендентное | биосоциальное бытие физический мир, материя сверхъестественное духовный мир социальное бытие |
Материализм – это:
всемогущество разума;
дух как первоначало;
дух произведен от материи.
Обособившаяся от природы часть бытия:
субъективное бытие;
общество;
вселенная;
объективное бытие.
Найдите точное определение материи:
реальность;
то, что ощущается;
единство вещества, поля и энергии;
энергия.
Распределите правильно:
А) движение Б) пространство В) время | изменение смена событий трехмерность |
Бытие субъект мира охватывает:
А) микромир;
Б) макромир;
В) мегамир;
Г) мир сознания.
Уровнями существования материи является:
А) неживая природа;
Б) живая природа;
В) человеческое общество;
Г) социальная жизнь.
Общими свойствами производства и времени является:
А) всеобщность;
Б) абсолютность;
В) относительность.
Бытие и материю изучает:
А) аксиология;
Б) онтология;
В) гносеология;
Г) антропология.
Способом существования материи является:
А) вещество;
Б) поле;
В) движение.
Тема «Проблема человека в философии, религии и науке»
Тест 1
Учение о природе человека, главным вопросом которого является вопрос: «Что есть человек?» называют:
а) онтологией;
б) аксиологией;
в) антропологией.
Кто из философов впервые обратился к антропоцентризму, к исследованию человека как уникального, отделенного от природы существа:
а) Сократ;
б) Платон;
в) Аристотель.
Кто из философов утверждал, что душа принадлежит телу, но и определяется формой:
а) Декарт;
б) Аристотель;
в) Гегель.
Назовите исторический тип философии, в котором при рассмотрении проблемы человека главное размежевание идет не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком»
а) Античная философия;
б) Средневековая философия;
в) философия эпохи Возрождения.
Для какого исторического типа философии характерно понимание человека как автономного от Бога существа, обладающего многочисленными эстетическими достоинствами.
а) Античной;
б) философии эпохи Возрождения;
в) философии Нового времени.
В какой период истории философии появились первые признаки кризиса классической концепции единства человека и природы:
а) в эпоху Возрождения;
б) в Новое время;
в) в конце XIX – начала XX в.
Кто из философов определяющим в формировании человека считал трудовую деятельность и утверждал, что общественное бытие определяет сознание человека:
а) Ф. Ницше;
б) К. Марс;
в) Г. Гегель.
Для какой философии характерно убеждение в том, что можно признать только бытие человеческой личности:
а) для экзистенциализма;
б) для неотомизма;
в) для психоанализа.
Назовите концепцию о происхождении человека, в которой человечество есть результат эволюции природы:
а) биологическая;
б) материалистическая;
в) религиозно-идеалистическая.
На основе соотношения биологического, психосоциального и социального сделайте вывод о том: «Что есть человек?»
а) биосоциальное существо;
б) биопсихическое существо;
в) биопсихосоциальное существо.
Тест 2«Человек в обществе, истории и культуре»
Один из разделов философии, объектом изучения которого является общество:
а) социология;
б) логика;
в) история философии.
Укажите исторический тип философии в философской концепции истории которого разум признается источником прогресса.
а) Античная философия;
б) Средневековая философия;
в) философия Нового времени.
Подберите понятия к данному определению: «Обособившаяся от природы часть бытия, характеризующая исторически развивающейся жизнедеятельностью людей, своими способами самоорганизации и социальными нормами».
а) цивилизация;
б) общество;
в) культура.
Основными признаками общества являются общность с природой, т.е. материальность и совокупность индивидов, т.е. духовность.
а) да;
б) нет.
Философия рассматривает общество, как целостный организм, части которого взаимодействуют и делают акцент на таких понятиях, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса.
а) да;
б) нет.
Источники общественного прогресса:
а) климатические условия;
б) мировой разум;
в) люди;
г) все перечисленное выше.
Общество развивается преимущественно благодаря воздействию субъективного фактора.
а) да;
б) нет.
Прогресс – это направленные, необратимые, качественные изменения системы.
а) да;
б) нет.
Подберите понятия к данному определению: «Специфически человеческая форма бытия, включающая определенный уровень организации материальной и духовной деятельности человека, а также результаты этой деятельности».
а) цивилизация;
б) общество;
в) культура.
Подберите понятия к данному определению: «Собственно социальная организация жизни индивидов, основанная на материальном и духовном богатстве общества».
а) культура;
б) цивилизация;
в) общество.
Тема «Сознание и познание как предмет философского осмысления»
Способность человека к духовному восприятию мира - это
а) познание;
б) сознание;
в) разум;
г) мораль
Найдите правильное соотношение:
Концепции на происхождение сознания |
| Их сущность |
1. биологическая концепция |
| а) сознание – врожденное свойство человека, данное ему Богом. |
2.материалистическая |
| б) сознание – это средство контроля над бессознательными инстинктами |
3. религиозная |
| в) сознание – результат эволюции материи |
Всеобщее свойство материи, которое заключается в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта – это:
а) познание;
б) сознание;
в) отражение.
Найдите правильное соотношение:
Основные формы сознания |
| Их сущность |
1. абстрактное мышление |
| а) отвлеченные образы реальных предметов |
2. речь |
| б) духовный мир личности |
3. общественное сознание |
| в) средство обмена информацией, духовная жизнь общества |
4. предметная деятельность, творчество |
| г) духовная жизнь общества |
5. индивидуальное сознание |
| д) «опредмечивание» знаний, идей в процессе творческой деятельности. |
Какое из приведенных определений соответствует определению психоанализа.
а) философское течение, основанное на принципе, что все подменное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения;
б) философская, которая пытается объяснить явления жизни, исходя из нее самой;
в) учение о доминирующей роли бессознательного в психике человека.
Духовная деятельность человека по производству и переработке знаний в целях активного целенаправленного воздействия на окружающий мир и самого себя:
а) сознание;
б) познание;
в) отражение.
Назовите ведущий вид познания:
а) научное;
б) религиозное;
в) художественное.
Найдите правильное соотношение
Формы познания |
| Их сущность |
1. восприятие |
| а) способность мозга воспроизводить объект по памяти или с помощью воображения |
2. ощущения |
| б) целостный образ объекта |
3. суждение |
| в) форма мышления, в которой отражаются существенные закономерные свойства объекта |
4. представление |
| г) отражение в сознании человека отдельных сторон объекта |
5. умозаключение |
| д) форма мышления, включающая в себя несколько понятий, связанных одним смыслом |
6. понятие |
| е) форма мышления, посредством которой выводится новое знание. |
Учение, которое отрицает или ограничивает возможность познания мира.
а) оптимизм;
б) скептицизм;
в) агностицизм.
Содержание знания, которое не зависит от человека:
а) абсолютная истина;
б) относительная;
в) субъективная;
г) объективная.
Тема «Философия истории и общества»
Найдите правильное соотношение:
Исторические типы философии | Философская концепция истории |
1. Античная философия | а) разум признается источником прогресса, линейная концепция |
2. Средневековая философия | б) концепция круговорота |
3. философия Нового времени | в) нелинейная концепция истории или концепции культурно-исторических типов |
4. философия XX века | г) выделяются узловые пункты истории, история имеет конечный пункт, который достижим тогда, когда человечество станет Богочеловечеством. |
Один из разделов философии, объектом изучения которого является общество.
а) социология
б) логика
в) история философии.
Подберите понятия к данному определению: «Обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся исторически развивающаяся жизнедеятельностью людей, своими способами самоорганизации и социальными нормами»
а) цивилизация
б) общество
в) культура
Основными признаками общества являются общность с природой, то есть материальность и совокупность индивидов, то есть духовность.
а) да б) нет
Деятельность людей в определенной мере уже задана объективными условиями, к которым относятся:
а) орудия и средства труда
б) сложившаяся система общественных отношений
в) разнообразная деятельность людей, их живой труд.
Философия рассматривает общество как целостный организм, части которого взаимодействуют и делают акцент на таких понятиях, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса.
а) да б) нет
Найдите правильное соотношение
Направления развития общества |
| Их сущность |
1. прогресс |
| а) движение назад, от высшего к низшему |
2. безнаправленное развитие |
| б) стояние на месте |
3. регресс |
| в) движение вперед, от низшего к высшему |
Назовите источники общественного прогресса:
а) решающая роль климатических условий;
б) степень совершенствования интеллекта
в) мировой разум
г) люди
д) все перечисленные выше
Движущей силой общественного прогресса являются люди:
а) да б) нет
10. Критериями общественного прогресса являются:
а) сохранение мира на планете;
б) состояние демократизма, гуманизма в обществе;
в) отсутствие глобальных негативных последствий НТП;
г) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов;
д) все перечисленные выше.
Итоговые контрольные тесты
Вариант№1
Найдите правильное соотношение:
Отрасли философии: Проблемы:
а) онтология 1. познания
б) гносеология 2. происхождения человека
в) антропология 3. законов общества
г) аксиология 4. первооснов бытия
д) теоретическая социология 5. духовных ценностей
Найдите правильное соотношение:
а) бытие природы 1. биопсихосоциальное бытие
б) бытие человека 2. физический мир, материя
в) бытие общества 3. духовный мир
г) субъективное бытие, 4. социальное бытие
бытие сознания
Найдите правильное соотношение:
а) материализм 1. всемогущество разума
б) идеализм 2. дух как первоначало
в) рационализм 3. разум не всесилен
г) иррационализм 4. дух производен от материи
Найдите полное определение человека:
мыслящее животное
дух
биопсихосоциальное существо
социальное существо
5. Способность человека к духовному восприятию мира:
познание
сознание
разум
мораль
Распределите правильно:
а) абстрактное мышление 1. отвлеченные образы реальных предметов
б) речь 2. «я»
в) общественное сознание 3. духовная жизнь общества
г) индивидуальное 4. средства обмена информацией
д) самосознание 5. внутренний мир ( духовный мир)
Найдите правильное соотношение:
Стадии познания: Формы:
а) чувственное 1) восприятие
б) логическое 2) умозаключение
3) ощущения
4) понятие
5) представление
6) суждение
Обособившаяся от природы часть бытия:
субъективное бытие
общество
вселенная
объективное бытие
Найдите главную причину развития общества:
деятельность великих личностей
рост потребностей
революции
внутренние противоречия в системе
Результат творческой деятельности человека по преобразованию внутренней и внешней природы:
общество
культура
прогресс
реформа
Найдите точное определение материи?
реальность
то, что ощущается
единство вещества, поля и энергии
энергия
Распределите правильно:
а) движение 1) изменение
б) пространство 2) смена событий
в) время 3) трехмерность
Найдите правильное соотношение:
функции философии: определение функций философии:
а) мировоззренческая 1) состоит в разработке всеобщихметодов познания.
б) критическая 2) заключается в обобщении выводовспециальных наук.
в) аксиологическая 3) заключается в решении проблемы познаваемости мира.
г) гносеологическая 4) подвергает критической оценке все то, что не соответствует той или
д) методологическая иной философской системе
5) состоит в том, чтобы представить мир как целое
е) интегрирующая 6) выражается в ориентации философии на определенные ценности.
Найдите правильное соотношение:
а) Гераклит 1) «Платон мне друг, но истина дороже!»
б) Сократ 2) «Все течет, все изменяется, в одну и туже реку нельзя войти дважды».
в) Аристотель 3) «Познай самого себя!»
г) Фалес 4) «Я знаю, что ничего не знаю…»
Гносеология средневековой философии была:
а) рациональной
б) иррациональной
в) эмпирической
г) теоретической
Для какого исторического типа философии характерно понимание человека как автономного от Бога существа, обладающего многочисленными эстетическими достоинствами:
а) для античной философии;
б) для средневековой философии;
в) для философии эпохи Возрождения;
г) для философии Нового времени;
д) для современной западной философии.
Духовная деятельность человека по производству и переработке знаний в целях активного целенаправленного воздействия на окружающий мир и самого себя.
а) сознание;
б) отражение;
в) познание;
г) разум.
6. Распределите правильно:
а) объективная истина б) субъективная истина в) относительная истина г) абсолютная истина | 1) выражается в том, что при оценке полученного знания участвует сознание человека; 2) неполное, незавершенное знание; 3) полное, достоверное знание, которое не может быть опровергнуто; 4) знание, которое не зависит от человека. |
Какое из приведенных определений соответствует определению психоанализа?
а) философское течение, основанное на принципе, что все подлинное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения;
б) философия, которая пытается объяснить явления жизни, исходя из нее самой с помощью чувств, инстинкта, непосредственно переживания;
в) учение о доминирующей роли бессознательного в психике человека.
Назовите термины экзистенциальной философии:
а) космос, первопричина, логос;
б) отчуждение, выбор, страх;
в) всеединство, София, Богочеловек.
Найдите правильное соотношение:
Понятие материи, атрибутов материи и способов ее существования: а) движение б) пространство в) время г) материя
| Их свойства: 1) структурность, активность, пространственно-временная форма; 2) длительность, одномерность, необратимость; 3) объективность, всеобщность, абсолютность; 4) протяженность, структурность, однородность.
|
Назовите исторический тип философии, в котором при расссмотрении проблемы человека главное размеживание идет не столько между телом и душой, сколько между “плотским человеком” и “духовным человеком”:
а) античная философия;
б) средневековая философия;
в) философияНовоговремени.
Деятельность людей в определенной мере уже задана объективными условиями, к которым относятся:
а) орудия и средства труда;
б) навыки общественного производства;
в) разнообразная деятельность людей, их живой труд;
г) сложившаяся система общественных отношений.
Как называется деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью?
а) образование;
б) обучение;
в) творчество.
Вариант №3
Найдитие правильное соотношение:
а) философия б) религия в) мифология г) наука | 1) собрание мифов; 2) деятельность человека по выработке и проверке знаний; 3) наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления; 4) взгляды и представления людей, связанные с верой в сверхъестественное. |
Какой исторический тип философии характеризует космоцентризм?
а) средневековый;
б) античный;
в) эпохи Возрождения.
Назовите философское течение современной западной философии XX века, в которой сущность человека предшествует существованию.
а) философия жизни;
б) психоанализ;
в) экзистенциализм.
Найдите правильное соотношение:
Направления русской философии: а) русский космизм; б) философия положительного всеединства в) философия свободы и творчества | Русские философы: 1) Н.А. Бердяев 2) Н. Ф. Федоров 3) В. С. Соловьев
|
Назовите правильное соотношение:
Название концепции по проблеме происхождения человека: а) биологическая концепция б) материалистическая в) религиозно – идеалистическая | Их сущность:
1) человек сотворен разумной божественной силой. 2) человек – это сугубо природное существо, это животное, подчиняющегося инстинктам. 3) человек есть результат эволюции природы. |
6. Какое из приведенных определений соответствует категории бытия?
а) объективная реальность , которая дана человеку в ощущениях, которая
капируется , фотографируется , отображается нашими ощущениями.
б) совокупность объективной и субъективной реальности.
в) целостное миропонимание , в котором сочетается фантазия и реальность.
7. Всеобщее свойство материи , которая заключается в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта – это:
познание,
сознание,
материя,
отражения.
8. Распределите правильно:
а) восприятие б) ощущения в) суждение г) представление д) умозаключение е) понятие | 1) способность мозга воспроизводить объект по памяти или с помощью воображения. 2) целостный образ объект. 3) форма мышления, в которой отражаются существенные, закономерные свойства и признаки объекта. 4) отражение сознаний человека отдельных сторон объекта. 5) форма мышления, включающая а себя несколько понятий, связанных одним смыслом. 6) форма мышления, посредством которой выводится новое знание.
|
9. Такое содержание знания, которая не зависит от человека:
абсолютная истина ;
относительная истина;
объективная истина;
субъективная истина.
10. Философскую категорию, которая обеспечивает сохранение качества предмета, его стабильность называют:
а) движение;
б) покой;
в) материя;
г) бытие.
11. Назовите исторический тип философии, в котором философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек:
а) античная философия ;
б) средневековая философия;
в) философия Нового времени.
12. Разумно организованное высоко – развитое общество во всем его многообразии:
культура;
прогресс;
цивилизация.
Вариант № 4
Родоначальником европейской науки и философии был:
а) Сократ;
б) Пифагор;
в) Аристотель;
г) Фалес.
Найдите правильное соотношение:
Исторические типы Философский мировоззренческий
философии: принцип:
а) Античная философия 1) антропоцентризм;
б) Средневековая философия 2) космоцентризм;
в) философия Нового времени. 3) теоцентризм.
Найдите правильное соотношение:
а) Платон 1) какому философу принадлежат слова:
«Познай самого себя».
б) Аристотель 2) разработал проект «идеального государства».
в) Сократ 3) какой философ изрек: «Все есть число!»
г) Пифагор 4) кто из философов считал, что идея вещи
существует в самой вещи.
Материя – это:
а) все то, что не является сознанием;
б) объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания;
в) единство объективной и субъективной реальности.
Назовите исторический тип философии, в котором философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек:
а) античная философия;
б) средневековая философия;
в) философия эпохи Возрождения;
г) философия Нового времени.
Что такое гуманизм:
а) отождествление Бога с природой;
б) воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности;
в) признание первичности материи по отношению к сознанию;
г) признание того, что разум – главное оружие познания.
Назовите имя философа, который впервые обратился к антропоцентризму, к исследованию человека как уникального отделенного от природы существа:
а) Фалес;
б) Протагор;
в) Сократ;
г) Платон;
д) Аристотель.
Найдите правильное соотношение:
а) сознание б) истина в) бессознательное г) познание | 1) соответствие знаний действительности, 2) духовная деятельность человека по производству и переработке знаний в целях активного целенаправленного воздействия на окружающий мир и самого себя. 3) высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, которая заключается в обобщенном, целенаправленном и оценочном отражении действительности. 4) совокупность психических процессов не представленных в сознании человека. |
Найдите правильное соотношение:
Исторические типы философии:
а) Античная философия б) Средневековая философия в) философия Нового времени г) философия XX века.
| Философские концепции истории: 1) разум признается источником прогресса; линейная концепция. 2) концепция круговорота; 3) нелинейная концепция истории или теории культурно – историчеких типов, 4) выделяются узловые пункты истории, история имеет конечный пункт, но он достижим тогда, когда человечество станет Богочеловечеством. |
Назовите понятие, которому соответствует данное определение:
«результат творческой деятельности человека по преобразованию внешней ивнутренней природы».
а) творчество;
б) практика;
в) культура;
г) цивилизация.
Распределите правильно:
а) скептицизм б) агностицизм в) оптимизм | 1) отрицает или ограничивает возможность познание мира. 2) высказывает сомнения в возможностях познавательных процессов. 3) утверждает принципиально познаваемость мира. |
Назовите философа, который утверждал, что движущей силой развития цивилизации является «творческое меньшинство» ( ученые, жрецы, философы, политики), которое увлекает «нетворческое большинство» и способно ловить вызов природного или социального характера.
а) Сорокин;
б) Данилевский
в) Шпенглер
г) Тойнби.
Вариант № 5.
Найдите правильное соотношение:
а) рационолизм б) эмпиризм в) пантеизм г) иррационализм | а) учение, отождествляющее Бога с природой; б) направление, признающее разум основой познания и поведения людей. в) философское течение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и признающее основой познания чувства, интуицию, инстинкт; г) направление, признающее главным источником познания чувственный опыт. |
Найдите правильное соотношение:
а) Ницше 1) основные идеи: «Воля к власти», о сверхчеловеке, «о вечном возращении»
б) Хайдеггер 2) существование индивида, страх перед смертью, вины и ответственности.
в) Теяр де Шарден 3) гармония веры и разума, но вера выше знания, так как она от Бога, человек зависим от Бога, так как им создан.
Характерными чертами русской философии являются:
а) гуманизм,
б) антропологизм,
в) аксиологичность,
г) все выше перечисленное.
Подберите понятие к данному определению: «Обобщенная
система взглядов на мир в целом, на свое собственное место в
нем».
а) мифология,
б) мировоззрение,
в) религия.
Сократ явился основоположником учения:
а) о материи,
б) о морали,
в) об идее.
Причиной вещей Аристотель считал:
а) идеи,
б) формы,
в) материю.
Назовите этап в развитии средневековой философии, в котором на первый план выходят проблемы соотношение веры и разума, религии и науки, но приоритетным считалось христианское учение.
а) патристика,
б) схоластика,
в) классический,
г) эллинистический.
Какой исторический тип философии характеризует антропоцентризм?
а) античный,
б) средневековый,
в) эпохи Возрождения,
г) Нового времени.
Что такое пантеизм ?
а) учение о том, что Бог и природа составляют единое целое
б) признание того, что главным источником познания является рациональное мышление
в) учение о том, что Бог является творцом всего мира
г) признание того, что главным источником познания является чувственный опыт.
Найдите правильное соотношение:
а) пространство б) время в) движение г) покой | 1) выражает протяженность, структурность и взаимодействия материальных объектов. 2) проявляется не только в механическом перемещении вещей в пространстве, но и их изменении во времени. 3) состояние движения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качества. 4) выражает свойство вещей и событий иметь длительность и последовательность. |
Найдите правильное соотношение:
а) формы сознания б) виды сознания | 1) самосознание 2) разумное, абстрактное мышление. 3) индивидуальное сознание. 4) речь 5) предметная деятельность, творчество. 6) общественное сознание. |
Найдите полное определение науки:
а) совокупность операций по целенаправленному использованию техники,
б) деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний,
в) система искусственных органов и средств человеческой деятельности, которые предназначены для повышения эффективности этой деятельности.
Практические занятия (практическая работа или семинар).
Методические рекомендации по выполнению практической работы:
1) прежде чем начать выполнение задания, внимательно прочитайте вопрос, осмыслите его, сформулируйте ответ в устной форме и зафиксируйте его письменно;
2) ответ на вопрос должен быть кратким, но содержательным, если иного не требуется в самом задании;
4) формулировка ответа должна быть четкой и доступной для понимания;
5) письменное выполнение заданий возможно в произвольном порядке при сохранении нумерации.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, студент активно даёт полные ответы на все вопросы, показывает при этом глубокое овладение материалом, проявляет умение самостоятельно и аргументировано излагать материал и давать аргументированные пояснения своего ответа на вопросы, может привести примеры, анализировать информацию, делать самостоятельные
обобщения и выводы.
Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: даны ответы на все вопросы, изложения материала логическое, обоснованное фактами и примерами, студент обнаружил теоретические знания, но недостаточно владеет умением анализировать информацию, в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент недостаточно овладел сутью материала по данной теме, ответил на большую часть вопросов, но ответы даны краткие, без аргументированного пояснения или допущены ошибки при освещении теоретического материала.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопросы или вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимание основной сути вопросов, неумение делать выводы, обобщения.
Методические рекомендации по подготовке к семинару:
1) необходимо внимательно ознакомиться с темой и планом семинарского занятия, в котором содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение
2) осуществить поиск необходимой информации в соответствующих разделах учебника, учебного пособия или других рекомендованных дополнительных источниках
3) выписать основные понятия, которые понадобится при обсуждении на семинаре
4) подготовить сообщение с обязательным формулированием своего мнения по каждому вопросу и аргументированным его обоснованием (выполняется по личной инициативе студента или в обязательном порядке, в зависимости от рекомендаций преподавателя к конкретному семинару)
5) подготовить презентацию по одному или нескольким вопросам с последующим выступлением на семинаре (выполняется по личной инициативе студента или в обязательном порядке, в зависимости от рекомендаций преподавателя к конкретному семинару)
6) при подготовке к занятию необходимо записывать возникшие во время самостоятельной работы вопросы, чтобы затем на семинарском занятии получить на них ответы
7) в случае необходимости: обратиться за консультацией к преподавателю
Критерии оценки:
Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
Критерии оценивания:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» выставляется, если студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» выставляется, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» выставляется, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» выставляется, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Практическое занятие № 1.
Тема: «Философия Древнего мира и Средневековья».
Название: «Философские школы Древней Греции: краткая характеристика и анализ».
Время на выполнение: 2 часа
Форма проведения занятия: практическая работа
Инструкция: работа выполняется в письменном виде в аудиторное время.
Содержание работы.
Задание № 1. Сравните взгляды первых философов на проблему первоосновы мира (Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита).
Философ | Первооснова мира |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответьте на вопрос:
Что отличало от них учение Демокрита?
Задание № 2. Назовите основные периоды в истории античной философии. Как менялась ее проблематика от периода к периоду?
Задание № 3. Заполните таблицу: «Философия Античности»
Название философского направления | Представители | Основные идеи и взгляды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 4. В чем была особенность сократовского метода познания?
Что стало поводом для его легендарной фразы: «Я презираю людей, которые осудили меня, но я не могу не уважать законов моего государства»?
Задание № 5. Раскройте содержание платоновского учения о совершенном государстве.
Задание № 6. Как вы понимаете философский смысл следующих суждений:«Все течет, и ничто не пребывает», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…»
Практическое занятие № 2.
Тема: «Философия Возрождения и Нового времени».
Название: «Философия Нового времени: основные направления и их сущность»
Время на выполнение: 2 часа
Форма проведения занятия: практическая работа
Инструкция: работа выполняется в письменном виде в аудиторное время.
Содержание работы.
Задание № 1. Перечислите основные черты философии Нового времени:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
Задание № 2. Дайте определение понятию:
Гносеоцентризм ____________________________________________________________
Задание № 3. Заполните таблицу: «Философия Нового времени»
Философское течение | Представители | Общая характеристика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 4. Дайте определения понятиям:
1. Индукция _________________________________________________________________
2. Дедукция _________________________________________________________________
Задание № 5.Приведите примеры дедуктивного и индуктивного способа мышления (из любой сферы научного знания).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание № 6. Кому принадлежит известное изречение «Знание — сила»? Как вы понимаете это высказывание?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 3.
Тема: «Современная философия».
Название: «Философия XX века»
Время на выполнение: 2 часа
Форма проведения занятия: практическая работа
Инструкция: работа выполняется в письменном виде в аудиторное время.
Содержание работы.
Задание № 1. Дайте определение понятию:
Экзистенциализм_____________________________________________________________
Задание № 2. Заполните таблицу «Основные вопросы философии экзистенциализма»
Основные проблемы | Взгляды |
Место человека |
|
Проблема свободы |
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 3. Ответьте на вопрос: в чем видел экзистенциализм абсурд существования?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4. Ответьте на вопрос: в чем основное философское значение психоанализа? ________________________________________________________________________________
Задание № 5. Какой образ человека создает З. Фрейд в своем учении? Какую роль играют подсознательные мотивы в жизни человека, по Фрейду?
________________________________________________________________________________
Задание № 6. Заполните таблицу: «Философия XX века»
Философское течение | Представители | Общая характеристика |
Неопозитивизм |
|
|
Прагматизм |
|
|
Скептицизм |
|
|
Практическое занятие № 4.
Тема: «Учение о бытии и теория познания».
Название: «Онтология: происхождение и устройство мира»
Время на выполнение: 2 часа
Форма проведения занятия: практическая работа
Инструкция: работа выполняется в письменном виде в аудиторное время.
Содержание работы.
Задание № 1.Заполните таблицу: «Базовые категории онтологии»
Категория | Краткое определение
|
Онтология |
|
Бытие |
|
Небытие |
|
Существование |
|
Субстанция |
|
Атрибут |
|
Материя |
|
Идея |
|
Вещь |
|
Свойство |
|
Задание № 2. Ответьте на вопрос:
Древнегреческому философу Пармениду принадлежит высказывание: «Есть бытие, а не бытия вовсе нету…». Как вы понимаете его смысл?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание № 3.Заполните таблицу «Основные виды бытия»
Виды и атрибуты бытия | Краткая характеристика |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 4. Дайте определения понятиям:
1. Натурфилософия___________________________________________________________
2. Диалектика _______________________________________________________________
Задание № 5. Заполните таблицу: «Онтологические взгляды и представления»
Исторический период в развитии философии | Представители философии данного периода | Представления о происхождении и устройстве мира |
|
|
|
|
| |
|
| |
|
|
|
|
| |
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
Задание № 6. Прочитайте внимательно высказывание, принадлежащее Декарту:
Декарт: «Отбросив, таким образом, все то, в чем так или иначе мы можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела, — но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истинности всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение, я мыслю, следовательно, я существую, истинно».
Ответьте на вопросы:
1. Значит ли, по Декарту, что мысль есть условие всякого существования? В чем рациональный смысл связи бытия и мысли у Декарта?
______________________________________________________________________________
2. В каком смысле существование мышления есть обоснование существования бытия?
______________________________________________________________________________
Практическое занятие № 5.
Тема: «Учение о бытии и теория познания».
Название: «Истина: проблема поиска и ее сущность».
Время на выполнение: 2 часа
Форма проведения занятия: практическая работа
Инструкция: работа выполняется в письменном виде в аудиторное время.
Содержание работы.
Задание № 1. Дайте определение понятию «истина».
_____________________________________________________________________________
Задание № 2. Охарактеризуйте виды истины. Заполните таблицу.
Название вида истины | Содержание истины | Конкретный пример |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 3. Ответьте на вопрос: каковы критерии истины? Перечислите и кратко охарактеризуйте.
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
Задание № 4. Ответьте на вопрос: как искали истину в различные периоды истории? Заполните таблицу.
Хронологические рамки исторического периода | Философское направление (если можно выделить конкретно) | Решение вопроса поиска истины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 5. В современной философии отчетливо выделяются три концепции истины. Назовите их и дайте краткую характеристику. Какая из концепций, на ваш взгляд, более полно отражает вопрос о сущности истины?
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
Задание № 6. Практические люди утверждают: прежде чем чему-нибудь научиться, надо много «набить шишек», много раз попасть впросак, помучиться. А философы говорят, что только глупые люди учатся на собственных ошибках, - достаточно изучить чужие ошибки, чтобы их не повторять. Вопрос: кто, по-вашему, ближе к истине? Ответ аргументируйте.
_____________________________________________________________________________
Задание № 7. Говорят, что «истина рождается в споре». Как вы считаете, так ли это? Ответ аргументируйте.
_____________________________________________________________________________
Практическое занятие № 6.
Тема: «Этика и социальная философия»
Название: «Философия и глобальные проблемы современности».
Время на выполнение: 2 часа
Форма проведения занятия: семинар
Инструкция: обсуждение вопросов проходит в устной форме в виде фронтальной беседы в аудиторное время.
Рекомендации студентам по подготовке к занятию:
1. Ознакомиться с информацией по следующим вопросам:
Противоречия современного процесса глобализации мира.
Глобальные проблемы человечества, их причины и социальные последствия.
Многообразие глобальных проблем, их общие черты и классификация.
2. При подготовке к семинару использовать следующие источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учебник, М.: Академия, 2010. Глава 17. Философия и глобальные проблемы современности, стр. 177-185
2. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия. «Питер», 2009, Модуль 8. Философское осмысление глобальных проблем современности, стр. 250-260.
3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности/Сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. — М., 1990.
4. Горелов A.A. Социальная экология. — М., 1998.
Ход работы.
1. Обсуждение вопросов теоретического характера:
Что такое глобальные проблемы современности?
В чем причина возникновения и обострения глобальных проблем?
Как связаны между собой глобальные проблемы?
Как соотносятся понятия «природа» и «среда»?
Как соотносятся экологическая проблема и проблема взаимоотношения человека и природы?
Что такое глобальный экологический кризис? В чем его причины? Каковы его основные особенности?
Что писали о взаимодействии человека с природой философы древности, Средних веков, Нового времени?
Каковы важнейшие аспекты гармонизации взаимоотношений человека и природы?
2. Представление творческих работ студентов (презентации и другие виды работ).
3. Практические задания.
1) Предложите, исходя из идеалов ненасилия и ответственности перед миром, представляющих новую стратегию выживания, возможные сценарии решения глобальной экологической проблемы, предотвращение глобальных военных конфликтов и угрозы самоуничтожения человечества в результате ядерной войны?
2) Какие проблемы современного мира являются предметом философского анализа?3) Ортега – и – Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя как самый убогий из всех, плывет по течению. Прокомментируйте высказывания испанского философа.
4) «Экология духа - вот что сегодня, наряду с экологией природы и культуры, особенно важно... Ведь многие наши проблемы, в том числе и экологические, - прямой результат экологической безнравственности» (Д. Лихачев). Как Вы относитесь к такому суждению? И как можно понимать «экологию духа»?
5) Глобализация довела до предела, сделала тотальным по проникновению рыночный принцип жизни. Это – «рыночный фундаментализм» (Дж. Сорос). Теперь он распространяется не только на товары и услуги, но и на ценности, взгляды, мировоззренческие ориентации. Все, включая национальную культуру, имеет право на существование, а фактически - на выживание в условиях жесточайшей рыночной борьбы. Пожалуйста, выдвигай, пробуй, но что получится, что выживет, победит - решит рыночная конкуренция. Приведите примеры, иллюстрирующие эту ситуацию. Как к ней следует относиться? Чего в ней больше - минусов или плюсов для человечества?
6) Что Вы можете сказать о влиянии техногенной цивилизации на жизнь людей? Назовите позитивные и негативные моменты такого влияния.
4. Подведение итогов занятия.
1) В чем состоит глобальный кризис наших дней?
2) Что угрожает современному человечеству?3) Каковы возможные выходы из кризиса?
4) Может ли быть у человечества будущее?
Критерии и система оценивания:
Оценка «отлично» ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал (дидактические единицы, предусмотренные ФГОС или рабочей программой по дисциплине), исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
Оценка «хорошо» ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не знает отдельных разделов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.
Вопросы к зачету
Введение в философию
Философия Древнего Китая и Индии
Античная философия
Философия Средневековья
Философия Возрождения и Нового времени
Немецкая классическая философия
Западноевропейский иррационализм
Развитие русской философии
Современная философия
Онтология
Гносеология
Философская антропология
Социальная философия
Аксиология
Этика
Философия культуры
Философия науки
Глобальные проблемы цивилизации
5. Список источников информации
Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 337 с.
Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2015. – 172 с.
Гуревич П.С. Основы философии – М. Гердарики, 2012
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование).
Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. А. Горелов. – 14-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.
Философия. Под редакцией профессора В.П. Кохановского. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2004-01-01
Спиркин А.Г. Философия Учебник – М.: Гердарики, 2013
Философский словарь, - Ростов – на – Дону: «Феникс», 2015