«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Контрольная работа по истории России за курс 7-го класса

Контрольная работа по истории России за курс 7 класса (учебник "История России" Е.В. Пчелова, П.В. Лукин)

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Итоговая контрольная работа по истории РОССИИ

7 КЛАСС

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого заданий с выбором ответа (1-13) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответа, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует), задание считается невыполненным.

За правильный ответ на задания 14, 16, 17, 18 ставится 1 балл. Задания 17 оценивается 2 баллами, если допущена одна ошибка – оценивается 1 балл в соответствии со специальными критериями оценивания.

Задание 19. 21 оценивается по 2 балла, задание 20 оценивается 3 балла зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.



Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый

1-13 (52%)

13 баллов (52%)

Повышенный

5 заданий (20%)

6 баллов (24%)

Высокий

3 задания (12%)

7 баллов (28%)

Итого

21 задание

25 баллов



Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.



Отметка по
максимальной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0-7

(0-28%)

8-13

(31 -54%)

14-19

(57-76%)

20-26

(80-100%)



































1 вариант

1. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в (во)

  1) середине XV в. 2) второй половине XVI в. 3) первой половине XVII в. 4) конце XVII в.

Ответ:

2. В каком году впервые произошло венчание русского государя на царский престол?

  1) 1547 г. 2) 1598 г. 3) 1606 г. 4) 1613 г.

Ответ:

3. Какое со­бы­тие про­изо­шло рань­ше других?

1) за­клю­че­ние Де­улин­ско­го пе­ре­ми­рия с Польшей

2) из­бра­ние Зем­ским со­бо­ром на цар­ство Ми­ха­и­ла Романова

3) осво­бож­де­ние Моск­вы от по­ля­ков Вто­рым ополчением

4) смерть ца­ре­ви­ча Дмит­рия Ива­но­ви­ча в Угличе

Ответ:

4.  Как назывались возникшие в России в XVII в. предприятия, использовавшие ручную технику и разделение труда?

  1) цехи 2) фабрики 3) мануфактуры 4) ремесленные мастерские

Ответ:

5.Какое со­бы­тие от­но­сит­ся к пе­ри­о­ду прав­ле­ния Ивана IV?

1) вхождение Во­сточ­ной Си­би­ри в со­став Рос­сий­ско­го государства

2) Смоленская война

3) Ливонская война

4) окончательная лик­ви­да­ция за­ви­си­мо­сти Руси от Орды

Ответ:

6. Что из названного стало результатом реформ Никона в XVII в.?

1) учреждение патриаршества в России

2) изменение церковных обрядов

3) отделение церкви от государства

4) передача церковной земельной собственности государству

Ответ:

7. Что из названного было результатом народных волнений в Москве в 1662 г.?

1) ликвидация кормлений

2) отмена соляного налога

3) введение бессрочного сыска крестьян

4) прекращение чеканки медных денег

Ответ:













8. Что из пе­ре­чис­лен­но­го стало одним из след­ствий Смуты в Рос­сий­ском государстве?

1) при­со­еди­не­ние к Рос­сии по­бе­ре­жья Бал­тий­ско­го моря от Вы­бор­га до Риги

2) рас­пад Ли­вон­ско­го ордена

3) утра­та Рос­си­ей Смоленска

4) об­ра­зо­ва­ние Речи Посполитой

Ответ:

9. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите век, когда был принят документ, о котором идёт речь.

«К важнейшим в законодательном акте относятся главы, определяющие сословную структуру общества. Глава XI «Суд о крестьянах» удовлетворила требование дворян о праве на бессрочный сыск беглых. Тем самым отменялись урочные лета, и крестьяне с их потомством становились навечно собственностью помещиков, дворцового ведомства и духовных владельцев».

  1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в

Ответ:

Ответ:

10. Прочтите отрывок из труда историка и укажите правителя, о котором идёт речь.

«Царь Фёдор умер. С его кончиной пресеклась династия Ивана Калиты, правившая Mосковским государством на протяжении трёхсот лет. Влияние правителя пошатнулось. Знать мирилась с его властью, пока он вершил дел именем законного царя. Однако в глазах великих бояр он оставался не более чем худородным временщиком. Претензии правителя на обладание короной вызвали негодование потомков великих и удельных князей. "Временщик" не состоял в кpовном родстве с царём и потому не имел никаких формальных прав на трон».

 1) Василий Шуйский 2) Борис Годунов 3) Фёдор Мстиславский 4) Михаил Романов

Ответ:





































11.Рассмотрите схему.

Назовите руководителя восстания обозначенного на карте

 Ответ:

ЧАСТЬ 2

12.Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) введение опричнины

2) учреждение патриаршества в России

3) создание пол­ков «иноземного строя»

4) созыв первого Земского собора

Ответ: 















13. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ИМЕНА

СОБЫТИЕ

A) Патриарх Никон

Б) Степан Разин

B) Михаил Романов

1) восстание 1670-1671 гг.

2) Земский собор 1613 г.

3) Переяславская Рада

4) церковный раскол

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В








Ответ:

14. Напишите про­пу­щен­ное слово.

  Новые яв­ле­ния в ре­мес­ле со­зда­ва­ли пред­по­сыл­ки для раз­ви­тия в XVII в. пред­при­я­тий но­во­го типа — _________. Они были ос­но­ва­ны на раз­де­ле­нии труда и ис­поль­зо­ва­нии руч­ной ре­мес­лен­ной техники.

Ответ:

15.Сравните организацию русского войска в годы правления Ивана III и правления Ивана IV. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

 1) ограничение местничества при назначении на воинские должности

2) создание особого соединения царской рати — московского стрелецкого войска

3) большая роль дворянской конницы

4) наличие артиллерии 

Черты сходства

Черты различия





  

Часть 3

16.Укажите век, к которому относятся описанные в тексте события. Укажите название периода, о котором идёт речь.

Из сочинения историка

«Отношения Лжедмитрия с думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами…

Оказавшись на троне, Лжедмитрий столкнулся с теми же трудностями, что и его мнимый отец. Иностранных наблюдателей поражали московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы. Бояре не только решали с царём государственные дела, но и сопровождали его повсюду… Отрепьеву, не обладающему достаточным авторитетом среди московской знати, не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине…

Лжедмитрий нередко нарушал обычаи и ритуалы. В думе двадцатичетырёхлетний царь не прочь был высмеять своих сенаторов... Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать в чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться. Но сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы.

Ответ:

17. Используя знание исторических фактов, дайте характеристику исторической личности Ивана IV. Ваш ответ должен содержать не менее 2-х исторических фактов

2 вариант

1.В каком веке было принято Соборное уложение?

  1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в.

Ответ:

2. В каком году про­изо­шел Со­ля­ной бунт?

  1) 1549 г. 2) 1606 г. 3) 1648 г. 4) 1687 г.

Ответ:

3. Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий про­изо­шло рань­ше остальных?

 1) восстание под пред­во­ди­тель­ством Ивана Болотникова

2) «Соляной бунт» 3) «Медный бунт»

4) восстание под пред­во­ди­тель­ством Сте­па­на Разина

Ответ:

4. Как называлось сословно-представительное учреждение в России, появившееся в период реформ Избранной рады?

  1) Земский собор 2) Уложенная комиссия 3) Негласный комитет 4) Боярская дума

Ответ:

5. Что из пе­ре­чис­лен­но­го было пред­при­ня­то в пе­ри­од прав­ле­ния Ивана IV?

 1) учреждение пат­ри­ар­ше­ства в России 2) отмена уроч­ных лет

3) принятие Со­бор­но­го уложения 4) созыв пер­во­го Зем­ско­го собора

Ответ:

6. Одним из последствий внутренней политики царя Алексея Михайловича является

 1) ликвидация приказов 2) ликвидация монастырского землевладения

3) отмена местничества 4) введение подушной подати

Ответ:

7. Что из названного было результатом народных волнений в Москве в 1648 г.?

1) учреждение опричнины 2) отмена медных денег 3) созыв Земского собора

4) ограничение времени перехода крестьян к другому владельцу Юрьевым днём

Ответ:

8.  Что из названного относится к итогам Смуты конца XVI — начала XVII в.?

1) воцарение династии Романовых 2) проведение реформ Избранной рады

3) создание стрелецкого войска 4) начало созыва Земских соборов

Ответ:

9. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите век, когда происходили описываемые события.

«Князь Дмитрий Михайлович и Кузьма… пошли в Ярославль. Костромичи ж их проводили с великою радостию и дали им на подмогу многую казну. Они же к Ярославлю, и многие люди их встречали с радостию… Ярославцы же их приняли с великою честию и принесли дары многия. Они же не взяли у них ничего и, будучи в Ярославле, начали промышлять, как бы им идти под Московское государство на очищение. К ним же начали из градов приезжать многие ратные люди и посадские люди привозить на помочь денежную казну…»

  1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в. Ответ:



10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите пропущенное в нём имя царя.

«…гетман Богдан Хмельницкой и всё Войско Запорожское присылали к великому государю царю и великому князю бити челом многожды, чтоб он, великий государь, православные христианские веры искоренить и

святых Божиих церквей разорить гонителям их и клятвопреступникам не дал и над ними умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую руку... И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское с городами и с землями принять...»

  1) Иван Васильевич 2) Борис Фёдорович 3) Михаил Фёдорович 4) Алексей Михайлович

Ответ:

11. Рассмотрите схему и вы­пол­ни­те задание. 

 Кто был предводителем восстания обозначенного на карте?

  Ответ:



ЧАСТЬ 2

12. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

 1) принятие Соборного уложения 2) начало Ливонской войны

3) избрание на царство Михаила Романова

4) объединение Левобережной Украины с Россией

 Ответ: 









13. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ИМЕНА

СОБЫТИЕ

A) Елена Глинская

Б) Алексей Михайлович

B) К Минин

1) Соборное уложение 1649 г.

2) Крестьянское восстание

3) Введение единой для всей страны денежной единицы – московского рубля

4) II ополчение

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В








14. Запишите термин, о котором идёт речь.

  «Правительство, состоявшее из представителей знатных боярских родов, пришедшее к власти после свержения Василия Шуйского».

Ответ:

15. Сравните деятельность Первого и Второго ополчений в годы Смуты. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) выступление против польских захватчиков 2) участие Дмитрия Пожарского

3) формирование движения в Рязани 4) участие Кузьмы Минина

Черты сходства

Черты различия





 

Часть 3

16.Укажите век, к которому относятся описанные в отрывке события. Назовите династию русских царей, один из представителей которой упомянут в данном отрывке.

Из сочинения историка.

«Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия, западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на внутреннюю жизнь страны.

Россия уже была одной из самых больших стран мира, но всё ещё отставала по темпам развития экономики от западноевропейских стран. Осознание необходимости изменений в жизни страны подталкивало к изучению и внедрению лучших сторон европейского опыта. На русскую службу начали приглашаться иностранные специалисты. Они были необходимы для того, чтобы помочь использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства. Так, на основе западноевропейских образцов при Алексее Михайловиче был принят первый в русской армии воинский устав. Организовать в Москве производство оружия (пушечный завод) и построить первый русский военный корабль «Орёл» помогали голландские специалисты. Уже в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев. Иностранцы в Москве жили по своим обычаям, для чего была создана Немецкая слобода — «Кукуй»».



17. Используя знание исторических фактов, дайте характеристику исторической личности – царю Алексею Михайловичу. Ваш ответ должен содержать не менее 2-х исторических фактов



Ключи и критерии оценивания к заданиям

№ задания

1 вариант

2 вариант

1

3

4

2

1

3

3

4

1

4

3

1

5

3

4

6

2

3

7

4

3

8

3

1

9

4

4

10

3

2

11

2

4

12

3

4

13

4

3

14

4123

2314

15

412

314

16

мануфактура

Семибоярщина

17

3412

1234

18

Иван Третий

1462 – 1505 г.

Столбовский

19.

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) век — XVII в.;

2) династия — Романовы.

Максимальный балл – 2

1.Правильно обозначены хронологические рамки и династия – 2

2. Обозначено век или династия – 1 балл.

3. Ответ неправильный - 0

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) век — XVII в.;

2) династия — Романовы.

Максимальный балл – 2

1.Правильно обозначены хронологические рамки и династия – 2

2. Обозначено век или династия – 1 балл.

3. Ответ неправильный - 0

20

Утверждение.

«Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на

внутреннюю жизнь страны».

Могут быть указаны следующие факты:

1) чтобы получить возможность использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства, на русскую службу начали приглашать иностранных специалистов;

2) первый в русской армии воинский устав был принят на основе западноевропейских образцов;

3) голландские специалисты помогали организовать производство оружия(пушечный завод) в Москве и построить первый русский военный корабль «Орёл»;

4) в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев;

5) иностранцы в Москве жили по своим обычаям.

Максимальный балл – 3

1.Правильно обозначены утверждение и два факта – 3

2. Обозначено утверждение и один факт – 2 балл.

3.Обозначено утверждение или два факта – 1 балл

4. Обозначено один факт или ответ неправильный - 0

Утверждение

«Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на

внутреннюю жизнь страны».

Могут быть указаны следующие факты:

1) чтобы получить возможность использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства, на русскую службу начали приглашать иностранных специалистов;

2) первый в русской армии воинский устав был принят на основе западноевропейских образцов;

3) голландские специалисты помогали организовать производство оружия(пушечный завод) в Москве и построить первый русский военный корабль «Орёл»;

4) в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев;

5) иностранцы в Москве жили по своим обычаям.

Максимальный балл – 3

1.Правильно обозначены утверждение и два факта – 3

2. Обозначено утверждение и один факт – 2 балл.

3.Обозначено утверждение или два факта – 1 балл

4. Обозначено один факт или ответ неправильный - 0

21

Могут быть при­ве­де­ны факты (положения):

1) оба пра­ви­те­ля рас­ши­ри­ли гра­ни­цы Мос­ков­ско­го государства;

2) оба по­вы­си­ли ав­то­ри­тет вла­сти мос­ков­ско­го князя (царя) путём из­ме­не­ния титула;

3) оба пра­ви­те­ля вели ак­тив­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку в за­пад­ном на­прав­ле­нии (войны с Литвой).

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие факты (положения).

Максимальный балл – 2

1.Правильно обозначены два факта – 2

2. Обозначен один факт – 1 балл.

3. Ответ неправильный - 0


Пояснение.

Могут быть при­ве­де­ны факты (положения):

1) оба пра­ви­те­ля рас­ши­ри­ли гра­ни­цы Мос­ков­ско­го государства;

2) оба по­вы­си­ли ав­то­ри­тет вла­сти мос­ков­ско­го князя (царя) путём из­ме­не­ния титула;

3) оба пра­ви­те­ля вели ак­тив­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку в за­пад­ном на­прав­ле­нии (войны с Литвой).

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие факты (положения).

Максимальный балл – 2

1.Правильно обозначены два факта – 2

2. Обозначен один факт – 1 балл.

3. Ответ неправильный - 0














Бланк ответов

Итоговая диагностическая работа по истории 7 класс



Фамилия Имя________________________________ Класс________ Вариант_________ «______» мая 8



Часть 1 Внесите с таблицу номера правильных ответов заданий 1-10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10























11_______________________________________________________________________

Часть 2

При выполнении заданий 14-18 запишите ответ в бланк так, как указано в тексте задания.

12







13






14




15







16




17. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее