Консультация
«Польза кинетического песка
в период адаптации детей раннего возраста»
Ахметшина Розалия Ривхатовна
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е. адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Для этого мы используем «игры с песком».
Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективное будущее. Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем в него руки, появляется нечто похожее на рябь на воде. Можно сказать, что ребенку предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин. Данный метод очень прост, но дает потрясающий эффект.
Чем полезна песочница?
Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берёт в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движение песчинок, разравнивает или просто поглаживает, снимает стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.
Кинетический песок – это удивительный и таинственный материал. Он обладает способностью притягивать человека – своей позитивностью, способностью принимать любые формы. К нему приятно прикасаться.
В песочнице быстрее устанавливаются отношения между воспитателем и ребёнком, между детьми. Игры с песком использовались М. Монтессори, К. Юнгом и другими. Они считали, что игры с песком снимают детскую раздражительность, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей.
В играх с песком происходит снижение высокого уровня психического напряжения, как ребёнка, так и воспитателя, который в свою очередь тоже испытывает в этот период нервные перегрузки. Это ведёт к сокращению сроков адаптации.
Вначале взрослый показывает способы действия, а затем ребёнок повторяет их. Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе, а ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Воспитатель естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки. В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из–за отсутствия активной речи. Игры с кинетическим песком могут оказаться полезными для установления взаимопонимания со взрослыми, сверстниками и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует эмоциональное состояние ребенка.
В период адаптации ребенка к детском саду игра c песком способствует:
Быстрому установлению доверительных отношений между воспитателем и ребенком;
Происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя;
Ребенок быстро и осмысленно осваивает нормы, правила поведения и общения в группе;
Ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующие си-туации «Расставание с родителями, встреча с неизвестным», осваивая позитивные способы поведения.
Кроме того использование кинетической песочницы для детей раннего возраста (от года до трех лет) способствует развитию активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора, мышления, памяти, внимания, воображения. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического экспериментирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры. Занятия в кинетической песочнице стимулируют познавательный интерес и побуждают малыша к активному развитию.