Роль коммуникативных игр, как средство социализации старших дошкольников
Меркушина Екатерина Леонидовна
г.о.Коломна , г.Озёры
МБДОУ ЦРР-детский сад №14 «Весёлые звоночки»
2023г
В современном мире постепенно начинает приобретать актуальность проблема введения в педагогический процесс коммуникативных игр. В них ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, овладевает способами взаимодействия, начинает осознавать разный характер отношений к нему окружающих людей и своё отношение к ним. Коммуникативные игры приближают ребёнка к миру взрослых, моделируя их отношения. Такое моделирование-практически единственное средство ориентации детей в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых, что имеет решающее значение в социальном развитии ребёнка (43).Коммуникативные игры дают детям множество возможностей. Например изображать взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся устранять конфликты, выражать эмоции м адекватно взаимодействовать с окружающими .С помощью игр формируется такое качество личности, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. С помощью игр можно развить в ребёнке чувство коллективизма, которое характеризует нравственный облик ребёнка, перестраивает существенным образом его интеллектуальное развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.
Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей- от элементарных до самых сложных .В игровых ситуациях дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем во время обучающих занятий, исходя из этого, мы можем сказать, что сознательная цель-сосредоточить внимание, запомнить и припомнить. Условия во время
игры требуют от участников сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета.
Очень большое влияние оказывает на развитие речи Во время игр ребёнку необходимо взаимодействовать с другими детьми, если он не состоянии внятно высказать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции товарищей по игре, то ребятам будет играть с ним.
Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры передаются от старшего поколения детей более младшему-и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.
Игровая деятельность не только является средством всестороннего развития ребёнка, но и активно влияет на его социализацию, являющейся важным условием гармоничного развития детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях, одно из которых- развитие игровой деятельности. Для того чтобы развитие игровой деятельности происходило более эффективно, необходимо выполнять несколько условий:
- Свободное и добровольное включение детей в игру;
- дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;
- игра должна положительно воздействовать на эмоционально-волевую, интеллектуальную сферу участников;
- достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
- при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
- изменение игровой среды с учётом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением.
Старший дошкольный возраст-это период интенсивного развития как личности, так и познавательной сферы ребёнка. Благодаря высокой познавательной активности и стремлению к общению дошкольника использование коммуникативных игр в этом процессе представляется перспективным, именно через активное общение, через игры ,ребёнок превращается в гармоничную личность.
Коммуникативные игры-важное условие нормального психологического развития ребёнка -это средство социализации старших дошкольников. А так
же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни в социуме. Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста ,включает распознание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать ) информацию ; говорить самому.
Коммуникативные игры ставят задачи:
- развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
-развивать открытость умение выражать интерес к друг к другу и своё отношение к другим.
- показать детям, что значит взаимное признание и уважение.
-развивать коммуникативные навыки и умения без насилия разрешать конфликты
-вызывать заинтересованность в общей цели
- развивать готовность внести свою лепту в общее дело
- развивать готовность идти друг другу навстречу.
- учить проявлять терпение к недостаткам других.
-развивать умение считаться с интересами других.
Учитывая , что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности ,и она является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников.
Коммуникативные игры- так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Ведь общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребёнка. Коммуникативные игры дают детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты , выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В процессе игры ребёнку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом ,а не достичь какой-либо цели или решить задачу.
Задачи, которые выполняют коммуникативные игры:
-создание условий для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;
- развитие социальных навыков: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;
- воспитывать положительные отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
Существует несколько классификаций коммуникативных игр, я для себя выделила классификацию, предложенную Валентиной Яковлевной Зедгенидзе:
- игры, на сплочённость и сотрудничество ( Доброе животное, Дракон)
- игры , обучающие эффективным способам общения ( Попроси игрушку, Ты мне нравишься)
- игры , на социальное признание (Король)
- игры, на снятие конфликтности (Коврик примирения)
Опытные педагоги и психологи отмечают , что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:
-обеспечивают быструю адаптацию;
- вызывают эмоциональную разрядку;
- способствуют развитию мимики и жестов;
- улучшают воображение;
- развивают способность концентрироваться;
-развивают умение распознавать собственные чувства;
- развивают склонность к эмпатии:
- формируют умение соблюдать правила;
- помогают позитивно воспринимать окружающий мир;
- ребёнок-полноценная часть общества.
Какие же требования должен выполнять взрослый, чтобы игра получилась успешной. Н. В. Клюева и Ю.В. Касаткина (авторы книги «Учим детей
общению) составили несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков:
-не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребёнка работоспособность ещё невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
- используйте для игр время, когда ребёнок в хорошем настроении, не перевозбуждён, не утомлён ,не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20-25 минут,
- не говорите ребёнку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
-- помните , что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребёнок выдаёт первой без долгих размышлений;
- игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами , лучше уделить ему своё время ,когда он сам этого захочет.
Если соблюдать все рекомендации, то можно использовать коммуникативные игры :
-в ООД
-в режимных моментах
- во время игровой деятельности (в группе, на прогулке)
- на праздниках, развлечениях.
Коммуникативные игры включают в себя:
– желание вступать в контакт,
– умение организовать общение,
– знание норм и правил при общении.
Коммуникативные игры мы-педагоги включаем в повседневную работу, как средство социализации старших дошкольников.
Игры на развитие внимания к другим людям- способствуют развитию умения детей проявлять внимательность к другим людям, концентрироваться на других людях, что является важным умением для застенчивых детей. Это игры: «Сломанный телефон», «Сломанный телевизор». «Кто спрятался?», «Чей предмет?».
Игры для повышения детской самооценки- побуждают говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать предназначенные для них комплименты, это повышает их настроение и придаёт чувство собственной значимости. Игры: « Хорошие слова», «Комплименты»
Правило –не повторятся. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят ,обещают, восхищаются и передают при этом фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говори: «Спасибо, мне очень приятно» .Игры:
«Самый лучший», «Клубочек ласковых имён»
Игры-пантомимы-это преодоление застенчивости, благодаря которым ребёнок учится выражать свои эмоции м распознавать эмоции, которые другие дети пытаются передать при помощи мимики и жестов. Такие игры способствуют сближению детей и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков. Такие игры:
«Где мы были ,не скажем-а что делали, покажем», «Что изменилось?», «Кто пришёл», «Зеркало».
Коммуникативные игры для развития общения детей, установление контакта. Это вид игр помогает развивать навыки и умение решать конфликты .Развивать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, использовать мимику и жесты. Игры: «Яблоко настроений», «Давай дружить», «Серебряный колокольчик».
Игры на развитие доверительных отношений- укрепление чувства единства группы, сплочённости, на развитие умений детей договариваться друг с другом, игры помогут детям в раскрепощении эмоционально-волевой сферы, научат их доверительным отношениям. Такие игры : «Секрет», «Поворята», «Волшебные конфеты»
Игра для ребёнка-это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни .Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромис, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Таким образом , использование коммуникативных игр в детском саду способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим-факторы, определяющие судьбу ребёнка, дающие возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.