«Осенний фестиваль знаний 2024»

Консультация для воспитателей "Роль коммуникативных игр,как средство социализации старших дошкольников

В дошкольном возрасте важно развивать коммуникативные способности.Это необходимо для того,чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме,имел активную и ответственную социальную позицию,смог реализовать себя,всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки









Роль коммуникативных игр, как средство социализации старших дошкольников































Меркушина Екатерина Леонидовна

г.о.Коломна , г.Озёры

МБДОУ ЦРР-детский сад №14 «Весёлые звоночки»











2023г

В современном мире постепенно начинает приобретать актуальность проблема введения в педагогический процесс коммуникативных игр. В них ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, овладевает способами взаимодействия, начинает осознавать разный характер отношений к нему окружающих людей и своё отношение к ним. Коммуникативные игры приближают ребёнка к миру взрослых, моделируя их отношения. Такое моделирование-практически единственное средство ориентации детей в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых, что имеет решающее значение в социальном развитии ребёнка (43).Коммуникативные игры дают детям множество возможностей. Например изображать взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся устранять конфликты, выражать эмоции м адекватно взаимодействовать с окружающими .С помощью игр формируется такое качество личности, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. С помощью игр можно развить в ребёнке чувство коллективизма, которое характеризует нравственный облик ребёнка, перестраивает существенным образом его интеллектуальное развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей- от элементарных до самых сложных .В игровых ситуациях дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем во время обучающих занятий, исходя из этого, мы можем сказать, что сознательная цель-сосредоточить внимание, запомнить и припомнить. Условия во время

игры требуют от участников сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета.

Очень большое влияние оказывает на развитие речи Во время игр ребёнку необходимо взаимодействовать с другими детьми, если он не состоянии внятно высказать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции товарищей по игре, то ребятам будет играть с ним.

Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры передаются от старшего поколения детей более младшему-и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.

Игровая деятельность не только является средством всестороннего развития ребёнка, но и активно влияет на его социализацию, являющейся важным условием гармоничного развития детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях, одно из которых- развитие игровой деятельности. Для того чтобы развитие игровой деятельности происходило более эффективно, необходимо выполнять несколько условий:

- Свободное и добровольное включение детей в игру;

- дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;

- игра должна положительно воздействовать на эмоционально-волевую, интеллектуальную сферу участников;

- достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;

- при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;

- изменение игровой среды с учётом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением.

Старший дошкольный возраст-это период интенсивного развития как личности, так и познавательной сферы ребёнка. Благодаря высокой познавательной активности и стремлению к общению дошкольника использование коммуникативных игр в этом процессе представляется перспективным, именно через активное общение, через игры ,ребёнок превращается в гармоничную личность.

Коммуникативные игры-важное условие нормального психологического развития ребёнка -это средство социализации старших дошкольников. А так

же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни в социуме. Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста ,включает распознание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать ) информацию ; говорить самому.

Коммуникативные игры ставят задачи:

- развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

-развивать открытость умение выражать интерес к друг к другу и своё отношение к другим.

- показать детям, что значит взаимное признание и уважение.

-развивать коммуникативные навыки и умения без насилия разрешать конфликты

-вызывать заинтересованность в общей цели

- развивать готовность внести свою лепту в общее дело

- развивать готовность идти друг другу навстречу.

- учить проявлять терпение к недостаткам других.

-развивать умение считаться с интересами других.

Учитывая , что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности ,и она является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников.

Коммуникативные игры- так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Ведь общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребёнка. Коммуникативные игры дают детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты , выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В процессе игры ребёнку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом ,а не достичь какой-либо цели или решить задачу.

Задачи, которые выполняют коммуникативные игры:

-создание условий для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;

- развитие социальных навыков: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;

- воспитывать положительные отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.



Существует несколько классификаций коммуникативных игр, я для себя выделила классификацию, предложенную Валентиной Яковлевной Зедгенидзе:

- игры, на сплочённость и сотрудничество ( Доброе животное, Дракон)

- игры , обучающие эффективным способам общения ( Попроси игрушку, Ты мне нравишься)

- игры , на социальное признание (Король)

- игры, на снятие конфликтности (Коврик примирения)

Опытные педагоги и психологи отмечают , что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:

-обеспечивают быструю адаптацию;

- вызывают эмоциональную разрядку;

- способствуют развитию мимики и жестов;

- улучшают воображение;

- развивают способность концентрироваться;

-развивают умение распознавать собственные чувства;

- развивают склонность к эмпатии:

- формируют умение соблюдать правила;

- помогают позитивно воспринимать окружающий мир;

- ребёнок-полноценная часть общества.

Какие же требования должен выполнять взрослый, чтобы игра получилась успешной. Н. В. Клюева и Ю.В. Касаткина (авторы книги «Учим детей

общению) составили несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков:

-не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребёнка работоспособность ещё невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);

- используйте для игр время, когда ребёнок в хорошем настроении, не перевозбуждён, не утомлён ,не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20-25 минут,

- не говорите ребёнку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;

-- помните , что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребёнок выдаёт первой без долгих размышлений;

- игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами , лучше уделить ему своё время ,когда он сам этого захочет.

Если соблюдать все рекомендации, то можно использовать коммуникативные игры :

-в ООД

-в режимных моментах

- во время игровой деятельности (в группе, на прогулке)

- на праздниках, развлечениях.

Коммуникативные игры включают в себя:

– желание вступать в контакт,

– умение организовать общение,

– знание норм и правил при общении.

Коммуникативные игры мы-педагоги включаем в повседневную работу, как средство социализации старших дошкольников.

Игры на развитие внимания к другим людям- способствуют развитию умения детей проявлять внимательность к другим людям, концентрироваться на других людях, что является важным умением для застенчивых детей. Это игры: «Сломанный телефон», «Сломанный телевизор». «Кто спрятался?», «Чей предмет?».

Игры для повышения детской самооценки- побуждают говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать предназначенные для них комплименты, это повышает их настроение и придаёт чувство собственной значимости. Игры: « Хорошие слова», «Комплименты»

Правило –не повторятся. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят ,обещают, восхищаются и передают при этом фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говори: «Спасибо, мне очень приятно» .Игры:

«Самый лучший», «Клубочек ласковых имён»

Игры-пантомимы-это преодоление застенчивости, благодаря которым ребёнок учится выражать свои эмоции м распознавать эмоции, которые другие дети пытаются передать при помощи мимики и жестов. Такие игры способствуют сближению детей и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков. Такие игры:

«Где мы были ,не скажем-а что делали, покажем», «Что изменилось?», «Кто пришёл», «Зеркало».

Коммуникативные игры для развития общения детей, установление контакта. Это вид игр помогает развивать навыки и умение решать конфликты .Развивать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, использовать мимику и жесты. Игры: «Яблоко настроений», «Давай дружить», «Серебряный колокольчик».

Игры на развитие доверительных отношений- укрепление чувства единства группы, сплочённости, на развитие умений детей договариваться друг с другом, игры помогут детям в раскрепощении эмоционально-волевой сферы, научат их доверительным отношениям. Такие игры : «Секрет», «Поворята», «Волшебные конфеты»

Игра для ребёнка-это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни .Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромис, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Таким образом , использование коммуникативных игр в детском саду способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим-факторы, определяющие судьбу ребёнка, дающие возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее