Консультация для воспитателей
Личность педагога: профессионально значимые черты и педагогические способности
подготовила материал
воспитатель О.А. Лихачева
Главной целью образования в современных условиях становится воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию, к свободному и компетентному определению себя в обществе, культуре, профессии.
Педагог, осуществляя связь времен, связь поколений, передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность будущих поколений. Педагог - одна из самых сложных и ответственных профессий. Общество предъявляет к педагогу более высокие требования, чем к людям других профессий. Именно на педагога возлагается ответственная роль по созданию социальной воспитательной среды, а сам педагог должен выступать одновременно организатором, управителем и частью этой среды. Целью педагога должно быть развитие личности ребенка. Современный педагог - это не только передатчик знаний, но, прежде всего личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Педагог, в свою очередь, должен воспринимать ученика как индивидуальность, творческую и саморазвивающуюся личность[5].
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей[1].
Профессиональная деятельность каждого педагога в сочетании с разнообразными ее видами определяется направленностью и мотивами, которые являются основанием абстрактной модели личности педагога[6]. В ней интегрируются личностно-профессиональные черта, обладая которыми преподаватель может достичь хороших результатов в работе на фоне высокой педагогической культуры и мастерства. Кроме этого, перечисленные черта позволят преподавателю сконструировать, безусловно позитивное отношение к обучаемым, определяемое как признание, принятие другого человека и являющееся основой педагогического взаимодействия.
Профессионально - значимые черты педагога.
Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности педагога, являются его профессионально – значимые черты личности.
Личность современного педагога во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры, поскольку, во-первых, он сам для обучаемых источник научно-культурной информации. Во-вторых, профессиональная компетентность требует от педагога постоянного и регулярного обновления разнообразной информации из многочисленных источников. В-третьих, педагог постоянно оказывает на воспитанников нравственное влияние, эффективность которого находится в прямой зависимости от культуры и образованности педагога. Показателями выступают интеллектуальные черта: педагогическая внимательность, наблюдательность, сообразительность; гибкость, решительность, оригинальность, критичность, ясность, логичность, самостоятельность ума; педагогическая любознательность; развитость речи[3].
Для профессионала высокого уровня характерна глубокая и всесторонняя осведомленность по преподаваемому и смежным с ним предметам.
Душевная чуткость, или, как еще говорят, сердечность, педагога — позволяет чувствовать состояние своих подопечных, их настроение, взаимоотношения и вовремя приходить на помощь тем, кто в ней более всего нуждается[3].
Такой преподаватель осознает всю меру ответственности за воспитание подрастающего поколения. Это черта выражается в теплом отношении педагога к обучающимся, которое, в свою очередь, понимается как способность быть открытым и доступным.
Эмпатия — нравственно-эмоциональное черта, без которого нет гуманного педагога. Интерпретируя все известные подходы к определению содержательной стороны этого черта, следует отметить, что способность к сопереживанию может пониматься как способность войти в мир восприятия другого человека, увидеть этот мир его глазами. Это способность разбираться в чувствах другого человека и сообщать ему об этом. Здесь должна работать очень простая формула: чтобы уделять все свое внимание другому человеку, надо уметь забывать о себе.
Важной профессионально – значимой чертой является толерантность, которая выступает своеобразной характеристикой отношения педагога к своим воспитанникам на основе терпимости и переносимости неприятных или неприемлемых форм поведения, черт личности обучаемых[2].
Неотъемлемая профессионально – значимая черта педагога — справедливость — ассоциируется с объективностью. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки и образ поведения детей, учащихся, обучаемых. Свою гражданскую и профессиональную направленность преподаватель показывает своей гражданской позицией, общественно-педагогической активностью, принципиальностью в отношении общечеловеческих ценностей[7].
Милосердие представляется как сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. Оно проявляется в заботе, прощении причиненного зла, в стремлении к примирению. Это конкретные действия в отношении других. Милосердие соотносится с добром[5].
Педагогическая деятельность требует от человека единства интеллектуального, волевого и эмоционального напряжения, поэтому необходимыми профессионально - значимыми чертами педагога являются волевые черты характера, показывающие степень выдержки и самообладания: целеустремленность; наличие, разработанность оперативных (сиюминутных), тактических и стратегических целей педагогической работы; уверенность в своих силах и возможностях; решительность, смелость в форме оправданного педагогического риска; упорство в доведении начатого дела до конца; исполнительность[6].
Особенностью всех профессионально - значимых черт является то, что каждая из них носит интегративный, комплексный характер, так как объединяет в себе множество более узких и конкретных показателей, через которые и проявляется. Каждая черта связано с другими, дополняющими его, а также является многоуровневой структурой, вбирающей в себя знания о данной черте и способах её проявления, умение её демонстрировать.
Весь комплекс профессионально - значимых черт становится показателем педагогической культуры и мастерства педагога при наличии объемных знаний, профессиональных умений и навыков[5].
Педагогические способности.
Современный педагог сможет в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал в зависимости от глубины понимания сущности образования.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения [8,2,3].
Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль
Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.
От педагогических способностей педагога, от его профессионально – значимых черт личности зависит достижение им высокого мастерства в обучении и воспитании детей. Он способен одухотворять предметную деятельность воспитанников, восходить с ними на ценностное восприятие окружающей действительности, производить свободный и сознательный выбор, приучая воспитанников отдавать отчёт в собственных действиях, поведении, а в итоге, и собственной жизни[4].
Крепкая взаимная зависимость и взаимная обусловленность данных черт и способностей позволяет квалифицировать представленное как систему личностных социально – психологических образований, выполняющую роль решающего условия успешной профессиональной деятельности педагога.
Список литературы.
Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994.
Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. М., 1964.
Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. – Л., 1961. – 98 с.
Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М., 1990.
Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж, 2001.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2001.
Интернет – ресурс. http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm; см. статью Шайденковой Т.Н. "Структура дидактических умений учителя начальных классов"