Консультация для родителей
«Первые уроки нравственности для детей раннего возраста»
Понятие о морали как о системе норм, определяющих обязанности человека по
отношению к другим людям, еще недоступно ребенку двух - трех лет. Так не рано
ли говорить о нравственном воспитании ребенка этого возраста? Нет, не рано,
поскольку любой малыш третьего года жизни сумеет ответить на вопрос, что такое
хорошо и что такое плохо. Если не начать говорить о воспитании нравственности.
Когда ребенок совсем мал, то разговор о ней через несколько лет может просто
оказаться запоздалым.
Нравственность? Прежде всего, задатки тех личностных качеств малышей, о
которых следует позаботиться уже сегодня - доброты, отзывчивости, трудолюбия,
смелости, общительности... И, конечно, элементарные представления малыша о
своем родном доме, улице, городе, которые в последствии лягут в основу его
представлении о Родине.
В определенном смысле «нравственное лицо» каждого трехлетнего малыша
может немало рассказать постороннему человеку. Достаточно внимательно
присмотреться к действиям и поступкам ребенка, чтобы увидеть, какие из
родительских зерен познания, чувств, воли дали всходы, какие даже не
«проклюнулись», а какие не сеялись вовсе. Нравственная воспитанность ребенка
раннего возраста как бы подводит итог всему, что сделали родители за три года его
жизни, это своеобразный апофеоз всех воспитательных усилий взрослых!
В двух - трехлетнем возрасте у малышей пробуждается интерес к другим детям.
Что же мы будем иметь в виду, когда станем пользоваться по отношению к
самым маленьким нашим детям понятием "нравственность". Когда на прогулке
ваш сынишка засмотрелся на играющих детей: перестал играть и, не отрываясь,
наблюдает за играющими. Конечно, желание играть со сверстниками не появляется
само по себе. Вероятно, к этому возрастному периоду вы воспитывали у своего
малыша любовь к другим детям - отзывались о них по - доброму, хвалили их в его
присутствии, приучали к тому, что добрый человек должен поделится игрушкой с
другими. И ваши доброжелательные высказывания оставили в душе ребенка свой
след. Теперь он не просто засматривается на других детей, но и проявляет
совершенно определенную готовность общаться с ними. Помогите малышам
познакомиться, поощрите желание сынишки поделиться атрибутами для игры,
соорудите вместе с детьми несложную постройку, порадуйтесь коллективным
успехам.
Доброжелательное отношение двух - трехлетнего малыша к сверстникам -
важное нравственное умение, которое родители должны лелеять и развивать,
потому что умение, сотрудничать с другими обеспечивает малышу эмоциональный
комфорт, отвечает его потребности. Общение со сверстниками обогащает опыт
контактов ребенка с близкими взрослыми, вносит в них новую, живую струю и,
кроме того, облегчает ему общение с посторонними взрослыми.
Хорошо, если ваш ребенок будет часто общаться с малышами на прогулке, в
гостях. Пока они не столько играют вместе, сколько рядом, но при этом у них уже
вырабатывается понятие «Я» и «Мы», которые в дальнейшем будут тесно связаны.
Нужно ли наказывать малыша? Принимая то или иное решение, помните, что
наказание ребенок никогда не должен воспринимать как проявление родительского
раздражения и власти над ним. Если вы уже наказали малыша (естественно, не
физически), то он должен воспринимать его как результат своего плохого
поведения. Наказание маленького ребенка в частности, вопрос очень сложный.
Никто не станет оспаривать, что в отдельных случаях может возникнуть
необходимость в порицании ребенка. Но оно должно быть выражено лишь
словесно и эмоционально неодобрительным словом, взглядом, нежеланием
общаться, но ни в коем случае не шлепать ребенка, ставить в угол, лишать сладости
и чего-то другого.
Заботясь о нервной системе малыша, нужно с первых лет воспитывать правдиво,
без хитрости и обмана. Иногда родители прибегают ко лжи как к спасению.
Например: «Съешь кашу, куплю тебе машинку» и т. д. Но игрушку вы не
покупаете и у ребенка формируется представление о лжи, как о допустимом в
общении людей форме поведения. А это чревато серьезными последствиями в
скором будущем.
Еще одним компонентом нравственного воспитания малышей является бережное
отношение к природе. Общаясь с близкими взрослыми, ваш малыш научается
бережно относиться к окружающей природе. Взрослым необходимо поддерживать
интерес к живой и неживой природе, а также доброжелательное и заботливое
отношение к ней. С ребенком можно вместе полить цветы, покормить рыбок,
накрошить птичкам крошек, взрыхлить землю возле кустарников. Необходимо
рассказать ребенку правила бережного отношения к природе - не рви, не топчи, не
ломай, не порть без нужды, не мучай, не сори. Если это ребенок усвоит с раннего
возраста, то он никогда не сорвет цветок с клумбы, а только понюхает его и т. д.
В этом возрасте необходимо приучать ребенка к труду. Труд-это источник
нравственного воспитания человека. Нельзя рассчитывать на то, что завтра мы
воспитаем в ребенке трудолюбие, нужно начинать уже сегодня. Ребенок в этом
возрасте уже может убрать за собой игрушки, поставить на место книжки, сложить
в определенном месте одежду. Если у вашего трехлетнего малыша есть готовность
и желание помочь вам, выполнить элементарное трудовое поручение без вашей
помощи, дорожите ею! Никогда не говорите ему: «Ты еще маленький, вот
подрастешь, тогда...» Он не умеет ждать серьезного завтра, когда, наконец, ему
доверят что-то. Поэтому пусть он растет, понемногу приобретая трудовые навыки
и умения, доступные для его возраста.
В желании вашего ребенка прийти вам на помощь, когда она требуется, выражена
привязанность малыша к родителям, стремление действенно продемонстрировать
ее. Появление такого желания - показатель хорошего нравственного развития
ребенка раннего возраста. Очень важно, чтобы к концу третьего года жизни
ребенок понимал, что любить мать и отца - это прежде всего заботиться о них,
проявлять послушание, умение сделать приятное. Показывайте малышу на личных
примерах, в чем выражается ваша любовь к нему самому, к другим членам семьи,
приобщайте к заботе о каждом из них.