Как научить ребенка трудиться?
Каждый родитель неоднократно сталкивается с необходимостью объяснить чаду, что труд – это то, что нужно и важно для каждого человека. Казалось бы, об этом можно сказать много правильных слов, но на практике оказывается, что объяснить ребенку необходимость трудиться не так просто.
Абсолютно правильные и понятные каждому фразы: «Кто не работает, тот не ест», «Хочешь чего-то добиться – нужно трудиться» и тому подобные, как правило, не производят должного впечатления на ребенка и даже неоднократное их повторение вряд ли можно назвать действенным.
Сначала ребенок просто не понимает смысл этих мудрых выражений, а будучи чуть старше и вовсе может привести массу контраргументов в духе того, что ему это вовсе не нужно и он устал.
Ошибаются и те родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше. Вспомните: ваш сын или дочь трудились даже тогда, когда еще не умели вставать на ножки. С каким упорством тянулись они к заинтересовавшей их игрушке, как старательно сжимали свой еще слабый кулачок, пытаясь взять, удержать ее! Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять. Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.
У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще малодоступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим. Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движения, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление.
Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда — его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться. Считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, надо в то же время не допускать неисполнительности, следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца.
Как? Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог малышу, увлекая его своим примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее.
В младшем дошкольном возрасте, у ребенка появляются осознанные потребности участвовать в труде, помощи. Но опыта должного и умения еще не достаточно. Поэтому малыши нуждаются в нашей помощи, помощи взрослых. Приобретение опыта возможно в этом возрасте только через наглядность, копирование нашего поведения. Наша задача, как можно доступнее и без принуждения, создать модель трудолюбия. Побуждать желание ребенка трудиться, помогать, заботиться.
В дальнейшем, когда ребенок становится старше, он имеет некоторый опыт и может самостоятельно принимать решение, о своей значимости в труде и помощи. Что формирует фундамент нравственного развития, активной позиции в жизни. У детей необходимо воспитывать осознанное положительное отношение к труду. И задача воспитателей детского сада и родителей уделить достаточно времени к формированию этих качеств характера детей. Взрослый подает пример добросовестного отношения к делу, оказывает практическую помощь в случае затруднения. Даёт оценку поведения ребенка, его трудовым умениям, усилиям с точки зрения качества выполненной работы, напоминает о цели, направленности труда.
Отрицательное отношение детей к труду, формирует в равной степени, как перегрузка, так и недостаточная нагрузка в поручении.
Формирование желания трудиться помогают определенные эмоции или переживания, которые глубоко затрагивают личность, ее потребности и интересы. Большое влияние на формирование желания трудиться, оказывают поощрения взрослого: одобрение, похвала, показ образцов труда ребенка близким, товарищам.
Большое значение имеет отношение нас самих взрослых, к своим обязанностям по дому и, особенно к своей основной работе. Дети видят, в каком настроении мы приходим с работы в семью, какие разговоры ведем, о своем удовлетворении проведенным трудовым днем – все это имеет прямое отношение к формированию у детей интереса к труду, желания, стремления трудиться.
Взрослым нужно помнить, что положительное эмоциональное наше отношение к труду является залогом основы воспитания трудолюбия наших детей. Непростая задача воспитания потребности к труду может быть успешно решена при совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.