«Осенний фестиваль знаний 2024»

Консультация для педагогов на тему «Применение современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало и занимает на сегодняшний день центральное место в социальном заказе общества. А на современном этапе развития общества идея нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения является более чем актуальной и приобретает все большее общественное значение, становясь задачей государственной важности.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Консультация для педагогов на тему «Применение современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»


Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало и занимает на сегодняшний день центральное место в социальном заказе общества. А на современном этапе развития общества идея нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения является более чем актуальной и приобретает все большее общественное значение, становясь задачей государственной важности.

В содержании ФГОС ДО также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. А в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» утвержденной Правительством РФ от 29.05.2015, приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

В условиях обширной информатизации общества, через разнообразные средства массовой информации: телевидение, Интернет и пр., происходит достаточно мощное отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений, что сегодня является серьезной, согласитесь, проблемой воспитания детей. Повсеместное насаждение западно-культурных традиций и ценностей путем вытеснения традиций нашей собственной славянской культуры способствует постепенной, но довольно стремительной и системной деморализации как отдельных личностей, так и общества в целом.

И, следовательно, нравственно-патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Возникает вопрос о том, «почему именно в дошкольном возрасте»?

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма. 

Согласно исследованиям Л.И. Божович, В.Г. Мухиной, формирование патриотических чувств определено возрастными характеристиками дошкольников: большая познавательная активность, впечатлительность, эмоциональная открытость, подражательность, доверчивость, из чего следует, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для нравственно-патриотического воспитания детей. То есть, именно в дошкольном детстве зарождаются нравственно-патриотические чувства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Важно знать, что формирование данных чувств в ребенке происходит постепенно, в ходе воспитания любви и уважения к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране, традициям, культуре и людям, которые ее населяют. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие механизмов социальной адаптации в обществе, эмоциональной и волевой сфер, начинается процесс осознания себя в окружающем мире и национально-культурной самоидентификации.

По этой причине, и я думаю, что вы согласитесь, на сегодняшний день, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, традиции, ценности.

Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно–патриотическом воспитании, особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте, педагогам детского сада в своей работе необходимо использовать новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку 4-7 лет скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Говоря об инновационных технологиях в нравственно-патриотическом воспитании, прежде всего, необходимо коснуться тех, которые используются в работе дошкольных организаций чаще всего в силу повсеместной распространенности (активно работающие во всех направлениях деятельности): это квест-игра, интерактивная технология, проектные технологии, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно–компьютерными технологиями.

В двух словах о некоторых технологиях:

Квест-технология – это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Данный прием интерактивной технологии позволяет решить сразу несколько задач:

- активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

- развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;

- эмоционально окрасить обучение, сделать ребенка не объектом, а субъектом обучения.

Это прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Технология метода проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.

На базе дошкольных образовательных учреждений создаются повсеместно мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные уголки. Темы, как для мини-музеев, так и для музейных уголков используются самые разнообразные – такие как: Мини-музей «Народных промыслов», Мини-музей «Традиции Коми», уголок Боевой и Трудовой Славы, уголок народных коми игр.

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

Эффективность функционирования мини – музеев в ДОУ и музейных уголков уже давно доказана и можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

В работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма воспитатели не редко активно используют ИКТ.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

Традиционным в работе по нравственно-патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Еще одной популярной технологией, активно применяющейся на сегодняшний день для нравственно-патриотического воспитания, можно назвать флешмоб, который сплочает и объединяет дошкольников. Флешмоб - это заранее спланированная акция в общественном месте. В детском коллективе флешмоб используют для развития творческих способностей и умения работать в команде. Организация флешмобов к тематическим мероприятиям нравственно-патриотической направленности позволит и познакомить либо закрепить имеющиеся знания дошкольников о дате (к 9 мая, к 23 февраля, спортивные флешмобы и т.п.) в виде танца, общего исполнения песни, а так же флешмоб, во время его проведения, учит детей дружить и правильно общаться друг с другом. Общее мероприятие организовывает детский коллектив в нестандартных условиях, ведь все дети в с удовольствием повторяют движения под веселую или торжественную музыку. Удачным станет флешмоб, в котором задания на повторение движений звучат на разных языках. Участники флешмоба успевают не только повторять движения, но узнают новые фразы на другом языке. Чтобы дети не заскучали, им усложняют задачу и предлагают повторять не только движения, но и подпевать. Такой флешмоб делает мероприятие необычным, а дети приобретают новые знания и умения.

Активный флешмоб длится 3–10 минут. Приветствуется подключение и вовлечение родителей и сотрудников ДОУ. Чем больше людей подключится, тем успешнее мероприятия. Вперед к идеалу!

Таким образом, анализируя информационные источники, можно утверждать, что использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Материал составлен с опорой на интернет-ресурс: 

https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/ispolzovanie-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologij-v-nravstvenno-patrioticheskom-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее