Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Образовательные области: «Коммуникация»
Раздел: Развитие речи
Тема: «Моя семья»
Цель: закрепить представления детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, об обязанностях членов семьи;
Задачи:учить понимать и объяснять смысл поговорок; упражнять в составлении предложений по картинкам; использовать в речи слова в соответствии с их грамматическими категориями, употреблять существительные единственного и множественного числа родительного и дательного падежей; в образовании притяжательных прилагательных, антонимов; закреплять навыки звукового анализа, составления слов из разрозненных букв, разгадывания ребусов; развивать связную речь, речевое дыхание, внимание, память, мелкую моторику; воспитывать умение правильно строить взаимоотношения с членами семьи, любовь и заботливое отношение к ним.
Билингвальный компонент: отбасы-семья, шеше-мама, әке-папа, әже –бабушка, ата-дедушка.
Этапы деятельности:
Действия воспитателя:
Действия детей:
Мотивационно - побудительный:
Доброе утро дети.
Родостный круг.(Все вместе говорят)
А что такое ребус, вы знаете?(вывесить на доску ребус) Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь зашифровано. (Картинка семья)
- Как вы думаете, что обозначает это слово – семья? Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка – походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинки, как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Проводит пальчиковую гимнастику «Семья»
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик- папочка
Этот пальчик – мамочка
Ну, а этот пальчик я
Вместе дружная семья.
Отгадывают ребус, называют слово «семья». Рассматривают картинку «Семья». Выполняют пальчиковую гимнастику. (повторяют движения за воспитателем)
Организационно –поисковый:
Работа по азбуке-тетради:
Предлагает сделать звуковой анализ к слову «семья»
Давайте разделим слово «Семья» на слоги.
Предлагает посмотреть на картинку в азбуке-тетради.
-Кого вы видите на картинке? Просит детей дать имена по первым буквам. Как различаются между собой дети? А как вы думаете ,кто из детей старше всех?(Юра)(Юра,Лена,Игорь,Яна)
Предлагает расставить детей по возрасту.
Просит детей вписать в клетки по порядку буквы на их одежде. И тогда вы узнаете, как зовут их маму. Показывает картинку мамы Юлии.
Мама Юлия приготовила для вас задание ,где нужно закончить предложение.
Если мама младше бабушки, то бабушка…….
Если дедушка старше папы, то папа…….
Если брат ниже сестры, то сестра ….
А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Назови ласково». Просит детей встать в круг.
- Я буду бросать вам по очереди мяч, называя одного из членов семьи, а вы должны произнести его в уменьшительно-ласкательной форме. Например, мама – мамочка и т.д.
Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Для этого вам нужно узнать членов семьи и определить их вещи.
Загадки о семье:
*Кто встает раным-рано, в доме с ней добро, тепло.
Дочку, сына одевает, в садик, в школу провожает? (мама). Находим на картинке маму и приклеиваем и называем вещь, которая ей принадлежит.
*Он машину ловко водит, в стенку гвоздик заколотит.
Маме дома помогает и с детишками играет (папа).
*Кто, ребята, отвечайте, вкусно стряпает всегда?
Вяжет нам носки и кофты, юбки, брюки, свитера.
Кот-мурлыка под столом поиграл ее клубком. (бабушка)
*Носит медали он на груди, всем он на помощь стремиться прийти.
Бабушка кличет его молодцом, стар он годами, да молод умом.(дедушка)
Просит рассказать детей, кто чем занимается в их семье.
Физминутка. «Помогаю маме»
Маму я свою люблю,
Я дрова ей наколю
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду я стрясаю.
- А вы знаете, что о семье есть очень много поговорок .
Сердце матери лучше солнца греет.(Как вы понимаете смысл этой поговорки?)
В хорошей семье и дети хорошими растут!(смысл поговорки)
Беседа: чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого не пользовать чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать друг другу занимать своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых, надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение.
- А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить.
- Вы знаете такие волшебные слова? Тогда поиграем.
- Я начну, вы продолжайте, дружно хором отвечайте!
Игра «Волшебные слова»
Я начну, вы продолжайте, дружно хором отвечайте.
Растает ледяная глыба от слова теплого - .... (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит -…(добрый день)
Когда бранят за шалости, мы говорим- …..(прости, пожалуйста.)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы ….(спасибо)
Если словом или делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить спасибо.
Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики.
- Посмотрите на картинки и скажите, кто кому помогает. Раскрасьте картинку, которая вам понравилась.
Работают по азбуке – тетради:
Делят слово «семья» на слоги, выполняют звуковой анализ второго слога.
Рассматривают картинку «Семья» Дают имена детям по буквам. Называют детей по возрасту, вписывают в клетки первые буквы имен. Узнают имя мамы(Юлия)
Выполняют задание «Закончи предложение»
Встают в круг,играют в игру «Назови ласково».
Работают в азбуке –тетради. отгадывают загадки о семье, находят членов семьи и приклеивают им соответствующую вещь.
Работают по азбуке-тетради.(по картинкам)Называют кто, чем занимается в их семье.
Имитируют движения.
Рассуждают.
Слушают рассказ воспитателя.
Играю в игру «Волшебные слова»