Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с природой «Дятел»
Задачи:
Формировать реалистическое представление о птицах, о дятле.
Расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении к среде обитания.
Развивать интерес и любовь детей к природе.
Активизировать внимание и память (через элементы разукрашивания запоминать внешний облик птицы).
Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
Материал: Иллюстрации с изображением дятла; фонограмма с барабанной дробью, которую издает дятел; видеоролик с дятлом; раскраски, цветные карандаши.
Ход НОД:
Воспитатель. Снится ночью червяку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это..(птица).
Ребята, сегодня мы будем говорить о птице нашего края. Что это за птица, вы узнаете чуть позже. А сейчас я предлагаю ответить на вопрос: Какие птицы обитают в нашем краю?
Ответы детей.
Воспитатель. А сможете ли вы отгадать, о каких птицах идет речь в этих загадках?
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей).
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда
Сядет где-то на суку
И кричит: «Ку-ку, ку-ку!» (Кукушка).
Не сверкает опереньем,
Не приятен он на вид,
А чудесным звонким пеньем
Всех на свете удивит.
Можно слушать без конца
Знаменитого певца. (Соловей).
Зимой на ветках – яблоки!
Скорей их собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - …(Снегири).
Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока).
А кого в лесу недаром
Называют санитаром?
О себе загадку вам
Загадать он хочет сам:
- По деревьям я скачу,
Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук-тук!
Где тут, где тут
Вредный жук? (Дятел).
Воспитатель. Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой отлучки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.
Набухают быстро почки,
Появляются листочки,
Всюду гомон, птичья трель –
Это в лес пришел апрель.
Воспитатель. Звонкий хор веселых птичьих голосов пришел в лес вместе с весной. Щебетание и посвистывание перекликаются с громкой барабанной дробью. (Включить послушать фонограмму как дятел долбит клювом по стволу). Кто же это барабанит в лесу?
Ответы детей. Дятел
Воспитатель. Да, барабанную дробь выбивает своим крепким клювом большой пестрый дятел.
Это он присел на сук
И стучит: тук-тук, тук-тук!
(Рассматривание изображение дятла).
Воспитатель. Ребята, а кто из вас видел дятла? Как он выглядит? Расскажите.
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран. (Видеоролик с дятлом). Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него черная. Крылья тоже черные, но с белыми крапинами. Брюшко этой птицы белое с черными крапинами. А на голове у дятла ярко – красное пятно, точно беретик. Хвост у него большой и упругий. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель. Строение дятла необыкновенно связано с его основным занятием – долбежкой. Хвост служит пружинистой опорой, перья помогают удерживаться, клюв предназначен к разрушению твердой коры, а язык – к извлечению добычи.
Воспитатель. А сейчас давайте отдохнем немного.
Физкультминутка. «Дятел»
Долго дятел дуб долбит. (Повороты туловища влево и вправо (руки на поясе).
Клювом дятел дуб долбит. (Пальчики в форме клювика, постучать по одной
ладони, затем по другой).
Тук, тук, тук, (2 раза) (2 наклона вперед)
Пауков найдет он. (Пальчики в форме клювика, постучать по одной ладони, затем по другой).
Воспитатель. У дятла большой и крепкий клюв. Вы, конечно же, понимаете почему? Только крепкий клюв может сделать дырочку в достаточно твердом стволе дерева. А язычок у дятла длинный, иначе трудно будет проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры. Крепкий клюв помогает дятлу мастерить себе жилище. Две недели надо дятлу, чтобы выдолбить большое дупло. Весной в этом дупле появятся у дятла птенцы.
Воспитатель. Ребята, перед вами лежат раскраски, с изображением дятла, я предлагаю вам раскрасить их цветными карандашами.
Деятельность детей, раскрашивание раскраски. Рассмотреть работы.
Итог: Ребята, что нового, интересного вы узнали о дятле?
Чем питаются дятлы?
Как дятлы используют свой хвост?