ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности
№ занятия: 11
Тема занятия: Правила поведения в условиях криминогенного характера
Тип занятия (лекция, комбинированный урок, практическая работа, другое (см. лист Приложения в КТП)): лекция
Необходимое техническое оборудование (персональный компьютер, проектор, другое): ________________________________________________________________
Структура и ход занятия:
Этап занятия | Деятельность преподавателя | Примерное время |
Организационный момент | - проверка и фиксация отсутствующих; - объявление темы и цели занятия; - объявление плана занятия (план предстоящей деятельности обучающихся на занятии: изучение нового материала, контроль работы на уроке и т.д.) | 5 – 7 мин. |
Актуализация знаний | Пояснения, почему и для чего обучающимся нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. | 8 – 10 мин. |
Изучение нового материала
Самостоятельная работа в парах
| Объяснение нового материала (с использованием наглядных пособий, раздаточного материала, презентации и т.п.) Основные тезисы по теме занятия: Люди становятся жертвами насилия вследствие собственной беспечности и незнания правил личной безопасности. Однозначных рекомендаций на все случаи жизни при попадании в криминогенные ситуации нет, так как они зависят от многих факторов. Поэтому целесообразно использовать известные примеры, имевшие место в вашем городе, районе, населенном пункте. Опираясь на известные факты, выработайте свою точку зрения на правила поведения в той или иной ситуации. Вы можете обсудить любые ситуации, которые считаете наиболее актуальными для вас. Приведем рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в ряде наиболее характерных криминогенных ситуаций. Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях: Не ходите одни в отдаленные и безлюдные места. Не принимайте подарки и угощения от незнакомых людей. Не пускайте посторонних в свою квартиру. Не садитесь в чужую машину. Не входите с незнакомым человеком в лифт. Знайте правила безопасного поведения в общественных местах и в толпе. Будьте бдительными, не трогайте незнакомые подозрительные предметы. Нападение в лифте. Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за вами зайдет в кабину. Если в вызванном вами лифте уже находится незнакомый вам человек, внушающий подозрение, не входите в кабину. Если вы вошли в лифт с незнакомцем, не стойте в лифте к нему спиной и наблюдайте за его действиями. При нападении на вас в лифте, кричите, шумите, стучите по стенам кабины. Защищайтесь любыми способами, используя право необходимой обороны. Постоянно нажимайте кнопку ближайшего этажа. Если двери лифта открылись, постарайтесь выскочить на площадку, позовите жильцов дома на помощь. Оказавшись в безопасности, немедленно позвоните в милицию по телефону «02», сообщите, что с вами произошло, точный адрес, а также приметы и направление ухода нападавшего. Нападение в подъезде. Если дом оборудован домофоном, перед входом в подъезд вызовите свою квартиру и попросите родителей вас встретить. Не выходите на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром. При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей, постарайтесь выскочить на улицу. При внезапном нападении оцените ситуацию и по возможности защищайтесь любым способом. Попытайтесь ошеломить нападающего, чтобы выиграть время, пока подоспеет какая-либо помощь. После нападения, оказавшись в безопасности, немедленно сообщите о случившемся родителям и позвоните в милицию. Безопасность на улице. Следует избегать кратчайших маршрутов, пролегающих через глухие дворы, пустыри, стройки, лесопосадки и другие малолюдные места. Хорошо изучите дорогу домой, имейте несколько вариантов движения. Если вы оказались в малолюдном темном квартале, то идите по середине улицы. Необходимо знать, где на вашем пути находится ближайшее отделение милиции. Если вам необходимо возвращаться домой в темное время суток, позвоните домой, чтобы вас встретили. Лучше идти по улице в темное время в группе, вышедшей из автобуса, метро, электрички. Переходить по подземному переходу лучше в группе. Идти безопаснее по краю тротуара, навстречу движению. Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейти на другую сторону улицы или изменить маршрут. Если кто-то пытается с вами заговорить, не ввязывайтесь в разговор. Сделайте вид, что спешите, и идите в направлении освещенного и многолюдного места. Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, то разумнее перейти на другую сторону улицы. Самостоятельная работа в парах «Составление рекомендаций» по теме: «Профилактика насилия (рекомендации для девушек)» Чтобы не подвергнуться насилию, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил: Всегда предупреждайте родственников о том, куда вы идете, и просите их встретить вас в вечернее время. Назначайте свидание только в многолюдных и хорошо освещенных местах. Носите свободную одежду и обувь. Не провоцируйте насильников вызывающей одеждой. Имейте при себе средства самообороны (свисток, газовый баллончик). Избегайте на своем маршруте строек, пустырей, плохо освещенных улиц. Почувствовав преследование, оглянитесь. Не ввязывайтесь в разговор с посторонними, идите в направлении освещенного многолюдного места. Если вы решили бежать, делайте это быстро и внезапно. Не забегайте в подъезды, подземные переходы, глухие дворы. С ближайшего телефона-автомата сообщите в милицию о нападении и попросите о помощи, указав приметы преследователя и ваше местонахождение (или номер телефона-автомата). Помните, что самая массовая ситуация изнасилования – не уличное нападение, а любовное свидание. Будьте осмотрительнее при случайных знакомствах. Не садитесь в машину с незнакомыми людьми. Собираясь в гости, предупредите родителей. В гостях ведите себя пристойно. Помните, что по статистике до 55% потерпевших в момент совершения на них посягательства были в нетрезвом состоянии.
Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными органами защиты, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий (Федеральный закон «О противодействии терроризму»). Для достижения своих преступных целей террористы используют различные виды террористических актов: организуют взрывы, устраивают пожары, угоняют самолеты, проводят массовые отравления, захватывают заложников или просто убивают людей. К наиболее опасным террористическим актам можно отнести: взрывы в местах массового скопления людей (на рынках, в зданиях вокзалов, в кинотеатрах, во время демонстраций и т. д.); захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств, удерживание в них заложников; похищение людей с целью получения выкупа и угроза физического уничтожения заложника; воздействие на опасные промышленные объекты (например, химически опасные производства, атомные электростанции, арсеналы и другие опасные военные объекты, разрушение или нарушение работы которых может вызвать массовое поражение людей); отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний; искусственное заражение местности радиоактивными отходами. Приведу некоторые рекомендации по правилам поведения в наиболее характерных ситуациях, связанных с террористической деятельностью. Правила поведения при возможной опасности взрыва. В настоящее время наиболее характерными действиями террористов является организация взрывов в местах массового скопления людей и жилых домов. Внимание! Своевременное обнаружение взрывоопасных предметов позволит сохранить жизнь вам и другим людям. К великому сожалению, взрывы на улице, во дворе, в доме и автомобиле стали частью нашей обычной жизни. Террористы очень изобретательны, и у них имеется богатый арсенал – от самодельных взрывных устройств до гранат и мин, применяемых в вооруженных силах. О том, что возникла опасность взрыва, можно судить по следующим признакам: * неизвестная деталь в машине, в подъезде, во дворе дома и т. д. (взрывное устройство может быть замаскировано в пивной банке, пачке сигарет, игрушке, бутылке, может находиться в обрезке трубы, молочном пакете, в любом свертке или ящике); * натянутая проволока, шнур; * свисающие из-под машины провода или изоляционная лента; * свежие царапины и грязь на стеклах, дверях и других предметах; * выделяющиеся участки свежевырытой или высохшей земли, которых раньше не было; * у вашей квартиры следы свежих ремонтных работ (краска, штукатурка и др.), о проведении которых вам ничего не известно; * чужая сумка, портфель, коробка или другой предмет, оказавшийся поблизости с вашим автомобилем, домом, квартирой. Если вдруг произошел взрыв. * Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку. * Продвигайтесь осторожно, не прикасайтесь к поврежденным конструкциям и проводам. * В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалками, свечами, факелами и т. п.). * При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем). * Включите локальную (квартирную) систему оповещения и проверьте возможность взаимного общения (с помощью теле-, радио-, телефонной связи, голоса). * В случае вынужденной эвакуации возьмите необходимые носильные вещи, деньги, ценности. Изолируйте квартиру (закройте все двери и окна), немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие органы правопорядка. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок. * При невозможности эвакуации необходимо принять меры, чтобы о вас знали. Выйдите на балкон или откройте окно и зовите на помощь. * Выходя из дома, отойдите на безопасное расстояние от него и не предпринимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам и знакомым. * Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц. Дополнительные материалы. Если вас завалило обломками стен, постарайтесь взять себя в руки, не падать духом, дышите глубоко, ровно, не торопясь. Приготовьтесь терпеть голод и жажду. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи, кусок трубы и т. п.) для обнаружения вас металлоискателем. Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички: берегите кислород. Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи. При возможности с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т. п.) укрепите обвисающие балки, потолок от разрушения и дожидайтесь помощи. При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камешек) и сосите его, дыша носом. Если вы слышите голоса или шаги появившихся вблизи людей, то стуком и голосом сигнализируйте о себе. Выводы 1) Заметив бесхозную вещь, немедленно обратитесь к работнику милиции или другому должностному лицу. Не прикасайтесь к находке и не подпускайте к ней других людей! 2) При угрозе террористических актов и после их совершения нужно действовать в соответствии с инструкцией специалистов.
| 52 мин. |
Закрепление знаний, полученных на занятии | - Почему поздно вечером на пустынной улице необходимо идти по тротуару всегда лицом к направлению уличного движения и ближе к дорожной бровке? - Какие подручные средства можно использовать для самообороны дома и на улице, если на вас напал преступник? - Какие примеры взрывов в местах массового скопления людей, произошедшие в последнее время, вы можете привести? - Чего в основном добиваются террористы с помощью террористических актов? | 20 мин. |
Задание на дом
| - Подготовьте доклад на одну из тем: «Правила личной безопасности, если вас захватили в заложники», «Правила личной безопасности при взрыве в общественном месте». | 5 мин. |
Применяемые педагогические технологии | По ориентации на личностные структуры: Информационные (формирование знаний, умений, навыков), Операционные (формирование способов умственных действий), Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов), По характеру содержания образования: Общеобразовательные – профессиональные По отношению к студенту: Гуманно-личностные Технологии сотрудничества По преобладающему (доминирующему) методу: Диалогические Информационные (компьютерные) Объяснительно-иллюстративные Развивающее обучение По типу управления познавательной деятельностью: Обучение с помощью ТСО Классическое лекционное |