Тема : «Зимушка пришла». Формирование лексико – грамматических категорий и связной речи. Автоматизация звука [С] в словах и словосочетаниях, введение их в активный словарь учащихся
Цель: Продолжать учить связно, непрерывно, логически высказывать свою мысль; контролировать произношение в самостоятельной речи на основе лексической темы: «Зима».
Автоматизировать звук [С] в словах и словосочетаниях, ввести их в активный словарь обучащихся.
Образовательные задачи: закрепление и уточнение знаний детей о признаках зимы; активизация слов признаков; обобщение представлений о зиме, о типичных явлениях в природе зимой; актуализация словаря по теме: «Зима».
отработка четкого произношения звука [С]; совершенствование навыков чтения.
Коррекционные задачи: развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, внимания и памяти.
Воспитательные задачи: формирование аккуратности, усидчивости, организованности на занятиях, положительной мотивации к учебе и воспитание бережного отношения к природе.
Развивающие:
Развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание.
Совершенствовать навыки связной речи. Развить умение устанавливать причинно-следственные связи; сопровождать предметно-практические действия речью
Оборудование: зеркала, предметные картинки со звуком [ с], зимние картинки - сюжеты, пластмассовые буквы, карточки – чистоговорки: « Со- со- со – укатилось колесо», « Сы- сы- сы- не боимся мы лисы», « Са – са – са – уходи лиса», снежинки, мячики су – джок, Чудесный мешочек, д/игра « Дед Мороз подарки привёз», компьютер с игрой на диске « Помоги снеговику собрать подарки» , « Зимние лабиринты» игра – обводка. Картинка «Домашние животные» Ход занятия.
1. Оргмомент.
Логопед предлагает детям сесть в той последовательности, в которой он назовет их имена.
2.Развитие фонематического слуха.
Логопед: «Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте звуки и отгадайте, какие предметы их издают (узнавание неречевых звуков, издаваемых в чудесном мешочке логопедом: шуршание бумаги, постукивание, игра на бубне, пищание игрушки и др.). Вы слушали, как звучат разные предметы. Животные тоже издают звуки. Мы слушали на занятиях эти звуки, и вы правильно узнавали по ним животных. (повторение звуков собака, кошка, петушок, корова, лошадка, свинья) А люди – разговаривают. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. На занятиях мы с вами учимся слушать и произносить речевые звуки»
| К-клокочет, Г-гогочет, Х- хохочет, Р-рычит, Щ- щекочет, Ч-чихает, Д-долбит, Т- тарахтит. П- пыхтит, Б-бубнит, В-ворчит, Ф-фырчит, С-свистит, З-звенит, Ш-шуршит, Ж-жужжит. ( показ на алфавите букв) |
|
Повторяется правило: «Звуки мы слышим и произносим, буквы - пишем и видим».
3.Объявление темы.
-Ребята, тему нашего с вами занятия вы назовёте по картинке:
( рассматривание картинок с зимними признаками и зимой – 2 шт.) Наступили холода. Обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый, Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зима) 4. Артикуляционная гимнастика.
« Качели», « Горка»
5 . Развитие речевого дыхания. Загадка: Спускаются с неба и в вальсе кружатся, На землю тихонько, неслышно ложатся , Под снежным покровом земля засыпает, На солнце покров огоньками сверкает , А с неба всё падают эти пушинки, Зовут их и снежно и нежно…
С силой ветер налетает и снежинки задувает. ( сдувание снежинок с ладошек)
6 . Обучение грамоте:
Пальчиковая гимнастика (работа с мячами су –джок, скатывание снежков) ). Теперь наши пальчики готовы для письменной работы. Мы с вами не просто будем писать линии, но и произносить голосом их продолжительность ( карточки заданиями) . А сейчас вспомним как пишется буква С ( прописи) Я вам предлагаю интересную игру « Дед Мороз подарки привёз», и вы должны выбрать и назвать игрушки, где есть звук « С» ( экскаватор, конструктор, краски) Физкультминутка: Ну а теперь повторим ещё считалочку про снег. « Как на горке снег…» ( с движениями). читают сами дети. Какой был последний звук в нашей считалке? С-С-С-С-С-С
Вам я раздаю лабиринты отметьте путь героев маркером, помогите добраться в то место, где их ждут подарки. ( игра Лабиринты) А сейчас вам предлагаю интересную игру « Дед Мороз подарки привёз», в ней вы должны выбрать и назвать игрушки, где есть звук « С»
7. Динамическая пауза, знакомство с новой профессией. Ребята, а сейчас давайте поиграем все вместе в интересную игру « Лесорубы» ( Картинка) Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли: раз , два, раз, два будут на зиму дрова».
а кто они такие? Чем полезен их труд? Для чего занимаются вырубкой леса?
8. Закрепление произношения: А теперь давайте ещё раз подойдём к зеркалу и произнесём звук С вместе Язычок находится между верхних и нижних зубов
(Затем дети по очереди повторяют артикуляцию звука [С])
-Скажите, в каком положении губы при произнесении звука [С]?
-А зубки в каком положении? А где лежит язычок?
Повторяем чистоговорки « Со- со- со – укатилось колесо», « Сы- сы- сы- не боимся мы лисы», « Са – са – са – уходи лиса». ( напечатанные)
9.Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»
-А сейчас приготовили свои быстрые ладоши, я буду называть разные звуки, а вы должны хлопнуть тогда, когда услышите звук [С]. Приготовили свои ладоши, поставили локотки на стол - парту, чтобы я видела, что вы готовы играть.
( Звуковой ряд: К С Т А С Х С У С)
-Очень хорошо мы с вами поиграли. Молодцы!
А сейчас я приглашаю вас выйти на ковёр и поиграть в игру – хоровод « Вот зима кругом бело» Вот зима кругом бело- Много снегу намело. Утром Саша санки взял, По дорожке побежал, А в саду у нас гора, Все катаются с утра . Крикнул Саша – Берегиссссь, окатился с горки вниз. 10.Итог.
А что вы можете сказать о нашем занятии? Что понравилось? Что нет? ? Какой звук закрепляли? Произнесите его. А о каком времени говорили? Что вы нового о нём узнали? Мне тоже было интересно с вами работать. На память о нашем занятии я дарю вам по снежинке.