Конспект занятия по теме «Дикие животные зимой» для средней группы
Ход занятия
Звучит музыка (звуки леса).
В. : Сейчас мы отправимся в путешествие в зимний лес. Давайте закроем глаза и скажем:
«Сказка двери открывай!
В зимний лес нас приглашай!» (картина зимнего леса на экране)
Зимний лес… Застыли ели.
Шубы белые одели
Только нет на них застежек. Нет тропинок, нет дорожек.
Тишина в лесу стоит
Белый, белый (снег лежит).
В. : - Какой красивый зимний лес!
Давайте сядем на свои места и рассмотрим, кто же живет в этом лесу?
Дидактическая игра: «Отгадай загадки, накрой фишками отгадки»
(дети рассматривают корректурную таблицу № 1 по теме «Дикие животные»)
1. Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
2. Бегает по лесу
Хвостиком машет
Рыжая сестричка
Хитрая … (Лисичка)
3. Серый злой, зимой голодный
Весь замёрзший и холодный
Он зубами «щелк-щелк-щелк»
Кто же это? Это … (Волк 4. По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (Заяц)
5. Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны? (Медведь)
6. Недотрога, весь в иголках,
Зимую я в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. (Ежик)
7. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется … (Олень)
8. В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются. (Синички)
9. Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Упражнение: «Подумай и ответь»
(дети рассматривают корректурную таблицу № 1 по теме «Дикие животные»)
- Каких зверей мы можем увидеть зимой в лесу?
- Каких птиц мы можем увидеть зимой в лесу?
- Какие животные зимой спят?
- Кто запасает запасы на зиму?
- Чьи следы на снегу мы можем увидеть зимой?
- А чьи следы мы не найдем зимой на снегу?
- Какие животные не живут в лесу?
Упражнение: «Продолжи предложение»
- Заяц летом серый, а зимой (белый)
- Заяц пушистый, а еж (колючий)
- Белка летом рыжая, а зимой (серая)
- Еж маленький, а медведь (большой)
- У белки хвост длинный, а у зайца (короткий)
- Лиса живет в норе, а белка (в дупле)
- Лиса зимой бегает, а медведь (спит)
- Норка маленькая, а берлога (большая)
Динамическая пауза «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит,
Слева ель на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк все рыщет,
Он себе добычу ищет!
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму он проспит.
Пролетают снегири.
Как красивы они!
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой. (Дети садятся на свои места)
В. : Читает стихотворение «В зимнем лесу». Козлов С. (слайд на экране).
Лес под снегом притаился,
Заяц к елке притулился,
Медведь уснул.
Лиса не спит:
Она зайца сторожит.
В самой колкой из одеж
Спит в лесной избушке еж.
У оленя на рогах
Снег лежит, как на ветвях.
И, задумчив, целый день
Под сосной стоит олень.
А синице лето снится,
Снится солнышко синице,
И поет она: "Тень-тень!
Здравствуй, белый зимний день!"
(Воспитатель предлагает рассмотреть корректурную таблицу № 2 по теме «Дикие животные»)
В. : - А теперь, давайте найдём на наших картинках дом для диких животных.
Дидактическая игра «Найди дом для животного»
(дети накрывают картинками животных)
- Найдите дом лисы?
- Дом мышки?
- Дом волка?
- Дом белки?
-Зимой собрался мишка спать.
А как назвать его кровать?
- А какие дома лишние на наших таблицах? Где дикие животные не живут?
В: Вот и помогли мы нашим животным найти своё жилище.
Пальчиковая гимнастика «Животные зимой»:
Медведь зимою крепко спит, (складываем ладошки вместе) В берлоге до весны сопит (можно слегка посопеть). Зимою спит и бурундук (загибаем один палец, весёлый ёжик и барсук (загибаем ещё два пальца). А зайке вот не спится, (показываем зайчика — указательный и средний палец сгибаем, шевелим ими, бежит он от лисицы! (кисть руки смотрит вниз, указательный и средний пальцы «бегут») Прыгает среди кустов (изображаем кистью прыжки) Чемпион уже готов! (поднимаем руки в стороны до уровня плеч, сгибаем локти, пальцы сжимаем в кулачок — «показываем силу»).
В. : В лесу выпал большой снег. Снегопад засыпал всех животных. Остались видны только ушки и хвостики. Узнайте животных. (Заяц, белка, медведь, лиса, волк)
Дидактическая игра «Угадай кто спрятался?»
(дети рассматривают корректурную таблицу № 2 «Дикие животные», накрывая найденное изображение картинкой нужного животного).
- Найдите ушки зайчика, лисы, медведя, волка, ежика;
- Найдите хвостик лисы, зайца, волка, белки.
Пальчиковая игра «Дикие животные»
Это зайчонок, это бельчонок.
Это лисенок, это волчонок. (Поочередное сгибание пальцев начиная с мизинца)
А это спит и вздыхает спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Шевеление большим пальцем)
Дидактическая игра «Кто лишний?» (корректурная таблица № 3 «Дикие животные)
В: Найдите в каждом ряду лишнее животное. Обведите его. Раскрасьте всех диких животных.
Корректурная таблица № 3
В. : Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу, нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем:
«Сказка двери закрывай!
В детский сад нас отпускай!»
Итог:
В. : - Ребята, скажите, а кому мы сегодня с вами помогли?
- Как можно назвать их одним словом? (Животные)
- Что вам больше всего запомнилось в лесу, что интересного увидели и узнали? (Ответы детей)


