Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 141 «Пилеш» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему « Птицы наши друзья!» в подготовительной к школе группе
Подготовила воспитатель:
Эллина Елена Александровна.
Чебоксары, 2017год
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
на тему «Птицы – наши друзья!»
Программное содержание:
Образовательные:
уточнить и закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах родного края, об их образе жизни;
активизировать словарь детей посредствам прилагательных, глаголов и согласовании существительных с прилагательными;
продолжать формировать основы экологической культуры.
Развивающие:
развивать интерес детей к чтению произведений художественной литературы экологической направленности.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа: чтение рассказа Е.И. Чарушина «Воробей», «Рассказы о птицах для детей», Г.Скребицкий, заучивание стихотворений, загадок о птицах, рассматривание репродукций картин с изображением птиц, рассматривание птиц на прогулке.
Методические приемы:
проблемные ситуации, ситуативный разговор, дид/игры, беседа, объяснение воспитателя.
Материалы и оборудование: иллюстрации птиц, мяч, аудиозапись «Голоса птиц, проектор со слайдами.
Словарная работа: орнитолог.
Ход:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сегодня утром на нашем участке я нашла перо. Посмотрите, чье оно? (ответы детей) Как вы догадались? (ответы детей) Как много вы знаете о птицах - вы настоящие юные «орнитологи». (вопрос детей об орнитологах). Специалист, изучающий птиц и их распространение, называется - «орнитолог» (дети повторяют за воспитателем новое слово). Сегодня мы станем юными орнитологами и постараемся узнать много интересного о наших пернатых друзьях. Я вас приглашаю в «Мир птиц».
И так наше путешествие начинается: «Раз, два, три - в орнитологов превратись». Показ 1 слада-осенняя лесная поляна.
Где мы с вами оказались? (ответы детей)А почему мы никого не видим? (ответы детей) Правильно, все птицы улетели на юг.
Беседа «Почему птицы улетают на юг?»
-Какие виды диких птиц вы знаете? (зимующие и перелетные).
(ответы детей). Ребята, а почему птицы улетают на юг? (ответы детей) Чтобы понять это, предлагаю вам вспомнить, что служит им кормом.
-Расскажите, чем питаются птицы, изображенные на экране? (грачи, стрижи, ласточки, кукушки, и т.д.). Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды –великолепные охотники за саранчой и кузнечиками. Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в теплые края.
-Как птицы находят дорогу на юг? (ответы детей). Правильно. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты и больше обычного едят. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто тучами - они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Воспитатель: Ребята, орнитологи умеют отличать голоса птиц друг от друга. А вы можете? (ответы детей) Пройдем первое испытание юных орнитологов – разгадаем по голосу птиц (дидактическая игра «Узнай по голосу птицу»)(дети разгадывают голоса птиц). Молодцы! Отправляемся дальше.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю немного размяться и провести хороводную игру на смекалку.
2 задание. Хор-дид/игра «Угадай, что за птица»
(дети идут по кругу со словами «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка»?)
Воспитатель: Сейчас вам предлагается найти и назвать на слайде лишнюю птицу и объяснить почему?
3 задание. Дидактическая игра «Кто лишний?» (дети сидят на стульях)
1 слайд (на проекторе выставлены картинки с изображением птиц: ласточка, грач, кукушка, соловей, гусь).
Воспитатель:- Какие птицы изображены на экране? (ответы детей). Назовите лишнюю птицу, как догадались?
2 слайд – (ласточка, грач, кукушка, соловей, ворона).
Воспитатель: Чем эта группа птиц отличается между собой?
3 слайд - (ласточка, грач, кукушка, соловей, орел).
Воспитатель: Что общего между ними и какие различия вы видите?
Воспитатель: А сейчас задание. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете его по смыслу.
4задание. «Продолжи предложение» - игра с мячом
Воспитатель:
- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
- Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)
- У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)
- У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица)
- Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)
- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда).
5задание. Игра «Да - нет» по технологии ТРИЗ
Воспитатель:
Я предлагаю вам поиграть в игру «Да - нет». Сегодня мы будем отгадывать название загаданной птицы.
(Проводится игра. Один из детей загадывает птицу. Дети с помощью вопросов пытаются отгадать, что это за птица. Вопросы ставятся так, чтобы ведущий мог отвечать «да» или «нет». Например, это перелетная птица? Она большого размера? Она живет в лесу? И т. д.).
Воспитатель:
— Ребята, а что произойдёт, если – птицы не останется на земле? (ответы детей). Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года,
Берегите птиц друзья!
Что значит беречь птиц? (ответы детей)
Воспитатель:
А почему говорят, что зима трудное время для птиц? (ответы детей)
Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой? (ответы детей)
Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы детей)
Воспитатель: действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться. Все встали в круг и дружно скажем: «Раз, два, три обернись - обратно в детский сад вернись». Вот мы и в родной группе.
Воспитатель: Ребята, скажите, что вам понравилось и почему?
(ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, вы неплохо справились с заданиями. Понаблюдать за зимующими птицами мы еще сможем на участке детского сада..