Ересек тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе
Өткізу күні/Дата проведения: 22.01.2018 г.
Тәрбиеші/Воспитатель: Буш Е.Б.
Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникация
Пән/Предмет: Основы грамоты и письма
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Зимущие птицы»
Тақырыбы/Тема: «Знакомство с буквой и звуком Й»
Мақсаттары/Цели:
Тәрбиелік – воспитательная: Воспитывать интерес к русскому языку.
Дамытушылық – развивающая: Развивать слуховое внимание и фонематический слух, моторику рук.
Оқыту – обучающая: Познакомить детей с печатным образом буквы Й. Упражнять в звуковом анализе слов. Дать представление о том, что звук всегда мягкий. Учить читать слоги.
Педагогикалық технологиялар/Педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, коммуникативно - языковая
Ресурстармен қаматамасыз ету/Ресурсное обеспечение: игрушка Незнайки, картинки с изображением букв, «солнышки», «тучки»
Көптілділік/Полиязычие: қызыл – красный - red, көк – синий – blue, бір – один - one, екі – два - two, үш – три - three, төрт – четыре - four, бес - пять – five.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
Ход организованной учебной деятельности
Ұйымдастырушылық кезеңі/Организационный момент:
Игра « Как тебя зовут».
В разных местах группы закреплены фишки – красная (гласный звук), синяя (согласный твердый), зелёная (согласный мягкий звук). Дети подходят к той, с какого звука начинается его имя. Полиязычие: қызыл – красный - red, көк – синий – blue
В гости приходит Незнайка. Говорит о том, что услышал новый, незнакомый звук, поймал его и принёс к вам в коробке. Просит рассказать о нём.
Воспитатель предлагает помочь Незнайке.
Негізі бөлімі/Основная часть:
Проводит беседу:
- Ой, кажется новый звук « улетел». Какое слово я сказала? (о) – уже знакомый нам звук, а вот (й) – новый, незнакомый.
При произношении этого звука между языком и нёбом образуется щель, мы улыбаемся, показываются верхние и нижние зубы, звук с шумом вырывается изо рта воздушной струёй.
Посмотрите и послушайте, как я произношу звук (й). Попробуйте произнести сами, глядя в зеркальце.
- Ребята, звук (й) не тянется, когда его произносим, язык задерживает звук, встречает преграды – это согласный звук, он мягкий, у него нет твёрдой пары.
Посмотрите на картины, назовите времена года, назовите весенние месяцы.
- Что за месяц, угадай? Месяц – май!
- В слове МАЙ есть звук (й)? Какой это звук?
Звуковой анализ слова МАЙ. Полиязычие: бір – один - one, екі – два - two, үш – три - three, төрт – четыре - four, бес - пять – five.
1 слог, 3 звука.
М - согласный, твёрдый звук;
А - гласный звук;
Й - согласный, мягкий звук.
- Назовите место звука в слове?
Гимнастика для глаз. Посмотрите в правый (левый ) верхний угол комнаты, найдите глазами на стене большую ( маленькую ) бабочку, мысленно, глазами нарисуй перед собой круг, квадрат.
Звуковой анализ слова МАЙКА.
2 слога, 5 звуков.
М – согласный, твердый звук;
А – гласный звук;
Й – согласный, мягкий звук;
К – согласный, твёрдый звук;
А – гласный звук.
- Назовите место звука в слове?
Игра «Живые модели» (со словом МАЙКА)
Физминутка:
Скачет зайка маленький около завалинки.
Быстро скачет зайка, ты его поймай – ка!
Игра «Найди место звука в слове». (ЙОД, МАЙКА, ЛЕЙКА, МАЙ, СЕРЫЙ, СОЛОВЕЙ, СИЛЬНЫЙ и т.п.)
Индивидуальная работа (дети подбирают модели слов к отгадкам)
- Острые ушки на лапках подушки
Усы, как щетинка, дугою спинка.
Днём спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит. (КОТ)
- Хвост пушистый мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (ЛИСА)
- Жёлтая крякуша, ловит лягушек,
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.(УТКА)
- Белый, пушистый зверюшка
Попрыгушка, длинноушка
Ну – ка, кто он угадай.
И морковку ему дай.(ЗАЙКА)
Игра «Назови слово» (дети называют слова со звуком (й).
Игра «Наоборот».
БОЛЬНОЙ – ЗДОРОВЫЙ;
ТИХИЙ – ГРОМКИЙ;
НИЗКИЙ – ВЫСОКИЙ;
ХОЛОДНЫЙ – ТЁПЛЫЙ;
МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ и т.п.
Қорытынды/Итоговая часть:
Подводит итог:
- С каким новым звуком познакомились? Что нового узнали?
Незнайка подходит к детям, и они произносят звук (й), Незнайка «ловит» звук в коробочку, потом он познакомит с новым звуком своих друзей.
- Ребята, мы помогли Незнайке? Значит мы его друзья!
Рефлексия (у каждого ребёнка – «солнышко», «тучка»)
- Ребята, если вам понравилось занятие, задания – прикрепите к магнитной доске «солнышко», а если было не очень интересно, грустно – то «тучку» (подсчитывает, делает вывод).