«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект занятия по естествознанию "Стекло"

Познакомить с рукотворным материалом – стеклом, рассказать о его свойствах и качествах;

Помочь детям выявить с помощью экспериментальной деятельности свойства стекла ( прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, звучащее, хрупкое, цветное)

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Развивать любознательность, речь детей, умение правильно обращаться со стеклянными предметами на основе полученных представлений.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:

Воспитывать интерес к занятию, усидчивость, бережное отношение к вещам.

Оборудование:

Стакан, маленькая матрешка, стеклянные предметы из цветного стекла (желтая ваза, синий стакан, зеленая бутылочка, коричневая тарелка), вода, палочки для проверки звонкости стекла. ИКТ: проектор, экран, презентация «В мире стекла», раздаточный материал (увелич. стекла, цветные стекла, зеркало), карточки к игре «Собери картинку», иллюстрации по теме занятия.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки


Технологическая карта организованной учебной деятельности


Возрастная группа: старшая (4-5 лет)

Количество детей: 15 человек.

Образовательная область «Познание»

Занятие: естествознание

Тема: «Стекло».

Задачи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

 Познакомить с рукотворным материалом – стеклом, рассказать о его свойствах и качествах;

Помочь детям выявить с помощью экспериментальной деятельности свойства стекла ( прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, звучащее, хрупкое, цветное)

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Развивать любознательность, речь детей, умение правильно обращаться со стеклянными предметами на основе полученных представлений.

 ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: 

Воспитывать интерес к занятию, усидчивость, бережное отношение к вещам.

Оборудование:

Стакан, маленькая матрешка, стеклянные предметы из цветного стекла (желтая ваза, синий стакан, зеленая бутылочка, коричневая тарелка), вода, палочки для проверки звонкости стекла. ИКТ: проектор, экран, презентация «В мире стекла», раздаточный материал (увелич. стекла, цветные стекла, зеркало), карточки к игре «Собери картинку», иллюстрации по теме занятия.

Билингвальный компонент: шыны – стекло, хрупкий – осал.

Этапы деят-ти

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, нас пригласили в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

Правильно, это то место, где проводят разные опыты, эксперименты. У нас есть пригласительные билеты.

Воспитатель раздает детям билеты, которые помогают разделить детей на 4 группы.

Предлагаю выполнить задание на столике «Собери картинку»

- Как нужно работать в группах? (дружно, сообща)

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное,

Не бежит, не льется,

А ударишь – разобьется.

Сегодня поговорим о стекле.


Посмотрите сколько стеклянных сосудов стоит на столе.

Дети здороваются, проявляют интерес, отвечают на вопросы.

Дети берут пригласительный билет и находят по нему место около соответствующего столика.

Дети в группах собирают из частей картинку (градусник, аквариум, лампочка,

Дети отгадывают загадку: стекло

Организационно- поисковый

Предметы, сделанные из стекла, называются стеклянными. Повторите это слово – стеклянные. Ребята посмотрите на предметы, которые лежат на столе? Давайте их назовем.                            

 –Эти предметы совсем разные, но у них есть кое-что общее: они все сделаны из стекла.

А вы знаете как получили стекло?

Рассказ воспитателя: причалили мореплаватели на песчаный берег, развели костёр. Камней рядом не было и, чтобы не погас, обложили камнями соды и мела, которые перевозили на кораблях.

Моряки уснули. Утром проснулись и увидели в песке между камнями соды и мела блестящие камушки – капельки. На огне вместе, что плавилось?

Стекло на казахском языке – шыны

Человек, который получают стекло и из него изготавливает сосуды, его профессия называется – стеклодув.

Приглашаю в лабораторию. Повторяем правила работы за столиками.





-Ребята посмотрите на стаканчик?    -Что в нем?

-А как вы узнали, что в стакане маленькая матрешка?

Посмотрите через окно, что вы там видите?

Почему мы видим, что лежит в стакане, что у нас на улице?

-Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла.

-Где ещё используют это свойство?

-Стекло бывает прозрачное, но может быть и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет.

-Ребята давайте возьмем эти предметы в руки. Какое стекло на ощупь?

-Правильно, а ещё стекло может быть разной толщины. Предметы из толстого стекла прочные, а из тонкого стекла хрупкие. Ребята, назовите предметы, из толстого стекла?

- Хорошо, а теперь назовите предметы из тонкого стекла?

- Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь?

- Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся. К предметам из стекла нужно относиться очень бережно и аккуратно.

Хрупкое на казахском языке - осал

Дети перечисляют предметы, находящиеся на столе.





Слушают и запоминают





-Песок, сода и мел.

Повторяют на каз.яз


Запоминают профессию - стеклодув

- Ничего не трогать без спроса;

Обращаться со стеклянными предметами очень осторожно и аккуратно.

-Матрешка

-Ее видно.

-Улицу, машины, деревья.

-Потому, что стекло прозрачное.

-Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах.

- Желтая ваза, синий стакан, зеленая бутылочка, коричневая тарелка.

-Дети берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное, скользкое.

-Витрина, стакан.

-Вазы, бокалы.

-Она разобьется.

- стекло хрупкое

Запоминают на каз.яз

Физминутка

Молодцы. Что-то мы засиделись. Давайте немного поиграем.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

- Ребята, посмотрите, я наливаю воду в стакан, скажите, стакан пропускает воду?

-Конечно, нет, стекло воду не пропускает, оно водонепроницаемое. -Скажите, в какие сосуды из стекла можно наливать жидкость.

-Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Ребята у вас на столах лежат палочки, возьмите палочку в руку и стукните по стеклянным предметам, только не забывайте, что стекло хрупкое, поэтому стучать нужно легонько.

-Как звучит стекло?

Предметы делают не только из стекла, но и из других материалов

Игра «Какой предмет» с мячом


Дети встают и повторяют за воспитателем.

Потягивания – руки в стороны

Потягивания руки вверх

Дети машут руками

Наклоны вперед

Наклоны вправо-влево, вперед-назад

 Вращение туловищем

Дети садятся за столы.

-Нет, не пропускает.

Дети перечисляют названия стеклянных сосудов: бутылочки, вазы, баночки, стаканы.

Дети ударяют по стеклянным предметам.

-Стекло звонкое, звенящее.

Дети закрывают глаза и повторяют слова.




Дети называют материал, из которого сделан предмет. Мяч из резины - резиновый

Рефлексивно-корригирующий

Итог- Пора возвращаться в группу. Ребята, что случиться если не будет стекла?


-Скажите, где мы побывали сегодня?

-Какими интересными свойствами обладает стекло?






У меня 2 обруча: один – цветной, а второй серый.

Если вам было интересно на занятии, вы узнали много нового, то встаньте в цветной обруч, а если вам было трудно и не интересно, то встаньте в серый обруч.

Дети размышляют.



В лаборатории

стекло может быть прозрачное и цветное, толстое и тонкое, гладкое, хрупкое, не пропускает воду.

Ответы детей.

Дети выбирают и встают в обручи.



Ожидаемый результат.

Воспроизводят: узнают и находят в окружающем мире предметы сделанные из стекла

Понимают: имеют представления о стекле и его свойствах

Применяют: умеют обращаться с предметами из стекла































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее