Технологическая карта организованной учебной деятельности
Возрастная группа: старшая (4-5 лет)
Количество детей: 15 человек.
Образовательная область «Познание»
Занятие: естествознание
Тема: «Стекло».
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Познакомить с рукотворным материалом – стеклом, рассказать о его свойствах и качествах;
Помочь детям выявить с помощью экспериментальной деятельности свойства стекла ( прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, звучащее, хрупкое, цветное)
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развивать любознательность, речь детей, умение правильно обращаться со стеклянными предметами на основе полученных представлений.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Воспитывать интерес к занятию, усидчивость, бережное отношение к вещам.
Оборудование:
Стакан, маленькая матрешка, стеклянные предметы из цветного стекла (желтая ваза, синий стакан, зеленая бутылочка, коричневая тарелка), вода, палочки для проверки звонкости стекла. ИКТ: проектор, экран, презентация «В мире стекла», раздаточный материал (увелич. стекла, цветные стекла, зеркало), карточки к игре «Собери картинку», иллюстрации по теме занятия.
Билингвальный компонент: шыны – стекло, хрупкий – осал.
Этапы деят-ти | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный | -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, нас пригласили в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Правильно, это то место, где проводят разные опыты, эксперименты. У нас есть пригласительные билеты. Воспитатель раздает детям билеты, которые помогают разделить детей на 4 группы. Предлагаю выполнить задание на столике «Собери картинку» - Как нужно работать в группах? (дружно, сообща) На окошечках простое, А в бутылочках цветное, Не бежит, не льется, А ударишь – разобьется. Сегодня поговорим о стекле.
Посмотрите сколько стеклянных сосудов стоит на столе. | Дети здороваются, проявляют интерес, отвечают на вопросы. Дети берут пригласительный билет и находят по нему место около соответствующего столика. Дети в группах собирают из частей картинку (градусник, аквариум, лампочка, Дети отгадывают загадку: стекло |
Организационно- поисковый | Предметы, сделанные из стекла, называются стеклянными. Повторите это слово – стеклянные. Ребята посмотрите на предметы, которые лежат на столе? Давайте их назовем. –Эти предметы совсем разные, но у них есть кое-что общее: они все сделаны из стекла. А вы знаете как получили стекло? Рассказ воспитателя: причалили мореплаватели на песчаный берег, развели костёр. Камней рядом не было и, чтобы не погас, обложили камнями соды и мела, которые перевозили на кораблях. Моряки уснули. Утром проснулись и увидели в песке между камнями соды и мела блестящие камушки – капельки. На огне вместе, что плавилось? Стекло на казахском языке – шыны Человек, который получают стекло и из него изготавливает сосуды, его профессия называется – стеклодув. Приглашаю в лабораторию. Повторяем правила работы за столиками.
-Ребята посмотрите на стаканчик? -Что в нем? -А как вы узнали, что в стакане маленькая матрешка? Посмотрите через окно, что вы там видите? Почему мы видим, что лежит в стакане, что у нас на улице? -Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. -Где ещё используют это свойство? -Стекло бывает прозрачное, но может быть и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет. -Ребята давайте возьмем эти предметы в руки. Какое стекло на ощупь? -Правильно, а ещё стекло может быть разной толщины. Предметы из толстого стекла прочные, а из тонкого стекла хрупкие. Ребята, назовите предметы, из толстого стекла? - Хорошо, а теперь назовите предметы из тонкого стекла? - Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? - Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся. К предметам из стекла нужно относиться очень бережно и аккуратно. Хрупкое на казахском языке - осал | Дети перечисляют предметы, находящиеся на столе.
Слушают и запоминают
-Песок, сода и мел. Повторяют на каз.яз
Запоминают профессию - стеклодув - Ничего не трогать без спроса; Обращаться со стеклянными предметами очень осторожно и аккуратно. -Матрешка -Ее видно. -Улицу, машины, деревья. -Потому, что стекло прозрачное. -Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах. - Желтая ваза, синий стакан, зеленая бутылочка, коричневая тарелка. -Дети берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное, скользкое. -Витрина, стакан. -Вазы, бокалы. -Она разобьется. - стекло хрупкое Запоминают на каз.яз |
Физминутка | Молодцы. Что-то мы засиделись. Давайте немного поиграем. Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы Наклонились до земли. Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. - Ребята, посмотрите, я наливаю воду в стакан, скажите, стакан пропускает воду? -Конечно, нет, стекло воду не пропускает, оно водонепроницаемое. -Скажите, в какие сосуды из стекла можно наливать жидкость. -Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Ребята у вас на столах лежат палочки, возьмите палочку в руку и стукните по стеклянным предметам, только не забывайте, что стекло хрупкое, поэтому стучать нужно легонько. -Как звучит стекло? Предметы делают не только из стекла, но и из других материалов Игра «Какой предмет» с мячом
| Дети встают и повторяют за воспитателем. Потягивания – руки в стороны Потягивания руки вверх Дети машут руками Наклоны вперед Наклоны вправо-влево, вперед-назад Вращение туловищем Дети садятся за столы. -Нет, не пропускает. Дети перечисляют названия стеклянных сосудов: бутылочки, вазы, баночки, стаканы. Дети ударяют по стеклянным предметам. -Стекло звонкое, звенящее. Дети закрывают глаза и повторяют слова.
Дети называют материал, из которого сделан предмет. Мяч из резины - резиновый |
Рефлексивно-корригирующий | Итог- Пора возвращаться в группу. Ребята, что случиться если не будет стекла?
-Скажите, где мы побывали сегодня? -Какими интересными свойствами обладает стекло?
У меня 2 обруча: один – цветной, а второй серый. Если вам было интересно на занятии, вы узнали много нового, то встаньте в цветной обруч, а если вам было трудно и не интересно, то встаньте в серый обруч. | Дети размышляют.
В лаборатории стекло может быть прозрачное и цветное, толстое и тонкое, гладкое, хрупкое, не пропускает воду. Ответы детей. Дети выбирают и встают в обручи. |
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: узнают и находят в окружающем мире предметы сделанные из стекла
Понимают: имеют представления о стекле и его свойствах
Применяют: умеют обращаться с предметами из стекла