ҰОІ-Ә технологиялық картасы
Технологическая карта ОУД
Топ/Группа Старшая Күні/Дата 9.10.17
Тәрбиеші/Воспитатель Жиляева И. В.
Білім беру саласы/Образовательная область: Познание. Коммуникация.
ҰОІ-Ә /ОУД: Естествознание. Драма.
Тақырыбы/Тема: Рассматривание и сравнение овощей и фруктов. Театрализованная игра «Огород».
Мақсаты/Цель: закрепление и уточнение знаний о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности); профессиях людей, выращивающих овощи и фрукты (на огороде - овощеводы, в саду - садоводы); развитие умений сравнивать объекты, используя модели (форма, цвет, характер поверхности, рост, вкус, место произрастания - сад, огород); формирование представлений о плоде и семени с опорой на модели. Развитие речи детей, активизация словаря по теме – садовод, овощевод, плод, корнеплод. Воспитание уважения к труду людей выращивающих урожай. Формирование умения выразительно передавать образ, взаимодействовать с партнерами в мизансцене; Развитие воображения, артистизма, смелости при выступлении перед зрителями; формирование творческого начало личности ребенка. Воспитание интереса к театрализованной деятельности.
Құралдар/Оборудование: Иллюстрации по теме. Муляжи фруктов и овощей. Поднос, овощи и фрукты. Шапочки с изображением овощей.
Педагогикалық технологиялар/Педагогические технологии: Здоровьесберегающая, игровая.
Көптілділік/Полиязычие:
Қазақ тілі: ағаш– дерево. Жемістер – фрукты. Көкөністер – овощи.
English: дерево-tree, vegetables – овощи, fruit – фрукты.
Қызметтер кезеңдері Этапы деятельности | Тәрбиешінің қызметі Деятельность воспитателя | Балалардың іс- әрекеті Действие детей |
Мотивациялық- қозғаушылық
Мотивационно - побудительный | Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день будет веселее.
А как можно поприветствовать друг друга без слов? | Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться не лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся - Утро доброе начнётся. - Доброе утро!(обращаемся к гостям) Ответы: пожать руку, улыбнуться, кивнуть, обнять. |
Ізденушілік ұйымдастырушылық
Организационно - поисковой | Послушайте загадку, о каком времени года в ней говорится…
Дни стали короче, Длинней стали ночи, Урожай собирают. Когда это бывает? Как вы думаете, чем удивительна наша осень? Да, действительно, удивительна, просто волшебница!
Игра на творческое воображение: «Я –осенний листочек». Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас – осенний листочек. Он висел на дереве, но вдруг подул сильный ветер, листочек оторвался от ветки, и ветер понес его далеко-далеко. Я вижу, как красиво двигаются листочки. Листочки разноцветные, золотистые, парят в воздухе, освещены лучами осеннего солнца. Но ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листьями и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесет его в другое место.
Осень не только красивое время года, но еще и щедрое.
Давайте, мы вместе с вами подумаем, какие подарки нам преподносит осень каждый год? Осень дарит людям много подарков. Но листьями мы можем только любоваться. А есть у осени подарки, которыми мы можем полакомиться. Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать, что это за подарки осени. Загадки: Висит на ветке колобок, Блестит его румяный бок. (Яблоко). Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож. (Груша).
Предлагает с помощью мнемотаблицы описать фрукт. Внимательно посмотрите на таблицу и с ее помощью постарайтесь описать отгаданный вами фрукт. Какие еще вы знаете фрукты? Как эти плоды назвать одним словом?
Пальчиковая игра «Апельсин» Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, Эта долька – для ужат, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура!
Упражнение на дыхание «Душистые фрукты» Душистые фрукты выросли в саду. Давайте понюхаем их аромат. Вдох, не поднимая плеч. Выдох: «Ах!»
А что же нам осень еще подарила? Игра "Чудесный мешочек". Посмотрите, этот мешочек не простой, в нем лежат дары осени. Вы мне должны помочь угадать, что – же в нем лежит? Я загадываю вам загадки, а вы должны их отгадать и отгадку найти в мешочке.
Как на грядке под листок Закатился чурбачок - Зеленец удаленький, Вкусный овощ маленький. (Огурец) Этот овощ кисло-сладкий, Круглый, сочный, мягкий, гладкий. Щеки докрасна натер, И зовется... (помидор). Какие еще овощи вы знаете?
Как назвать эти плоды одним словом?
Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть. Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»
Предлагает детям повторить скороговорку: «С хрустом, с хрустом едим капусту».
А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья? Чем они полезны? Где и как они растут овощи? Где растут фрукты? Как называются деревья, которые растут в саду?
Физминутка «Где растёт» Если я назову овощ, вы присядете, если фрукт - встаёте на носочки, поднимаете вверх ручки.
Чем занимаются люди в садах и огородах осенью? Обобщает ответ детей: Осень – богатая пора. Главная забота у людей осенью это уборка богатого урожая. Нельзя терять ни минуты. Надо управиться до дождей и холодов. Собрать на полях, в огородах и садах овощи и фрукты. Загадывает загадку: Груши, яблони, крыжовник, Посадил в саду (садовник)
Как называется профессия человека, который разводит и ухаживает за садом?
Кто выращивает овощи? Загадывает загадку: Хочешь свежих помидоров – Загляни на огород: С недостатком витаминов Справится …. (овощевод)
Что делают садоводы? овощеводы?
Как же овощеводы управляются с выращиванием больших урожаев?
Игра «Угадай на вкус»
Чем отличаются овощи и фрукты?
Что общего у фруктов и овощей?
Дыхательная гимнастика
Осень подарила нам вот такие красивые листочки. Давайте превратимся в ветерок и подуем на них. Сначала ветерок подул легко на листочки, затем все сильнее и сильнее.
Предлагает встать в круг. Вот волшебный наш кружок! За руки берись, дружок! Превратимся очень быстро Из ребят – в больших артистов!
Дидактическая игра «Доскажи словечко» «Собираем урожай». Поздним летом в огород Собирается народ. Зрел всё лето урожай! Что собрали? Отгадай! Здесь весною было пусто. Летом выросла (капуста) Собираем мы в лукошко Очень крупную (картошку) От дождя земля намокла- Вылезай, толстушка. (свёкла) Из земли за чуб плутовку Тянем сочную. (морковку). Надо поклониться низко, Чтобы вытащить. (редиску) Помогает деду внук- Собирает с грядок. (лук) Вот и всё! Хоть и устали, Урожай мы весь собрали!
Выбирает детей на роли овощей, предлагает надеть шапочки овощей.
Дети – зрители смотрят и аплодируют.
|
Называют время года: Осень.
Своей красотой, деревья окрашиваются в разные цвета, богатым урожаем.
Дуют. Кружатся. Приседают на корточки, садятся калачиком. Во время игры звучит плавная мелодия.
«Мы листочки осенние на деревьях висели. Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели. Снова ветер пробежал И листочки все поднял. Закружились, полетели и на землю тихо сели. Листочки плавно и бесшумно падали на землю».
Примерные ответы детей: овощи, фрукты, грибы, ягоды, листья.
После каждой загадки ребёнок достаёт из корзины отгадку.
Ребенок называет отгадку и с помощью мнемотаблицы описывает фрукт (цвет, форму, вкус, тактильные ощущения, где растёт, что можно приготовить). Фрукты.
Играют пальчиками.
Выполняют.
Дети по очереди опускают руку в мешочек и на ощупь узнают, и называют овощ. Овощи кладут на поднос. Отгадывают загадки, отгадку находят в чудесном мешочке.
Описывают овощи по мнемотаблице Достают и называют другие овощи: морковка, лук, свекла.
Овощи.
Играют пальчиками.
Повторяют скороговорку, меняя темп голоса (медленно, быстро). Да, в овощах и фруктах содержатся витамины. Растут на грядке в огороде. Фрукты растут на деревьях, в саду. Фруктовые.
Играют.
Собирают урожай
Слушают.
Отгадывают.
Садовод.
Овощевод.
Ответы: Садоводы и овощеводы собирают урожай, раскладывают в специальные ящики и отправляют на заводы, фабрики. Садоводы сажают плодовые деревья и кустарники, овощеводы сажает в землю рассаду или семена овощей, обрабатывают их от вредных насекомых, поливают, обрезают лишние ветки, удобряют почву.
Овощеводам в их работе помогают машины. Ребенок должен определить, что это был за фрукт/овощ, и описать вкус: сладкий, соленый, горький или кислый. Думают. Называют. Овощи растут на огороде, фрукты – в саду. Овощи - на грядке, фрукты – на дереве. Они растения, растут из семян, нужно ухаживать, полезные, некоторые овощи и фрукты надо чистить, надо мыть перед едой. В них много витаминов. Они съедобные и полезные. Овощи и фрукты сами, без ухода и полива человека, не могут вырасти большими и вкусными. Выполняют упражнения на дыхание. Сдувают листочки с ладошки.
Дети становятся в круг, берутся за руки и, раскачивая руками, говорят вместе с педагогом. Все подбрасывают руки вверх.
Договаривают слова.
Примеряют шапочки овощей.
Разыгрывают мини – сценку «Огород». |
Рефлексивті- түзетушілік
Рефлексивно – коррегирующий | Ребята, вы сегодня молодцы, поиграли от души. Рефлексия. Итог занятия. Ребята о чем мы сегодня беседовали?
| Принимают участие в беседе. Выбирают карточку с эмоциями.
|
Күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат:
Ұғынады/ Воспроизводят: Слова по теме. Называют характерные особенности овощей и фруктов. Умения взаимодействовать друг с другом.
Түсiнедi/ Понимают: Различия овощей и фруктов. Как описывать предмет по мнемотаблице.
Қолданады / Применяют: Умения отгадывать загадки, умения обобщать и делать выводы.
Сценка "Арина и овощи"
Действующие лица:
Девочка – Арина
Морковка: Лера
Капуста: Алиса
Редиска: Вераника
Лук: Карим
Огурец: Валера
Помидор: Макар
Свекла: Аяжан
КОЗЕЛ: Никита
Вед.
Для салата, и для супа,
Для солянки, и для щей
Нужно много очень вкусных
и полезных .... (овощей)
Летом мы к вам приходили.
А сейчас вы к нам пришли.
То, что летом мы растили,
вы нам нынче принесли.
Послала однажды мама свою дочку Арину в огород собрать к обеду разных овощей.
(Звучит музыка)
Выходит Арина, в руках у нее корзинка. Девочка оглядывается по сторонам.
Арина:
Посылает меня мама в огород,
И капуста и морковка там растет.
Но каких нарвать, не знаю овощей?
Для салата, винегрета и для щей?
Как мне только разобраться и узнать,
Что мне надо для обеда собирать?
Кто бы в этом трудном деле мне помог?
Где морковка, где капуста, где лучок?
МОРКОВКА: лера
Я - красная девица, зеленая косица!
Собою я горжусь и для всего гожусь!
И для сока, и для щей, для салатов и борщей,
В пироги, и винегрет, и... зайчишкам на обед!
КАПУСТА: Алиса
Я бела и сочна, я полезна и вкусна!
Стою на толстой ножке, скрипят мои одежки.
ЗЕЛЕНЫЙ ЛУК: Карим
Говорят, я горький, говорят, несладкий!
Стрелочкой зеленой я расту на грядке.
Я полезный самый, в том даю вам слово!
Лук зеленый ешьте - будете здоровы!
ОГУРЕЦ: Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
На зубах хрустит, хрустит, я могу вас угостить!
СВЕКЛА: Я кругла и крепка, темно-красные бока,
Свекла молодая, сладкая такая!
Я гожусь на обед, и в борщи, и в винегрет! 2 Редиска: (скромно)
Я - румяная редиска,
Поклонюсь вам низко- низко.
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
КАРТОШКА: Я - картошка, загляденье,
Я - картошка, объеденье!
Крах-ма-ли-ста! Да раз-ва-рис-та!
Без меня - нет, нет,- не получится обед!
Выходит козел, трясет бородой
КОЗЕЛ: Не дам я морковки, не дам огурцов,
За каждый кочан я сражаться готов! Мееее
Помидор :
Защити нас, Арина, защити!
От козла скорее нас спаси!
Прогони ты его поскорей.
Пусть идёт дорогою своей!
Арина берет хворостинку и грозит Козлу
Ты, козел-козлище, зеленые глазища,
Уходи, уходи, огороду не вреди!
Не стучи ногами, не крути рогами!
Уходи. уходи, огороду не вреди! Вот я тебе!
Козел убегает
ОВОЩИ:
Спасибо, спасибо, большое спасибо!
Мы выгнать козла без тебя не смогли бы!
КАПУСТА:
Вот капусты кочан! (протягивает Тане)
МОРКОВКА:
Вот морковки пучок!
ОГУРЕЦ:
Вот свежий огурчик!
ЛУК:
Вот свежий лучок!
СВЕКЛА:
Вот свекла!
КАРТОШКА:
А вот и картошка! ВСЕ:
Мы все поделились с Ариной немножко!