В Эколята мы пойдем, пусть нас всех научат!
Программное содержание: расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т д, о том , как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам.
Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.
Дать первоначальное представление об экологии, как науке, среде обитания и приспособленности.
Развивать умение правильно оценивать собственные поступки и поведение других людей по отношению к природе, в соответствии с эко – заповедями.
Воспитывать нравственные и социально – коммуникативные качества личности дошкольника, их ценностную ориентацию в окружающем мире природы.
Предварительная работа. Просмотр мультфильма «Беги, ручеек!». Беседы о водных ресурсах. Рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей. Дидактические игры по ознакомлению с морскими растениями и животными. Народная игра «Ручеек». Подвижная игра «Море волнуется раз!». Чтение стихотворения К.Бальмонта «Ручеек».
Материал и оборудование. Слайды с изображением рек и морей, ноутбук, проектор, глобус; картинки с изображением обитателей рек и морей; бумага формата А 2 (лист ватмана); музыка для конкурсов, гимн «Эколят – молодых защитников природы»; картинки с изображением морских и речных обитателей (вырезанные из журналов и газет), ножницы, клей.
Методика проведения-
Восп: Как вы думаете, что же изучает экология?
Оказывается, слово «экология» образовалась от двух греческих слов «экос», что значит «дом» и «логос», что значит «наука», значит «экология» - это наука о доме.
-А о каком доме? О том, который строители выстроили из кирпича и бетона?
-Конечно, нет. Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. А для всех вместе это, конечно, наша планета Земля. А жить вместе в одном доме очень разным существам совсем непросто. Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа место получше, а то и просто навредить.
Однако, Земля наша не одну тысячу лет существует и ничего. Все как-то уживаются, иначе говоря, существуют и даже на пользу друг другу, хотя польза эта часто бывает своеобразной, поскольку одни служат кормом для других, а те в свою очередь, для третьих.
Вот наука экология и призвана изучать как отдельные жильцы нашего дома не только уживаются, но и воздействуют друг на друга. Например, выруби лес- высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и даже воздух, поскольку лес источник кислорода. А кислород необходим для дыхания.
Итак, ребята, что же такое экология?
Да, это наука о связи живых организмов и среды обитания.
Работа со стихотворением.
-Ребята, я буду читать вам стихотворение по частям, а вы слушайте внимательно, потом мы обсудим его.
В Канаде в давние года
В лесу на речке тихой,
Жила бобровая семья
Не предвкушая лиха.
Плотины строили они
И речка небольшая
Поила всех, кто рядом жил
В черте лесного края.
И птицы пели по утрам,
И гризли – серый великан
Гулял там без опаски.
И было все как в сказке.
- Как выдумаете, как бобры связаны с рекой, с другими животными?
Да, бобры строят плотину и поэтому в реке есть вода. Водой поятся другие животные, значит от бобров зависит жизнь зверей. Слушаем дальше
И люди приходили в лес,
И дань добычей брали.
Но никогда баланс тех мест
Они не нарушали.
Потом другие в след пришли,
Кому все было мало.
Бобров потомство извели
И красоты не стало.
Едва струится ручеек
И лес поить уже не мог:
Засохли клены, ели
И разбежались звери.
- Как вы думаете, почему так произошло?
Да, ведь все взаимосвязано. От того, что извели бобров, которые строили плотины- не стало реки. А река давала воду и лесу, и зверям. Поэтому и клены, и ели засохли, а звери разбежались.
Давайте послушаем, что же произошло дальше…
Но вот явился человек,
Который понял важность рек.
Решил он все поправить
И стал запруды ставить.
Поставил, а через денек
В ней сделал дырку ручеек.
Строитель дырку залатал,
А ручеек опять прорвал.
Ах, как помощники нужны
И осенило тут-бобры!
Не говоря ни слова
Все сделают толково.
И первозданная краса
Вернулась в дикие леса.
-Итак, какой мы можем сделать вывод?
Да, все в природе взаимосвязано. Растения связаны с воздухом, водой, с животными, человеком. Люди связаны с окружающей природой. И все это изучает экология.
- Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужна наука «Экология»?
Великая наука оказывает людям огромную помощь. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды. Эта наука учит, как охранять от загрязнения и контролировать, исследовать взаимосвязи.
Педагог предлагает детям совершить удивительное путешествие в мир воды и узнать много интересного и отгадать загадки, кто ж придет к ним в гости.
Восп: К нам сегодня пришли необычные гости. Они берегут природу, не дают в обиду нашу планету. Уверена, вы знаете, как зовут чудесных сказочных помощников – героев – «Эколят»! (указывает на полифункциональный стенд «Эколята – молодые защитники Природы»)
Думаю, сможете отгадать загадки про них!
Загадки:
Восп: В яркой шапочке с листочком, что слетел к нему с дубочка,
Шарф, перчатки, башмаки - цвета неба - синевы,
Озорник он, и игрун, а зовут его…
Восп: … «Шалун!»
Восп: Розовая шапочка, забавные косички,
Юбочка зелёная, перчатки – невелички,
Книжки разные читает, о Природе много знает,
Серьёзней всех девчонка тут, её все …
Все: …«Умницей!» - зовут
Восп: Есть у Шалуна - братишка, Желудь, скромненький парнишка.
Он – ценитель красоты, любит он растить цветы.
Оранжевая шапочка, зелёные перчатки, зовут его…
Все: … «Тихоня!»
- Правильно, ребятки!
Восп: Вот девчонка – лапочка, оранжевая шапочка,
На платье – брошка – шишечка, весёлая малышечка!
Наряд всегда с иголочки, зовут её все …
Все: … «Ёлочкой!»
Под музыку входят сказочные герои.
Умница: Я - Умница-красавица,
Отличница лесная.
Я много интересного
Про всё на свете знаю.
Шалун: Я - Шалун озорной,
Любознательный такой,
Хочу я с вами подружиться
И немного порезвиться.
Ёлочка: Я - Ёлочка весёлая.
Будете друзьями?
И тогда я непременно
Поиграю с вами.
Тихоня: Я-Тихоня-младший брат.
Всех вас видеть очень рад!
Надеюсь, вместе с вами
Останемся друзьями!
Ведущая: Сегодня они пришли на наш праздник, и проверят, достойны ли вы вступить в ряды Эколят.
Умница: Нас в любое время года,
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Шалун: И к тому же в их труде
Всё по справедливости.
Отражение в воде,
Учит нас правдивости.
Ёлочка: Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нам тепло со светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
Тихоня: Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Ёлочка: Живут в нём птицы и цветы
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты,
И все твои друзья.
Восп: Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рождения в нем живём.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Ты будешь окружён.
Восп: Ребята, вы ходите быть Эколятами и помогать беречь и защищать природу?(Ответы детей) Тогда давайте покажем Эколятам, Что мы готовы стать хорошими помощниками. Мы поговорим с вами о воде.
Спрашивает: «Что вы знаете о воде?» Обобщает ответы детей.
Рассматривает с детьми глобус-модель Земли. Рассказывает: «Из космоса наша планета видится голубой. Почему? Какая часть планеты покрыта водой? Как изображена на глобусе вода? Тоненькие линии- это реки, небольшие синие пятнышки- озера, большие- моря и океаны. Жизнь есть только там, где есть вода! Вот как велико значение воды. Наше путешествие начинается! Отгадайте загадку:
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеек)
Остановка 1. «Ручей»
Педагог вспоминает с детьми содержание мультфильма «Беги, ручеек». Беседует о значении ручьев в жизни человека и животных. Рассказывает, что ручеек начинается с родника. Спрашивает: «Вы знаете, откуда берет свое начало родник? Он бьет из-под земли. В роднике вода чистая, прозрачная, ее можно пить».
Эколята проводят игру «Ручеек».
Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому не досталось пара, идет к «истоку» ручейка и , проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» и , проходя под сцепленными руками, уводит того, кто ему симпатичнее. Так «ручеек» движется- чем больше участников, тем веселее проходит игра, особенно под музыку.
Педагог загадывает детям еще одну загадку:
Течет-течет-не вытечет, бежит-бежит-не выбежит. (Река)
Остановка 2. «Река» (слайды с изображением речных пейзажей)
Педагог помогает детям вспомнить слова из детской песни «С голубого ручейка начинается река», исполняют ее вместе с Эколятами.
Беседует о значении рек в жизни человека и животных. Спрашивает у детей: «Названия каких рек вы знаете? Какие реки протекают в нашем городе?
Д/И «Кто живет в реке?»
Взрослый показывает картинку с изображением речных обитателей и задает вопросы: «Кто это? Назовите характерные особенности внешнего вида (жабры, плавники, чешуя и т д)». За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Загадывает детям еще одну загадку:
Кругом вода,
А с питьем беда!
(Море)
Остановка з. «Море» (слайды с изображением морских пейзажей).
Педагог спрашивает у детей: «Чем отличается река от моря?» Беседует о значении морей в жизни человека и животных, о животных, которые живут в морях. Спрашивает у детей, названия каких морей они знают? Что больше, океан или море?
Предлагает детям рассказать свои впечатления о море.
Восп: Ребята, давайте научим Шалуна, Елочку, Тихоню и Умницу играть в нашу любимую игру. Проводится игра «Море волнуется раз»
Выбирается ведущий. Он говорит: Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!
В этот момент каждый игрок должен замереть в позе, изображающей животное, которое он задумал. Водящий обходит всех играющих, рассматривает получившиеся фигуры. Выбирает понравившиеся, дотрагивается до них- и дети начинают двигаться, изображая задуманных морских обитателей. Зрители стараются отгадать их. Ведущим назначается тот, кто показал самую интересную фигуру.
Педагог в беседе подводит детей к пониманию того, что нужно беречь водные ресурсы страны. Предлагает создать плакат «Берегите воду» в технике коллажа. Дети коллективно работают над созданием плаката.
Затем все вместе рассматривают плакат, беседуют по содержанию.
А теперь, я думаю , Эколята убедились, что вы дружные ребята и сможете быть хорошими друзьями природе.
Пора вас принимать в отряд – «Эколят – дошколят!»
Для торжественного принятия присяги, отряд, равняйсь! Смирно!
Восп: Клятва «Эколят – дошколят»:
Я - честный, добрый и заботливый человек, хочу вступить в ряды «Эколят – дошколят!».
Я люблю всех живых существ, обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших! Обещаете?
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними. Обещаете?
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду. Обещаете?
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку. Обещаете?
Вступая в ряды «Эколят – Молодых Защитников Природы», я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим Другом Природы, надежным и верным. Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Все: Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Дети благодарят героев и прощаются с ними.
Под весёлую мелодию Умница, Ёлочка, Шалун и Тихоня уходят из зала.