Конспект занятия на тему: «Моя родословная»
Цель занятия: Обогатить представление о семье, дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях, учить составлять генеалогическое дерево своей семьи в доступной для старшего дошкольного возраста форме, используя фотографии, игры, стихи, песни...
Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
Поделиться этими знаниями. Развивать устную речь.
Материал:
схема генеалогического древа, фотографии семьи, мяч
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседы с детьми на тему «Семья». Рассматривание семейных альбомов. Разучивание и пояснение смысла пословиц и поговорок о семье.
Разучивание игр со словами, физ. минуток.
Повторение русских народных игр
Чтение книг о семье.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Мы говорим, здравствуйте, желаю человеку здравия, здоровья.
Воспитатель: Ребята давайте поиграем.
А теперь давайте посмотрим на наши пальчики и вообразим, что:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
А вместе – целая семья.
Посмотрите, дети у нас получился крепкий кулачок. И значит это, что вместе мы очень сильные, и нам любое дело по плечу.
Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (ответы детей). Правильно, сегодня мы поговорим о семье.
Стук в дверь, (мл. воспит.) заходит и заносит Домовенка. Ребята, Домовенок стоял за дверью и плакал.
Воспитатель: Что же случилось?
(Мл.в.) – на улице холодно, Домовенок замерз он очень долго жил в лесу один и совсем забыл что такое дом, семья.
Воспитатель:- Ребята давайте поможем Домовенку, вспомнить что такое семья близкие родные люди, родственники. Расскажем о том, что каждого человека окружают родные и близкие люди. И найдем для него дом.
Воспитатель: Как вы считаете, что такое семья, кто в нее входит?
Дети:- мама, папа, братья, сестры, бабушка, дедушка.....
Воспитатель: - Для чего нужна человеку семья?
Дети: - Чтобы заботиться друг о друге;
Чтобы помогать друг другу;
Чтобы уважать старших и не обижать младших;
В семье рождаются дети;
Когда есть семья, человеку не страшно жить.
Расскажите о своей семье. Из кого она состоит?
Как о вас заботятся в семье?
Какие чувства вы к ним испытываете? (ответы двух – трех детей).
Самым важным и уважаемым в семье считается старший по возрасту член семьи – бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка. Как вы думаете, почему? ( потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом).
Мы уважаем их за то, что они дали жизнь нашим родителям.
У многих из вас есть братья и сестры. У ваших пап и мам они тоже есть. Скажите. Как мы их всех ( бабушек, дедушек, маму, папу, братьев, сестер) называем? А Домовенок послушает.
Правильно, родственниками. Родственниками называют близких по родству людей.
Дидактическая игра
Я вам буду называть кого-то из членов вашей семьи, а вы будете говорить какие они.
- Мама (какая) Папа (какой он) Бабушка (какая она) Дедушка
(какой он) Брат (какой он) Сестра (какая она).
Воспитатель: Все ли семьи одинаковые или разные?
Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
Воспитатель: Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.
А сейчас мы с вами немного отдохнём.
Физкультминутка.
Осенью, весною,
Летом и зимою.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Воспитатель: семья родилась очень давно, ребята. Её уважали всегда, поэтому народ сложил много пословиц о семье. Мне нравится одна такая пословица: «При солнышке тепло, при матери – добро». Вы тоже знаете пословицы. Давайте скажем так, чтобы услышали все. Дети передают мяч и говорят пословицы:
- «Дома и стены помогают»;
- «Дружная семья гору сдвинет»;
- «Вся семья вместе так и душа на месте»;
- «Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец»;
- «В родной семье и каша гуще»;
- «Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют»;
- «Дома вместе тесно, а врозь – скучно»;
- «В гостях хорошо, а дома лучше»;
- «Нет милее дружка, чем родная матушка».
Воспитатель: как вы понимаете пословицу «Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец»? (ответы детей).
Воспитатель: почему так говорят «Вся семья вместе так душа на месте»? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята у меня тоже есть семья
дети, посмотрите на дерево, почему оно необычное, чудесные? (Ответы детей).
Воспитатель: правильно, вместо плодов на деревьях – фотографии. Это – фамильные деревья. (Воспитатель предлагает детям сесть). Семья похожа на большое дерево: оно мощная, сильная. Семья как и дерево, растет -появляются новые веточки и листочки-дети, которые тянуться к солнышку, любят тепло и ласку.
-Как вы думаете, кто корни этого дерева? Почему? Да, самые старшие члены семьи дают ей начало. Это самые мудрые люди, они как крепкая основа. А ствол кто? Ствол - это крепость ваших родителей. Правильно, ваши мама и папа-молодые люди, работают, трудятся. Заботятся о старших и младших. Расскажите о веточках и листочках? (Дети)
Дерево растет - появляются ваши сестра и братья. А чтобы дерево прочно стояло на корнях, нужно о нем заботится, любить и ухаживать за старшими членами семьи. Это семейное древо.
Воспитатель: ребята, у вас очень интересные рассказы о ваших семьях.
Воспитатель: Ребята как вы думаете нашу группу можно назвать семьей?
(ответы детей) Все верно, Ребята я предлагаю нам сделать свое древо.
Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Воспитатель: я предлагаю сказать слова пожелания своей семье: «Я желаю своей семье…» Молодцы!
Воспитатель: я думаю, что такие добрые пожелания для ваших близких обязательно сбудутся.
Воспитатель открывает стенд» Моя семья» с фотографиями детей, воспитателей, помощника воспитателя группы. А это древо нашей группы.
Воспитатель: Я, ты, он, она! А вместе - целая дружная группа! Группа - ведь это тоже, как семья. Давайте предложим Домовенку остаться в нашей семье в нашей группе. Домовенок ты согласен?
Заключение.
– Мы сегодня с вами говорили о родословном дереве
* Что вам больше всего запомнилось?
* Понравилось ваше дерево жизни, почему?
* Будете ли вы продолжать дома с родителями работу над вашим деревом?
* Что вы нового узнали из нашего занятия?