Тема урока: Знакомство со звуками [м], [м, ], с буквой М,м. Письмо буквы М,м.
Задачи: Познакомить учащихся с буквами М, м; совершенствовать навыки правильного, выразительного слогового и беглого чтения; закрепить умение правильно употреблять заглавную букву при написание имен собственных; формировать представление о духовно-нравственных основах российского народа; воспитывать уважение к государственным символам Российской Федерации.
Обучение УУД: умение принимать решение и отвечать за его результат при работе в паре; понимать смысл пословиц о родной стране; определять цели выполняемого задания; распространять и упрощать предложения.
Оборудование: учебник «Азбука» В.Г. Горецкий и др., книга для чтения «Как хорошо уметь читать» Л.А. Обухова, О.Е. Жиренко, «Прописи» 3 часть, электронное приложение к учебнику, музыкальное оформление В. Шаинский «Голубой вагон».
Ход урока.
Учитель приглашает детей в путешествие по стране Азбуке на поезде. В путь! (Звучит музыка «Голубой вагон».) (Слайд 1)
Голубой вагон бежит, качается,
Скорый поезд набирает ход.
Остановка: г. Повторинск.(Слайд 2)
Повторение (два ученика готовят задание на карточках, аналогичное домашнему):
Карточка №2 У Севы папа – пилот. У Полины – плотник. Карточка №1 У Пети папа- санитар. Папа у Кати – сталевар.
Остальные ученики читают текст в «Азбуке» на стр.83. Затем озаглавливают его (Повар. Мама – повар).
О какой профессии узнаём из текста?
Затем проверяется чтение детьми предложений на карточках.(Слайд 3). Они называют профессии, о которых идет речь. Учитель анализирует ответ каждого ученика.
В путь! Следующая станция: Новая Буковка.(Слайд 4)
Учитель вспоминает, что недавно весь класс ходил к строящемуся дому.(Слайд 5)
- Произнесем слово «дом» по частям (показ рукой). Обозначим части в тетради для печатания .
- прочитаем слово по схеме и постараемся услышать звук за слиянием на конце слова. Читаем до-м.
-Какой звук за слиянием?
Учащиеся его характеризуют:
[м]- это согласный звук потому, что, когда мы его произносим, воздух встречает преграду; твердый, звонкий, непарный.
Покажем это на схеме: (Согласный обозначим синим цветом.)
- Посмотрите на цифру, и вы узнаете, сколько этажей будет в этом доме. (Слайд 6). Сколько? (Семь).
Дети характеризуют звук [м, ]- согласный, мягкий, звонкий, непарный.
Покажем это на схеме: (Согласный обозначим зеленым цветом.)
-Назовите новые звуки [м], [м, ].
-Назовите слова с новыми звуками в начале слова.
III. В путь! Следующая станция «Отдыхай-ка!» (Слайд 7)
Физическая минутка.
Продолжим путешествие.
Учитель сообщает, что звуки [м], [м, ] обозначаются буквой «эм» (показ печатных букв). Сравните их. (Дети сравнивают.) Далее проводится работа по усвоению печатных букв:
- Составьте букву «М» из палочек.
- Напечатаем букву «М» (Работа в книге для чтения Обухова Л.А., Жиренко О.Е. «Как хорошо уметь читать» стр.53 задание 3) (Работа с электронным приложением)
- Найдите букву на классной ленте букв.
- Почему эта буква в синем квадрате? (Она обозначает согласные звуки [м], [м, ].)
А сейчас мы будем учиться писать строчную букву «м». Посмотрите на карточку, рассмотрите букву. Сравните печатные и письменные буквы. В чем их сходство и отличие? Откройте «Прописи» стр.6,7.(Электронное приложение)
Далее проводится работа по усвоению письменных букв:
- Посмотрите, как пишется буква «м» (объяснение учителя).
- Напишем букву «м» в воздухе.
Затем письмо букв в «Прописях».
Пробное письмо. Анализ ошибок. Сравнение написанных букв с образцом.
Физкультминутка для глаз.(Электронное приложение)
В путь! Работа по учебнику.
а) А сейчас будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
«Азбука» стр.85
МА МО МЫ МУ МЕ МИ
Вспоминают правила чтения слога:(Слайд 8)
Посмотрите на слог, узнайте буквы.
Назовите гласную.
Перед гласной «а» согласный произносится твердо, рот открываем на «а».
Индивидуальное чтение.
Чтение слогов.
В путь! Работа в «Прописи».
Письмо слогов-слияний .(стр.6,7)
Остановка «Перемена»!
Закончился 1 урок.
урок.
Продолжим путешествие.
Откройте «Азбуку»стр.85. Будем учиться читать слова.
- Подготовьтесь читать слова. (Дети анализируют слова с карандашом в руке – графическое комментирование).
Чтение слов.
Проводится лексическая работа. (Слайд 9)
«Строители» - это люди, которые строят что-нибудь: различные здания, сооружения.
«Строить» - создавать какое-нибудь сооружение.
Рассмотрите иллюстрацию на стр.84 учебника. (Слайд 10)
-Что на ней изображено? (Московский Кремль, собор Василия Блаженного).
Рассказ учителя об истории создания Москвы, о Красной площади, Историческом музее, соборе Василия Блаженного.
-Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина над картинкой и предложения под картинкой. Почему слово Москва пишется с большой буквы? (Название города).
А сейчас мы будем учиться писать слова. Откройте «Прописи» на стр.7, найдите название города. Запишите его прописными буквами. (Учитель показывает на доске алгоритм написания буквы, дети повторяют в «Прописи»).
б) Продолжаем работать с учебником.
-Прочитайте текст «На уроке».( «Азбука» стр.85)
-Какие слова написал Рома на уроке? (Мама, Москва, мир).
- Подготовьтесь к письму.
- Из каких частей состоит слово «мама»?
- Что можно сказать об этих слогах? (одинаковые)
-Из каких частей состоит слово «мир»?
Показ и объяснение учителем.
Дети пишут слово «мама», «мир» в «Прописи».
Физкультминутка для пальцев.
Запись предложения. Перед записью проводится работа:
- Прочитайте предложение. Какое слово написано с большой буквы, почему? (Рома).
- Что это за слово? (оно обозначает имя, а значит, пишется с большой буквы).
- Какие слова пропущены в этом предложении? (мама, мир)
-Вставьте и запишите эти слова в предложение.
Проверка.
В путь! Остановка «Отдыхай-ка!»
Физкультминутка для глаз и пальчиков.
В путь! Развитие речи.
Чтение пословиц. Почему так говорят? ( «Азбука» стр.84)
- Выберите понравившуюся пословицу и пропечатайте её в тетрадь.
Подведение итогов урока.
- Наше путешествие по стране Азбуки подошло к концу. Путешествуя, мы познакомились с новыми звуками и новой буквой. Что вы о них можете сказать? (проводится обобщение)
Что было самым интересным на уроке? Что вызвало затруднение?
Оцените своё настроение. (Дети выбирают смайлик-наклейку и приклеивают в свою тетрадь, учитель оценивает своё настроение от работы с учащимися (Слайд11).