Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления.
Шевелёва Виктория Анатольевна
МБОУ СОШ № 4 г.Пыть-Ях
Русский язык
4 класс
Образование новых слов с помощью приставок
Урок изучения нового материала
Тема: ,, Образование новых слов с помощью приставок.”
Цели урока:
Обучающие: создание условий для ознакомления учащихся с образованием новых слов с помощью приставок; учить отличать приставки от предлогов, использовать прием кластера при работе с информацией для систематизации знаний по теме.
Развивающие: умение ставить проблемные вопросы, выдвигать предположения, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Оборудование: Учебник «Русский язык», 4 класс часть I, презентация, компьютер, проектор, экран, листы с печатным текстом о предлогах и приставках,листы с вопросами для приёма«Верные и неверные утверждения»,листы – заготовки для кластера.
При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ: инсерт, кластер, прием «Верные и неверные утверждения».
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя |
I. Стадия вызова | 1.Оргмомент Психологический настрой Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. 2.Актуализация знаний Чистописание На доске: По-, за-, на-, под-, о, об, пере,от,до - Что можете сказать об этих буквосочетаниях? Что заметили? Прием «Верные и неверные утверждения» У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.
- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему? Значит, мы с вами еще не все знаем о предлогах. Словарная работа. Прочитайте, найдите лишнее слово: Команда, весёлый, сказка,бегает, вечерний, сказал. (Лишнее слово команда, т.к. оно словарное)
|
II. Стадия осмысления | Открытие новых знаний Работа в группах - Я вам предлагаю исследовать эти слова и разделить их на 2 группы Списать,сорняк,отмыть,отец,поход, половик - Вспомните, по какому признаку можно разделить эти слова? (слова с приставками и без приставок) - На какой вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке? - Какие у вас будут предположения? Первичное закрепление Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками. (Вызываются 2 ученика. 1 ученику предлагается) -Разрезать лист бумаги -Надрезать лист -Вырезать квадрат -Срезать угол (2ученик записывает на доске действия, которые выполняет 1 ученик) -Что общего у этих слов? -Выделите в них корень -Чем отличаются эти слова? -Выделите и назовите приставки Включение нового знания в систему знаний Упражнение в образовании слов с приставками Вставить в словах подходящие по смыслу приставки: 1гр. …ступила осень. В воздухе ..холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. ..летные птицы ...бираются ..летать в теплые края. 2гр. Ребята …шли в лес за грибами. Рома …шел под березой красивый …березовик. Валя …видела под сосной маленький масленок. Тима …глядел в траве огромный боровик. 3гр. Лето …шло. Птицы скоро …летят в теплые края. …ступает осень. тучи …крывают небо. Осень …крашивает деревья яркими красками. Скоро …летят ветры, …йдут дожди. (Взаимопроверка. Формативное оценивание) Составление кластера …. – это … слова, которая стоит … … и служит для … …. …. . Прием «Инсерт» - Учащиеся самостоятельно выполняют упр.155 на с.96 и делают пометки: V – эту информацию знаю, вспомнил; + - это новая для меня информация; ? – эта информация мне непонятна, надо задать вопрос. Проверка с помощью слайда Приставка – это часть слова –служит для образования новых слов –пишутся слитно –употребляются в словах различных частей речи -между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово или вопрос. Предлог – это слово –служит для связи слов в предложении – пишется со словом раздельно – никогда не употребляется с глаголом -между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. |
Стадия рефлексии | - Над какой темой мы сегодня работали на уроке? - Как вы думаете, для чего нам нужны приставки? - Какую задачу мы можем поставить перед собой на следующий урок? - Оцените свою работу на уроке дополняя предложения: Мне удалось … Меня удивило … Мне понравилось … Я порадовался за … Я хочу поблагодарить … за … Я могу похвалить себя за … Домашнее задание. На выбор учащимся: Из учебника «Литературное чтение»: а) Найти и записать в тетрадь 5 предложений, в которых есть слова с приставками или б)выполнить задание по учебнику с.96 упр158. |