«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока "Три состояния воды"

Конспект урока "Три состояния воды"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Три состояния воды. Круговорот воды в природе»

Конспект урока


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационные формы

1. Организационный этап

30 сек.

1. Настраивает на работу

-Ребята, я надеюсь, что вы все чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу. Сегодня у всех всё получится, вы все сможете выполнить и узнаете много нового. Ведь вы у меня самые умные и добрые дети.


  1. Улыбаются друг другу

2.Настраиваются на работу

фронтальная

2.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.


30 сек.

1. Показывает слайд с ребусом

- Чтобы узнать тему урока, предлагаю вам отгадать ребус. Отгадку вы услышите в этих звуках. (На слайде звучит музыка: журчание воды)

1. Отгадывают ребус.


Фронтальная

25 сек.

2. Задаёт вопросы

-Кто поёт эту хрустальную песню?

-Верно. Сегодня мы будем говорить о воде. Какие ассоциации у вас возникают, когда произносите слово “вода”?


2. Отвечают:

- Я думаю, что это вода

- Когда произносят слово вода, я представляю… (ручей, море, реку, озеро, снег, град, иней, родники, и т.д.)

35 сек

3. Рассказывает текст, показывая слайды.

-Посмотрите на слайды. Вы видите, что на Земле большую часть занимают водные пространства - океаны. Океаны, покрывающие почти всю нашу планету, всю нашу Землю, на которой миллионы лет зародилась жизнь – это вода. Реки, моря, озёра, облака, туманы, ледники, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это тоже вода. Оказывается, вода умеет совершать удивительные превращения.

3. Слушают текст, рассматривая слайды

1 мин.

30 сек.

4. Знакомит с проблемными вопросами

- Почемучка приготовила для вас вопросы.



- Кто может на них ответить?


4.Читают вопросы:

. - Как образуется пар?

- Как образуются облака?

- Почему идёт дождь?

-При каких условиях образуется лёд и снег?

5.Рассуждают.

- Мы пока не можем ответить на эти вопросы.

3. Формулирование темы урока, задач урока.

3 мин.

1. Просит сформулировать тему урока


-Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться на уроке?

-Подумайте и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

1. Рассуждают.

- Мы будем знакомиться с тем, как образуются облака, пар, почему идёт дождь, как образуются лёд и снег.

фронтальная

2 . Помогает в формулировке темы


2. С помощью учителя формулируют тему урока:

Тема: Удивительные превращения воды

3. Помогает в формулировке задач урока

-Что вы должны узнать и чему научиться?



-При каких условиях это получится?



-Кто и что будет нашими помощниками?




3.Формулируют задачи урока:

Узнать:

какие превращения совершает вода в природе

Условия:

- будем работать дружно и быстро;

- задавать вопросы;

- отвечать на вопросы;

Наши помощники:

- учебник;

- рабочая тетрадь;

-энциклопедии;

- одноклассники;

-учитель

4.Знакомит с планом действий на уроке

-Познакомьтесь с планом наших действий:


4. Читают:

1. Заполним таблицу, работая в паре

3.Закрепим полученные знания в игре

4.Попробуем найти ответы на вопросы Почемучки, работая в группе.

5.Дружно составим схему круговорота воды в природе.

6.Самостоятельно придумаем «Сказку о капельке»

7. Поговорим о том, как сохранить воду чистой.

8.Подведём итог урока.

4.Усвоение новых знаний

7 мин.

  1. Знакомит с алгоритмом работы в паре.

- Вам предстоит стать исследователями воды. Для этого вы должны, работая в парах:

  • проделать опыты;

  • заполнить таблицу № 1;

  • сделать вывод о том, в каких состояниях может находиться вода.




1.Проделывают опыты.

2. Заполняют таблицу.

3.Делают вывод о том, в каких состояниях может находиться вода.

Карточка №1:

Проделайте опыт

Ответьте на вопросы

Сделайте вывод:

В каком состоянии находится вода?

1. Рассмотрите внимательно кусочки льда и снега. Потрогайте их на ощупь. Какие они? Нагревайте блюдце со снегом и льдом на огне. Что происходит?

Кусочки снега и льда тают от высокой температуры, образуя воду.

Вода находится в твёрдом состоянии

2.Рассмотрите внимательно воду, налитую в стакан. Перелейте её в другой стакан. В каком состоянии она находится?

Что произойдёт, если этот стакан поставить в морозильную камеру?

Воду в жидком состоянии можно переливать из сосуда в сосуд.

В морозильной камере вода замёрзнет, образуя лёд.

Вода находится в жидком состоянии

3. Протрите мокрой тряпочкой классную доску. Что стало с доской через несколько минут? Почему это произошло? Куда делись капли воды?

В кабинете тепло, поэтому вода испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ.

Вода находится в газообразном состоянии

парная

2.Задаёт вопрос

- В каких трёх состояниях находится вода в природе?


4.Отвечают

-Вода имеет три состояния :

↙ ↓ ↘

Твёрдое Жидкое Газообразное

фронтальная

5. Закрепление новых знаний

2 мин

1.Читает стихотворение С. Погореловского “Весенний разговор”, показывает движения

- Ребята, вы, наверно, устали? Давайте немного отдохнём. Я буду читать стихотворение и показывать движения. Вы должны повторять движения за мной. Но после выполнения упражнений, вы должны будете ответить на вопрос:

-О каких состояниях воды говорится в стихотворении?


1.Повторяют движения

Куда ты несешься, Взмахи руками
Постой, ручеёк, Левой
Побудь, непоседливый, с нами! Правой
- Спешу я, ребята, Левой
Ведь путь мой далек,- Правой
Бегу я на родину, к маме! Двумя руками
- А кто твоя мама? Двумя руками
- Большая волна, Круговые вращения
Волна океана седая, Круговые вращения
О бурях неистовых пела она, Круговые вращения
Меня на груди колыхая. Круговые вращения
Всегда бы ту песню я слушать хотел, Приседание
Но солнце пригрело сильнее - Приседание
И к страннице – тучке Приседание
Я паром взлетел, Прыжок вверх
Понесся по свету я с нею. Прыжок вверх
- Какой ты счастливец! Взмах руками
Увидел с небес. Ладонь ко лбу
Всю Землю с ее чудесами! Ладонь ко лбу
- Да, много в пути Взмах руками

Повидал я чудес, Взмах руками
Но помнил, грустил я о маме. Взмах руками
- Так что же ты к ней Наклон вправо
Не вернулся опять Наклон влево
Веселым сверкающим ливнем? Прыжок вверх
- Жестокая стужа Приседание
Успела сковать, Приседание
Укутать все панцирем зимним, Приседание
Я снегом на землю Прыжок
Упал – и уснул, Приседание
С полями уснул и лесами. Приседание
- А что тебе снилось? Шаг на месте
- Что, славя весну, Шаг на месте
Бегу я на родину, к маме! Бег на месте
И вот я проснулся, Бег на месте
Преграды крушу, Бег на месте
Вперед пробиваюсь упрямо. Бег на месте
Прощайте, ребята, Шаг на месте
Я очень спешу… Шаг на месте
Мы скоро увидимся, мама! Тихо сели за парты

фронтальная

1 мин

2. Задаёт вопросы:

-О каких состояниях воды говорится в стихотворении?

– О каких процессах говорят строки:

  • «Паром взлетел»?

  • «Жестокая стужа сковала»?

  • «Проснулся, преграды крушу»?

2.Отвечают:

-В стихотворении говорится о трёх состояниях воды: жидком, газообразном и твёрдом.


-Я думаю, что так говорится об испарении;


-о замерзании;


- о таянии снега

6. .Усвоение новых знаний

11 мин
































5 мин.

1. Знакомит с алгоритмом работы в группе

-Попробуем ответить на вопросы Почемучки, работая в группе. Каждая группа будет искать ответ на один вопрос.

- Предлагаю работать в группах по плану:

1.Распределите роли в группе.

2. Внимательно прочитайте вопрос

3.Самостоятельно найдите ответ при помощи литературы

4.Обсудите ответ в группе.

5.Сделайте вывод о соответствии выдвинутой вами гипотезы

6.Составьте план выступления по теме.

7. Нарисуйте рисунок данного процесса.

7.Составьте по одному вопросу на уточнение и понимание другим группам.

8.Представьте результат своих действий всему классу.

- При составлении вопросов вам помогут карточки № 2:

Я учусь задавать вопросы на применение.

А что получится, если…

Как ты думаешь, что произойдёт, если…

А если представить, что

Как можно сделать следующее…


Я учусь задавать вопросы на понимание

Расскажи своими словами следующее…

Будь добр, опиши следующее…

Объясни, пожалуйста следующее…

Скажи пожалуйста, а какая разница между…

2.Помогает учащимся смоделировать схему круговорота воды в природе.

–Попробуйте на доске из ваших рисунков составить одну общую схему превращений воды в природе.

–Выполните задание № 56 в «Рабочей тетради» на с. 27

- Какой можно сделать вывод?


1. По одному ученику от 4-ёх групп вытягивают вопросы:

1.Как образуется пар?

2.Как образуются облака?

3.Почему идёт дождь?

4.При каких условиях образуется лёд и снег?

2.Работают по плану.

3. Представляют результаты работ

(Примерные выступления)

1. Как образуется пар?

- Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. Вода закипает при температуре 90 С. В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озёр, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.

2. Как образуются облака?

- С поверхности морей, рек, озёр и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный. Пар там охлаждается и образует множество водяных капелек или льдинок. Из этих льдинок и капелек образуются облака.

3. Почему идёт дождь?

- Облака лёгкие, и ветер переносит их на далёкие расстояния. Когда облака становятся тяжёлыми, то вода в виде дождя падает на землю.

4. При каких условиях образуется лёд и снег?

-Вода замерзает при температуре 0 С. и ниже. Это происходит и в реке, и в озере, и в луже. Так образуется лёд. Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Под действием ветра они превращаются в снежинки и падают на землю. Так образуется снег.

4. Задают вопросы одноклассникам

5.Отвечают на вопросы.

6.Моделируют схему «Круговорот воды в природе»

7.Выполняют задание :

Стрелками показывают, как происходит круговорот воды в природе.

8. Делают вывод, отвечая на вопрос учителя:

-Мы увидели, что вода постоянно совершает круговорот

испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.

самостоятельная групповая



7. Практическое применение знаний

6 мин.

1. Озвучивает задание.

-Попробуйте каждый представить себе, что вы – это капелька воды. Самостоятельно составьте сказку о том, как вы будете путешествовать в этом мире превращений.

2. Иллюстрирует процесс круговорота воды в природе на слайдах



1.Составляют «Сказку о капельке»




2.Один ученик пересказывает сказку.

«Сказка о капельке»

(Примерный текст)

Жили-были маленькие капельки воды: одни капельки весело плескались на волнах в море, другие лежали на листьях деревьев, третьи – просто на земле. А вверху светило яркое солнышко. Капельки, греясь лучами теплого солнышка, становились воздушными и могли летать.

И вот однажды капельки решили полететь к солнцу. Они поднимались все выше и выше. Чем выше капельки поднимались, тем холоднее становился воздух. Капельки мерзли и превращались в маленькие льдинки. Они сбились в кучку и так продолжали подниматься вверх. А снизу к ним в кучку добавлялись новые капельки, и они тоже замерзали. Так получилась туча, которая все росла и росла.

Когда туча стала совсем большой, капелькам трудно было удержаться в туче, и они стали опускаться вниз в виде снежинок. Внизу у земли воздух был гораздо теплее, так как было лето, и маленькие льдинки-снежинки снова превратились в капельки воды. Одни капельки упали в море, реку, другие – на землю, третьи – на деревья.

Но когда наступила зима, и воздух у земли стал холодным, замерзшие капельки опустились на землю снежинками и с нетерпением стали ждать потепления.

Через некоторое время, согревшись, капельки снова пустились в путешествие к солнышку и обратно.

самостоятельная

3 мин.

3. Задаёт вопросы.

-Как вы думаете, пользовались ли наши бабушки той водой, которую мы пьём?

– Чистая ли вода испаряется с поверхности водоемов? Если затрудняетесь, то ответ можете найти в учебнике на с. 122, 2-ой абзац.

– Всегда ли дождевая вода самая “чудесная” и чистая?

-Почему же иногда после летнего дождя листья клубники, томатов желтеют, краснеют, чернеют и растения гибнут? Что может загрязнять воду и атмосферу на Земле?

– Какие действия можете предпринять лично вы, чтобы беречь чистоту воды?

3. Отвечают на вопросы

-Да, благодаря круговороту воды в природе.


-С поверхности водоёмов испаряется чистая вода.


-Человек построил много заводов и фабрик, дым которых содержит ядовитые вещества, и вещества, которые, соединяясь с водой, образуют кислоты и другие вещества. Поэтому и выпадают на землю кислотные дожди. В почву земледельцы вносят ядовитые для сорняков, вредных насекомых вещества, которые смываются дождями в водоемы, загрязняя их. По водной поверхности морей и океанов разливаются нефтяные пятна, отравляя воду и губя жизнь морских обитателей, а через них и человека, потребляющего морские продукты. Все мы связаны на Земле.


фронтальная

8. Информирование учащихся о домашнем задании.


1 мин.

1. Задаёт домашнее задание

Обо всем этом и еще о чем-то новом вы прочитаете дома в учебнике по теме ““Круговорот воды в природе”.

Я предлагаю дома вам приготовить сообщение по теме ““Круговорот” отравленной воды”.

1. Записывают домашнее задание

фронтальная

9. Подведение итогов урока

2мин. 30 сек.

1.Организует рефлексию

- Вернёмся к теме нашего урока. Что хотели узнать и что узнали? Заполните карточку №3.

Закрасьте колокольчик цветом, который соответствует вашим знаниям.

-Выскажите своё мнение об уроке.

-Спасибо всем за работу.

1. Заполняют карточку

2. Высказывают своё мнение об уроке.


фронтальная



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее