Тема урока: «Три состояния воды. Круговорот воды в природе»
Конспект урока
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Организационные формы | |||||||||||||
1. Организационный этап | 30 сек. | 1. Настраивает на работу -Ребята, я надеюсь, что вы все чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу. Сегодня у всех всё получится, вы все сможете выполнить и узнаете много нового. Ведь вы у меня самые умные и добрые дети.
| Улыбаются друг другу 2.Настраиваются на работу | фронтальная | |||||||||||||
2.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. | 30 сек. | 1. Показывает слайд с ребусом - Чтобы узнать тему урока, предлагаю вам отгадать ребус. Отгадку вы услышите в этих звуках. (На слайде звучит музыка: журчание воды) | 1. Отгадывают ребус.
| Фронтальная | |||||||||||||
25 сек. | 2. Задаёт вопросы -Кто поёт эту хрустальную песню? -Верно. Сегодня мы будем говорить о воде. Какие ассоциации у вас возникают, когда произносите слово “вода”?
| 2. Отвечают: - Я думаю, что это вода - Когда произносят слово вода, я представляю… (ручей, море, реку, озеро, снег, град, иней, родники, и т.д.) | |||||||||||||||
35 сек | 3. Рассказывает текст, показывая слайды. -Посмотрите на слайды. Вы видите, что на Земле большую часть занимают водные пространства - океаны. Океаны, покрывающие почти всю нашу планету, всю нашу Землю, на которой миллионы лет зародилась жизнь – это вода. Реки, моря, озёра, облака, туманы, ледники, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это тоже вода. Оказывается, вода умеет совершать удивительные превращения. | 3. Слушают текст, рассматривая слайды | |||||||||||||||
1 мин. 30 сек. | 4. Знакомит с проблемными вопросами - Почемучка приготовила для вас вопросы.
- Кто может на них ответить?
| 4.Читают вопросы: . - Как образуется пар? - Как образуются облака? - Почему идёт дождь? -При каких условиях образуется лёд и снег? 5.Рассуждают. - Мы пока не можем ответить на эти вопросы.
| |||||||||||||||
3. Формулирование темы урока, задач урока. | 3 мин. | 1. Просит сформулировать тему урока
-Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться на уроке? -Подумайте и попробуйте сформулировать тему нашего урока. | 1. Рассуждают. - Мы будем знакомиться с тем, как образуются облака, пар, почему идёт дождь, как образуются лёд и снег. | фронтальная | |||||||||||||
2 . Помогает в формулировке темы
| 2. С помощью учителя формулируют тему урока: Тема: Удивительные превращения воды | ||||||||||||||||
3. Помогает в формулировке задач урока -Что вы должны узнать и чему научиться?
-При каких условиях это получится?
-Кто и что будет нашими помощниками?
| 3.Формулируют задачи урока: Узнать: какие превращения совершает вода в природе Условия: - будем работать дружно и быстро; - задавать вопросы; - отвечать на вопросы; Наши помощники: - учебник; - рабочая тетрадь; -энциклопедии; - одноклассники; -учитель | ||||||||||||||||
4.Знакомит с планом действий на уроке -Познакомьтесь с планом наших действий:
| 4. Читают: 1. Заполним таблицу, работая в паре 3.Закрепим полученные знания в игре 4.Попробуем найти ответы на вопросы Почемучки, работая в группе. 5.Дружно составим схему круговорота воды в природе. 6.Самостоятельно придумаем «Сказку о капельке» 7. Поговорим о том, как сохранить воду чистой. 8.Подведём итог урока. | ||||||||||||||||
4.Усвоение новых знаний | 7 мин. | Знакомит с алгоритмом работы в паре. - Вам предстоит стать исследователями воды. Для этого вы должны, работая в парах: проделать опыты; заполнить таблицу № 1; сделать вывод о том, в каких состояниях может находиться вода.
| 1.Проделывают опыты. 2. Заполняют таблицу. 3.Делают вывод о том, в каких состояниях может находиться вода. Карточка №1:
| парная | |||||||||||||
2.Задаёт вопрос - В каких трёх состояниях находится вода в природе?
| 4.Отвечают -Вода имеет три состояния : ↙ ↓ ↘ Твёрдое Жидкое Газообразное | фронтальная | |||||||||||||||
5. Закрепление новых знаний | 2 мин | 1.Читает стихотворение С. Погореловского “Весенний разговор”, показывает движения - Ребята, вы, наверно, устали? Давайте немного отдохнём. Я буду читать стихотворение и показывать движения. Вы должны повторять движения за мной. Но после выполнения упражнений, вы должны будете ответить на вопрос: -О каких состояниях воды говорится в стихотворении?
| 1.Повторяют движения Куда ты несешься, Взмахи руками Повидал я чудес, Взмах руками | фронтальная | |||||||||||||
1 мин | 2. Задаёт вопросы: -О каких состояниях воды говорится в стихотворении? – О каких процессах говорят строки: «Паром взлетел»? «Жестокая стужа сковала»? «Проснулся, преграды крушу»? | 2.Отвечают: -В стихотворении говорится о трёх состояниях воды: жидком, газообразном и твёрдом.
-Я думаю, что так говорится об испарении;
-о замерзании;
- о таянии снега | |||||||||||||||
6. .Усвоение новых знаний | 11 мин
5 мин. | 1. Знакомит с алгоритмом работы в группе -Попробуем ответить на вопросы Почемучки, работая в группе. Каждая группа будет искать ответ на один вопрос. - Предлагаю работать в группах по плану: 1.Распределите роли в группе. 2. Внимательно прочитайте вопрос 3.Самостоятельно найдите ответ при помощи литературы 4.Обсудите ответ в группе. 5.Сделайте вывод о соответствии выдвинутой вами гипотезы 6.Составьте план выступления по теме. 7. Нарисуйте рисунок данного процесса. 7.Составьте по одному вопросу на уточнение и понимание другим группам. 8.Представьте результат своих действий всему классу. - При составлении вопросов вам помогут карточки № 2:
2.Помогает учащимся смоделировать схему круговорота воды в природе. –Попробуйте на доске из ваших рисунков составить одну общую схему превращений воды в природе. –Выполните задание № 56 в «Рабочей тетради» на с. 27 - Какой можно сделать вывод?
| 1. По одному ученику от 4-ёх групп вытягивают вопросы: 1.Как образуется пар? 2.Как образуются облака? 3.Почему идёт дождь? 4.При каких условиях образуется лёд и снег? 2.Работают по плану. 3. Представляют результаты работ (Примерные выступления) 1. Как образуется пар? - Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. Вода закипает при температуре 90 С. В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озёр, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар. 2. Как образуются облака? - С поверхности морей, рек, озёр и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный. Пар там охлаждается и образует множество водяных капелек или льдинок. Из этих льдинок и капелек образуются облака. 3. Почему идёт дождь? - Облака лёгкие, и ветер переносит их на далёкие расстояния. Когда облака становятся тяжёлыми, то вода в виде дождя падает на землю. 4. При каких условиях образуется лёд и снег? -Вода замерзает при температуре 0 С. и ниже. Это происходит и в реке, и в озере, и в луже. Так образуется лёд. Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Под действием ветра они превращаются в снежинки и падают на землю. Так образуется снег. 4. Задают вопросы одноклассникам 5.Отвечают на вопросы. 6.Моделируют схему «Круговорот воды в природе» 7.Выполняют задание : Стрелками показывают, как происходит круговорот воды в природе. 8. Делают вывод, отвечая на вопрос учителя: -Мы увидели, что вода постоянно совершает круговорот испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю. | самостоятельная групповая | |||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
7. Практическое применение знаний | 6 мин. | 1. Озвучивает задание. -Попробуйте каждый представить себе, что вы – это капелька воды. Самостоятельно составьте сказку о том, как вы будете путешествовать в этом мире превращений. 2. Иллюстрирует процесс круговорота воды в природе на слайдах
| 1.Составляют «Сказку о капельке»
2.Один ученик пересказывает сказку. «Сказка о капельке» (Примерный текст) Жили-были маленькие капельки воды: одни капельки весело плескались на волнах в море, другие лежали на листьях деревьев, третьи – просто на земле. А вверху светило яркое солнышко. Капельки, греясь лучами теплого солнышка, становились воздушными и могли летать. И вот однажды капельки решили полететь к солнцу. Они поднимались все выше и выше. Чем выше капельки поднимались, тем холоднее становился воздух. Капельки мерзли и превращались в маленькие льдинки. Они сбились в кучку и так продолжали подниматься вверх. А снизу к ним в кучку добавлялись новые капельки, и они тоже замерзали. Так получилась туча, которая все росла и росла. Когда туча стала совсем большой, капелькам трудно было удержаться в туче, и они стали опускаться вниз в виде снежинок. Внизу у земли воздух был гораздо теплее, так как было лето, и маленькие льдинки-снежинки снова превратились в капельки воды. Одни капельки упали в море, реку, другие – на землю, третьи – на деревья. Но когда наступила зима, и воздух у земли стал холодным, замерзшие капельки опустились на землю снежинками и с нетерпением стали ждать потепления. Через некоторое время, согревшись, капельки снова пустились в путешествие к солнышку и обратно. | самостоятельная | |||||||||||||
3 мин. | 3. Задаёт вопросы. -Как вы думаете, пользовались ли наши бабушки той водой, которую мы пьём? – Чистая ли вода испаряется с поверхности водоемов? Если затрудняетесь, то ответ можете найти в учебнике на с. 122, 2-ой абзац. – Всегда ли дождевая вода самая “чудесная” и чистая? -Почему же иногда после летнего дождя листья клубники, томатов желтеют, краснеют, чернеют и растения гибнут? Что может загрязнять воду и атмосферу на Земле? – Какие действия можете предпринять лично вы, чтобы беречь чистоту воды? | 3. Отвечают на вопросы -Да, благодаря круговороту воды в природе.
-С поверхности водоёмов испаряется чистая вода.
-Человек построил много заводов и фабрик, дым которых содержит ядовитые вещества, и вещества, которые, соединяясь с водой, образуют кислоты и другие вещества. Поэтому и выпадают на землю кислотные дожди. В почву земледельцы вносят ядовитые для сорняков, вредных насекомых вещества, которые смываются дождями в водоемы, загрязняя их. По водной поверхности морей и океанов разливаются нефтяные пятна, отравляя воду и губя жизнь морских обитателей, а через них и человека, потребляющего морские продукты. Все мы связаны на Земле.
| фронтальная | ||||||||||||||
8. Информирование учащихся о домашнем задании. | 1 мин. | 1. Задаёт домашнее задание Обо всем этом и еще о чем-то новом вы прочитаете дома в учебнике по теме ““Круговорот воды в природе”. Я предлагаю дома вам приготовить сообщение по теме ““Круговорот” отравленной воды”. | 1. Записывают домашнее задание | фронтальная | |||||||||||||
9. Подведение итогов урока | 2мин. 30 сек. | 1.Организует рефлексию - Вернёмся к теме нашего урока. Что хотели узнать и что узнали? Заполните карточку №3. Закрасьте колокольчик цветом, который соответствует вашим знаниям. -Выскажите своё мнение об уроке. -Спасибо всем за работу. | 1. Заполняют карточку 2. Высказывают своё мнение об уроке.
| фронтальная |