Конспект урока «Швы, используемые в вышивке лентами».

Цель: создать красивые подарки, сувени­ры в технике вышивки ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.

Задачи:

- расширить знания учащихся о технике вышивания швами, применяемыми в вышивке лентами;

  • отработать практические навыки помещения ткани в пяльцы;
  • закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;
  • развивать сноровку, координацию движений;
  • прививать аккуратность и терпение в работе;
  • развивать мышление;
  • способствовать развитию компетенций;

- соблюдать правила техники безопасности;

  • воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.
Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

«Швы, используемые в вышивке лентами».

Цель: создать красивые подарки, сувени­ры в технике вышивки ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.

Задачи:

- расширить знания учащихся о технике вышивания швами, применяемыми в вышивке лентами;

  • отработать практические навыки помещения ткани в пяльцы;

  • закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;

  • развивать сноровку, координацию движений;

  • прививать аккуратность и терпение в работе;

  • развивать мышление;

  • способствовать развитию компетенций;

- соблюдать правила техники безопасности;

  • воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- расширить знания учащихся о технике вышивания швами, применяемыми в вышивке лентами;

- закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий

Метапредметные результаты: (развивающие)

Регулятивные УУД:


-научить развивать образность, внимание, речь;

Познавательные УУД:

-уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

Коммуникативные УУД:

-развить навык работы в группах при выполнении практических работ;

-находить способы созидательного труда внутри группового общения;

-соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;

- уметь обобщать и делать выводы.

Личностные результаты:
-умение выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;

- воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.

Тип урока: урок-исследование.

Материалы для учителя:

1. «Технология. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко/. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

2. сеть Интернет.

Оборудование: образцы вышивок, ткань, атласные ленты, иглы, ножницы, пяльцы, калька, копировальная бумага, простой карандаш.

Подготовительный этап: Перед уроком проводится проверка гигиенических условий:

  • температура – 18-220С;

  • соблюдение режима проветривания (длительность зависит от температуры наружного воздуха  1–10 мин. на малой перемене; 10–35 мин. на большой перемене); порядок в классе.

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

1.Организационный

5 мин.


Проверка присутствующих, их готовность к уроку.

Дети проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

2.Изложение нового материала

теория 30 мин.


1.Актуализация опорных знаний и умений.


Вышивка — один из древнейших видов декоративно-прикладного искус­ства в России. Она применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно. Узор на тканях, коже и других материалах выполняется льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми, ме­таллическими нитями, бисером, жемчугом или блёстками. Вышивку выпол­няют вручную или с помощью вышивальной машины. До XVIII в. все виды вышивки назывались «шитьё».

Основой для вышивки лентами может служить любая ткань, у которой легко раздвигаются нити, например канва, двунитка и др. Основной материал — атласные ленты различной ширины, цвета, структуры. Иглы для работы нужны особые — с острым кончиком и удлинённым ушком № 15-18.

Все швы, используемые в вышивке лентами, вам уже знакомы, и выпол­няют их так же, как и нитками мулине. Но чтобы стежки были аккуратными, а вышивка объёмной, нужно постоянно расправлять ленту пальцами, помо­гать принять ей нужную форму. В проектах вышивку лентами часто соче­тают с вышивкой нитками мулине, а ткань предварительно раскрашивают в технике свободной росписи.

Закрепление ленты в игле

Чтобы ленту было легче вдеть в иглу, один её конец нужно срезать под углом, а чтобы она не осыпалась на концах, опа­лить обрезной край над пламенем. Ленту вдеть в ушко, оставить конец длиной 5 см, проколоть её кончик иглой на рас­стоянии 7 мм от конца и потянуть за длинный конец ленты, пока она не за­фиксируется на игле.

Длина ленты не должна превышать 30 см, иначе при протаскивании сквозь канву может нарушиться её структура.

Плоский узел

В отличие от вышивки нитками для закрепления ленты на изнаночной сторо­не ткани требуется узелок. Чтобы его сде­лать, край ленты нужно подогнуть дваж­ды на 5 мм, вколоть иглу в центр подогну­того края и, придерживая ленту, вытянуть её через подгиб, пока не затянется пло­ский узелок.

Прямой стежок

Иглу с лентой вытянуть на лицевую сторону в точке 1, выполнить стежок требуемой длины в нужном направлении и вывести иглу на изнаночную сто­рону в точке 2. При этом следить за тем, чтобы лента хорошо прилегла к ткани.

Прямой стежок с завитком

Вытянуть иглу с лентой на лицевую сторону ткани в точке 1', прижать ленту к канве лицевой стороной вверх в нужном направлении. На расстоянии требуемой длины стежка вколоть иглу в центр ленты в точке 2 и протянуть её на изнаночную сторону. Затягивать ленту постепенно, пока на её конце не образуется острый уголок с симметричными завитками кро­мок посередине ленты.

Изогнутый прямой стежок

Вытянуть иглу с лентой на лицевую сторону ткани в точке 1, прижать ленту к канве лицевой стороной вверх в нужном направлении. На месте желаемого перегиба стежка (в точке 2) закрепить ленту с помощью дополни­тельной иголки с ниткой мулине того же цвета. Направить ленту в другую сторону и вывести иглу на изнаночную сторону в точке 3 одним из двух описанных выше способов

Прямой стежок: а — простой; б — с завитком; в — изогнутый

Ленточный стежок

Вытянуть ленту на лицевую сторону ткани в точке 1', расправить её и протягивать на изнаночную сторону в точке 2 до тех пор, пока петля не до­стигнет нужной величины (рис. 116, а).

Ленточный стежок-бант

Выполнить ленточный стежок. Прижать ленту по центру над точками 1 и 2 (рис. 116, б). Вытянуть ленту на лицевую сторону в точке 3, провести над ленточным стежком и увести на

Выполнение ленточного стежка (а) и стежка-бант (б — г)

изнаночную сторону в точке 4 (в). Подтянуть ленту, формируя маленький вертикальный прямой стежок ( г).

Шов «шнурок»

Стебли растений в вышивке лентами выполняют швами «вперёд иголку» или «назад иголку», перевивая стежки дополнительной ниткой .

Шов «сетка»

Выполнить тонкой лентой светлого тона вертикальные прямые стежки ( а). Переплести эти стежки лентой тёмного тона ( б). Шов применяют для вышивания корзины, плетня и др


Петля с прикрепом

Вытянуть ленту на лицевую сторону в точке 1. Увести иглу на изнаночную сторону в точке 2 вплотную к точке 1 и вывести в точке 3, выполнить петлю за остриём иглы. Подтянуть ленту, пока не образуется петля нужной формы. Увести иглу на изнаночную сторону в точке 4, подтянуть ленту ( а).

Полупетля с прикрепом

Вытянуть ленту на лицевую сторону в точке 1. Провести иглу по изнаноч­ной стороне от точки 2 до точки 3. Выполнить петлю за остриём иглы, под­тягивать ленту до тех пор, пока она не ляжет напротив точки 3. Увести иглу на изнаночную сторону в точке 4 и подтянуть ленту, чтобы закрепить шов

Французский узелок

Вытянуть ленту на лицевую сторону, обвить её два-три раза вокруг иглы. Вывести иглу на изнаночную сторону в точке, близкой к выходу иглы на ли­цевую сторону, протянув её через выполненные завитки

Шов рококо

Протянуть иглу с лентой на лицевую сторону канвы. Расположив иглу па­раллельно плоскости канвы, два-три раза перевить её лентой. Витки не должны перекрывать друг друга. Придерживая их пальцами, ввести иглу в ткань в нужной точке и протянуть её на изнаночную сторону через выпол­ненные завитки

Выполнить дополнительной иглой каркас для цветка розы из ниток му­лине. Для этого проложить пять прямых лучеобразных стежков из одного центра. Закрепить нить на изнанке. Вывести рядом с центром каркаса на ли­цевую сторону ленту тёмного оттенка. Переплести в направлении против ча­совой стрелки лучи каркаса, проводя ленту над и под стежками. Сделать не­сколько кругов, формируя постепенно центр розы. Увести ленту на изнаноч­ную сторону и закрепить её. Вывести на лицевую сторону ленту светлого оттенка и выполнить аналогично несколько кругов переплетения (рис. 122). Ленту не натягивать, позволяя ей перекручиваться, лепестки расправлять остриём иглы. Когда образуется цветок и все нити основы будут закрыты, вывести ленту на изнаночную сторону и закрепить её.

Для цветка понадобится 11 см ленты. Вытянуть ленту на лицевую сторо­ну, из той же точки вывести на лицевую сторону иглу с нитью мулине тако­го же цвета ( а). Выполнить по краю ленты мелкие прямые стежки «вперёд иголку» ( б). Увести ленту и иглу с нитью мулине на изна­ночную сторону ( в) в той точке, откуда она выходила на лицевую сторону, и натянуть нить мулине так, чтобы лента собралась в сборки. При­шить получившийся цветок к ткани по кругу ( г). Впоследствии вну­три цветка сделать тычинки.

Для выполнения розы нужно 25 см ленты. Держать ленту горизонтально левой рукой, правой рукой отогнуть правый конец ленты по диагонали. Оставить кончик ленты длиной около 1,5 см (а).

Правой рукой скрутить ленту влево, выполнить три оборота — получится серединка розы (б).

Прошить ленту у основания складок, чтобы скрепить их ( в).

Держать розу у основания правой рукой. Левой рукой отогнуть край лен­ты вниз примерно на 40°. Обернуть ленту вокруг серединки розы и снова прошить её ( г).

Ещё раз отогнуть верхний край ленты от середины розы назад и вниз, обернуть ленту вокруг середины розы и снова прошить её. Продолжать скла­дывать, оборачивать и пришивать ленту, ослабляя натяжение по мере при­ближения к внешним лепесткам ( д).

Получив розу требуемой формы, прошить её в основании, чтобы закре­пить все обороты. Остаток ленты отрезать ( в)

Стирка готовой работы

Стирать вышивку из лент нежелательно, но если возникла необходи­мость в этом, убедитесь, что ленты хорошо закреплены с изнаночной сторо­ны. Стирают вышивку в прохладной воде с мягким моющим средством и су­шат в расправленном виде. Утюжить готовую вышивку лентами ни в коем случае нельзя. Достаточно проутюжить ткань с изнаночной стороны, не при­касаясь к элементам, вышитым лентами.

Если при стирке ленты утратили объём, смялись, их можно восстановить так: утюг с включённой подачей пара подержать над вышивкой в течение не­скольких секунд (не прикасаться к ней утюгом). Можно слегка сбрызнуть вы­шивку из пульверизатора, чтобы она не слишком пропиталась водой. Затем стежки приподнять иглой или деревянной палочкой и дать им высохнуть.

Оформление готовой работы

Готовую работу можно заключить в открытую раму, но в этом случае она будет пылиться. Удалить пыль с вышивки можно прохладной струёй фена, но ни в коем случае не пылесосом.

Лучше готовую вышивку поместить в раму под стекло. Сделать это нужно так, чтобы ленты не примялись. Для этого делают двойной или тройной слой паспарту или между паспарту и вышивкой подкладывают тонкую рейку, которая приподнимет стекло над поверхностью объёмной вышивки.

Вышивальщица — специалист, который выполняет технологические операции художественной вышивки: вышивает вручную и на специаль­ном оборудовании, создаёт узоры, рисунки, орнаменты различной слож­ности с учётом вида и назначения изделия, использует их в качестве де­коративного оформления швейных изделий различного ассортимента и назначения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Гимнастика для глаз ( 5 мин) 1.Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна). 8-12 раз.

2. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8-10 раз.

3. Исходное положение - сидя на стуле. Круговые движения глаза­ми в одном и затем в другом направлении. 4-6 раз.

4. Исходное положение - сидя на стуле. Выполнить частые морга­ния в течение 15-30секунд.
























































3.Практическая работа

практика 30 мин

1. Вводный инструктаж.

2.Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иглами.

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Текущий инструктаж.

5.Заключительный инструктаж.

Самостоятельная работа учащихся.


4.Рефлексия пройденного урока

5мин.


3. Рефлексия учебной деятельности.

Повторим новые слова: Вышивка лентами, вышивальщица.

Закрепление изученного материала.

  1. Какую ткань лучше выбрать для вышивки лентами?

  2. Чем отличается выполнение прямого стежка с завитком от изогну­
    того?

  3. Какими швами вы выполнили бы цветок нарцисса? мака? сирени?

  4. Почему готовую работу нельзя приутюживать?


Учащиеся отвечают на вопросы

5.Домашнее задание

5мин.

Найдите в Интернете информацию об истории вышивки лентами в России и за рубежом.


Учащиеся заисывают домашнее задание в дневник



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее