«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме"СПП с придаточными изъяснительными".

Подрабная разработкаурока русского ячзыка в 9 классе

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных

предложениях с придаточными изъяснительными.

Задачи:

  • обучающие формирование умений:

  • находить придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;

  • расставлять знаки препинания;

  • составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными

  • развивающие развитие навыков речевых умений, систематизации полученных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;

  • воспитательные воспитание культуры умственного труда






ХОД УРОКА


  • Организационный момент. Мотивация.


  • Повторение изученного материала. Проверка дом/ задания ( карточка)


1. Скучен день до вечера, коли делать нечего.( СПП с прид. обс условия)

2. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается. (СПП с прид. опред)

3. Чтобы получить хорошую профессию, нужно прилежно учиться.( СПП с прид обст цели)

4. Как птица создана для полета, так человек для работы.


Учитель. Сегодня мы продолжаем исследовать сложноподчиненное предложение. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, проведем лингвистическую разминку и вспомним изученный теоретический материал.


2. Задания для лингвистической разминки ( Подготовка к ОГЭ) ( в паре) № 3, №7

3

1.Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнительный оборот? (

1) А у меня даже слёзы капали из глаз – так здорово поддал мне Лёвка – капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как бесцветные кляксы.

2) Я взял у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и целый день точил его о плиту.

3) Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы достать кинжал.

4) В классе всё было как всегда, и Лёвка стоял у окна с Валериком.

Ответ: 1

3. 2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.

1) Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.

2) В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка.

3) Разве так обращаются с благородным рыцарем?

4) Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце. Ответ (4)


  • 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ

  • Огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель.

  • Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы.

  • Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нем масляными красками вечернее поле со стогами сена.

  • От этого воздуха часто болела голова.

Ответ: 1

3. ( 4.) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

1)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4)Он был рад, что мать не видит его слёз. Ответ ( 1)



7.1 Замените словосочетание БЕЗЫМЯННЫМ РЫЦАРЕМ , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: рыцарем без имени


7

2.Замените словосочетание ожесточенно нападали (предложение 7), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


Ответ: - нападали с ожесточением


7.3.Замените словосочетание хоровой коллектив построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: - коллектив хора


  • 4.Замените словосочетание железной трубки, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: - трубка из железа

7

5.Замените словосочетание дни после войны, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: послевоенные дни

7.6. Замените словосочетание «немецкие танки» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ танки немцев


3.Фронтальный опрос. ( работа в паре)


1. На какие виды делятся СПП по их значению? ( работа в паре)

(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).


2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).


3. Как различить союз и союзное слово?

(Союз – это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение)


4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они могут выражаться?

(Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение.

Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение. В роли указательных слов выступают местоимения и наречия)


5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными.

(Придаточное в таких предложениях отвечает на вопросы определения и присоединяется только с помощью союзных слов. Придаточное предложение всегда относится к имени существительному или слову, выступающему в его значении. Положение придаточного предложения – всегда после определяемого слова. В главном предложении могут также находиться указательные слова. Выделяют еще и местоименно-определительные предложения. Контактным словом в таком случае будет местоимение (все, всякий, каждый).

Тест на повторение: ( индивидуально)

  • СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)

  • Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)

  • Части СПП соединяются между собой подчинительными

союзами или союзными словами. (ДА)

  • Части СПП равноправны. (НЕТ)

  • Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части

СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)

  • Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)

  • Придаточное предложение отвечает на вопрос: какой? (ДА)

  • Какое – это придаточное ( определительное)



  • Изучение нового материала.

Определение целей и задач урока На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными.

Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:

- познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными

- находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;

- определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;

- правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;

составлять схемы предложений с указанными придаточными;

- различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.

- продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.


2. Работа с лингвистическим текстом. Изучив параграф 11стар учеб,23 , составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы :

  • К чему относятся придаточные изъяснительные?

  • Какие части речи выступают в качестве контактного слова?

  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

  • С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?


  • Работа с таблицей

Отвечают на вопросы

Поясняют

Прикрепляются

Указательное слово в главном предложении

Падежные

Речь,

мысли,

чувства

  • При помощи союзов

ЧТО, КАК, БУДТО, ЧТОБЫ

  • При помощи союзных слов

  • При помощи частицы ЛИ употребленной в значении союза

ТО
ТЕМ

ТОТ


IV. Первичное закрепление

  • Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному.

Образец:
[Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). [ ], (насколько ).

1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.


2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.


3. Уверен ( ), что он справится с заданием.


4. Известно ( ), что слоны в диковинку у нас.


5. Что волки жадны, всякий знает ( ).


6. Сколько он так просидел, трудно сказать ( ).


7. Ты говоришь, ( о чем?) что теплой дождемся весны.


8. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.

9.Я считаю, что лес- прекрасное выражение силы природы.


Физкультминутка.

Начинаем шаг на месте.

Финиш метров через двести.

Хватит, хватит – мы пришли

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели –

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Вдох, выдох.

Вдох, выдох.

V. Закрепление изученного материала.


1. Распределительный цифровой диктант .

Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.

Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.


  • На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья.

  • Казалось, что город устал от зимы.

  • Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

  • Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.

  • По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

  • В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка.

  • Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.

  • Следователь догадался, где может скрываться преступник.

  • Я уже знаю, кто будет сегодня петь.

  • Дом, в котором я живу, находится в новом районе


Вывод:

В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.


Ключ

I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10. ( придаточные определительные)

II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9. ( придаточные изъяснительные)


2. Запишите текст . Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.


1. Вскоре после создания памятника Пушкину, А.М. Опекушин пр(и)ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было, что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в(а)ятелем сл..жнейшую задачу соч.етания скульптуры, с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому, чтобы пейзаж.. был не только декОрацией , но и дополнял характеристику скульптурного облика.


  • ВАЯТЕЛЬ,-я;м.Высок.Тот,кто ваяет. ,
    Скульптор.
    Античные ваятели ( Ваять- лепить из глины или высекать из камня

художественное произведение.

Задания к тексту:

А) Вспомните, какие синонимы называют контекстуальными.

(В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн, шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах. Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами).


Б) Выпишите контекстуальные синонимы, использованные в тексте.

( А.М. Опекушин – ваятель – мастер)

В) Объясните лексическое значение слова «ваятель» (предложение 3)


Г) Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения.

Решено было, что он будет стоять в Пятигорске.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза «что», состоит из двух простых:

  • Главное, односоставное, безличное, нераспространенное, полное;

  • Придаточное, двусоставное, распространенное, полное).

3. Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными.

Цель задания: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)


  • Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.

(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)

  • Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.

(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)

  • Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).

4. Развитие речи учащихся.

Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.

Задание: исправьте ошибки в построении предложений.

  • Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».

(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей)

  • В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.

(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)


VI. Рефлексия деятельности на уроке повторил…

узнал…

Сегодня на уроке я научился… познакомился… понял…

Придаточные изъяснительные относятся к словам со значением речи, мысли, действия в главной части СПП.

Придаточные изъяснительные отвечают на

вопросы … косвенных падежей

К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи

подчинительных союзов и союзных слов. Дз

Д/з

Подготовка к ОГЭ

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.


1. Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал. 3 ( 1,2 – обособленное обстоятельство выраженное однородными деепричастиями)


12 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.


2. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.

(Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение, 3 разделяет однородные сказуемые, 4 выделяет деепричастный оборот. Главную и придаточную части разделяет запятая 5)


12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

( 1,2- вводная конструкция)



3.Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался. ( 3,4)



1. Индивидуальные задания (карточка):

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

В сложной биО_графии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелесТ_ные скаЗ_ки.4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:

1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;

2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное.)




Задание 2. Объяснить все оставшиеся знаки препинания.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее