«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока русского языка в 7 классе "Сочинительные и подчинительные союзы"

Урок открытия новых знаний. Знакомство с типами союзов.Формирование умений разграничивать союзы сочинительные и подчинительные.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: "Сочинительные и подчинительные союзы". 7 класс

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Цели:

  • Образовательные:

    • знакомство с  типами союзов;

    • формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

    • выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении;

  • Воспитательные:

    • воспитание любви и уважения к туду;

  • Развивающие:

    • развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

План урока

1.Оргмомент. (1 мин.)
2. Актуализация знаний (5 мин.)
3. Мобилизирующий этап.(5 мин.)
4. Объявление темы и целей урока. (2 мин.)
5. Закрепление. (20 мин.)

6.Рефлексия (5 мин)

7. Д/з (2 мин.)



ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний  учащихся. Самотестирование, переходящее в сообщение- рассказ Слайд 1

1.С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?

а) с существительным

б) с наречием

в) с союзом

2. Какой частью речи является союз?

а) служебной

б) самостоятельной

3. Что связывают союзы?

а) однородные члены и простые предложения в составе сложного

б) выражают зависимость одних слов от других

4.Какие группы союзов по составу выделяют?

а) простые и составные

б) сложные

3 . Объявление  темы и целей урока

1. Запись предложений, вставив пропущенные слова. Слайд 2

1) Небо потемнело, …пошел снег.

2) Я воротился домой, … не в душную комнату, …в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.

– Назовите союзы в данных предложениях? Что связывают эти союзы в первом и втором предложении? (В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.)

3) Небо потемнело, потому что пошел снег.

– Назовите союз в этом предложении? Что он связывает? (В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного)

Микровывод: Таким образом, мы можем сказать, что  одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
– сочинительные союзы слайд 3
– подчинительные союзы слайд 4

Формулировка темы и целей урока учащимися
Ориентируясь  на таблицу, составьте 2 предложения с сочинительными и подчинительными союзами (устно)

2. Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза. Слайд 5

1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.
2) Вечерняя заря начинается  ( ) когда солнце уже заходит за край земли.
3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом.
4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.
5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность.
6) Слуга вышел и объявил ( ) что лошади готовы.

Микровывод (учащиеся делают сами): в сложном предложении перед сочинительными и подчинительными союзами и союзными словами ставится запятая.

– Итак, мы вспомнили о постановке знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Давайте теперь вспомним, как составляются схемы таких предложений.

  • Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.

4. Физкультминутка Слайд 6

(Учитель обращает внимание учащихся, что схемы CCП и  CПП строятся по-разному).

3. Работа с учебником Упр. 321 (1 варианта ССП, 2 вариант СПП)

Вариант 1. Слайд 7

1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело.

Вариант 2.

1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.
2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.
5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.

4. Работа в парах

Собрать разрезанные пословицы, определить вид союза

1. Если хочешь много знать, надо мало спать.
2. Не учась и лаптя не сплетешь.
3. Делу время, а потехе час.
4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить.
5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
6. Корень учения горек, да плод его сладок.

5. Оценочно-рефлексивный момент. Слайд 8

Проверим насколько уяснили новую информацию с помощью теста.

  1. Укажите верное утверждение.

    1. Сочинительные союзы связывают только однородные члены предложений.

    2. Подчинительные союзы связывают однородные члены предложений.

    3. Сочинительные и подчинительные союзы связывают части сложного предложения.

    4. Подчинительные союзы связывают однородные члены и части сложного предложения.

  2. В каком ряду представлены только сочинительные союзы?

    1. а, словно, и, зато

    2. ни…ни, да, оттого что

    3. под, чтобы, не то…не то

    4. либо, или, то…то

  1. Укажите ряд только с подчинительными союзами.

    1. Будто, да, как, несмотря на

    2. То…то, зато, чтобы, хотя

    3. Где, когда, если, потому что

    4. Так как, но, или,

4. Какой подчинительный предлог должен быть на месте пропуска?

Ямщики подвязали колокольчики …… звон не привлек внимания сторожей.

    1. в связи с тем что

    2. чтобы

    3. так как

    4. раз



















Самопроверка Слайд 9 (выставление оценок)

6.Рефлексия. Слайд 10

Что нового узнали о союзе?

Как оцениваете свою работу сегодня?

Заполните чашу успешности

  1. Домашнее задание. Подберите из художественной литературы 6 предложений с сочинительными и подчинительными союзами. Или выполните упр. 324 (по образцу) Слайд 11

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ Гордеевская СОШ Федченко Т.Я.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее