«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Повторение морфологических и синтаксических признаков имени прилагательного

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка 6 класс

Тема урока: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе»

Цель: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формировать умения использовать в речи имена прилагательные; повторить ранее известные шестиклассникам морфологические признаки прилагательных.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Прозвенел звонок,

Все зашли спокойно в класс.

Стали все у парт красиво,

Посмотрели все учтиво.

Сели тихо,

Сижу прямо,

Вижу класс свой, хоть куда.

Мы начнем с вами урок русского языка.

  1. Объявление темы и цели урока.



У: Сегодня мы с вами, ребята. Отправимся в путешествие. Перед вами карта нашего пути. Предлагаю вам посетить необыкновенный город- имя его ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Населяют этот город имена прилагательные, которые делают нашу речь красивой и выразительной. Находится этот город в удивительной стране – грамматике. Мы пройдемся по зеленым и мягким травам, прогуляемся по березовой роще, вдохнем свежего воздуха и скажем похвальное слово ласковой природе и именам прилагательным (т.е. вспомним падежные окончания прилагательных)

Побывав в этом городе, мы уточним, о чем «говорят» прилагательные, что сообщают читателю или слушателю. И каждый из вас безошибочно будет узнавать жителей этого города. Это нам необходимо для чего? Как вы думаете? (Чтобы наша речь была выразительной, грамотной и точной).

Путешествие обещает быть интересным, увлекательным, сказочным. Итак, условие нашей работы: работают все. Отвечающие получают хорошие оценки.

Проверим готовность путешествовать.

Отгадаем загадки.

1.Зверь большой, лохматый, а еще он косолапый. (Медведь) Слайд

2. На зеленой кочке

Живут дочки,

Сами аленькие,

И большие, и маленькие. (Клюква) Слайд

3.Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) Слайд

? Что помогло вам отгадать загадки? (Прилагательные)

А вот что говорит о себе имя прилагательное:

«Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!»

У: Загадки вы отгадали, знаете в «лицо» имя прилагательное. Итак, в путешествие.

  1. Устная работа над текстом.

В городе утро. Прочитайте два описания утра (НА ЭКРАНЕ)

? В какое утро вы хотели бы отправиться в путешествие? Почему? (Благодаря прилагательным мы можем почувствовать красоту утра и величие русской природы)

?Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?

Какие прилагательные помогают образно нарисовать утро?

Как называется такого средство выразительности?

У: писатель не только рисует образную картину природы, но и выражает отношение к увиденному – состояние восторга, удивления.

  1. Работа у доски

Погода нам благоприятствует, настроение хорошее. Вот на пути у нас задание: Четыре человека будут работать у доски.

Словосочетания Предложения

Развесистый клен 1.Я люблю отдыхать под

развесистым кленом.

Развесистая береза 2.Клен развесистый.

Развесистое дерево 3. Клен развесист.

У: С какой частью речи связано имя прилагательное? Почему? Что обозначает прилагательное? В чем выражена грамматическая связь прилагательного и существительного? Выделите окончания прилагательных. О чем они говорят?

  1. Комментированное письмо.

Запишите в тетрадь предложения, найдите грамматические основы каждого предложения. Сделайте вывод о синтаксической роли имен прилагательных в предложении. Дайте полную характеристики последнего предложения.

  1. Работа с учебником

Стр. 93, прочитаем правило.

  1. Самостоятельная работа

Упр. 269 (второй абзац) по вариантам.

  1. Устная творческая работа (физкультминутка)

А теперь отдохнем. Перед вами прекрасный пейзаж. Пока играет музыка, подумайте и составьте 3-4 предложения, употребив в них прилагательные.

А дальше перед нами необычный зоопарк, где живут различные животные и птицы. Мы их должны назвать по характерному признаку. (Слайды)

? Какими частями речи выражены эти признаки?

Это постоянные эпитеты.

Посмотрите на экран, к данным предметам подберите постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица, серый волк)

  1. Работа со словарем

Лазоревый цветок. Это какой цветок? Обратимся к «Толковому словарю» (читает ученица)

Чудесный мир, созданный фантазией народа, расцвечен яркими и веселыми красками. Используются для этого постоянные эпитеты.

? Для чего мы используем имена прилагательные?

Заканчивая наше путешествие, мы можем сказать:

«Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны,

Будем знать тебя мы и беречь,

Чтоб тобой могли мы

Сделать краше речь.

  1. Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Как можете оценить работу на уроке?

Охарактеризуйте урок, употребив имена прилагательные.

  1. Д. З. Описать любимую игрушку, употребив имена прилагательные.



Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ Гордеевская СОШ

Федченко Татьяна Яковлевна







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее