План-конспект урока
русского языка в 4 классе
по теме: «Спряжение глагола».
Подготовила
учитель начальных классов
МКОУ Елизаровская ООШ
Голубева Анастасия Игоревна
2018 г.
Тема: «Спряжение глаголов»
Цели:
Обучающие: познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения, формировать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения. Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь, положительные качества личности, ответственность, организованность, самостоятельность.
Формируемые учебные универсальные действия:
Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и уметь её обосновывать, приводя аргументы.
Оборудование: презентация, ПК, учебники.
План урока:
Орг.момент. (1 мин)
Чистописание (2 мин)
Актуализация знаний (3 мин)
Изучение нового материала (22 мин)
Первичное закрепление (10 мин)
Итог урока (3 мин)
Рефлексия (2 мин)
Дом. задание (2 мин)
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Первый день весны и марта –
Лучик солнышка в руках.
Вот уже теплее стало
В наших душах и сердцах.
Подари свою улыбку
Даже тем, с кем не знаком.
Радость жизни пусть с избытком
Наполняет все кругом!
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Игоревна. Я проведу сегодня у вас урок русского языка. Наступила долгожданная весна! Я поздравляю всех вас с началом весны и наступающим праздником! Улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.
- Начнем наш урок. Записываем сегодняшнее число, классная работа.
2. Чистописание
ет ит ут
ют ат ят
- На что похожи соединения, которые я вам сегодня предлагаю прописать?
(На окончания глаголов)
- Пропишите соединения, соблюдая правила каллиграфии.
3. Актуализация знаний.
Повторение по теме «Глагол».
- Какую большую тему вы сейчас изучаете? (Глагол)
- Расскажите мне, пожалуйста, все, что знаете о глаголе. Проведем аукцион: кто последним назовет грамматический признак глагола.
4. Изучение новой темы.
1) Введение в тему урока.
- Я вижу, что много вы знаете об этой интересной части речи. Но скажу по секрету, что не все пока вам известно. Я предлагаю выполнить вам самостоятельно такое задание:
|
Я ________________ по дороге. Ты ______________ по дороге. Он ________________ по дороге. Мы _______________по дороге. Вы _______________ по дороге. Они _______________по дороге. |
2) Сообщение темы и цели урока.
А) - Сделайте, пожалуйста, вывод о новом грамматическом признаке (Новый грамматический признак - изменение глагола по лицам и числам).
- Как вы думаете, как он может называться? (Ответы детей)
- Где можно проверить, как же называется новый признак глагола? ( В учебнике.)
- Давайте откроем учебники на с. 84 и прочитаем, как называется этот признак глагола.
- Кто мне скажет, как же называется новый грамматический признак? (Спряжение).
- Так что же такое спряжение? ( Изменение глагола по лицам и числам.)
- Кто назовет тему сегодняшнего урока? (Спряжение глагола).
- Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она
Спряжение глагола.
Б) - Прочитайте четверостишие.
Вот и весна!
Зеленеют леса,
И птичьи повсюду
Звенят голоса.
- Выпишите в тетрадь только глаголы.
- Сравните их по плану:
1. Время.
2. Лицо.
3. Число.
4. Окончание.
(Производится проверка: глагол зеленеют – настоящего времени, 3 лица, множественного числа, окончание – ют. Глагол звенят – настоящего времени, 3 лица, множественного числа, окончание – ят)
- Что между ними общего? (Время, лицо и число)
- Чем они различаются? (Окончаниями)
- Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Почему? Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы, в зависимости от того, как они спрягаются. Какие это группы, как они называются? Хотите узнать? Тогда за работу. Но сначала проведем физкультминутку.
ФИЗМИНУТКА
Мы сейчас глагол спрягали
И немножечко устали.
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь? - Вот так!
-Как летишь? - Вот так!
-Как плывёшь? - Вот так!
-Как сидишь? - Вот так!
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? - 2 л., ед.ч. НАСТ ВРЕМЯ.
Два спряжения глаголов.
- Выполним следующее задание: проспрягайте глаголы греть и светить. Кто хочет поработать у доски? (Один ученик у доски)
-Выделите окончания.
- Сравните окончания первого и второго глагола? Что вы заметили?
- Действительно, глаголы делятся на две группы по своим личным окончаниям. Именно по этому признаку у глаголов различают два спряжения.
К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица -у, –ю.
Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я.
- Обратите ваше внимание на таблицу.
Таблица
I спр. II спр.
шь шь -И -Е
т т
м м
те те
-ут, -ют -ат, -ят
- Обобщите наши рассуждения по плану.
План:
1.Какого спряжения бывают глаголы?
2.Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?
3.Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?
(повторяют несколько человек).
Первичное закрепление.
Работа с учебником, выполнение упражнения.
- А теперь давайте откроем учебник на странице 87 и выполним упражнение 68. Нам предлагается списать текст, выделить окончания глаголов, указать их лицо и число. Отметьте глаголы 1 спряжения.
Упражнение в определении спряжения глаголов.
- Следующее задание. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Весна отмыкает ключи и воды.
Весною день упустишь - годом не вернёшь.
Зима весну пугает, да сама тает.
Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь.
- Выпишите глаголы, определите спряжение.
Итог урока.
- Молодцы! Неплохо потрудились за сегодняшний урок. И, так как урок наш подошел к концу, подведем его итог. Задайте друг другу вопросы по теме урока. (Что такое спряжение глагола? Какого спряжения бывают глаголы? Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?)
7. Рефлексия.
-Всякое уменье трудом даётся. Вы сегодня трудились весь урок, чему же вы научились?
- Говорю всем вам: большое спасибо за урок!
8. Домашнее задание: сведения о языке на с. 84, упр.70.