«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока русского языка " Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Конспект урока для 2 класса по русскому языку на тему "Какие слова пишутся с большой буквы"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

- расширить представление о словах, которые пишутся с заглавной буквы (названиях городов, улиц, рек, планет);

- учить анализировать, делать выводы, правильно записывать имена собственные;

- развивать монологическую и диалогическую речь;

Задачи урока:

образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;

развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы

воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;

метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;

регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование: учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. М: Просвещение, 2012 год, 1 часть; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник, тетрадь

Форма проведения: урок-путешествие.

1. Организационный момент

- Ребята, у вас хорошее настроение? Проверьте готовность к уроку. Какие правила посадки вы знаете? Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число, классная работа.

-Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

-Что мы сегодня будем делать? Шагаем по ступеням по щелчку мыши.(слайд)

НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД





2. Минутка чистописания

-Внимание! Всем занять правильную посадку! Приготовится к старту!

Минутка чистописания.( слайд)

На старте нас ждёт загадка. Отгадайте её.(гриб)

В минутке чистописания записываем буквы Г,г.

-Ребята, посмотрите на эти фотографии. А кто это? (слайд)

Юрий Алексеевич Гагарин- это первый человек, который 12 апреля 1961 года совершил полёт в космическое пространство. Он пробыл в космосе 108 минут. За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза , а начиная с этого дня, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики .

Запишем эти слова.

-А что это за слова? (это имя, фамилия, отчество, которые есть у каждого человека свои- собственные)

- А какие ваши собственные имена?

-А почему эти слова написаны с большой буквы?

-Продолжаем набирать высоту.

- Словарная работа .Какие буквы вставляем? (помидор, жёлтый, сахар)(слайд)

3. Работа над новым материалом.

1) Актуализация первичного опыта, осуществленная на этапе введения новой учебной информации.

-Мы вышли за пределы Солнечной системы. А какие планеты, входящие в неё вы знаете?(слайд)

  • Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

-Что общего в этих словах?



-Чтобы узнать маршрут нашего путешествия, надо составить и записать предложение из данных слов: .(слайд).

Держит, на, Медведицу, корабль, Большую, курс.

(Корабль держит курс на Большую Медведицу.)

Подчеркните грамматическую основу предложения.

-Какая планета при передаче сообщения не допускает ошибок в переносе слов? (слайд)

  • Марс: о- рбита, станци – я.

  • Венера: план – ета, сп – утник.

  • Юпитер: метео - рит, ко – рабль.

  • Сатурн: та- йна, жи – знь.

-Отгадайте загадку (слайд)

-У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски астронавт,

А по-русски...

(космонавт).

- Подберите родственные слова.

- Почему они родственные? (один корень)

-Как ещё можно их назвать? (однокоренные)

2) Постановка проблемы

Однажды мне пришло письмо. Читая его, я увидела, что

слово лев написано с

маленькой буквы, а потом

встретила слово Лев,

написанное с большой буквы.

Могло ли быть такое?

- Да, может. Докажите. (по слайду)

-Если слово обозначает имя человека, то пишется с большой буквы

-Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Значит есть причина разного написания одного и того же слова! Хотите выяснить, какие слова пишутся с большой буквы и от чего это зависит?

-Какова цель нашего путешествия? (выяснить слова, которые пишутся с большой буквы)

- И мы попадаем на планету Заглавных букв.

3) Работа в парах.

На каждой парте лежит таблица, в левой и правой колонке которой записаны слова. Ваша задача – найти пару к словам из первой колонки и соединить их.

-Проверка со слайдом. На слайде появляются соединительные линии для самопроверки.

Поднимите руку, чья пара выполнила это задание без ошибок? Молодцы.



Россия


город

Москва


река

Бугульма


страна

Обь


город

- Найдите слова в первом столбике. Как они написаны? Почему? (собственные имена)

- Это и есть тема нашего урока.

-Слова в левом столбике называются собственными, а слова в правом столбике называются нарицательными.(слайд)

- А как пишутся имена собственные?

- Новая ли для вас эта тема?

- Вспомните, когда мы с ней познакомились?

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия, пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо.

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой уважения знак.

- Правильно! Тема эта достаточно важная, многогранная, и нам придется ещё не раз к ней возвращаться.

-Прочитаем правило.

Физминутка

4. Актуализация закрепленного опыта на этапе закрепления ЗУН.

1)Учитель читает текст, ребята записывают клички животных. (слайд)

-Ребята, а вы знаете, что первыми в космосе побывали наши друзья – собаки. Учёные послали их в разведку. В ракетах летали Лайка, Белянка и Пёстрая, Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка. Собака Отважная пять раз была в космосе.

Запишем клички животных.

-Как вы их написали?

2)-(слайд) Придумайте клички животным и запишите.

3)Ура, мы у цели!(слайд)

-Для того , чтобы совершить посадку , мы должны получить разрешение. А для этого необходимо выполнить задание на листочках по группам.

-Вспомним правила работы в группах: (слайд)

  • Слушать друг друга.

  • Уметь уступать.

  • Уметь договариваться.

-Нужно по очереди вставлять пропущенные буквы и передавать соседу:

В еревне ростоквашино живут

друзья. ядя ёдор читает книгу.

Его друг от атроскин доит орову

урку. Добрый ёс арик готовит
пирог. Любознательный очтальон ечкин разносит письма и посылки.

-Проверьте свои работы, посчитайте ошибки. Поставьте себе оценку:

«0» ошибок-5

«1-3» ошибки-4

«4-5» ошибок -3

Физминутка для глаз.

4) Работа по учебнику.

-Чтобы завершить наш полёт, мы должны выполнить задание

по учебнику упр. 131 с.86(слайд)

-Прочитайте астрономическую считалку. Какая из названных планет сейчас не считается планетой? Почему? (потому что она по размерам намного меньше других планет)

-Запишите названия в алфавитном порядке.

- Проверим.(слайд)

Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер.

5) -Мы возвращаемся на Землю.

  • Земля поздравляет участников полета с успешным выполнением миссии .

4. Итог урока

-Вы теперь можете сказать какие слова пишутся с большой буквы? (слайд)

- От чего это зависит? (от значения слова)

-Ответьте на вопросы:

Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя…

Научился, смог…

Могу похвалить себя и своих одноклассников за…

Домашнее задание упр.130.

5. Рефлексия. Собирание цветка.

- Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения. Раскрасьте его и напишите на нем свои имена и фамилии. А с какой буквы будете писать? (дети прикрепляют цветы на доску)



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее