Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
- расширить представление о словах, которые пишутся с заглавной буквы (названиях городов, улиц, рек, планет);
- учить анализировать, делать выводы, правильно записывать имена собственные;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
Задачи урока:
образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;
развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;
метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Оборудование: учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. М: Просвещение, 2012 год, 1 часть; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник, тетрадь
Форма проведения: урок-путешествие.
1. Организационный момент
- Ребята, у вас хорошее настроение? Проверьте готовность к уроку. Какие правила посадки вы знаете? Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число, классная работа.
-Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
-Что мы сегодня будем делать? Шагаем по ступеням по щелчку мыши.(слайд)
НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД
2. Минутка чистописания
-Внимание! Всем занять правильную посадку! Приготовится к старту!
Минутка чистописания.( слайд)
На старте нас ждёт загадка. Отгадайте её.(гриб)
В минутке чистописания записываем буквы Г,г.
-Ребята, посмотрите на эти фотографии. А кто это? (слайд)
Юрий Алексеевич Гагарин- это первый человек, который 12 апреля 1961 года совершил полёт в космическое пространство. Он пробыл в космосе 108 минут. За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза , а начиная с этого дня, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики .
Запишем эти слова.
-А что это за слова? (это имя, фамилия, отчество, которые есть у каждого человека свои- собственные)
- А какие ваши собственные имена?
-А почему эти слова написаны с большой буквы?
-Продолжаем набирать высоту.
- Словарная работа .Какие буквы вставляем? (помидор, жёлтый, сахар)(слайд)
3. Работа над новым материалом.
1) Актуализация первичного опыта, осуществленная на этапе введения новой учебной информации.
-Мы вышли за пределы Солнечной системы. А какие планеты, входящие в неё вы знаете?(слайд)
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
-Что общего в этих словах?
-Чтобы узнать маршрут нашего путешествия, надо составить и записать предложение из данных слов: .(слайд).
Держит, на, Медведицу, корабль, Большую, курс.
(Корабль держит курс на Большую Медведицу.)
Подчеркните грамматическую основу предложения.
-Какая планета при передаче сообщения не допускает ошибок в переносе слов? (слайд)
Марс: о- рбита, станци – я.
Венера: план – ета, сп – утник.
Юпитер: метео - рит, ко – рабль.
Сатурн: та- йна, жи – знь.
-Отгадайте загадку (слайд)
-У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски...
(космонавт).
- Подберите родственные слова.
- Почему они родственные? (один корень)
-Как ещё можно их назвать? (однокоренные)
2) Постановка проблемы
Однажды мне пришло письмо. Читая его, я увидела, что
слово лев написано с
маленькой буквы, а потом
встретила слово Лев,
написанное с большой буквы.
Могло ли быть такое?
- Да, может. Докажите. (по слайду)
-Если слово обозначает имя человека, то пишется с большой буквы
-Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Значит есть причина разного написания одного и того же слова! Хотите выяснить, какие слова пишутся с большой буквы и от чего это зависит?
-Какова цель нашего путешествия? (выяснить слова, которые пишутся с большой буквы)
- И мы попадаем на планету Заглавных букв.
3) Работа в парах.
На каждой парте лежит таблица, в левой и правой колонке которой записаны слова. Ваша задача – найти пару к словам из первой колонки и соединить их.
-Проверка со слайдом. На слайде появляются соединительные линии для самопроверки.
Поднимите руку, чья пара выполнила это задание без ошибок? Молодцы.
Россия |
| город |
Москва |
| река |
Бугульма |
| страна |
Обь |
| город |
- Найдите слова в первом столбике. Как они написаны? Почему? (собственные имена)
- Это и есть тема нашего урока.
-Слова в левом столбике называются собственными, а слова в правом столбике называются нарицательными.(слайд)
- А как пишутся имена собственные?
- Новая ли для вас эта тема?
- Вспомните, когда мы с ней познакомились?
Подготовленный ученик читает стихотворение:
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия, пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо.
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк.
В букве большой уважения знак.
- Правильно! Тема эта достаточно важная, многогранная, и нам придется ещё не раз к ней возвращаться.
-Прочитаем правило.
Физминутка
4. Актуализация закрепленного опыта на этапе закрепления ЗУН.
1)Учитель читает текст, ребята записывают клички животных. (слайд)
-Ребята, а вы знаете, что первыми в космосе побывали наши друзья – собаки. Учёные послали их в разведку. В ракетах летали Лайка, Белянка и Пёстрая, Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка. Собака Отважная пять раз была в космосе.
Запишем клички животных.
-Как вы их написали?
2)-(слайд) Придумайте клички животным и запишите.
3)Ура, мы у цели!(слайд)
-Для того , чтобы совершить посадку , мы должны получить разрешение. А для этого необходимо выполнить задание на листочках по группам.
-Вспомним правила работы в группах: (слайд)
Слушать друг друга.
Уметь уступать.
Уметь договариваться.
-Нужно по очереди вставлять пропущенные буквы и передавать соседу:
В еревне ростоквашино живут
друзья. ядя ёдор читает книгу.
Его друг от атроскин доит орову
урку. Добрый ёс арик готовит
пирог. Любознательный очтальон ечкин разносит письма и посылки.
-Проверьте свои работы, посчитайте ошибки. Поставьте себе оценку:
«0» ошибок-5
«1-3» ошибки-4
«4-5» ошибок -3
Физминутка для глаз.
4) Работа по учебнику.
-Чтобы завершить наш полёт, мы должны выполнить задание
по учебнику упр. 131 с.86(слайд)
-Прочитайте астрономическую считалку. Какая из названных планет сейчас не считается планетой? Почему? (потому что она по размерам намного меньше других планет)
-Запишите названия в алфавитном порядке.
- Проверим.(слайд)
Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер.
5) -Мы возвращаемся на Землю.
Земля поздравляет участников полета с успешным выполнением миссии .
4. Итог урока
-Вы теперь можете сказать какие слова пишутся с большой буквы? (слайд)
- От чего это зависит? (от значения слова)
-Ответьте на вопросы:
Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя…
Научился, смог…
Могу похвалить себя и своих одноклассников за…
Домашнее задание упр.130.
5. Рефлексия. Собирание цветка.
- Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения. Раскрасьте его и напишите на нем свои имена и фамилии. А с какой буквы будете писать? (дети прикрепляют цветы на доску)