«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Русские оружейники"

Коспект урока по окружающему миру 3 класса "Русские оружейники"

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру,

Тема: Русские оружейники.

Проведенного в 3 «Б» классе «СОШ №8»



Практикантка: Кашеварова А.А.

__________(подпись)

Учитель: Еритенко Д.П.

__________(подпись)

Методист: Ванюшина Е.Е.

__________(подпись)

(Оценка за урок) __________



Астрахань, 2023


Тема урока: «Русские оружейники»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создать условия для ознакомления с русским оружейным ремеслом

Задачи:

Образовательные:

- предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию об оружейном ремесле на Руси, познакомить с продуктами ремесла;

Развивающие:

- способствовать развитию познавательных интересов учащихся, наблюдательности, мышления, воображения, внимания, творческих способностей, устной речи;

Воспитательные:

- поддерживать интерес к истории родного государства, воспитывать трудолюбие, уважение к прошлому своей страны;

- продолжить работу над формированием действий самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование представлений об оружейном ремесле и оружейниках на Руси.

Метапредметные:

• Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

• Регулятивные – определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

• Коммуникативные – участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Личностные: проявление личной заинтересованности в расширении знаний и способов действий.

Форма проведения: объяснительно-наглядная, фронтальная.

Учебное оборудование, материалы для учителя: учебник, технологическая карта, презентация «Русские оружейники», раздаточный материал.

Используемая учителем литература: учебник окружающего мира 3 класс, интернет-ресурсы

Средства ИКТ: компьютер, проектор, экран

Дата проведения: 18.03.2023

















Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда – внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.

От вас ответы, взгляды, мнения, мы вместе проведём урок.

- Проверьте свою готовность к уроку.

Приветствуют учителя









Настраиваются на работу

Проверяют все ли на месте

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Актуализация знаний

- Ребята, о чём была тема вашего прошлого урока?

- Что изображено на слайде?

- Что делали с помощью прялки?

- Кто этим занимался?

- Что изображено на слайде?

- А для чего служил ткацкий станок?

- Как называли мастера, который работал за ткацким станком?

- Что изображено на слайде?

- Что делали с помощью веретена?

О веретене, прялке и ткацком станке

Прялка

Пряли нити для пряжи

Женщины

Ткацкий станок

Для изготовления полотен ткани


Ткач

Веретено

Пряли пряжу

Познавательные:

умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точность выражать свою мысль.

Определение темы и цели урока

- Хорошо. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с ремёслами. Для того, чтобы узнать, о каком ремесле мы сегодня будем говорить, предлагаю вам посмотреть на слайд и сказать, что изображено на нём. (изображение стрелы и лука, копья и меча).

- Как можно назвать одним словом эти предметы?

- Верно. А как будут называться ремесленники, которые изготавливают оружие.

- Верно. Тема нашего урока «Русские оружейники».

- Какую цель поставим на уроке?








Рассматривают

Оружие



Оружейники




Узнать, какое оружие изготавливали оружейники на Руси и познакомиться с оружейным ремеслом

Познавательные:

ориентироваться в системе знаний; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Работа по изучению нового материала

- Верно. Сегодня мы с вами окунёмся в историю оружейного ремесла.

Давайте отправимся в прошлое и узнаем, чем защищали себя воины на Руси.

- Откройте учебник на странице 121 и прочитайте текст.

- Теперь ответьте на вопросы.

- Чего не было до 9 века у воинов славян?

- Вы знаете, что такое доспехи?

- Давайте прочитаем определение.

- Доспехи – вооружение воинов для защиты разных частей тела. Например, шлем – для защиты головы и лица, железные налокотники, щиты, защитные воротники.

(изображение и определение на слайде)

- Что начали изготавливать в 10 веке?

- Вы знаете, что такое кольчуга?

- Давайте прочитаем определение.

- Кольчуга – это длинная рубаха, сплетённая из нескольких тысяч маленьких колец.

(изображение и определение на слайде)

- На кольчугу воины обычно надевали плащ, а на ноги - сапоги. (изображение)

- Что стали покупать во Франции в 10-13 веках?

- Как ещё назвали кольчугу?

- Почему её так называли?



- Какое оружие было первым у славян?


- Посмотрите, как выглядело это оружие.

- Копьё – это метательное, колющее оружие, состоящее из длинного деревянного основания и металлического наконечника.

- Рогатина - славянское тяжёлое копьё для рукопашного боя или для охоты на крупного зверя.

- Стрела – оружие с железным наконечником, использующееся вместе с луком, на который натягивается стрела при стрельбе.

- Кинжал и меч - холодные оружия. Для их хранения используется специальный футляр, который называется но́жны.

- Как называли воина княжеской дружины, имеющего копьё?

(изображение)

- Что появилось в 15 веке?

- Прочитайте слово на слайде.

- Давайте прочитаем определение к этому слову.

- Пища́ль - огнестрельное оружие на Руси.

- Существовала русская пищаль (ружьё) и русская пищаль (пушка).

(изображения). Так они выглядели в 16 веке.

- Также воины на Руси использовали булаву́.

Булава́ – это оружие в виде тяжёлой железной или каменной головки, насаженной на короткую рукоятку, то есть на то, за что держались.

- Посмотрите на изображение и скажите, что ещё использовали в качестве оружия? (изображение топора)

- Верно.

- О каких доспехах воинов древней Руси вы узнали?

- О каком оружии вы узнали?


- Ребята, сейчас мы с вами отправимся в 16 век и узнаем, какое оружие тогда изобрели.

(Читаю текст из учебника про Царь-пушку, показываю изображение).

- Ребята, вы услышали незнакомое слово – го́рн.

Горн- это печь для накаливания и переплавки металлов, для обжига керамических изделий.

- Как звали мастера, о котором шла речь в тексте?

- Чем он стал знаменит?

- Что интересного вы узнали про Царь-пушку?

- Где теперь стоит Царь-пушка?

- Царь- пушка стала одним из самых знаменитых шедевров русских оружейников на Руси.

- Кто-нибудь из вас видел царь-пушку вживую?





Читают текст по цепочке



Доспехов

Ответы, если знают


Читают определение






Кольчуги

Ответы, если знают



Читают определение





Кольчуги, изготовленные славянскими мастерами

Железная рубашка

Он была сделана из железных колец и полностью закрывала верхнюю часть тела

Копья, рогатины, стрелы, кинжалы, мечи
















Копейщик



Ружья и пушки

Читают «Пищаль»



Читают












Топор



Кольчуга, шлем, щит, железные налокотники

Копья, рогатины, стрелы, кинжалы, мечи, пищали.










Андрей Чохов


Отлил самую большую пушку

Это самая большая пушка. Она весит сорок тонн.

В Москве в кремлёвском дворе




Ответы учащихся

Познавательные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные

выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Физминутка

- Ребята, я вижу, вы немного устали, давайте отдохнем.

-Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, а раза три.

3 – в ладоши хлопаем.

На 4 – руки в боки,

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

Выполняют упражнения



















































Первичное закрепление

- Ребята, мы продолжаем путешествие по древней Руси и попадаем с вами в Москву, где уже в 16 веке было много слобод.

- Что такое слобода?

- Давайте прочитаем определение.

- Слобода – место, где жили и работали ремесленники.

- Название слободы зависело от того, что в ней изготавливали ремесленники.

- Название первой слободы, которую мы посетим, называется – иконная.

Какие изделия мы здесь увидим?

- Верно. Далее отправляемся в оружейную. Что ремесленники изготавливают там?

- А плотничья слобода чем нас удивит?


- Чем будут заниматься в гончарной слободе?

- А в кузнецкой?

- В котельной?


- В каменной?


- Ребята, послушайте историю появления на Руси оружейного ремесла. (Читаю текст в учебнике про Никиту Демидова)

- Как звали человека, который первым изобрёл оружие на Руси?

- Верно. Посмотрите, его портрет в учебнике и на слайде.

- Какое первое оружие изготовил для Петра 1 Никита Демидов?

- Что и где Пётр 1 поручил построить Никите Демидову?

- Верно. Дело этого мастера продолжали его дети и внуки.

- В какой же дальше город мы отправимся, кто догадался?

- Верно. Как мы с вами уже узнали, Тула действительно является родиной русского оружия. А начиналось всё с того, что в 15 веке в этом городе нашли залежи руды (полезного ископаемого) и стали открываться мастерские, где плавили железо. В конце 17 века в Туле работало более ста двадцати мастеров-оружейников. Оружие, которое изготавливали на тульских заводах, вывозилось на продажу в разные страны. Также знаменитые тульские самовары и пистолеты (изображение) не раз получали золотые медали на выставках. В Туле и на сегодняшний день изготавливают оружие, только современное.

- С мастерством русских оружейников в Туле можно познакомиться поближе в Тульском государственном музее оружия.

- Посмотрите на некоторые экспозиции, представленные там. (изображения)

- Теперь давайте проверим насколько, внимательны вы были при изучении темы.

- Посмотрите, что изображено на слайде?

- Как можно назвать это одним словом?

- Для чего они нужны были?

- Что изображено на слайде?

- В чём его хранили?

- Что здесь вы видите?

- Что изображено здесь?

- Как называется у него железная часть на конце?

- Что это за оружие?

- Верно. Ребята, на один из городов Руси напали враги и всем воинам нужно срочно снарядиться в бой. Давайте и нашему воину поможем сделать это, подписав все предметы на листочках.



- Работать будете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах

- Можете начинать.

- Давайте проверим. (На слайде подписанные изображения)

- У кого неверно, исправляйте.




Ответы учащихся, если знают


Читают определение






Иконы


Оружие

Обработкой дерева и постройкой домов

Изготовление глиняной посуды


Ковать и выплавлять железо

Изготавливали котлы и домашнюю утварь.

Изготавливали каменные и кирпичные конструкции




Никита Демидов




Ружьё


Оружейный завод в Туле





Тула
























Щит, шлем, кольчуга

Доспехи

Чтобы защищать тело от ранений

Меч

Ножны (изображение)

Стрелу и лук

Копьё

Наконечник


Булава

















Повторяют правила


Домашнее задание

Учебник, стр. 121 -125, читать и пересказывать.



Подведение итогов. Рефлексия



-Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги урока.

- Какую цель мы ставили на урок?

-Достигли мы её? Как вы считаете?

-Что вы узнали на уроке?

-Что было интересного?

- Оцените свою работу на уроке с помощью светофора.

- Поднимите руку, кто справился со всем и урок был для него полезен. (зеленый цвет)

- Поднимите руку кто справился не со всеми заданиями и возникали трудности (жёлтый цвет)

- Поднимите руку, кто не справился с заданиями и ничего не получилось (красный цвет).

- Спасибо, урок окончен.

Ответы детей

Коммуникативные:

способность к самооценке, самостоятельно, адекватно оценивать свою работу на уроке.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее