«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока математики в 3 классе "Решение задач на уменьшение числа в несколько раз"

Конспект урока математкик в 3 классе на тему "Решение задач на уменьшение числа в несколько раз"

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство науки и образования Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»




44.02.02 Преподавание в начальных классах



КОНСПЕКТ ПОКАЗАТЕЛЬНОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ


Класс: 3 Б, Тема: «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»




Студент: Галаматова Х.А. _________


Методист: Рябова Н.Ю.__________










Астрахань, 2023



Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Цель: закрепление умения решать задачи на уменьшение числа в несколько раз.

Содержательная: закрепление и при необходимости коррекция умения решать задачи на уменьшение числа в несколько раз.

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Планируемые предметные результаты: закрепить решать задачи на уменьшение числа в несколько раз.

Формирование УУД:

Предметные:

Понимать, что значит “уменьшение в несколько раз”, “увеличение в несколько раз”. Отрабатывать знания таблицы умножения и деления.

Знать, как строить схематические рисунки к задачам на уменьшение и увеличение в несколько раз. Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз» с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке при решении задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз; работать по коллективно составленному плану по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»;  оценивать правильность выполнения действия при решении задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз» ; высказывать своё предположение по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз».

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме (по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»); слушать и понимать речь других на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз».

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»: отличать новое от уже известного с помощью учителя на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»; добывать новые знания: находить ответы на вопросы на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз», используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника, самоуважение и самооценка; морально-этическая ориентация.

Оборудование: Учебник «Математика 3 класс часть первая» М.И. Моро, М.А. Бантова, презентация, проектор, интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями, «волшебные» карточки, карточки для рефлексии, лист самооценки.



















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Хава Абдулахиевна и урок математики сегодня проведу у вас я.

-Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

- Ребята, как мы будем работать на уроке? Молодцы!

-На парте у вас должны лежать пенал с ручкой, рабочая тетрадь и учебник, карточки (с заданием), лист само оценивания.

-У кого из вас не хватает принадлежностей для урока, приготовьте.

-Давайте начнём наш урок.


Слушают учителя, настраиваются на работу.

Организуют своё рабочее место.






Мы будем внимательно слушать, запоминать информацию.

Проверяют готовность к уроку.


Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


II. Актуализация знаний и мотивация.






























Минутка чистописания










































Устный счет
































































































Определение темы и постановка цели.























-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

-Ребята, какое сегодня число?

-Сколько клеточек нам нужно отступить от прошлой работы?

-Как только допишете, покажите свою готовность.

-Ребята, сегодня вы с вами отправимся в интересное королевство алхимиков.

-Скажите, ребята, а вы знаете, кто такой алхимик?

-Верно! Алхимия - эта очень древняя наука, существовавшая на протяжении всего средневековья. Алхимики имели доступ к книгам и трудам других ученых. Целью ученых алхимиков было создание вещества, которое обладало бы свойством превращать разнообразные металлы в другие (золото и серебро). И конечно продлевать человеческую жизнь на неопределенное время.

- Посмотрите, ребята, внимательно на слайд. В кабинете алхимика спряталось число. Давайте ее найдем.

-Какое число спряталось?

-Верно. Это число 67.

-Вспомните, как оно пишется.

-Какое это число?

-Сколько в нем десятков? А сколько единиц?

-А теперь назовите соседей этого числа.

-Молодцы.

-Запишите число 67 до конца строки.

- Молодцы!

-Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать лист самооценивания, который нам предложили алхимики королевства.

-Вам нужно будет ставить знак «+» напротив задания, если выполнили задание правильно. Знак «?» - если при выполнении задания возникли трудности.

-А теперь посмотрите на карточку, которая у каждого лежит на парте.

Каждый алхимик любит находить неизвестное. Давайте тоже вместе с ними находить ответы!

Ваша задача соединить каждый пример с верным ответом, вспомнив таблицу умножения. Обратите внимание, что во второй колонке есть лишний ответ.

-Приступайте к работе.

-Теперь проверьте свои ответы на слайде.

-Поставьте соответствующий знак в листе напротив задания.


-Следующее задание необычное!

Задумайте любое число от 1 до 4. Прибавьте к задуманному числу 2. Полученный результат увеличь в 2 раза. Теперь берем полученный ответ и прибавляем к нему 3. От полученного результата отнимаем задуманное ранее вами число. Теперь прибавьте к результату 5. Отнимите от полученного ответа задуманное ранее число.

-У вас получилось 12!

-Поставьте соответствующий знак в листе напротив задания.

-Выполним следующее задание.

-Каким образом нужно выполнять данные задания?

-Верно.

-Выполняем устно. Какой ответ получится в первом пустом окошке?

-Какой ответ получится в следующем окошке?

- Какой ответ получится в следующем окошке?

- Какой ответ получится в следующем окошке?

-Молодцы!

-Заполняем следующую таблицу.

-Какой ответ поучится в первом пустом окошке?

-Какой ответ получится в следующем окошке?

- Какой ответ получится в следующем окошке?

- Какой ответ получится в следующем окошке?

-Верно. Молодцы!

-Поставьте соответствующий знак в листе напротив задания.

-Один из алхимиком предлагает нам решить следующий ребус.

-Какое слово у вас получилось?

-Верно! Вспомните и скажите, какие задачи вы решали на прошлом уроке.

-Какая тема нашего урока?



-Какую цель поставим на урок?






-Молодцы!


Открывают тетради.


13 октября.

Отступаем 4 клетки, на пятой пишем.



Слушают учителя.












Это человек, который занимается алхимией. Он смешивает различные вещества, чтобы получить новые.










Ищут число.







-Спряталось число 67.










-Двузначное.

-В нем 6 десятков и 7 единиц.


-66 и 68.


Записывают число 67 до конца строки.



Слушают учителя.





































Выполняют работу.

Проверяют работу.













Оценивают свою работу в листе самооценивания.




















-Да, у нас получилось 12.

Оценивают свою работу в листе самооценивания.















-Вместо буквы подставляем число и выполняем полученный пример.

-18.



-22.


-34.


-45.




-46.


-36.


-26.


-16.


Оценивают свою работу в листе самооценивания.


Решают ребус.










-Задача.

-Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

-Решение задач на уменьшение числа в несколько раз.

-Закреплять умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, совершенствовать знание таблицы умножения.

Личностные УУД:

Проявление познавательного интереса к математике, к новой теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»; положительное и адекватное представление об учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Выполнение заданий на актуализацию знаний осознанно перед изучением темы «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»;

Коммуникативные УУД:

Понимание речи учителя; включаться в диалог учителя и сверстников; проявлять инициатив и активность на этапе актуализация знаний и мотивация.































































































































Регулятивные УУД:

Самостоятельное формулирование цели урока на тему «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз».

принимать,

сохранять цели и

следовать им в

учебной

деятельности;

планировать

свои действия в

соответствии с

поставленной

задачей.

Работа по теме.

-Продолжаем наше путешествие в королевстве алхимиков. Откройте учебник на странице 45. Найдите задачу под номер 1.

-Ребята, алхимики очень любят подвижные игры, поэтому всегда придумывают об этом задачи

-Прочитаем задачу. Кто желает прочитать?

Второй раз читает учитель.

-О чем идет речь в задаче?


-В какие игры играли ребята?

-Сколько ребят играли в городки?

-Сколько ребят играли в футбол?


-Что значит в 3 раза больше?


-Как называются такие задачи?


-Что нужно узнать в задаче?

-Сделаем схематический чертеж к задаче.







-Ребята, если мы знаем, сколько ребят играли в городки и, если нам известно, что ребят играли в футбол в 3 раза больше, то что мы можем узнать, имея эти данные?

-Как мы можем это узнать?





-Если мы знаем, сколько ребят играли в городки и, если узнаем, сколько ребят играли в футбол, что мы можем узнать, имея эти данные?

-Как мы можем это узнать? Каким действием?


-Верно. Мы можем ответить на вопрос задачи?

-Запишем решение задачи.




-Как запишем ответ в задаче? Давайте прочитаем ещё раз вопрос задачи.


-Записали ответ.

-Поставьте соответствующий знак в листе напротив задания.

Открывают учебник и находят номер 1.



Желающий читает задачу.









-Речь идет об играх, в которые играли ребята.

-В городки и футбол.

-В городки играли 6 ребят.

-Нам неизвестно, но сказано, что в 3 раза больше.

-Это значит 3 раза по столько, сколько играли в городки.

-Задачи на увеличение числа в несколько раз.

-В задаче нужно узнать, сколько всего ребят играло в эти игры.

Ученик делает чертеж на доске.

(в городки – 6, в футбол 3 раза по 6)





-Мы можем узнать, сколько ребят играло в футбол.

-Нам нужно количество ребят, играющих в городки, умножить на 3, так как количество ребят, играющих в футбол в 3 раз больше.

-Мы сможем узнать, сколько всего ребят играло в эти игры.



-Нам нужно сложить количество ребят, которые играли в городки, и количество ребят, которые играли в футбол. Сложение.

-Да, можем.


Желающий выходит к доске записывать решение задачи.

1) 6*3=18 (р.)-в футбол.

2) 6+18=24 (р.)

Читают вопрос задачи: «Сколько всего ребят играло в эти игры».

Ответ: 24 ребенка играли всего.

Оценивают свою работу в листе самооценивания.

Коммуникативные УУД:

Понимание речи учителя; включаться в диалог учителя и сверстников; проявлять инициатив и активность по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»;

Познавательные УУД:

осознавать

познавательную

задачу на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»;

работать с разными видами информации и ориентироваться в ней на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз».

Регулятивные УУД:

Выполнение заданий на тему «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз».


Физминутка

Физминутка «Где водятся алхимики»

Где водятся алхимики - там делают зарядку:

Раз, два, три четыре – топаем ногами.

Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире –

Раз, два, три четыре!

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку

Все мы делаем зарядку.

Шагают на месте

Топают ногами

Хлопают в ладоши

Руки в стороны, покачивание из стороны в сторону

Наклоны вперед-назад

Прыжки на месте

Встать на носки, перекатиться на пятку

Ходьба на месте

Личностные УУД:

следование установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

Работа по теме урока

-Продолжаем решать задачи!

Обратите внимание на задачу под номером 2. Прочитаем задачу.

Второй раз читает учитель.

-О ком идет речь в задаче?

-Что делал на уроке труда мальчик?


-Сколько звездочек сделал мальчик?

-Сколько он сделал фонариков?


-Что значит «фонариков в 2 раза меньше, чем звездочек»?



-Как называются такие задачи?


-Верно. Что нужно узнать в задаче?



-Сделаем схематический рисунок к задаче.












-Ребята, если мы знаем, сколько мальчик сделал звездочек и. если нам известно, что фонариков в 2 раза меньше, что мы можем узнать, имея эти данные?


-Как можно это узнать? Каким действием?


-Если мы знаем, сколько мальчик сделал звездочек и, если мы узнаем, сколько он сделал фонариков, что сможем узнать, имея эти данные?


-Как это можно узнать?



-Верно. Мы можем ответить на вопрос задачи?

-Запишем решение задачи.




-Как запишем ответ в задаче? Давайте прочитаем ещё раз вопрос задачи.


-Записали ответ.




-Поставьте соответствующий знак в листе напротив задания.


-Ребята, алхимики выполняют свою работу и решают задачи с максимальной точностью! Давайте мы докажем им, что мы тоже умеем точно решать задачи.

-Прочитаем задачу под номером 3.

Второй раз читает учитель.

-О чем идет речь в задаче?

-Сколько составляет длина первого отрезка?

- Сколько составляет длина второго отрезка?

-Что значит «в 3 раза меньше, чем длина первого»?


-Какая это задача?


-Верно. Что нужно узнать в задаче?


-Какие слова возьмем для краткой записи?


-Запишем краткую запись.



-Как мы покажем в краткой записи, на сколько см длина второго отрезка меньше длины первого? С помощью чего?

-Ребята, если нам известна длина первого отрезка, и известно, что длина второго в 2 раза меньше, что мы можем узнать, имея эти данные?


-Как мы это можем узнать?



-Если нам известна длина первого отрезка, и если мы узнаем длину второго, то что мы сможем узнать, имея эти данные?

-Как узнать, на сколько меньше длина второго отрезка?


-Как мы сможем найти?


-Верно. Мы ответим на вопрос задачи?

-Запишем решение задачи.


-Как запишем ответ в задаче? Давайте прочитаем ещё раз вопрос задачи.


-Записали ответ.

-Поставьте соответствующий знак в листе напротив задания.


Желающий читает задачу.








-В задаче идет речь о мальчике.

-На уроке труда мальчик делал звездочки и фонарики.

-Мальчик сделал 6 звездочек.

-Нам неизвестно, но сказано, что в 2 раза меньше.

-Это значит если звездочки разделить на две равные части, то в одной части звездочек будет столько, сколько фонариков.

-Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

-Нужно узнать, сколько всего звездочек и фонариков сделал мальчик.

Учащийся делает на доске схематический рисунок.

(Разделим 6 кружков на 2 равные части. Фонариков (фиолетовых кружков) должно быть столько, сколько звездочек в одной части.)





-Мы можем узнать, сколько мальчик сделал фонариков.

-Нужно количество звездочек разделить на 2, так как фонариков в 2 раза меньше. Делением.




-Мы сможем узнать, сколько всего звездочек и фонариков он сделал.

-Нужно к количеству звездочек прибавить количество фонариков.


-Да, можем.

Записывают решение:

1) 6:2=3 (шт.) – фонарики.

2) 6+3=9 (шт.)


Читают вопрос задачи: «Сколько всего звездочек и фонариков сделал мальчик?».

Ответ: 9 звездочек и фонариков всего.

Оценивают свою работу в листе самооценивания.






Учащийся читает задачу вслух.




-Речь идет о двух отрезках.

-Длина первого – 18 см.


-Длина второго неизвестна, но сказано, что в 3 раза меньше.

-Если первый отрезок разделить на три равные части, то длина одной части будет равна второму отрезку.

-Это задача на уменьшение числа в несколько раз.

-В задаче нужно узнать, на сколько см длина второго отрезка меньше длины первого.


-Длина 1, длина 2.


Учащийся записывает на доске:

1 отрезок-18 см на сколько м?

2 отрезок-? см, в 3 р м, чем

-Покажем с помощью сравнительной стрелки.




-Мы можем узнать, сколько см составляет длина второго отрезка.

-Нужно длину первого отрезка разделить на 3, так как длина второго 3 раза меньше первого.

-Мы сможем узнать, на сколько длина второго отрезка меньше первого.


-Чтобы узнать, на сколько одно число меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

-Нужно из длины первого отрезка вычесть длину второго.


-Да, ответим.

Записывают решение задачи:

1) 18:3=6(см) – длина второго.

2) 18-6=12 (см)

Читают вопрос задачи: «На сколько см длина второго отрезка меньше длины первого?»

Ответ: на 12 см меньше длина второго отрезка.

Оценивают свою работу в листе самооценивания.

Коммуникативные УУД:

Понимание речи учителя; включаться в диалог учителя и сверстников; проявлять инициатив и активность по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»;

Познавательные УУД:

осознавать

познавательную

задачу на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»;

работать с разными видами информации и ориентироваться в ней на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз».

Регулятивные УУД:

Выполнение заданий на тему «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз».


Самостоятельная работа с проверкой по образцу

-Алхимики этого королевства также любят решать разные примеры. Давайте решим и мы!

-Найдите номер 5.

-Обратите внимание на первую строку примеров. Выполним ее вместе на доске.

-Кто желает решить первый пример на доске?


-Ребята, кто считает, что пример решен верно – похлопайте. Молодец.

-Кто желает решить следующий пример?



-Ребята, кто считает, что пример решен верно – похлопайте. Молодец.

-Кто желает решить следующий пример?

-Что сначала нужно сделать, прежде чем решать этот пример?

-Пронумеруйте действия.


-Какое действие будем выполнять первым? Вторым? Третьим?



-Какой ответ получаем?

-Ребята, кто считает, что пример решен верно – похлопайте. Молодец.

-Кто желает решить следующий пример?


-Ребята, кто считает, что пример решен верно – похлопайте. Молодец.

-Кто желает решить следующий пример?

-Как нужно представить 65, чтобы решить пример?


-Ребята, кто считает, что пример решен верно – похлопайте. Молодец.

-Ребята, теперь 1 варианту нужно выполнить самостоятельно вторую строку, 2 варианту – третью строку, чтобы получить волшебную карточку от алхимиков!

-Приступайте к работе.

-Проверьте свои ответы на слайде.

-Поставьте соответствующий знак в листе напротив задания.

-Молодцы! Теперь мы получили вот такие карточки. Если их брать с собой на уроки, то они будут придавать вам силы и удачу!

(Учитель раздает детям «волшебные карточки»)









Желающий выходит к доске и решает первый пример:

6*9=54

Остальные хлопают, если пример решен верно.

Желающий выходит к доске и решает второй пример:

42:6=7

Остальные хлопают, если пример решен верно.

Желающий выходит к доске и решает третий пример:

-Нужно пронумеровать действия.

-Первым будем выполнять деление, вторым – умножение и третьим – сложение.

-9+21=30.

Остальные хлопают, если пример решен верно.

Желающий выходит к доске и решает четвертый пример:

6 * 4=24

Желающий выходит к доске и решает последний пример:

83-65=18

-Представим 65, как 63 и 2. Из 83 нужно вычесть 63. Получаем 20. Теперь из 20 вычитаем 2. Ответ 18.







Самостоятельно выполняют работу по вариантам.

Проверяют ответы.







Оценивают свою работу в листе самооценивания.

Личностные УУД:

проявление самостоятельности при выполнении заданий на тему «Решение задач на уменьшение в несколько раз»;

работать над самооценкой.

Коммуникативные УУД:

Понимание речи учителя; включаться в диалог учителя и сверстников; проявление инициатив и активность; развитие умения работать с учебником по теме «Решение задач на уменьшение в несколько раз».


Итог урока. Рефлексия.

-Вот и закончилось наше путешествие в королевстве алхимиков.

-С какой темой мы работали? Какая была у нас цель?







- Что было интересно? Какие задания мы с вами выполняли?

-Мы с вами прошли немалый путь в королевстве алхимиков. Посмотрите на свой лист самооценивания и поднимите руку, у кого все плюсы.

-Поднимите руку, у кого один «вопрос» в листе.

-Поднимите руку, у кого два «вопроса» в листе.

-Поднимите руку, у кого три и более «вопросов».

-Какие задания вызвали у вас сложности?

-Ребята, теперь раскрасьте колбочку, которая у вас лежит на парте зеленым карандашом, если вы считаете, что вам понятна данная тема, вы можете ее рассказать другому. Раскрасьте желтым, если у вас были затруднения, вам еще недостаточно понятна тема. Раскрасьте красным, если тема непонятна.

-У кого сегодня колбочка зеленого цвета? Желтого? Красного?

Какие были затруднения?

-Спасибо вам за урок! До свидания!




-Тема урока была «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз». Цель: закреплять умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, совершенствовать знание таблицы умножения.

Ответы учащихся.




Поднимают руку, у кого все «+».


Поднимают руку, у кого один «?».

Поднимают руку, у кого два «?».


Поднимают руку, у кого три и более «?».

Ответы детей.
















Ответы учащихся.


Оценивают свою деятельность.

Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника, самоуважение и самооценка; морально-этическая ориентация в конце урока по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз».



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее