Министерство науки и образования Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
44.02.02 Преподавание в начальных классах
КОНСПЕКТ ПОКАЗАТЕЛЬНОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ
Класс: 3 Б, Тема: «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»
Студент: Галаматова Х.А. _________
Методист: Рябова Н.Ю.__________
Астрахань, 2023
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Цель: закрепление умения решать задачи на уменьшение числа в несколько раз.
Содержательная: закрепление и при необходимости коррекция умения решать задачи на уменьшение числа в несколько раз.
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Планируемые предметные результаты: закрепить решать задачи на уменьшение числа в несколько раз.
Формирование УУД:
Предметные:
Понимать, что значит “уменьшение в несколько раз”, “увеличение в несколько раз”. Отрабатывать знания таблицы умножения и деления.
Знать, как строить схематические рисунки к задачам на уменьшение и увеличение в несколько раз. Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз» с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке при решении задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз; работать по коллективно составленному плану по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»; оценивать правильность выполнения действия при решении задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз» ; высказывать своё предположение по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз».
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме (по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»); слушать и понимать речь других на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз».
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»: отличать новое от уже известного с помощью учителя на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»; добывать новые знания: находить ответы на вопросы на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз», используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: формирование внутренней позиции школьника, самоуважение и самооценка; морально-этическая ориентация.
Оборудование: Учебник «Математика 3 класс часть первая» М.И. Моро, М.А. Бантова, презентация, проектор, интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями, «волшебные» карточки, карточки для рефлексии, лист самооценки.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Хава Абдулахиевна и урок математики сегодня проведу у вас я. -Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. - Ребята, как мы будем работать на уроке? Молодцы! -На парте у вас должны лежать пенал с ручкой, рабочая тетрадь и учебник, карточки (с заданием), лист само оценивания. -У кого из вас не хватает принадлежностей для урока, приготовьте. -Давайте начнём наш урок.
| Слушают учителя, настраиваются на работу. Организуют своё рабочее место.
Мы будем внимательно слушать, запоминать информацию. Проверяют готовность к уроку.
| Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
II. Актуализация знаний и мотивация.
Минутка чистописания
Устный счет
Определение темы и постановка цели.
| -Открываем тетради, записываем число, классная работа. -Ребята, какое сегодня число? -Сколько клеточек нам нужно отступить от прошлой работы? -Как только допишете, покажите свою готовность. -Ребята, сегодня вы с вами отправимся в интересное королевство алхимиков.
-Скажите, ребята, а вы знаете, кто такой алхимик? -Верно! Алхимия - эта очень древняя наука, существовавшая на протяжении всего средневековья. Алхимики имели доступ к книгам и трудам других ученых. Целью ученых алхимиков было создание вещества, которое обладало бы свойством превращать разнообразные металлы в другие (золото и серебро). И конечно продлевать человеческую жизнь на неопределенное время. - Посмотрите, ребята, внимательно на слайд. В кабинете алхимика спряталось число. Давайте ее найдем.
-Какое число спряталось? -Верно. Это число 67. -Вспомните, как оно пишется.
-Какое это число? -Сколько в нем десятков? А сколько единиц? -А теперь назовите соседей этого числа. -Молодцы. -Запишите число 67 до конца строки. - Молодцы! -Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать лист самооценивания, который нам предложили алхимики королевства.
-Вам нужно будет ставить знак «+» напротив задания, если выполнили задание правильно. Знак «?» - если при выполнении задания возникли трудности. -А теперь посмотрите на карточку, которая у каждого лежит на парте. Каждый алхимик любит находить неизвестное. Давайте тоже вместе с ними находить ответы! Ваша задача соединить каждый пример с верным ответом, вспомнив таблицу умножения. Обратите внимание, что во второй колонке есть лишний ответ.
-Приступайте к работе. -Теперь проверьте свои ответы на слайде.
-Поставьте соответствующий знак в листе напротив задания.
-Следующее задание необычное! Задумайте любое число от 1 до 4. Прибавьте к задуманному числу 2. Полученный результат увеличь в 2 раза. Теперь берем полученный ответ и прибавляем к нему 3. От полученного результата отнимаем задуманное ранее вами число. Теперь прибавьте к результату 5. Отнимите от полученного ответа задуманное ранее число.
-У вас получилось 12! -Поставьте соответствующий знак в листе напротив задания. -Выполним следующее задание.
-Каким образом нужно выполнять данные задания? -Верно. -Выполняем устно. Какой ответ получится в первом пустом окошке? -Какой ответ получится в следующем окошке? - Какой ответ получится в следующем окошке? - Какой ответ получится в следующем окошке? -Молодцы! -Заполняем следующую таблицу. -Какой ответ поучится в первом пустом окошке? -Какой ответ получится в следующем окошке? - Какой ответ получится в следующем окошке? - Какой ответ получится в следующем окошке? -Верно. Молодцы! -Поставьте соответствующий знак в листе напротив задания. -Один из алхимиком предлагает нам решить следующий ребус.
-Какое слово у вас получилось? -Верно! Вспомните и скажите, какие задачи вы решали на прошлом уроке. -Какая тема нашего урока?
-Какую цель поставим на урок?
-Молодцы!
| Открывают тетради.
13 октября. Отступаем 4 клетки, на пятой пишем.
Слушают учителя.
Это человек, который занимается алхимией. Он смешивает различные вещества, чтобы получить новые.
Ищут число.
-Спряталось число 67.
-Двузначное. -В нем 6 десятков и 7 единиц.
-66 и 68.
Записывают число 67 до конца строки.
Слушают учителя.
Выполняют работу. Проверяют работу.
Оценивают свою работу в листе самооценивания.
-Да, у нас получилось 12. Оценивают свою работу в листе самооценивания.
-Вместо буквы подставляем число и выполняем полученный пример. -18.
-22.
-34.
-45.
-46.
-36.
-26.
-16.
Оценивают свою работу в листе самооценивания.
Решают ребус.
-Задача. -Задачи на уменьшение числа в несколько раз. -Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. -Закреплять умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, совершенствовать знание таблицы умножения. | Личностные УУД: Проявление познавательного интереса к математике, к новой теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»; положительное и адекватное представление об учебной деятельности. Регулятивные УУД: Выполнение заданий на актуализацию знаний осознанно перед изучением темы «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»; Коммуникативные УУД: Понимание речи учителя; включаться в диалог учителя и сверстников; проявлять инициатив и активность на этапе актуализация знаний и мотивация.
Регулятивные УУД: Самостоятельное формулирование цели урока на тему «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз». принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Работа по теме. | -Продолжаем наше путешествие в королевстве алхимиков. Откройте учебник на странице 45. Найдите задачу под номер 1.
-Ребята, алхимики очень любят подвижные игры, поэтому всегда придумывают об этом задачи -Прочитаем задачу. Кто желает прочитать? Второй раз читает учитель. -О чем идет речь в задаче?
-В какие игры играли ребята? -Сколько ребят играли в городки? -Сколько ребят играли в футбол?
-Что значит в 3 раза больше?
-Как называются такие задачи?
-Что нужно узнать в задаче? -Сделаем схематический чертеж к задаче.
-Ребята, если мы знаем, сколько ребят играли в городки и, если нам известно, что ребят играли в футбол в 3 раза больше, то что мы можем узнать, имея эти данные? -Как мы можем это узнать?
-Если мы знаем, сколько ребят играли в городки и, если узнаем, сколько ребят играли в футбол, что мы можем узнать, имея эти данные? -Как мы можем это узнать? Каким действием?
-Верно. Мы можем ответить на вопрос задачи? -Запишем решение задачи.
-Как запишем ответ в задаче? Давайте прочитаем ещё раз вопрос задачи.
-Записали ответ. -Поставьте соответствующий знак в листе напротив задания. | Открывают учебник и находят номер 1.
Желающий читает задачу.
-Речь идет об играх, в которые играли ребята. -В городки и футбол. -В городки играли 6 ребят. -Нам неизвестно, но сказано, что в 3 раза больше. -Это значит 3 раза по столько, сколько играли в городки. -Задачи на увеличение числа в несколько раз. -В задаче нужно узнать, сколько всего ребят играло в эти игры. Ученик делает чертеж на доске.
(в городки – 6, в футбол 3 раза по 6)
-Мы можем узнать, сколько ребят играло в футбол. -Нам нужно количество ребят, играющих в городки, умножить на 3, так как количество ребят, играющих в футбол в 3 раз больше. -Мы сможем узнать, сколько всего ребят играло в эти игры.
-Нам нужно сложить количество ребят, которые играли в городки, и количество ребят, которые играли в футбол. Сложение. -Да, можем.
Желающий выходит к доске записывать решение задачи. 1) 6*3=18 (р.)-в футбол. 2) 6+18=24 (р.) Читают вопрос задачи: «Сколько всего ребят играло в эти игры». Ответ: 24 ребенка играли всего. Оценивают свою работу в листе самооценивания. | Коммуникативные УУД: Понимание речи учителя; включаться в диалог учителя и сверстников; проявлять инициатив и активность по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»; Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»; работать с разными видами информации и ориентироваться в ней на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз». Регулятивные УУД: Выполнение заданий на тему «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз».
|
Физминутка | Физминутка «Где водятся алхимики» Где водятся алхимики - там делают зарядку: Раз, два, три четыре – топаем ногами. Раз, два, три, четыре – хлопаем руками. Руки вытянуть пошире – Раз, два, три четыре! Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку Все мы делаем зарядку. | Шагают на месте Топают ногами Хлопают в ладоши Руки в стороны, покачивание из стороны в сторону Наклоны вперед-назад Прыжки на месте Встать на носки, перекатиться на пятку Ходьба на месте | Личностные УУД: следование установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении. |
Работа по теме урока | -Продолжаем решать задачи! Обратите внимание на задачу под номером 2. Прочитаем задачу.
Второй раз читает учитель. -О ком идет речь в задаче? -Что делал на уроке труда мальчик?
-Сколько звездочек сделал мальчик? -Сколько он сделал фонариков?
-Что значит «фонариков в 2 раза меньше, чем звездочек»?
-Как называются такие задачи?
-Верно. Что нужно узнать в задаче?
-Сделаем схематический рисунок к задаче.
-Ребята, если мы знаем, сколько мальчик сделал звездочек и. если нам известно, что фонариков в 2 раза меньше, что мы можем узнать, имея эти данные?
-Как можно это узнать? Каким действием?
-Если мы знаем, сколько мальчик сделал звездочек и, если мы узнаем, сколько он сделал фонариков, что сможем узнать, имея эти данные?
-Как это можно узнать?
-Верно. Мы можем ответить на вопрос задачи? -Запишем решение задачи.
-Как запишем ответ в задаче? Давайте прочитаем ещё раз вопрос задачи.
-Записали ответ.
-Поставьте соответствующий знак в листе напротив задания.
-Ребята, алхимики выполняют свою работу и решают задачи с максимальной точностью! Давайте мы докажем им, что мы тоже умеем точно решать задачи. -Прочитаем задачу под номером 3.
Второй раз читает учитель. -О чем идет речь в задаче? -Сколько составляет длина первого отрезка? - Сколько составляет длина второго отрезка? -Что значит «в 3 раза меньше, чем длина первого»?
-Какая это задача?
-Верно. Что нужно узнать в задаче?
-Какие слова возьмем для краткой записи?
-Запишем краткую запись.
-Как мы покажем в краткой записи, на сколько см длина второго отрезка меньше длины первого? С помощью чего? -Ребята, если нам известна длина первого отрезка, и известно, что длина второго в 2 раза меньше, что мы можем узнать, имея эти данные?
-Как мы это можем узнать?
-Если нам известна длина первого отрезка, и если мы узнаем длину второго, то что мы сможем узнать, имея эти данные? -Как узнать, на сколько меньше длина второго отрезка?
-Как мы сможем найти?
-Верно. Мы ответим на вопрос задачи? -Запишем решение задачи.
-Как запишем ответ в задаче? Давайте прочитаем ещё раз вопрос задачи.
-Записали ответ. -Поставьте соответствующий знак в листе напротив задания.
| Желающий читает задачу.
-В задаче идет речь о мальчике. -На уроке труда мальчик делал звездочки и фонарики. -Мальчик сделал 6 звездочек. -Нам неизвестно, но сказано, что в 2 раза меньше. -Это значит если звездочки разделить на две равные части, то в одной части звездочек будет столько, сколько фонариков. -Задачи на уменьшение числа в несколько раз. -Нужно узнать, сколько всего звездочек и фонариков сделал мальчик. Учащийся делает на доске схематический рисунок.
(Разделим 6 кружков на 2 равные части. Фонариков (фиолетовых кружков) должно быть столько, сколько звездочек в одной части.)
-Мы можем узнать, сколько мальчик сделал фонариков. -Нужно количество звездочек разделить на 2, так как фонариков в 2 раза меньше. Делением.
-Мы сможем узнать, сколько всего звездочек и фонариков он сделал. -Нужно к количеству звездочек прибавить количество фонариков.
-Да, можем. Записывают решение: 1) 6:2=3 (шт.) – фонарики. 2) 6+3=9 (шт.)
Читают вопрос задачи: «Сколько всего звездочек и фонариков сделал мальчик?». Ответ: 9 звездочек и фонариков всего. Оценивают свою работу в листе самооценивания.
Учащийся читает задачу вслух.
-Речь идет о двух отрезках. -Длина первого – 18 см.
-Длина второго неизвестна, но сказано, что в 3 раза меньше. -Если первый отрезок разделить на три равные части, то длина одной части будет равна второму отрезку. -Это задача на уменьшение числа в несколько раз. -В задаче нужно узнать, на сколько см длина второго отрезка меньше длины первого.
-Длина 1, длина 2.
Учащийся записывает на доске: 1 отрезок-18 см на сколько м? 2 отрезок-? см, в 3 р м, чем -Покажем с помощью сравнительной стрелки.
-Мы можем узнать, сколько см составляет длина второго отрезка. -Нужно длину первого отрезка разделить на 3, так как длина второго 3 раза меньше первого. -Мы сможем узнать, на сколько длина второго отрезка меньше первого.
-Чтобы узнать, на сколько одно число меньше другого, надо из большего вычесть меньшее. -Нужно из длины первого отрезка вычесть длину второго.
-Да, ответим. Записывают решение задачи: 1) 18:3=6(см) – длина второго. 2) 18-6=12 (см) Читают вопрос задачи: «На сколько см длина второго отрезка меньше длины первого?» Ответ: на 12 см меньше длина второго отрезка. Оценивают свою работу в листе самооценивания. | Коммуникативные УУД: Понимание речи учителя; включаться в диалог учителя и сверстников; проявлять инициатив и активность по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»; Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз»; работать с разными видами информации и ориентироваться в ней на уроке по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз». Регулятивные УУД: Выполнение заданий на тему «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз».
|
Самостоятельная работа с проверкой по образцу | -Алхимики этого королевства также любят решать разные примеры. Давайте решим и мы! -Найдите номер 5. -Обратите внимание на первую строку примеров. Выполним ее вместе на доске.
-Кто желает решить первый пример на доске?
-Ребята, кто считает, что пример решен верно – похлопайте. Молодец. -Кто желает решить следующий пример?
-Ребята, кто считает, что пример решен верно – похлопайте. Молодец. -Кто желает решить следующий пример? -Что сначала нужно сделать, прежде чем решать этот пример? -Пронумеруйте действия.
-Какое действие будем выполнять первым? Вторым? Третьим?
-Какой ответ получаем? -Ребята, кто считает, что пример решен верно – похлопайте. Молодец. -Кто желает решить следующий пример?
-Ребята, кто считает, что пример решен верно – похлопайте. Молодец. -Кто желает решить следующий пример? -Как нужно представить 65, чтобы решить пример?
-Ребята, кто считает, что пример решен верно – похлопайте. Молодец. -Ребята, теперь 1 варианту нужно выполнить самостоятельно вторую строку, 2 варианту – третью строку, чтобы получить волшебную карточку от алхимиков!
-Приступайте к работе. -Проверьте свои ответы на слайде.
-Поставьте соответствующий знак в листе напротив задания. -Молодцы! Теперь мы получили вот такие карточки. Если их брать с собой на уроки, то они будут придавать вам силы и удачу! (Учитель раздает детям «волшебные карточки»)
|
Желающий выходит к доске и решает первый пример: 6*9=54 Остальные хлопают, если пример решен верно. Желающий выходит к доске и решает второй пример: 42:6=7 Остальные хлопают, если пример решен верно. Желающий выходит к доске и решает третий пример: -Нужно пронумеровать действия.
-Первым будем выполнять деление, вторым – умножение и третьим – сложение. -9+21=30. Остальные хлопают, если пример решен верно. Желающий выходит к доске и решает четвертый пример: 6 * 4=24 Желающий выходит к доске и решает последний пример: 83-65=18 -Представим 65, как 63 и 2. Из 83 нужно вычесть 63. Получаем 20. Теперь из 20 вычитаем 2. Ответ 18.
Самостоятельно выполняют работу по вариантам. Проверяют ответы.
Оценивают свою работу в листе самооценивания. | Личностные УУД: проявление самостоятельности при выполнении заданий на тему «Решение задач на уменьшение в несколько раз»; работать над самооценкой. Коммуникативные УУД: Понимание речи учителя; включаться в диалог учителя и сверстников; проявление инициатив и активность; развитие умения работать с учебником по теме «Решение задач на уменьшение в несколько раз».
|
Итог урока. Рефлексия. | -Вот и закончилось наше путешествие в королевстве алхимиков. -С какой темой мы работали? Какая была у нас цель?
- Что было интересно? Какие задания мы с вами выполняли? -Мы с вами прошли немалый путь в королевстве алхимиков. Посмотрите на свой лист самооценивания и поднимите руку, у кого все плюсы. -Поднимите руку, у кого один «вопрос» в листе. -Поднимите руку, у кого два «вопроса» в листе. -Поднимите руку, у кого три и более «вопросов». -Какие задания вызвали у вас сложности? -Ребята, теперь раскрасьте колбочку, которая у вас лежит на парте зеленым карандашом, если вы считаете, что вам понятна данная тема, вы можете ее рассказать другому. Раскрасьте желтым, если у вас были затруднения, вам еще недостаточно понятна тема. Раскрасьте красным, если тема непонятна.
-У кого сегодня колбочка зеленого цвета? Желтого? Красного? Какие были затруднения? -Спасибо вам за урок! До свидания!
|
-Тема урока была «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз». Цель: закреплять умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, совершенствовать знание таблицы умножения. Ответы учащихся.
Поднимают руку, у кого все «+».
Поднимают руку, у кого один «?». Поднимают руку, у кого два «?».
Поднимают руку, у кого три и более «?». Ответы детей.
Ответы учащихся.
Оценивают свою деятельность. | Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника, самоуважение и самооценка; морально-этическая ориентация в конце урока по теме «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз».
|