Урок развития речи в 7 классе.
Тема урока: Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
Цели урока:
1) подготовить учащихся к описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»; закрепить умение детей создавать связный текст – описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений;
2) закрепить понятие о натюрморте, полученное детьми на уроках изобразительного искусства;
3) пополнить словарный запас учащихся, закрепить навык самостоятельной работы со справочной литературой (толковыми словарями и словарями синонимов);распечатанные таблицы, приложение.
4) развивать языковое чутье .Оборудование: репродукции натюрмортов П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», «Сирень», «Сирень у окна», ЦЕЛИ урока:
1. Образовательные : 1. Развивать умение составлять связный текст о сюжете
картины, при помощи учителя - план рассказа-описания.
2. Обогащать активный словарь учеников описательной лексикой
.
2 развивающие :
1. развитие речи, процессов внимания, мышления,
памяти.
2. Развитие эмоциональной сферы учащихся.
3. Воспитательные:
Воспитание положительно-направленных нравственных качеств личности – упорства, трудолюбия,
Словарно – стилистическая работа.
Накануне сочинения ученикам дается задание найти в толковом словаре значение слова натюрморт.
Оформление доски:
Девятнадцатое февраля.
Классная работа.
Тема урока:Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
Знать:о натюрморте.
Уметь: работать со справочной литературой,с опорными таблицами, составить план сочинения.
Сирень(какая?) | бледно-розовая, темно-красная, лиловая, жемчужная |
оттенок | голубоватый, серебристый, сиреневый |
грозди | тяжелые, крупные, пышные |
листья | светло-зеленые, темно-зеленые |
фон | темно-зеленый с серо-коричневым оттенком |
впечатление | прекрасная, великолепная |
отношение к картине | наслаждаться, любоваться, восхищаться |
Ход урока.
I. Организационный момент.Здравствуйте, ребята и учителя!Тема нашего урока (слайд 1) Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».Ребята, запишите в тетрадях число, классная работа, тему урока.
II. Сообщение темы и задачи урока.
На этом уроке развития речи мы познакомимся с картиной русского художника Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине»,внимательно её рассмотрим , поработаем с ней для того, чтобы вы смогли успешно написать сочинение.
III. 1).Сначала мы повторим синтаксическую роль подчинительных союзов. Расскажите о синтаксической роли подчинительных союзов по таблице. Вы знаете об условно принятом обозначении союза.
2).Откройте, пожалуйста, учебник, упражнение 750-е.Заголовок текста «Сирень» (слайд 2 и 3)- происхождение слова и значение (зачитать). Поработаем с текстом. Проведём орфографический и пунктуационный анализ текста…..Теперь прочитаем его выразительно…Ответим на следующие вопросы:1.Какие оттенки сирени называет автор?
2.С помощью каких слов и выражений автор передаёт чувства, которые он испытывает при созерцании сирени и ощущении её аромата?
3. Согласны ли вы с мыслью автора, выраженной в 3-м предложении текста? Объясните, почему.
IV. Обратимся к упражнению 751, первой части.
‑Рассмотрите репродукцию картины. Попробуйте определить, к какому жанру живописи относится эта картина. (Натюрморт)
‑ Кто скажет, что означает слово натюрморт?
(Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. предметов.)
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. После долгих и трудных лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, красоту природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства, и особенно искусства натюрморта. Художники изображали самые скромные, обычные вещи. Но своим мастерством они придавали им красоту и поэтичность. В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в XVIII веке.
IV.(Слайд 4)
Рассказ учителя о художнике.Натюрморт «Сирень в корзине» принадлежит кисти известного русского художника Петра Петровича Кончаловского (1876–1956). Он очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат.
П.П.Кончаловский говорил, что в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах. И в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще. Он писал: «Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучать так же глубоко, как и все другое. Цветы – великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах; и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными. Я ищу их, как музыкант играет гаммы…».
Любимые цветы П.П.Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен, например: (Клик слайд 5)«Сирень», «Сирень в корзине». «Сирень у окна» и др.
V. Беседа по картине «Сирень в корзине» (упр.751).(слайд картина «Сирень в корзине»).Обратимя к приложению № 3,к картине Кончаловского «Сирень в корзине».
‑ Какое время года вы вспоминаете, глядя на эту картину?
(Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, о теплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег.)
‑ Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали с куста?
(На картине изображена очень свежая сирень. Видно, что ее только что срезали и принесли из сада. Оно такая сочная и как будто влажная от утренней росы или дождя.)
‑ Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?
(На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: светло-лиловую, темно-красную, белую, розоватую.)
‑ Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета.
(В центре букета жемчужно-белые, розовато-лиловые ,нежно-фиолетовые грозди; белые, бело-розовые и фиолетовые кисти свешиваются вниз. ‑ Какого цвета сирень в верхней части букета? Верхнюю часть букета украшают две темно-лиловые пышные ветви.
-Как распределено освещение на полотне художника?
Свет падает справа, наиболее ярко освещены белоснежные , розовато-белые, лиловые, нежно-сиреневые и фиолетовые грозди сирени в правой части букета, солнечные лучи играют на светло-зелёных тонких листьях. Ярко-фиолетовые, розовато-сиреневые ,тёмно-лиловые кисти в правой части букета затенены, так же как и тёмно-зелёная листва.
‑ Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? (Нет)
‑ Почему?
(П.П.Кончаловский стремился передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепесточки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ.)
‑ Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину веток и величину цветов сирени?
(Тяжелые, крупные, богатые, пышные кисти сирени. Они напоминают грозди винограда. Крошечные звездочки-цветы. Их много.)
‑ Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному ароматный.
(Душистый, пахучий, благоухающий.)
‑ Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображённому?
(Сирень на картине изумительная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, превосходная, замечательная.)
‑ В чем находится сирень?
(В корзине, которая сплетена из прутьев. Верхняя ее часть скрыта свисающими гроздьями сирени и листьями.)
- Почему художник изобразил сирень в корзине, а не в хрустальной вазе?
(Главное на этом полотне – цветы, и именно к их красоте, свежести, обилию оттенков прежде всего привлечено внимание зрителей. Ничто не отвлекает от созерцания прекрасных цветов. Кроме того, в широкой корзине пышные грозди ничто не стесняет, они могут расположиться свободно и выглядят естественно.
‑ На каком фоне изображена сирень?
(На фоне сада. Сирень стоит на столике у открытого в сад окна. Фон темно-зеленый с серо-коричневым и желтоватым оттенками.)
‑ Почему художник избрал такой фон?
(На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень.)
‑ Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?
(Конечно. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им.)
VI.Ребята, давайте сопоставим картины «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского и «После дождя» А.М. Герасимова.
Сопоставление картин «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского и «После дождя» А.М. Герасимова.
- Что в них общего? А чем они различаются? Одинаковое ли настроение передают?
(Обе картины проникнуты любовью к природе, к тем ее обыкновенным явлениям, которые стали для нас привычными, поэтому красоты их мы чаще всего не замечаем. Эти картины заставляют вспомнить знакомые каждому ощущения: наслаждение промытым теплым летним дождем воздухом, чистотой и свежестью, разлитой в природе, нежным благоуханием свежей сирени, богатством оттенков прекрасных цветов. Художникам удалось передать светлое, радостное настроение, восхищение красотой родной природы и свою к ней любовь.
V. Словарно-стилистическая работа (составление таблицы).
‑ Давайте запишем слова и словосочетания, которые вы можете использовать в своих сочинениях:
Написать (что?) (натюрморт, картину);
синонимы к слову художник (автор, живописец);
Сирень(какая?) | бледно-розовая, темно-красная, лиловая, жемчужная |
оттенок | голубоватый, серебристый, сиреневый |
грозди | тяжелые, крупные, пышные |
листья | светло-зеленые, темно-зеленые |
фон | темно-зеленый с серо-коричневым оттенком |
впечатление | прекрасная, великолепная |
отношение к картине | наслаждаться, любоваться, восхищаться |
VI.Обратимся к опорной таблице и составим план сочинения. Составление плана сочинения.
ЦЕЛЬ: Развитие логического мышления, монологической речи. Активизация словаря.
- Кто нарисовал картину? 1.- Что мы видим на картине? - Какую сирень изобразил художник? - Как вы думаете, когда срезали букет? - Как можно озаглавить 1 пункт плана? |
1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ БУКЕТА. |
- Каких оттенков больше в правой стороне букета? - Каких оттенков больше в левой стороне букета? -О чём мы с вами говорили? Что описывали? |
2. ЦВЕТА И ОТТЕНКИ БУКЕТА. |
– Можно ли сосчитать цветочки на гроздьях? – Чётко ли прорисованы цветы? - Какие гроздья изображенной сирени? - Что мы с вами описывали? - Озаглавьте 3 пункт плана. |
3. ГРОЗДЬЯ СИРЕНИ. |
- Какие они? - Их много или мало? - Назовите 4 пункт плана. |
4. ЛИСТЬЯ СИРЕНИ. |
- Каким должен быть запах у нарисованной сирени? - Почему запах сильный? - О чем только что говорили? Что описывали? - Назовите 5 пункт плана. |
5. ЗАПАХ СИРЕНИ (БУКЕТА). |
- Какие чувства она вызывает? - Что хочется делать, глядя на картину? - Всеми этими словами вы выражаете свое отношение к увиденной картине. - Озаглавьте 6 пункт плана.
|
6. МОЁ ОТНОШЕНИЕ К КАРТИНЕ. |
Какой план получился у вас? Послушаем ( кто?)
‑ Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (Художественный)
‑ Какой тип речи будет основным в сочинении: повествование, описание или рассуждение? (Описание)
-Как начнёте своё сочинение? Например, какими предложениями во вступлении?
VIII. Слово учителя.
Эта чудесная сирень вызывает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Трудно назвать человека, который не любил бы эти изумительные цветы. Прекрасная душистая сирень воспета многими писателями и поэтами. Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский.
Чтение стихотворения «Сирень».
Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу сбежать наугад,
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад!
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь - дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
‑ Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени?
(Грозди у сирени тяжелые, мокрые; ветка росистая; цветы белые, темно-лиловые.
‑ Найдите в толковом словаре значение слова лиловый.
(Лиловый – светло-фиолетовый)
‑ Чем является сиреневый сад для поэта?(слайд «В этом букете всё живёт, цветёт и радуется»)
(Сиреневый сад для поэта – это душистое море, осыпающиеся лепестки – лепестковый дождь)
И поэт, и художник изображают один и тот же предмет – сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски, музыкант – звуками.СЛАЙД 8Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжелые грозди сирени после грозы, ее благоухание. Сирень художника мы видим.СЛАЙД 9 Мы понимаем, что такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человек. П.П.Кончаловский очень любил родную природу, восхищался ее щедростью и красотой. Он так сказал о своей картине: «В этом букете все живет, цветет и радуется».
VII.Домашнее задание: Слайд 10 моделирование текста.
(Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. предметов.)
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. После долгих и трудных лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, красоту природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства, и особенно искусства натюрморта. Художники изображали самые скромные, обычные вещи. Но своим мастерством они придавали им красоту и поэтичность. В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в XVIII веке.
Написать (что?) (натюрморт, картину);
синонимы к слову художник (автор, живописец);
Сирень(какая?) | бледно-розовая, темно-красная, лиловая, жемчужная |
оттенок | голубоватый, серебристый, сиреневый |
грозди | тяжелые, крупные, пышные |
листья | светло-зеленые, темно-зеленые |
фон | темно-зеленый с серо-коричневым оттенком |
впечатление | прекрасная, великолепная |
Опорная таблица для составления плана
- Кто нарисовал картину? - Что мы видим на картине? - Какую сирень изобразил художник? - Как вы думаете, когда срезали букет? - Как можно озаглавить 1 пункт плана? |
1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ БУКЕТА. |
- Каких оттенков больше в правой стороне букета? - Каких оттенков больше в левой стороне букета? -О чём мы с вами говорили? Что описывали? |
2. ЦВЕТА И ОТТЕНКИ БУКЕТА. |
– Можно ли сосчитать цветочки на гроздьях? – Чётко ли прорисованы цветы? - Какие гроздья изображенной сирени? - Что мы с вами описывали? - Озаглавьте 3 пункт плана. |
3. ГРОЗДЬЯ СИРЕНИ. |
- Какие они? - Их много или мало? - Назовите 4 пункт плана. |
4. ЛИСТЬЯ СИРЕНИ. |
- Каким должен быть запах у нарисованной сирени? - Почему запах сильный? - О чем только что говорили? Что описывали? - Назовите 5 пункт плана. |
5. ЗАПАХ СИРЕНИ (БУКЕТА). |
- Какие чувства она вызывает? - Что хочется делать, глядя на картину? - Всеми этими словами вы выражаете свое отношение к увиденной картине. - Озаглавьте 6 пункт плана.
|
6. МОЁ ОТНОШЕНИЕ К КАРТИНЕ. |
. Беседа по картине «Сирень в корзине» (упр.751).
‑ Какое время года вы вспоминаете, глядя на эту картину?
(Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, о теплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег.)
‑ Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали с куста?
(На картине изображена очень свежая сирень. Видно, что ее только что срезали и принесли из сада. Оно такая сочная и как будто влажная от утренней росы или дождя.)
‑ Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?
(На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: светло-лиловую, темно-красную, белую, розоватую.)
‑ Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета.
(В центре букета жемчужно-белые, розовато-лиловые ,нежно-фиолетовые грозди; белые, бело-розовые и фиолетовые кисти свешиваются вниз. ‑ Какого цвета сирень в верхней части букета? Верхнюю часть букета украшают две темно-лиловые пышные ветви.
-Как распределено освещение на полотне художника?
Свет падает справа, наиболее ярко освещены белоснежные , розовато-белые, лиловые, нежно-сиреневые и фиолетовые грозди сирени в правой части букета, солнечные лучи играют на светло-зелёных тонких листьях. Ярко-фиолетовые, розовато-сиреневые ,тёмно-лиловые кисти в правой части букета затенены, так же как и тёмно-зелёная листва.
‑ Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? (Нет)
‑ Почему?
(П.П.Кончаловский стремился передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепесточки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ.)
‑ Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину веток и величину цветов сирени?
(Тяжелые, крупные, богатые, пышные кисти сирени. Они напоминают грозди винограда. Крошечные звездочки-цветы. Их много.)
‑ Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному ароматный.
(Душистый, пахучий, благоухающий.)
‑ Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображённому?
(Сирень на картине изумительная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, превосходная, замечательная.)
‑ В чем находится сирень?
(В корзине, которая сплетена из прутьев. Верхняя ее часть скрыта свисающими гроздьями сирени и листьями.)
- Почему художник изобразил сирень в корзине, а не в хрустальной вазе?
(Главное на этом полотне – цветы, и именно к их красоте, свежести, обилию оттенков прежде всего привлечено внимание зрителей. Ничто не отвлекает от созерцания прекрасных цветов. Кроме того, в широкой корзине пышные грозди ничто не стесняет, они могут расположиться свободно и выглядят естественно.
‑ На каком фоне изображена сирень?
(На фоне сада. Сирень стоит на столике у открытого в сад окна. Фон темно-зеленый с серо-коричневым и желтоватым оттенками.)
‑ Почему художник избрал такой фон?
(На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень.)
‑ Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?
(Конечно. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им.)
VI.Ребята, давайте сопоставим картины «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского и «После дождя» А.М. Герасимова.
Сопоставление картин «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского и «После дождя» А.М. Герасимова.
- Что в них общего? А чем они различаются? Одинаковое ли настроение передают?
(Обе картины проникнуты любовью к природе, к тем ее обыкновенным явлениям, которые стали для нас привычными, поэтому красоты их мы чаще всего не замечаем. Эти картины заставляют вспомнить знакомые каждому ощущения: наслаждение промытым теплым летним дождем воздухом, чистотой и свежестью, разлитой в природе, нежным благоуханием свежей сирени, богатством оттенков прекрасных цветов. Художникам удалось передать светлое, радостное настроение, восхищение красотой родной природы и свою к ней любовь
План.
I. Вступление. (Название картины. Автор. Жанр.)
II. Основная часть.
1. Сирень (ее цвет, грозди, листья, запах)
2. Корзина.
3. Фон натюрморта.
4. Какое настроение передает картина?
III. Заключение.
Личное отношение к картине (Если нравится / не нравится, то почему?)
8