Тема урока: «Птичек встречаем, Весну закликаем!» (урок – путешествие)
Цели урока:
Обучающая: знакомство с традициями национальных праздников разных народов (славянским «Жаворонки» и ханты и манси "Вороний день").
Развивающая: развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.
Воспитательная: пробуждение интереса к фольклору, воспитывать чувство уважения к традиционным национальным праздникам и обычаям.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний.
Педагогические задачи:
1.Выстраивание «свободного урока»: психологически-комфортного, эмоционально-наполненного, на уровне высокой общечеловеческой культуры с раскрытием индивидуальности личности каждого ученика.
2.Вовлечение учеников в процесс открытия новых граней своего таланта на основе активного взаимодействия учителя и учащихся.
Общепедагогические и специальные методы, используемые на уроке:
1.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
а) создание ситуаций успеха в учении;
б) разъяснение;
2.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) словесный (рассказ);
б) наглядный (слайдовая и видео презентации)
в) репродуктивный и проблемно-поисковый (от частного к общему, от общего к частному);
г) сравнительный анализ музыкальных фрагментов;
д) музыкальной драматургии;
е) «интонационно-стилевое постижение музыки»;
3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
а) самоконтроль по методу «синквейн»
Форма работы на уроке: коллективная и индивидуальная.
Музыкальный материал:
Дидактическое обеспечение урока: презентация, составленная к уроку в Power Point, видеоролик, компьютер с проектором, экран, фортепиано.
Основные этапы урока:
Организационный момент (1 мин),
Актуализация опорных знаний ( 2-3 мин),
Изучение нового материала (10 мин),
Разучивание и исполнение (13 мин),
Итог урока ( 3 мин).
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, фортепиано.
Ход урока.
1.Организационный этап.
Музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята! (поёт)
Дети: (повторяют интонационно) Здравствуйте, учитель!
2.Актуализация опорных знаний.
Звучит в записи Веснянка.
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякину подняла.
Уж вы, кулички-жаворонки,
Солейтайтеся, сокликайтеся.
Слайд
Учитель:
- О каких временах года идет речь в услышанном отрывке?
- Что вы знаете о встрече весны?
- Какие вы знаете праздники, связанные с этими временами года?
-Кто знает, как называется праздник встречи весны коренных народов Севера?
(Ответы детей)
Объявляется тема урока:
Слайд
«Птичек встречаем, Весну закликаем!»
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и познакомимся с традициями национальных праздников разных народов - славянским «Жаворонки» и ханты-мансийским "Вороний день".
3.Объяснение нового материала.
Учитель:
Наступления весны люди ждали во все времена. После суровой, холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. Недаром и начало Нового года на Руси раньше отмечали не 1 января, а в марте - ведь именно весной начинается возрождение природы, ее новый жизненный цикл.
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
Закличка с которой я начала урок называется «веснянка».
Слайд
Историческая справка (на доске):
Веснянки - обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие славянский обряд встречи весны.
Учитель:
- Обозначение праздника словом «встреча» не совсем точно. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», т.е. призывают путем заклятий.
Слайд
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.
Слайд
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Слайд
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Поговорки (на доске): «Как птицы прилетят, так теплота у нас пойдет», «Как черная тропинка, так птички прилетают из теплых стран», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Учитель показывает жаворонка на подносе.
Молодые девушки пели, держа в руках на рушнике тарелку с выпеченными жаворонками: (в руках у учителя тарелка с жаворонком)
Ой вы, жаворонки, жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Учитель показывает жаворонка насаженного на палку.
А дети бежали на улицу и кричали:
Жаворонки, жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную;
Нам зима холодная надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Учитель берёт в руки дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Чтобы мы свами могли украсить наше «деревце» нужно выучить весеннюю закличку. Слова этой заклички вы видите на доске.
Слайд
А с мелодией я сейчас вас познакомлю.
Учитель играет на фортепиано и поёт.
4. Разучивание песни «Веснянка»
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
1. дикцию (четкое произношение текста)
2. характер произведения (веселый, радостный, поем с улыбкой)
3. возможно добавление хлопков, народных деревянных инструментов (трещетки, ложки, свистульки).
Звучит ненцкая песня в записи .
Слайд
- У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. “Вороний день” – так называется праздник у северных народов.
Хантыйская легенда гласит: "Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала, летала – вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во всё горло. Полетело её звонкое "Кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек – закипела жизнь!"
Слайд
Вороний день праздновали 7 апреля.
Ворона — первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.
В этот день развешивают на березах калачи - символы солнца. Родители рано утром будят детей со словами: “Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!”. Женщины в стойбищах в этот день собираются в южной стороне леса. Готовят пищу на костре, а кусочки еды кидают в сторону леса - вороне, чтобы она принесла удачу, счастье, тепло, солнце. Для народов ханты береза – священное дерево. Ветками березы украшают дома, сараи, чтобы защитить от нечистой силы. Люди приходят к березе, водят хороводы, поют песни, восхваляют березку, заплетают ей косы, завязывают ленточки и загадывали желания. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере.
Сейчас каждый из вас может загадать своё заветное желания и завязать ленточку на священную березку.
5. Физкультминутка.
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Праздник встречи весны ханты устраивают национальные игры, соревновались в силе ловкости, устраивали музыкальные состязания.
Игра “Солнце”
Правила игры: На музыку вступления дети встают в круг и берутся за руки. В середине круга «спит» солнце (Хейро), у него в руке лента- лучик. На музыку первого куплета дети идут по кругу приставным шагом и говорят:
Хейро, Хейро,
Приходи скорее- 2 раза
Хейро, Хейро,
Догони скорее нас.
-солнце их догоняет, пытаясь осалить лентой- лучиком. Кого солнце осалит, тот выбывает из игры.
6. Закрепление пройденного материала. Итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.
Составление «Сенквейна» по двум темам «Жаворонки» и «Вороний день»
С какими древним народным праздниками мы с вами сегодня познакомились?
Ответы детей: «Жаворонки» и «Вороний день»
Что это такое «Праздник»?
Ответы детей: Торжество, гулянье.
Какие это праздники, когда и кто их празднует?
Ответы детей: Весенние, народные, русские и ханты.
Какие действия выполняют во время этих праздников?
Ответы детей: поют заклички, играют, танцуют, пекут «жаворонков», украшают «дерево».
Какие чувства вы испытывали во время исполнение песни «Веснянка» и игры «Хейро –Солнце»
Ответы детей: радость, веселье, счастье.
Домашнее задание.
Слайд
Нарисовать иллюстрацию к любому из праздников с которыми мы с вами сегодня познакомились.
Записать в тетрадь поговорку или пословицу.
Спасибо за внимание!