«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока "Птичек встречаем, Весну закликаем!"

Целью данного урока является знакомство с традициями национальных праздников разных народов (славянским «Жаворонки» и ханты и манси "Вороний день").

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Птичек встречаем, Весну закликаем!» (урок – путешествие)

Цели урока:

Обучающая: знакомство с традициями национальных праздников разных народов (славянским «Жаворонки» и ханты и манси "Вороний день").


Развивающая: развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.


Воспитательная: пробуждение интереса к фольклору, воспитывать чувство уважения к традиционным национальным праздникам и обычаям.


Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний.

Педагогические задачи:


1.Выстраивание «свободного урока»: психологически-комфортного, эмоционально-наполненного, на уровне высокой общечеловеческой культуры с раскрытием индивидуальности личности каждого ученика.


2.Вовлечение учеников в процесс открытия новых граней своего таланта на основе активного взаимодействия учителя и учащихся.


Общепедагогические и специальные методы, используемые на уроке:

1.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

а) создание ситуаций успеха в учении;

б) разъяснение;


2.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесный (рассказ);

б) наглядный (слайдовая и видео презентации)

в) репродуктивный и проблемно-поисковый (от частного к общему, от общего к частному);

г) сравнительный анализ музыкальных фрагментов;

д) музыкальной драматургии;

е) «интонационно-стилевое постижение музыки»;

3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

а) самоконтроль по методу «синквейн»


Форма работы на уроке: коллективная и индивидуальная.

Музыкальный материал:

Дидактическое обеспечение урока: презентация, составленная к уроку в Power Point, видеоролик, компьютер с проектором, экран, фортепиано.


Основные этапы урока:

  1. Организационный момент (1 мин),

  2. Актуализация опорных знаний ( 2-3 мин),

  3. Изучение нового материала (10 мин),

  4. Разучивание и исполнение (13 мин),

  5. Итог урока ( 3 мин).


Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, фортепиано.


Ход урока.

1.Организационный этап.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята! (поёт)

Дети: (повторяют интонационно) Здравствуйте, учитель!

2.Актуализация опорных знаний.

Звучит в записи Веснянка.

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

И соломку подбрала,

И мякину подняла.

Уж вы, кулички-жаворонки,

Солейтайтеся, сокликайтеся.

Слайд

Учитель:

- О каких временах года идет речь в услышанном отрывке?

- Что вы знаете о встрече весны?

- Какие вы знаете праздники, связанные с этими временами года?

-Кто знает, как называется праздник встречи весны коренных народов Севера?

(Ответы детей)

Объявляется тема урока:

Слайд

«Птичек встречаем, Весну закликаем!»

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и познакомимся с традициями национальных праздников разных народов - славянским «Жаворонки» и ханты-мансийским "Вороний день".



3.Объяснение нового материала.

Учитель:

Наступления весны люди ждали во все времена. После суровой, холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. Недаром и начало Нового года на Руси раньше отмечали не 1 января, а в марте - ведь именно весной начинается возрождение природы, ее новый жизненный цикл.

22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.

Закличка с которой я начала урок называется «веснянка».

Слайд

Историческая справка (на доске):

Веснянки - обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие славянский обряд встречи весны.

Учитель:

- Обозначение праздника словом «встреча» не совсем точно. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», т.е. призывают путем заклятий.

Слайд

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.

Слайд

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Слайд

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Поговорки (на доске): «Как птицы прилетят, так теплота у нас пойдет», «Как черная тропинка, так птички прилетают из теплых стран», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Учитель показывает жаворонка на подносе.


Молодые девушки пели, держа в руках на рушнике тарелку с выпеченными жаворонками: (в руках у учителя тарелка с жаворонком)

Ой вы, жаворонки, жавороночки,

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

Учитель показывает жаворонка насаженного на палку.

А дети бежали на улицу и кричали:

Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам,

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную;

Нам зима холодная надоскучила,

Руки, ноги отморозила.


Учитель берёт в руки дерево

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Чтобы мы свами могли украсить наше «деревце» нужно выучить весеннюю закличку. Слова этой заклички вы видите на доске.

Слайд

А с мелодией я сейчас вас познакомлю.

Учитель играет на фортепиано и поёт.

4. Разучивание песни «Веснянка»

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

1. дикцию (четкое произношение текста)

2. характер произведения (веселый, радостный, поем с улыбкой)

3. возможно добавление хлопков, народных деревянных инструментов (трещетки, ложки, свистульки).


Звучит ненцкая песня в записи .

Слайд

- У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. “Вороний день” – так называется праздник у северных народов.

Хантыйская легенда гласит: "Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала, летала – вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во всё горло. Полетело её звонкое "Кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек – закипела жизнь!"

Слайд

Вороний день праздновали 7 апреля.

Ворона — первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.

В этот день развешивают на березах калачи - символы солнца. Родители рано утром будят детей со словами: “Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!”. Женщины в стойбищах в этот день собираются в южной стороне леса. Готовят пищу на костре, а кусочки еды кидают в сторону леса - вороне, чтобы она принесла удачу, счастье, тепло, солнце. Для народов ханты береза – священное дерево. Ветками березы украшают дома, сараи, чтобы защитить от нечистой силы. Люди приходят к березе, водят хороводы, поют песни, восхваляют березку, заплетают ей косы, завязывают ленточки и загадывали желания. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере.

Сейчас каждый из вас может загадать своё заветное желания и завязать ленточку на священную березку.


5. Физкультминутка.

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Праздник встречи весны ханты устраивают национальные игры, соревновались в силе ловкости, устраивали музыкальные состязания.


Игра “Солнце”

Правила игры: На музыку вступления дети встают в круг и берутся за руки. В середине круга «спит» солнце (Хейро), у него в руке лента- лучик. На музыку первого куплета дети идут по кругу приставным шагом и говорят:

Хейро, Хейро,

Приходи скорее- 2 раза

Хейро, Хейро,

Догони скорее нас.

-солнце их догоняет, пытаясь осалить лентой- лучиком. Кого солнце осалит, тот выбывает из игры.


6. Закрепление пройденного материала. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.

Составление «Сенквейна» по двум темам «Жаворонки» и «Вороний день»

  1. С какими древним народным праздниками мы с вами сегодня познакомились?

Ответы детей: «Жаворонки» и «Вороний день»

  1. Что это такое «Праздник»?

Ответы детей: Торжество, гулянье.

  1. Какие это праздники, когда и кто их празднует?

Ответы детей: Весенние, народные, русские и ханты.

  1. Какие действия выполняют во время этих праздников?

Ответы детей: поют заклички, играют, танцуют, пекут «жаворонков», украшают «дерево».

  1. Какие чувства вы испытывали во время исполнение песни «Веснянка» и игры «Хейро –Солнце»

Ответы детей: радость, веселье, счастье.


  1. Домашнее задание.

Слайд

Нарисовать иллюстрацию к любому из праздников с которыми мы с вами сегодня познакомились.

Записать в тетрадь поговорку или пословицу.


Спасибо за внимание!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее