Конспект урока по теме «Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX-XX веков»
8 класс
Учитель: Травкина Татьяна Владимировна
Цель: Рассмотреть процесс формирования военно-политических блоков в Европе. Охарактеризовать основные противоречия между великими европейскими державами в к. XIX – н. XX веков.
Задачи:
Образовательная: проследить процесс формирования военно-политических блоков в Европе. Обратить внимание на европейское общественное мнение по проблеме войны и мира.
Развивающая: продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации: учебник, таблицы, исторические документы, мультимедийная презентация. Умение формулировать самостоятельно тему урока и ставить перед собой задачи.
Воспитательная: развитие коммуникативных навыков учащихся через работу в микрогруппах. Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов.
Оборудование: учебник, рабочие листы с таблицей, исторические документы, мультимедийная презентация.
Ход урока
Организационный момент
Формирование темы и цели урока
Вводная беседа с учащимися, в ходе которой учащиеся должны сформулировать самостоятельно тему и цель урока
СЛАЙД 1
Слово учителя: 1914 год – чем он печально знаменит в истории?
Ответ учащихся: началась Первая мировая война
Слово учителя: Что такое война?
Ответ учащихся: борьба противоположных сторон. Которые отстаивают
свои интересы
Слово учителя: Что необходимо для того чтобы война началась?
Ответ учащихся: нужны взаимные претензии государств друг к другу
Слово учителя: Мы знаем, что для достижения своих целей государства часто
объединяются между собой против общего противника. Знаем ли мы с
вами такие военно-политические союзы начала 20 века?
Ответ учащихся: нет
Слово учителя: Непосредственно к изучению хода военных действий мы приступим с вами на следующем уроке. Что нам нужно знать, прежде чем перейти к изучению 1 МВ?
Ответ учащихся: соперничающие стороны и их интересы
Слово учителя: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока
Учащиеся формулируют тему урока
СЛАЙД 2
Слово учителя: Какую цель мы сегодня перед собой поставим?
Ответ учащихся: проследить формирование военно-политических блоков в Европе
Повторение пройденного материала:
Учащимся в течении 2 минут (можно устно) предлагается заполнить таблицу
знаю |
| Хочу узнать |
|
|
|
Акцентировать внимание детей: В начале 19 века Европа по-прежнему оставалась центром международной политики. Ведущие европейские державы соперничали между собой по 4 направлениям. Вспомните, какие это были направления?
Ответ учащихся: европейское направление, восточный вопрос, борьба за колонии, борьба за передел мира.
СЛАЙД 3
Теперь вспомните, какие конфликты относились к каждому из направлений
Ответ учащихся:
Европейское: 1859 – война Пьемонта и Франции против Австрии за Ломбардию и Венецию
1864 – война Пруссии и Австрии против Дании за Шлезвиг и Гольдштейн
1866 – война Австрии и Пруссии за первенство в объединении германских
земель
1870-1871 – Франко-прусская война за южно германские земли
Восточный вопрос: 1853-1855 – крымская война
1877-1878 – русско-турецкая война
Борьба за колонии: 1840-1842, 1856-1860 – «опиумные войны» в Китае
1878-1881 – англо-афганская война
Борьба за передел мира: 1898 – испано-американская война
1899- 1902 – англо-бурская война
1904-1905 – русско-японская война
Обострение противоречий между европейскими державами.
Слово учителя: Итак, мы с вами видим, что в н. 20 века сохранялись территориальные претензии европейских государств друг к другу. Также к борьбе за сферы влияния присоединились две неевропейские державы: США и Япония. Каждая страна проводила внешнюю политику в соответствии со своими экономическими и военными возможностями. Сегодня я предлагаю вам побывать в роли великих европейских держав, для этого мы разделимся с вами на 6 групп:
Класс делится на 6 групп по странам
Великобритания
Франция
Россия
Австро-Венгрия
США
Германия
Каждой группе выдается табличка с названием страны
Задание № 1. С помощью учебника (п. 23) охарактеризуйте свою страну в 2 словах
Учащиеся, анализируют текст параграфа и находят основные факты, характеризующие положение их страны в н. XX века.
Затем каждая страна выдвигает своего представителя (президент, канцлер, император и т.д., в зависимости от стиля правления в их стране), который дает характеристику экономическому. Социальному и политическому положению страны в н. XX века.
СЛАЙДЫ 4-9 с портретами глав государств: Германия
США
Великобритания
Франция
Австро-Венгрия
Россия
Слово учителя: Итак, в н. 20 века между ведущими индустриальными странами усилилась конкуренция за рынки сбыта товаров, источники сырья и сферы вложения капитала.
Для успешного экономического развития требовалось постоянное расширение рынков сбыта продукции и увеличение вывоза капитала за пределы страны.
СЛАЙД 10
Обратимся к таблице: «Изменение удельного веса ведущих стран в мировом промышленном производстве»
Страна | 1860 г. | 1870 г. | 1900 г. | 1913 г. |
Англия | 36 % | 32 % | 18 % | 14% |
США | 17% | 23% | 31% | 36% |
Германия | 16% | 13% | 16% | 16% |
Франция | 12% | 10% | 7% | 6% |
Учащиеся анализируют данные таблицы и отвечают устно на поставленные вопросы:
Ответьте на вопросы: 1)Какие страны развивались наиболее динамично в н. 20 века? (США, Германия)
У какой страны темпы экономического развития замедлились? (Англия,Франция)
2) У какой из представленных стран были обширные колониальные владения, а какая страна ими не обладала? (США и Германия не обладала обширными колониями, большинство колоний принадлежало Франции и Англии)
Слово учителя: таким образом, данные таблицы свидетельствуют. Что в н.20 века выявилось несоответствие между экономическими потенциалами индустриальных стран и распределением колоний и сфер влияния между ними. А поиск новых внешних рынков принимал форму борьбы за передел мира.
В 19 веке большинство европейских стран следовало принципу поддержания равновесия сил на континенте. Против нарушителей спокойствия создавались военно-политические блоки.
Формирование военно-политических блоков
Сегодня будучи в роли великих европейских держав вы попытаетесь сформировать военно-политические блоки на основе документов, которые представлены у вас на партах
Задание: проанализировать документы, назвать страну, с которой вы вступаете в союз и почему вы объединяетесь именно с ней.
Учащиеся анализируют в группе, представленные у них на партах документы, отвечают на поставленный вопрос.
Далее следует обсуждение по поставленным вопросам (высказывается каждая страна). Затем учащиеся должны взяться за руки со своими союзниками (для развития образного мышления и акцентирования внимания на том какие военно-политические блоки были созданы и какие страны в них входили)
Самостоятельное заполнение схемы в тетради
СЛАЙД 11
Военно-политические союзы в Европе
Антанта (1904-1907) Россия Великобритания Франция Тройственный союз (1882) Германия Австро-Венгрия Италия
Два взгляда на войну
Устное обсуждение проблемного вопроса
Вопрос: как вы думаете, как европейское общество относилось к нарастающим противоречиям и надвигающейся войне?
Слово учителя: в Европейском обществе начала 20 века существовало 2 взгляда на войну
СЛАЙД 12
Два взгляда на вону
милитаризм пацифизм
Пацифизм – отрицание войны как средства достижения политических целей. (Жан Жорес)
Милитаризм – комплекс средств, призванных подготовить общество к войне (Ф. Ницше)
Реваншизм – стремление пересмотреть итоги проигранной войны, отомстить Германии за отнятые земли (Эльзас и Лотарингию)
Задание: учащиеся самостоятельно заполняют таблицу:
Направление | Понятие | Чьи идеи взяты за основу |
|
|
|
Закрепление:
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы:
Какова была сегодняшняя тема урока?
Какова была наша цель?
Как вы считаете, достигли ли мы своей цели? Почему?
Какие два взгляда на войну существовали в Европе?
Рефлексия
В начале урока у каждого на парте лежат три квадратика разного цвета, которые означают:
- зеленый – сегодня я работал хорошо, понял и усвоил весь материал
- розовый – я работал, но мог бы лучше
- белый – я недоволен собственной работой на уроке
Необходимо в начале урока предупредить учащихся, что у конце кабинета стоит коробка, куда они должны будут поместить тот квадратик, который подходит именно им.
Д.З. – п. 23, эссе на тему: «Пацифизм или милитаризм – какую точку зрения поддерживаю я?».