Конспект урока по теме «Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX-XX веков»

Конспект урока по теме «Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX-XX веков»

8 класс

Учитель: Травкина Татьяна Владимировна

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по теме «Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX-XX веков»


8 класс

Учитель: Травкина Татьяна Владимировна


Цель: Рассмотреть процесс формирования военно-политических блоков в Европе. Охарактеризовать основные противоречия между великими европейскими державами в к. XIX – н. XX веков.

Задачи:

  1. Образовательная: проследить процесс формирования военно-политических блоков в Европе. Обратить внимание на европейское общественное мнение по проблеме войны и мира.

  2. Развивающая: продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации: учебник, таблицы, исторические документы, мультимедийная презентация. Умение формулировать самостоятельно тему урока и ставить перед собой задачи.

  3. Воспитательная: развитие коммуникативных навыков учащихся через работу в микрогруппах. Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов.


Оборудование: учебник, рабочие листы с таблицей, исторические документы, мультимедийная презентация.


Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Формирование темы и цели урока

Вводная беседа с учащимися, в ходе которой учащиеся должны сформулировать самостоятельно тему и цель урока

СЛАЙД 1

Слово учителя: 1914 год – чем он печально знаменит в истории?

Ответ учащихся: началась Первая мировая война

Слово учителя: Что такое война?

Ответ учащихся: борьба противоположных сторон. Которые отстаивают

свои интересы

Слово учителя: Что необходимо для того чтобы война началась?

Ответ учащихся: нужны взаимные претензии государств друг к другу

Слово учителя: Мы знаем, что для достижения своих целей государства часто

объединяются между собой против общего противника. Знаем ли мы с

вами такие военно-политические союзы начала 20 века?

Ответ учащихся: нет

Слово учителя: Непосредственно к изучению хода военных действий мы приступим с вами на следующем уроке. Что нам нужно знать, прежде чем перейти к изучению 1 МВ?

Ответ учащихся: соперничающие стороны и их интересы

Слово учителя: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока

Учащиеся формулируют тему урока

СЛАЙД 2

Слово учителя: Какую цель мы сегодня перед собой поставим?

Ответ учащихся: проследить формирование военно-политических блоков в Европе


  1. Повторение пройденного материала:


Учащимся в течении 2 минут (можно устно) предлагается заполнить таблицу

знаю


Хочу узнать





Акцентировать внимание детей: В начале 19 века Европа по-прежнему оставалась центром международной политики. Ведущие европейские державы соперничали между собой по 4 направлениям. Вспомните, какие это были направления?

Ответ учащихся: европейское направление, восточный вопрос, борьба за колонии, борьба за передел мира.

СЛАЙД 3

Теперь вспомните, какие конфликты относились к каждому из направлений

Ответ учащихся:

  1. Европейское: 1859 – война Пьемонта и Франции против Австрии за Ломбардию и Венецию

1864 – война Пруссии и Австрии против Дании за Шлезвиг и Гольдштейн

1866 – война Австрии и Пруссии за первенство в объединении германских

земель

1870-1871 – Франко-прусская война за южно германские земли

  1. Восточный вопрос: 1853-1855 – крымская война

1877-1878 – русско-турецкая война

  1. Борьба за колонии: 1840-1842, 1856-1860 – «опиумные войны» в Китае

1878-1881 – англо-афганская война

  1. Борьба за передел мира: 1898 – испано-американская война

1899- 1902 – англо-бурская война

1904-1905 – русско-японская война


  1. Обострение противоречий между европейскими державами.

Слово учителя: Итак, мы с вами видим, что в н. 20 века сохранялись территориальные претензии европейских государств друг к другу. Также к борьбе за сферы влияния присоединились две неевропейские державы: США и Япония. Каждая страна проводила внешнюю политику в соответствии со своими экономическими и военными возможностями. Сегодня я предлагаю вам побывать в роли великих европейских держав, для этого мы разделимся с вами на 6 групп:


Класс делится на 6 групп по странам

  • Великобритания

  • Франция

  • Россия

  • Австро-Венгрия

  • США

  • Германия

Каждой группе выдается табличка с названием страны


Задание № 1. С помощью учебника (п. 23) охарактеризуйте свою страну в 2 словах


Учащиеся, анализируют текст параграфа и находят основные факты, характеризующие положение их страны в н. XX века.

Затем каждая страна выдвигает своего представителя (президент, канцлер, император и т.д., в зависимости от стиля правления в их стране), который дает характеристику экономическому. Социальному и политическому положению страны в н. XX века.

СЛАЙДЫ 4-9 с портретами глав государств: Германия

США

Великобритания

Франция

Австро-Венгрия

Россия

Слово учителя: Итак, в н. 20 века между ведущими индустриальными странами усилилась конкуренция за рынки сбыта товаров, источники сырья и сферы вложения капитала.

Для успешного экономического развития требовалось постоянное расширение рынков сбыта продукции и увеличение вывоза капитала за пределы страны.

СЛАЙД 10

Обратимся к таблице: «Изменение удельного веса ведущих стран в мировом промышленном производстве»

Страна

1860 г.

1870 г.

1900 г.

1913 г.

Англия

36 %

32 %

18 %

14%

США

17%

23%

31%

36%

Германия

16%

13%

16%

16%

Франция

12%

10%

7%

6%


Учащиеся анализируют данные таблицы и отвечают устно на поставленные вопросы:


Ответьте на вопросы: 1)Какие страны развивались наиболее динамично в н. 20 века? (США, Германия)

У какой страны темпы экономического развития замедлились? (Англия,Франция)

2) У какой из представленных стран были обширные колониальные владения, а какая страна ими не обладала? (США и Германия не обладала обширными колониями, большинство колоний принадлежало Франции и Англии)

Слово учителя: таким образом, данные таблицы свидетельствуют. Что в н.20 века выявилось несоответствие между экономическими потенциалами индустриальных стран и распределением колоний и сфер влияния между ними. А поиск новых внешних рынков принимал форму борьбы за передел мира.


В 19 веке большинство европейских стран следовало принципу поддержания равновесия сил на континенте. Против нарушителей спокойствия создавались военно-политические блоки.

  1. Формирование военно-политических блоков


Сегодня будучи в роли великих европейских держав вы попытаетесь сформировать военно-политические блоки на основе документов, которые представлены у вас на партах


Задание: проанализировать документы, назвать страну, с которой вы вступаете в союз и почему вы объединяетесь именно с ней.


Учащиеся анализируют в группе, представленные у них на партах документы, отвечают на поставленный вопрос.


Далее следует обсуждение по поставленным вопросам (высказывается каждая страна). Затем учащиеся должны взяться за руки со своими союзниками (для развития образного мышления и акцентирования внимания на том какие военно-политические блоки были созданы и какие страны в них входили)


Самостоятельное заполнение схемы в тетради

СЛАЙД 11

Военно-политические союзы в Европе



Антанта (1904-1907)

Россия

Великобритания

Франция

Тройственный союз (1882)

Германия

Австро-Венгрия

Италия










  1. Два взгляда на войну


Устное обсуждение проблемного вопроса

Вопрос: как вы думаете, как европейское общество относилось к нарастающим противоречиям и надвигающейся войне?


Слово учителя: в Европейском обществе начала 20 века существовало 2 взгляда на войну

СЛАЙД 12

Два взгляда на вону

милитаризм

пацифизм






Пацифизм – отрицание войны как средства достижения политических целей. (Жан Жорес)

Милитаризм – комплекс средств, призванных подготовить общество к войне (Ф. Ницше)

Реваншизм – стремление пересмотреть итоги проигранной войны, отомстить Германии за отнятые земли (Эльзас и Лотарингию)


Задание: учащиеся самостоятельно заполняют таблицу:

Направление

Понятие

Чьи идеи взяты за основу





  1. Закрепление:

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы:

  1. Какова была сегодняшняя тема урока?

  2. Какова была наша цель?

  3. Как вы считаете, достигли ли мы своей цели? Почему?

  4. Какие два взгляда на войну существовали в Европе?


  1. Рефлексия

В начале урока у каждого на парте лежат три квадратика разного цвета, которые означают:

- зеленый – сегодня я работал хорошо, понял и усвоил весь материал

- розовый – я работал, но мог бы лучше

- белый – я недоволен собственной работой на уроке

Необходимо в начале урока предупредить учащихся, что у конце кабинета стоит коробка, куда они должны будут поместить тот квадратик, который подходит именно им.


  1. Д.З. – п. 23, эссе на тему: «Пацифизм или милитаризм – какую точку зрения поддерживаю я?».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее