Конспект урока "ВОДЫ СУШИ"
Цель: Расширить и углубить знания о водах суши – реках.
Задачи:
формирование знаний о реках (части, состав, виды, особенности питания и режима);
развитие навыков работы с информационным материало развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
– Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!
Мобилизующий этап (проверка домашнего задания)
Входной тест:(2 мин.)
1. Расположите океаны в порядке уменьшения их площади: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
2. Часть океана, глубоко вдающаяся в сушу, но свободно соединяющаяся с океаном, называется: заливом, проливом, морем.
3.Выбрать самый большой залив: Аравийский, Гвинейский, Персидский.
4. Выступающая часть суши, с трех сторон окруженная водой, называется: остров, полуостров, архипелаг.
5. Выбрать самый большой остров: Гренландия, Тасмания, Мадагаскар.
6. К внутреннему морю относится: Баренцево, Аравийское, Черное.
7. Самое соленое море на Земле: Балтийское, Черное, Красное.
Установка познавательной задачи (2 мин.)
Продолжаем изучать водную оболочку Земли – а символом этой оболочки является – вода. Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое», – писал Антуан де Сент-Экзюпери, известный французский писатель.
Предлагаю отгадать загадки:
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.Между гор, между дол
Бежит белый конь.В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется
Целеполагание (2 мин.)
Сообщаю тему урока: Вы уже поняли, что тема урока … (Воды суши)
Запишите в тетрадь. Обратите внимание на карту. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки.
Предлагаю определить значимые цели урока по теме урока:
Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
Познакомиться с крупнейшими реками Беларуси, мира.
Научиться показывать реки мира, Беларуси на карте.
Изучение нового материала (10 мин.)
– Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?
–Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки (показ фрагментов картин.А.М Васнецова «Северный край», И.И.Левитана «Большая вода», Н.М. Ремезова «Река царевна» и др.).
–Васнецов, Аполлинарий Михайлович, Исаак Ильич Левитан, Николай Владимирович Ремизов... Но не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…»
Чуден Днепр при тихой погоде,
когда вольно и плавно, сквозь горы, леса,
гордо он мчит свои полные воды,
вылитый, будто весь с серебра.
–Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты.
– Сколько их на нашей планете, больших и малых? Много, очень много. Они словно голубой сеткой покрывают Землю.
– Кто может назвать крупные реки мира, Беларуси?
Работа в группах
Дети находят и показывают в атласах, а затем на карте у доски.
–Разные чувства реки вызывали у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Постарайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно (Дети дают определения).
– А теперь давайте сравним наши определения с научным и запишем его в тетрадь (работа с учебником стр.120).
– Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной
И у реки есть место рождения. Как же оно называется? См. стр. 120 Оно называется – родник или исток.
Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши родители живут для вас. Это и есть смысл жизни.
У реки есть так же смысл жизни. Это донести свои воды до моря, озера или другой реки, что бы ни нарушить круговорот воды в природе. Как же называется это место?
Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют – устье.
Первичная проверка понимания (5 мин.)
Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий: найдите на карте истоки и устья разных рек разных рек:
I гр – Обь, Енисей,
II гр – Терек, Нил,
III гр – Амазонка, Конго.
Объясняют как определить правый и левый берег.
Важно! Исток не может находиться в море или океане.
Физкультминутка (2 мин.)
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Самые длинные реки Республики Беларусь (длина рек на территории других стран не учитывается)
Днепр — 690 км;
Березина — 613 км;
Припять — 500 км;
Сож — 493 км;
Нёман — 459 км;
Птичь — 421 км;
Западная Двина — 328 км.
Озёра
Из почти 11 тысяч озёр 3/4 небольшие, с площадью менее 0,1 км², а всего 470 озёр имеют площадь более 0,5 км². Больше всего озёр на севере, чуть меньше — на юге страны. В Ушачском и Браславском районах озёра занимают более 10% территории. Большинство озёр непроточные, а уровень воды в них практически постоянный. Летом мелководные озёра и верхние слои глубоких озёр прогреваются до 18—20°C (донные слои остаются холодными, их температура составляет около 5—7°C). Зимой озёра покрыты льдом средней толщиной 50—70 см. Ледяной покров обычно держится от 4 до 5 месяцев, в тёплые зимы — меньше[12].
Шесть озёр имеют площадь более 30 км²: Нарочь (Мядельский район) — 79,6 км², Освейское (Верхнедвинский район) — 52,8 км², Дрисвяты (Браславский район, частично в Литве) — 44,5 км², Червоное (Житковичский район) — 43,6 км², Лукомское (Чашникский район) — 36,7 км², Дривяты (Браславский район) — 36,1 км² Два самых глубоких озера — Долгое (Глубокский район) — 53,7 м при площади 2,19 км² и Ричи (Браславский район, частично в Латвии) — 51,9 м при площади 13 км². Четвёртое по площади озеро Червоное достигает 4 метров в глубину, а восьмое Выгонощанское (Выгоновское) — всего 2,3 метра при площади 26 км²[13].
Водохранилища
На территории Республики Беларусь насчитывается около 1500 мелких и более 150 крупных водохранилищ. Большинство водохранилищ расположено в южной части Беларуси. По 50 крупных водохранилищ расположено в бассейнах Днепра и Припяти. На большинстве водохранилищ напор воды не превышает 2-3 м, самый большой — у Вилейского водохранилища (12 м)[15].
Болота
Болота Белоруссии являются уникальной экосистемой, в которой проживают много видов птиц и животных, занесённых в красную книгу. В советский период много болот было осушено с целью увеличения количества пашен. Больших результатов это не принесло, так как оказалось, что не на всех болотах приживались разные виды сельскохозяйственных культур.
Болота есть во всех районах Беларуси. Больше всего их в Полесской низине, особенно в Припятском Полесье, а также в низинах центральной и северной части страны. Значительно меньше болот на возвышенностях и на левобережье Днепра. Болота занимают больше трети площади нескольких районов — Пинского (41,3% общей площади района), Любанского (39,1%) и Брагинского (37,5%). Меньше всего болот в Волковысском (1,2%) и Новогрудском районах (1,8%). Крупнейшие по площади болота находятся в Брестской области — Поддубичи (48 тысяч га), Выгонощанское (43 тысячи га), Великий Лес (40 тысяч га), Гричин (33 тысячи га, частично в Солигорском районе Минской области), Обровское (32 тысячи га), Хольча (26 тысяч га), а также расположенное в Миорском районе Витебской области верховое болото Ельня. В болоте Ореховский Мох Пуховичского района толщина торфяного слоя достигает рекордных 10,5 метров при средней толщине в 1,5-2 метра.
Домашнее задание (2 мин.)
Самооценка (2 мин.)
1. Сегодня я узнал …
2. Было интересно …
3. Было нелегко …
4. Я понял, что …
5. Мне понравились задания …
6. Я научился …
7. Меня удивило …