«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по теме "Средневековая цивилизация Европы" + презентация

Конспект урока по теме "Средневековые цивилизации Европы" по истории 10 класс. Данный урок возможно также успешно провести и в 6 классах в ходе курса Всеобщей истории.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока на тему: «Средневековая цивилизация Европы»


Тема изучается согласно учебному плану по учебнику «История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень» коллектива авторов А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт в объеме двух часа в рамках раздела 2 «Человечество в эпоху Древнего мира и Средневековья» (21 час).

Класс: 10 И (успешно использовано и в 6 классе в курсе Всеобщей истории)

Тип урока: комбинированный;

Формы и метод обучения: фронтальный, объяснительно-иллюстративный метод, эвристическая беседа.

Образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование, электронная презентация, учебный фильм «Византия» (2:43).

Литература для учителя:

  1. История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 351 с.: ил. карт.

  2. Историко культурный стандарт.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Литература для учащихся:

  1. История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. -351 с.: ил. карт.

Педагогическая цель урока: создание необходимых условий для приобретения учащимися знаний о Средневековой Европе, познакомить учащихся со Средневековыми цивилизациями и принципом периодизации Средних веков.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Личностные: вызвать интерес к событиям истории Средневековой Европы и сохранить мотивацию по изучению истории.

  2. Предметные: овладение целостным представлением о начальном периоде становления западноевропейской цивилизации; разобраться в основных терминах и выяснить, что представляет Средние века;

  3. Метапредметные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, уметь грамотно аргументировать свои ответы.












этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма организации

Формы контроля

1.организационный

1 мин.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, показывают готовность к уроку

Фронтальная

Наблюдение учителем

2.Актуализация знаний.

5 мин.

- Добрый день, ребята, сегодня нам предстоит изучить тему “Средневековой цивилизации Европы”. Для этого нам необходимо выяснить, что тако средневековье и его этапах, его особенности для будущих европейских стран. Средневековье расположилось между двумя великолепными периодами: между Античностью и между эпохой Западно-Европейского Возрождения.

Ученики слушают учителя и записывают тему урока.

Фронтальная

Устный опрос учителем

3. подготовка учащихся к восприятию темы

3 мин

В результате сегодняшнего урока каждый из вас сможет разобраться в основных прецессах, протекавших в IVXV вв. и выяснить ее значение для дальнейшего развития Европы. Учитель рассказывает о последнем императоре Западной Римской империи и о последних событиях падения великой империи, давшей толчок, называемый Средними веками.Одоакр совершил переворот,сняв порфиру с малолетнего императора Рима.

-Когда произошло падение Западной Римкой Империи?

- Кто был последним императором?

Ученики внимательно слушают рассказ учителя.













Ответы учеников:

  • 476 г. до н.э.

- последний император Западной Римской империи – Ромул Августул.

Фронтальная

Наблюдение учителем

4.Изучение нового материала

25 мин

- Давайте перенесемся в далекую Флоренцию, где по улице бродил мрачный Микеланджело Буонароти и встретил жизнерадостного Рафаэля Санти, окруженного молодыми людьми. Первый спросил второго: Почему ты так весел? А почему ты так мрачен как палач? Оказалось, что Буанароти и Да Винчи получили одно задание: расписать две стены здания городской сеньории, а наблюдать за ними поручили Макиавелли. Микеланджело и Леонардо да Винчи ревновали друг друга: Кто более генеален? Кто более талантлив? Это трудно оценить, эта история о великом времени. Это время выброса духовности, выброса гениальности. Этот период называется Возрождением, когда люди жили в период расцвета, в золотое время – люди решили заняться изучением истории той самой эпохи Античности. Стали возрождать все то, что было в культуре Древней Греции и Рима, той архитектуры, литературы и науки.

Затем учитель представляет вниманию класса учебный фильм, просит учеников внимательно посмотреть фильм и записать периоды Средневековья.

Вопросы к классу по фильму:

  1. Назовите хронологическую дату Средневековья V-XV вв.

  2. Когда произошел расцвет культурного Возрождения?

  3. Дайте определение Средневековью?

  4. На какие 3 периода делится эпоха Средневековья?

  5. Когда пала Западная Римская Империя?

  6. Какие существуют точки зрения о конце Средневековья (какова датировка)?

  7. Докажите, что Средние века это время культурного упадка? Дайте характеристику Средневековья.

  8. Когда начинается Новое время, по мнению людей XV-XVI вв.?

  9. Каков социальный состав Средневековых городов?

  10. Где еще существовало Средневековье?

  11. Когда наступает Расцвет Средневековья?

  12. Откуда мы знаем о Средневековье?

  13. Что такое исторические источники?

  14. Какие виды исторических источников существуют?

  15. Назовите один из самых известных изобразительных источников?

  16. Какова длина ковра?

  17. Что изображено на ковре?

  18. Что такое вещественные источники?

  19. Назовите не менее 3-х таких источников?

  20. Какое сокровище хранится в Британском музее?

  21. Где была найдена эта ладья?

  22. Что было найдено в ладье?

  23. К какому веку относится найденное погребение?

  24. Где проводились подводные раскопки поселения?

  25. Назовите основные виды деятельности средневекового населения?

  26. Какие можно назвать вспомогательные исторические источники?


После опроса по фильму учитель рассказал о переходе к Средневековью.

- В 800 г. папа римский Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной, Франкское государство было провозглашено империей.

Короновавшийся в Риме и получивший корону из рук главы церкви Карл Великий, король франков, становился символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал.Карл Великий в результате долгих войн создал огромную державу.

Далее учитель раскрыл основные понятия и дал характеристику серьориального строя, с помощью слайдов наглядной презентации:

Сеньория, феод.

- В XI-XII вв. землевладелец имел свой домен, земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. Что такое домен?


Учитель подводит детей к выводу, что главной ценностью считалась земля. Докажите, что это было так на самом деле?


Учитель раскрыл особенности и понятие “феодальной лестницы”.

- Все, кто стоит на ступенях этой «феодальной лестницы», обязаны повиноваться королю. В случае войны вассалы по призыву сеньора начинали собираться под его знамя.Земельный феод был одним из элементов вассально-ленных отношений, определявших структуру господствующего военного сословия – рыцарства. «Мужики, что злы и грубы, на дворянство точат зубы. Только нищие мне любы. Любо видеть мне народ голодающим, раздетым, страждущим, не обогретым» - таково лишь одно из крайних выражений чувств рыцарства по отношению к крестьянам. «Когда б не сеял я зерно, не рыл бы огород, подох бы с голоду давно твой благородный род», - заявляет крестьянин ошеломленному рыцарю в одной из немецких баллад.

1)Как вы понимаете понятие “феодальной лестницы”?

2)Что такое вассалитет?




-По своим размерам, уровню благосостояния и численности населения города средневековой Европы уступали городским центрам Востока. Велико было политическое и экономическое значение городов.

Задание классу: с помощью учебника пункта №5 §9 назвать, каково было политическое и экономическое значение средневекового города.

3)Что такое бюргерства?











В XI-XIII вв. городское население развернуло борьбу з освобождение от всех форм зависимость, так, начали создаваться коммуны, фактически это были города-государства.

4)Что такое средневековая коммуна? Где они располагались?


Ученики слушают рассказ и сами стараются сформулировать опредение терминов Возрождение, Средневековье.


























Ученики внимательно смотрят фильм.




Примерные ответы учеников:

  1. V-XV вв.

  2. Конец XV-начало XVI вв.

  3. исторический период всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

  4. Ранее - V-X вв.

Высокое – XI-XIV вв.

Позднее – XIV-XV вв.

  1. Кон. V в. 476 г.

  2. Завершилась в середине XVII в.

  3. П

  4. Когда возрождается Античность

  5. Варварское, темное время

  6. Крестьяне, ремесленники, рыцари, государи, минестрели, поэты, художники.

  7. На Востоке было свое Средневековье

  8. XI-XIV вв. – “Зрелость Средневековья”

  9. Исторические источники.

  10. Весь комплекс документов и предметов материальной культуры.

  11. Письменные, вещественные, изобразительные источники.

  12. Боллее 70 см.

  13. Эпизоды истории завоевания Англии романскими людьми Герцога Вильгельма, также изображена бытовая жизнь людей.

  14. это все материальные предметы, отражающие различные сферы жизни и деятельности человека (предметы, орудья).

  15. Монеты, орудия труда, оружия, предметы быта – сосуды.

  16. Погребальная ладья.

  17. Местечко Саттон-Ху

  18. Щит, меч, бронзовый позолоченный шлем, пряжки, браслеты, серебрянное блюдо.

  19. В VII в. 650 г.

  20. Юг Франции, озеро Паладрю.

  21. Земледелие, скотоводство, изготовление ремесленных изделий, производящее хозяйство.

  22. Сказания, устные легенды, названия местности, рек, природные ландшафты, народные обычаи и обряды.




Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя, в ходе которого записывают ключевую дату и имя императора, создавшего великую империю.










Учащиеся записывают основные понятия:

Сеньория – земельные владения сеньора;

Феод – земли, пожалованные вассалу сеньором


Это собственная земля, собственное хозяйство.


Крестьяне жили, кормились, трудились на земле, но собственностью не обладали, это была привилегия господствующего сословия.























Примерные ответы учеников:

1)Это иерархия светских феодалов, то есть своеобразная ступенчатая лестница чинов.

2)Вассалитет (от лат. vassus -«слуга») - система иерархических отношений между феодалами.








Ученики читают данный пункт параграфа, выделяя значение средневекового города.Примерные ответы: -коммунальное движение (борьба за освобождение от всех форм сеньориальной зависимости);

-самоуправление;

-формирование особого городского сословия – бюргерства.

3)Это особое сословие, имеющее личную свободу, права, подсудность городскому суду, право участия в самоуправлении.

Экономические черты: город – центр ремесла (цеховая организация); город – центр торговли (в XIII-XIV вв. Европа знала такие явления, как банк, вексель, биржа, кредит, страхование имущества).

4)Коммуна – это орган самоуправления, существоавшее в Северной Италии, Южной Франции, в районах Германии,

Фронтальная, индивидуальная.













































Умение выделять главное, обощать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.



Наблюдение, устный опрос

5. закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения

7 мин.

Фронтальная беседа: Когда появился термин “Средние века”? В каком значении он употребляется в современной исторической науке?

Завершающее слово учителя:

- Этот пе­ри­од за­ни­мал боль­шое место в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства и длил­ся около 1000 лет. В оте­че­ствен­ной науке было при­ня­то счи­тать, что Сред­не­ве­ко­вье – это эпоха фе­о­да­лиз­ма. Произошло появление городов, усовершенствовалась система землепользования и орудия труда. Города смогли добиться самоуправления. Фе­о­да­лизм пред­став­лял так на­зы­ва­е­мую вас­саль­но-лен­ную си­сте­му, иначе го­во­ря, дво­ряне были свя­за­ны друг с дру­гом по­зе­мель­ной за­ви­си­мо­стью. Дво­ря­нин, служа сво­е­му гос­по­ди­ну, или се­ньо­ру, по­лу­чал от него зе­мель­ный надел. В XI в. Начался процесс образования централизованных государств. К концу XV в. Образовались сословно-представительные монархии во многих европейских странах.

Появились университеты, стали распространяться новые знания, изобрели книгопечатание. Церковь достигла своего могущества.

Ответы учащихся:

1) Это исторический  период  всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Своим на­зва­ни­ем эта эпоха обя­за­на ита­льян­ским гу­ма­ни­стам, ко­то­рые жили в эпоху Воз­рож­де­ния.  Эпоха в западной европейской истории, охватывающая время с V по XV века.













Фронтальная




























опрос

6. Домашнее

задание

3 мин

Учитель объявляет оценки за урок и домашнее задание:

Изучить параграф № 9-10.

Ученики записывают в дневниках задания на дом.


Фронтальная

Наблюдение

7. Этап завершения урока.

1 мин

Спасибо всем за работу на уроке. Наша работа была очень продуктивной и интересной. Урок окончен.

Прощаются с учителем.





Содержимое разработки

Что такое Средние века? Переход к Средневековью. Сеньориальный строй. Города в Средневековом обществе. Сословное общество.
  • Что такое Средние века?
  • Переход к Средневековью.
  • Сеньориальный строй.
  • Города в Средневековом обществе.
  • Сословное общество.
Термины «Средние века», «Средневековье» впервые появились в словаре итальянских гуманистов эпохи Возрождения. В эпохе Средневековья выделяют основные периоды :
  • Термины «Средние века», «Средневековье» впервые появились в словаре итальянских гуманистов эпохи Возрождения.
  • В эпохе Средневековья выделяют основные периоды :

1. V -Х вв. – варварство

2. XI - XIII вв. – расцвет Средневековья

3. XIV - XV вв. – упадок Средневековья

В Средневековье на авансцену истории Запада выходит Европа. Два мира стояли у колыбели Средневековья: греко-римская (античная) цивилизация и мир варварских (германских, кельтских,  славянских) народов. Лучше всего изучены процессы становления средневекового общества в Северной Галлии, где существовало Франкское государство .
  • В Средневековье на авансцену истории Запада выходит Европа.
  • Два мира стояли у колыбели Средневековья: греко-римская (античная) цивилизация и мир варварских (германских, кельтских, славянских) народов.
  • Лучше всего изучены процессы становления средневекового общества в Северной Галлии, где существовало Франкское государство .
Франкское государство эпохи Меровингов. До VII в. В его жизни преобладали явления регресса: сократилась численность населения; пришли в упадок старые римские города; были утрачены многие достижения античной культуры и  ремесла; римская система управления была практически уничтожена. Варварские королевства — государства, созданные варварскими народами на территории ЗРИ в условиях её распада в V в. Характерная черта : внутренняя нестабильность, из-за отсутствия строгих правил престолонаследия — сыновья короля, имели приоритетное право на престол, но знать вполне могла предложить иную, собственную кандидатуру.

Франкское государство эпохи Меровингов.

До VII в. В его жизни преобладали явления регресса:

  • сократилась численность населения;
  • пришли в упадок старые римские города;
  • были утрачены многие достижения античной культуры и ремесла;
  • римская система управления была практически уничтожена.

Варварские королевства — государства, созданные варварскими народами на территории ЗРИ в условиях её распада в V в. Характерная черта : внутренняя нестабильность, из-за отсутствия строгих правил престолонаследия — сыновья короля, имели приоритетное право на престол, но знать вполне могла предложить иную, собственную кандидатуру.

Новые явления в жизни франков:

Новые явления в жизни франков:

  • аграризация экономической и социальной жизни (центр = деревня),
  • усиление роли крестьянского хозяйства в аграрном производстве,
  • рост крупного землевладения знати,
  • укрепление ее власти над крестьянством,
  • возрастание политической роли церкви, весьма успешно решавшей задачу христианизации варварских народов (первыми христианство в его ортодоксальной форме приняли в 496 г . франки).
В 800 г . папа римский Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной, Франкское государство было провозглашено империей. Короновавшийся в Риме и получивший корону из рук главы церкви Карл Великий, становился символом единства германских традиций и христианских основ. Карл Великий создал огромную сильную державу.

В 800 г . папа римский Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной, Франкское государство было провозглашено империей.

Короновавшийся в Риме и получивший корону из рук главы церкви Карл Великий, становился символом единства германских традиций и христианских основ.

Карл Великий создал огромную сильную державу.

Время существования Каролингской державы было периодом оформления целого ряда институтов Средневековья :

Время существования Каролингской державы было периодом оформления целого ряда институтов Средневековья :

  • система зависимости крестьян от крупной знати;
  • распространяются бенефиции ;
  • все шире становится практика пожалования иммунитетов , превращавших землевладельца в независимого правителя в своих землях.
Оформляется культурно-исторический тип , принадлежащий средневековой цивилизации: усилия деятелей Каролингского Возрождения; античное культурное наследие; христианское вероучение; традиции германских народов СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ

Оформляется культурно-исторический тип , принадлежащий средневековой цивилизации:

  • усилия деятелей Каролингского Возрождения;
  • античное культурное наследие;
  • христианское вероучение;
  • традиции германских народов

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ

Аграрный строй средневековой Европы в своих основных чертах сложился в XI - XIII вв. Главной ценностью считалась земля . Крестьяне собственностью не обладали, это была привилегия господствующего сословия.
  • Аграрный строй средневековой Европы в своих основных чертах сложился в XI - XIII вв.
  • Главной ценностью считалась земля .
  • Крестьяне собственностью не обладали, это была привилегия господствующего сословия.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ДЕРЖАНИЕ

СЕНЬОРИЯ –

земельные владения сеньора

ФЕОД – земли, пожалованные вассалу сеньором

Крестьяне лишь пользовались землей, выполняя в пользу ее собственника определенные повинности (денежная рента, натуральный оброк, барщина). Но крепостного права, по мнению ряда историков, западноевропейское Средневековье не знало. Уже с XIII в. начался процесс освобождения крестьян, которые выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу.
  • Крестьяне лишь пользовались землей, выполняя в пользу ее собственника определенные повинности (денежная рента, натуральный оброк, барщина).
  • Но крепостного права, по мнению ряда историков, западноевропейское Средневековье не знало.
  • Уже с XIII в. начался процесс освобождения крестьян, которые выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу.

Формы зависимости

ПОЗЕМЕЛЬНАЯ

ЛИЧНАЯ

Отношения крестьян с землевладельцами поддерживались в рамках сеньорий. Сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем. В XI - XII вв. землевладелец имел собственное хозяйство ( домен ), земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. С XIII в. домен исчезает, земля сдается в аренду, возникает так называемая чистая сеньория. Наряду с сеньорией, существовала крестьянская община.
  • Отношения крестьян с землевладельцами поддерживались в рамках сеньорий.
  • Сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем.
  • В XI - XII вв. землевладелец имел собственное хозяйство ( домен ), земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян.
  • С XIII в. домен исчезает, земля сдается в аренду, возникает так называемая чистая сеньория.
  • Наряду с сеньорией, существовала крестьянская община.
Вассалитет  (от лат. vassus -«слуга») - система иерархических отношений между феодалами. Все, кто стоит на ступенях этой «феодальной лестницы», обязаны повиноваться королю.  В случае войны вассалы по призыву сеньора начинали собираться под его знамя.

Вассалитет (от лат. vassus -«слуга») - система иерархических отношений между феодалами.

Все, кто стоит на ступенях этой «феодальной лестницы», обязаны повиноваться королю. 

В случае войны вассалы по призыву сеньора начинали собираться под его знамя.

Феод был одним из элементов вассально-сеньориальных отношений, определявших структуру господствующего военного сословия - рыцарства.

Феод был одним из элементов вассально-сеньориальных отношений, определявших структуру господствующего военного сословия - рыцарства.

По своим размерам, уровню благосостояния и численности населения города средневековой Европы уступали городским центрам Востока.

По своим размерам, уровню благосостояния и численности населения города средневековой Европы уступали городским центрам Востока.

Политическое значение :

Политическое значение :

  • коммунальное движение ( Коммуна (от фр. commune «община» , борьба за освобождение от всех форм сеньориальной зависимости);
  • самоуправление;
  • формирование особого городского сословия – бюргерства (личная свобода, права, подсудность городскому суду, участие в самоуправлении).
Экономическое значение :

Экономическое значение :

  • город – центр ремесла (цеховая организация);
  • город – центр торговли (в XIII - XIV вв. Европа знала такие явления, как банк, вексель, биржа, кредит, страхование имущества).
«Мужики, что злы и грубы, на дворянство точат зубы. Только нищие мне любы. Любо видеть мне народ голодающим, раздетым, страждущим, не обогретым» - таково лишь одно из крайних выражений чувств рыцарства по отношению к крестьянам. «Когда б не сеял я зерно, не рыл бы огород, подох бы с голоду давно твой благородный род», - заявляет крестьянин ошеломленному рыцарю в одной из немецких баллад.

«Мужики, что злы и грубы, на дворянство точат зубы. Только нищие мне любы. Любо видеть мне народ голодающим, раздетым, страждущим, не обогретым» - таково лишь одно из крайних выражений чувств рыцарства по отношению к крестьянам.

«Когда б не сеял я зерно, не рыл бы огород, подох бы с голоду давно твой благородный род», - заявляет крестьянин ошеломленному рыцарю в одной из немецких баллад.

XIV - XV вв. время постоянных кровопролитий и крестьянских восстаний:

XIV - XV вв. время постоянных кровопролитий и крестьянских восстаний:

  • французская Жакерия (1358);
  • восстание Уота Тайлера в Англии (1381);
  • восстание Дольчино в Италии (1304-1307);
  • гуситские войны в Чехии (1419-1437);
  • восстание тюшенов во Франции и тукинов в Италии;
  • выступления ременсов в Испании;
  • знамя «Башмака», поднятое в Германии.
В сословном обществе торжествовал корпоративный дух. Личность существовала лишь как часть более или менее широкой социальной общности, построенной на принципах корпоративной замкнутости и обособленности:

В сословном обществе торжествовал корпоративный дух. Личность существовала лишь как часть более или менее широкой социальной общности, построенной на принципах корпоративной замкнутости и обособленности:

  • Рыцарство являлось военной корпорацией. Крестьянин принадлежал к общине.
  • На корпоративных принципах оформлялось и городское сословие бюргерства.
  • Корпоративные начала определяли и положение духовенства.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее