Конспект урока на тему: «Средневековая цивилизация Европы»
Тема изучается согласно учебному плану по учебнику «История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень» коллектива авторов А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт в объеме двух часа в рамках раздела 2 «Человечество в эпоху Древнего мира и Средневековья» (21 час).
Класс: 10 И (успешно использовано и в 6 классе в курсе Всеобщей истории)
Тип урока: комбинированный;
Формы и метод обучения: фронтальный, объяснительно-иллюстративный метод, эвристическая беседа.
Образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование, электронная презентация, учебный фильм «Византия» (2:43).
Литература для учителя:
История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 351 с.: ил. карт.
Историко культурный стандарт.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Литература для учащихся:
История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. -351 с.: ил. карт.
Педагогическая цель урока: создание необходимых условий для приобретения учащимися знаний о Средневековой Европе, познакомить учащихся со Средневековыми цивилизациями и принципом периодизации Средних веков.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: вызвать интерес к событиям истории Средневековой Европы и сохранить мотивацию по изучению истории.
Предметные: овладение целостным представлением о начальном периоде становления западноевропейской цивилизации; разобраться в основных терминах и выяснить, что представляет Средние века;
Метапредметные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, уметь грамотно аргументировать свои ответы.
этап урока | время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Форма организации | Формы контроля |
1.организационный | 1 мин. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя, показывают готовность к уроку | Фронтальная | Наблюдение учителем |
2.Актуализация знаний. | 5 мин. | - Добрый день, ребята, сегодня нам предстоит изучить тему “Средневековой цивилизации Европы”. Для этого нам необходимо выяснить, что тако средневековье и его этапах, его особенности для будущих европейских стран. Средневековье расположилось между двумя великолепными периодами: между Античностью и между эпохой Западно-Европейского Возрождения. | Ученики слушают учителя и записывают тему урока. | Фронтальная | Устный опрос учителем |
3. подготовка учащихся к восприятию темы | 3 мин | В результате сегодняшнего урока каждый из вас сможет разобраться в основных прецессах, протекавших в IV – XV вв. и выяснить ее значение для дальнейшего развития Европы. Учитель рассказывает о последнем императоре Западной Римской империи и о последних событиях падения великой империи, давшей толчок, называемый Средними веками.Одоакр совершил переворот,сняв порфиру с малолетнего императора Рима. -Когда произошло падение Западной Римкой Империи? - Кто был последним императором? | Ученики внимательно слушают рассказ учителя.
Ответы учеников:
- последний император Западной Римской империи – Ромул Августул. | Фронтальная | Наблюдение учителем |
4.Изучение нового материала | 25 мин | - Давайте перенесемся в далекую Флоренцию, где по улице бродил мрачный Микеланджело Буонароти и встретил жизнерадостного Рафаэля Санти, окруженного молодыми людьми. Первый спросил второго: Почему ты так весел? А почему ты так мрачен как палач? Оказалось, что Буанароти и Да Винчи получили одно задание: расписать две стены здания городской сеньории, а наблюдать за ними поручили Макиавелли. Микеланджело и Леонардо да Винчи ревновали друг друга: Кто более генеален? Кто более талантлив? Это трудно оценить, эта история о великом времени. Это время выброса духовности, выброса гениальности. Этот период называется Возрождением, когда люди жили в период расцвета, в золотое время – люди решили заняться изучением истории той самой эпохи Античности. Стали возрождать все то, что было в культуре Древней Греции и Рима, той архитектуры, литературы и науки. Затем учитель представляет вниманию класса учебный фильм, просит учеников внимательно посмотреть фильм и записать периоды Средневековья. Вопросы к классу по фильму:
После опроса по фильму учитель рассказал о переходе к Средневековью. - В 800 г. папа римский Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной, Франкское государство было провозглашено империей. Короновавшийся в Риме и получивший корону из рук главы церкви Карл Великий, король франков, становился символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал.Карл Великий в результате долгих войн создал огромную державу. Далее учитель раскрыл основные понятия и дал характеристику серьориального строя, с помощью слайдов наглядной презентации: Сеньория, феод. - В XI-XII вв. землевладелец имел свой домен, земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. Что такое домен?
Учитель подводит детей к выводу, что главной ценностью считалась земля. Докажите, что это было так на самом деле?
Учитель раскрыл особенности и понятие “феодальной лестницы”. - Все, кто стоит на ступенях этой «феодальной лестницы», обязаны повиноваться королю. В случае войны вассалы по призыву сеньора начинали собираться под его знамя.Земельный феод был одним из элементов вассально-ленных отношений, определявших структуру господствующего военного сословия – рыцарства. «Мужики, что злы и грубы, на дворянство точат зубы. Только нищие мне любы. Любо видеть мне народ голодающим, раздетым, страждущим, не обогретым» - таково лишь одно из крайних выражений чувств рыцарства по отношению к крестьянам. «Когда б не сеял я зерно, не рыл бы огород, подох бы с голоду давно твой благородный род», - заявляет крестьянин ошеломленному рыцарю в одной из немецких баллад. 1)Как вы понимаете понятие “феодальной лестницы”? 2)Что такое вассалитет?
-По своим размерам, уровню благосостояния и численности населения города средневековой Европы уступали городским центрам Востока. Велико было политическое и экономическое значение городов. Задание классу: с помощью учебника пункта №5 §9 назвать, каково было политическое и экономическое значение средневекового города. 3)Что такое бюргерства?
В XI-XIII вв. городское население развернуло борьбу з освобождение от всех форм зависимость, так, начали создаваться коммуны, фактически это были города-государства. 4)Что такое средневековая коммуна? Где они располагались?
| Ученики слушают рассказ и сами стараются сформулировать опредение терминов Возрождение, Средневековье.
Ученики внимательно смотрят фильм.
Примерные ответы учеников:
Высокое – XI-XIV вв. Позднее – XIV-XV вв.
Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя, в ходе которого записывают ключевую дату и имя императора, создавшего великую империю.
Учащиеся записывают основные понятия: Сеньория – земельные владения сеньора; Феод – земли, пожалованные вассалу сеньором
Это собственная земля, собственное хозяйство.
Крестьяне жили, кормились, трудились на земле, но собственностью не обладали, это была привилегия господствующего сословия.
Примерные ответы учеников: 1)Это иерархия светских феодалов, то есть своеобразная ступенчатая лестница чинов. 2)Вассалитет (от лат. vassus -«слуга») - система иерархических отношений между феодалами.
Ученики читают данный пункт параграфа, выделяя значение средневекового города.Примерные ответы: -коммунальное движение (борьба за освобождение от всех форм сеньориальной зависимости); -самоуправление; -формирование особого городского сословия – бюргерства. 3)Это особое сословие, имеющее личную свободу, права, подсудность городскому суду, право участия в самоуправлении. Экономические черты: город – центр ремесла (цеховая организация); город – центр торговли (в XIII-XIV вв. Европа знала такие явления, как банк, вексель, биржа, кредит, страхование имущества). 4)Коммуна – это орган самоуправления, существоавшее в Северной Италии, Южной Франции, в районах Германии, | Фронтальная, индивидуальная.
Умение выделять главное, обощать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.
| Наблюдение, устный опрос |
5. закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения | 7 мин. | Фронтальная беседа: Когда появился термин “Средние века”? В каком значении он употребляется в современной исторической науке? Завершающее слово учителя: - Этот период занимал большое место в истории человечества и длился около 1000 лет. В отечественной науке было принято считать, что Средневековье – это эпоха феодализма. Произошло появление городов, усовершенствовалась система землепользования и орудия труда. Города смогли добиться самоуправления. Феодализм представлял так называемую вассально-ленную систему, иначе говоря, дворяне были связаны друг с другом поземельной зависимостью. Дворянин, служа своему господину, или сеньору, получал от него земельный надел. В XI в. Начался процесс образования централизованных государств. К концу XV в. Образовались сословно-представительные монархии во многих европейских странах. Появились университеты, стали распространяться новые знания, изобрели книгопечатание. Церковь достигла своего могущества. | Ответы учащихся: 1) Это исторический период всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Своим названием эта эпоха обязана итальянским гуманистам, которые жили в эпоху Возрождения. Эпоха в западной европейской истории, охватывающая время с V по XV века.
| Фронтальная
| опрос |
6. Домашнее задание | 3 мин | Учитель объявляет оценки за урок и домашнее задание: Изучить параграф № 9-10. | Ученики записывают в дневниках задания на дом.
| Фронтальная | Наблюдение |
7. Этап завершения урока. | 1 мин | Спасибо всем за работу на уроке. Наша работа была очень продуктивной и интересной. Урок окончен. | Прощаются с учителем. |
|
|