УРОК 1-2
ПРЕДМЕТ: основы делопроизводства
ТЕМА: Основные понятия делопроизводства
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала
ЦЕЛЬ УРОКА:
Образовательная: ознакомление с основными понятиями делопроизводства
Развивающая: продолжить развитие информационного мышления, внимания,
Воспитательная: продолжить формирование интереса к информационной картине мира, предмету, профессии
Ход урока:
Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, отсутствующие)
Актуализация опорных знаний
Формирование нового понятия
Управление любым предприятием - это информационный процесс, в котором информация принимается, обрабатывается, вырабатывается решение, решение доводится до исполнителей, действия которых контролируются.
Делопроизводство — это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами (получение, передача, обработка, учет, регистрация, контроль, хранение, систематизация, подготовка документов для сдачи в архив, уничтожение).
Параллельно с термином «делопроизводство» используется термин документационное обеспечение управления (ДОУ). Его появление связано с внедрением в управление компьютерных систем и их организационным, программным и информационным обеспечением для приближения к терминологии, употребляемой в компьютерных программах и литературе. В настоящее время термины «делопроизводство» и «документационное обеспечение управления» являются синонимами и применяются для обозначения одной и той же деятельности.
Цель делопроизводства – информационное обеспечение процесса управления.
Основные задачи делопроизводства:
- создание документов, т.е. фиксация их на каком-либо носителе
- передача документов для их последующего исполнения или принятия решений
- регистрация документов для осуществления контроля над их исполнением
- систематизация и хранение документов, быстрый поиск документов по мере надобности.
На всех этапах информационного процесса создаются документы, в которых фиксируется разнообразная информация.
Документ – это зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Необходимость фиксировать информацию появилась у людей в глубокой древности. Если рассматривать это в историческом аспекте, то можно проследить, как менялись способы фиксирования информации на материальном носителе и соответственно сами носители. Для фиксирования и передачи информации во времени и пространстве применялись различные способы - от письменности до книгопечатания, от литографии до аудиозаписи, фотокопирования, кинозаписи, микрофильмирования, голографии, применения лазерной и компьютерной техники. Менялись носители информации - сначала это были береста, папирус, затем бумага, фотопленки (фотобумага), магнитные дискеты, лазерные диски и др.
Главной составляющей документа выступает информация.
Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Запись информации на различных носителях по установленным правилам называется документированием и представляет собой процесс создания и оформления документов.
Документирование - процесс создания и оформления документа. Государственный стандарт определяет документирование как «запись информации на различных носителях по установленным правилам».
Документирование может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами, которые будут выступать в качестве авторов документа. В связи с этим принято различать документ личного происхождения и официальный документ.
Документ личного происхождения — это документ, созданный лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей.
Официальный документ - это документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке.
Официальный документ обладает необходимым для управленческой деятельности свойством - юридической силой.
Юридическая сила документа — это свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.
Первичные - это документы, в которых зафиксированы исходные данные.
Первичные отражают все хозяйственные операции непосредственно в момент их совершения. Они являются первым формальным доказательством того, что данные операции действительно выполнены. К первичным документам относятся кассовые приходные и расходные ордера, накладные, приемо-сдаточные акты, наряды, квитанции и т.п. Примером первичного документа может также служить приходный ордер. Он составляется при поступлении материалов на склад и свидетельствует о выполнении кладовщиком данного ему распоряжения об их приеме. Так же приказ о приеме на работу, личная карточка и т.д.
Вторичные - это документы, которые создаются на основе первичных.
Составление вторичных документов напрямую не связано с хозяйственными операциями, в них лишь регистрируются эти операции по данным первичных документов (журналы регистрации, акты).
Сводные - документы, в которых собраны данные из нескольких первичных и вторичных документов.
К сводным документам относятся разработочные таблицы, группировочные ведомости, ведомости распределения расходов, отчеты о движении продуктов и материалов, авансовый отчет и др. Авансовый отчет заполняется на основании первичных документов, где указываются все расходы, произведенные подотчетным лицом.
К числу сводных документов относятся также расчетно-платежные ведомости по заработной плате или ведомости выпуска готовой продукции, различные внутренние отчеты (например, отчет о движении материальных ценностей по складу) и др. Все эти документы обязательно содержат дополнительные данные, помимо тех, которые имеются в первичных документах, явившихся базой для их составления.
Система документации – совокупность документов, связанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению.
С развитием компьютерной техники и специального программного обеспечения в обиход вошла классификация документов, но типу носителей: бумажные и электронные документы.
Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств
Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов
Электронный документ, по сравнению с бумажным документом обладает рядом преимуществ:
• простота внесения изменений;
• использование заранее заготовленных форм документов не только с указанными в них основными реквизитами, но и с напечатанными стандартными фразами в соответствии с видом документа;
• экономия затрат при считывании информации, содержащейся в документе, непосредственно с экрана монитора, без распечатки на бумаге;
• оперативность (от нескольких минут до нескольких часов) при передаче в другое учреждение по электронной почте;
• возможность передачи документа по электронной почте любому количеству адресатов;
• возможность архивации документов и защиты их от несанкционированного доступа.
В масштабах одной организации, даже если она имеет несколько филиалов, применяют системы электронного документооборота. Такая форма ведет к сокращению управленческого персонала.
Система электронного документооборота (СЭД) – это компьютерная программа, которая позволяет организовать работу с электронными документами (создание, изменение, поиск), а также взаимодействие сотрудников (отправку уведомлений, выдачу заданий, передачу документов и т. п.).
Внедрение электронного документооборота повышает квалификационные требования к персоналу.
Закрепление
- Что такое делопроизводство?
- Что такое документирование?
- Что такое документ; официальный документ; личный документ?
- Что обусловливает юридическую силу документа?
- Что такое информация, информационная система, информационные технологии?
- Что такое электронный документ?
- Что такое СЭД?
Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
1. Что такое делопроизводство?
сфера деятельности по обеспечению организации офисными документами
отрасль деятельности, которая обеспечивает документирование и организацию работы с офисными документами
отрасль деятельности, которая не обеспечивает документирование и организацию работы с офисными документами
2. Что такое юридическая сила документа?
документ, не требующий процедуры заверения нотариусом
свойство документа, предоставленное ему действующим законодательством, компетенцией издавшего органа, установленным порядком оформления
свойство документа, не оформленного в особом порядке
3. Документирование - это…
запись информации и оформление документа;
запись информации на различных носителях по установленным правилам;
хранение документа.
4. Укажите термин, имеющий такой же смысл, как и термин «делопроизводство»
Документирование
Система документации
Документационное обеспечение управления
Документированная информация
5. Установите соответствие
1 | документ | А | совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств |
2 | информация | Б | компьютерная программа, которая позволяет организовать работу с электронными документами |
3 | информационная система | В | сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления |
4 | СЭД | Г | зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать |