Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
( ФГОС УМК для 7 класса авторы: М.Т.Баранов , Т.А.Ладыженская )
Учитель русского языка
МБОУ Маньковская СОШ
Космина С.С.
Цели урока:
1) познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформировать умение правильно писать слова с данной орфограммой; повторить правописание мягкого знака после шипящих в других частях речи (существительных, прилагательных, глаголах);
2) продолжить работу по развитию лингвистической, речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей, обогатить активный словарь учащихся;
3) воспитывать любовь к родному языку, показывая его богатство и выразительность, прививая интерес к его познанию.
Планируемые результаты:
1) умения применять правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
2) объяснять языковые явления и процессы, работать с тестами
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Проверка домашнего задания
1) Индивидуальная работа по карточкам. Взаимопроверка. Оценка выставляется в оценочный лист самим учащимся.
2) Фронтальный опрос
-Когда же наречия пишутся через дефис?
-А как ещё могут писаться наречия?
3) Сдать тетради с домашним заданием
3. Работа по теме урока:
1) . Повторение. Прежде, чем мы будем говорить о наречии, давайте вспомним условия написания ь после шипящих в других частях речи.
- На партах у вас лежат таблицы, поработайте в парах, вспомните правила, приведите примеры.
Буква Ь после шипящих на конце слова | ||
Часть речи | Пишется | Не пишется |
Имя существительное | женский род, единственное число, 3-е склонение: рожь, ночь, глушь, вещь | мужской род, единственное число: нож, врач, шалаш, товарищ |
Краткие имена прилагательные |
| свеж, пахуч, хорош |
Глаголы | 2-е лицо, единственное число: умываешь - умываешься; |
|
Наречия | настежь, навзничь, сплошь | уж, замуж, невтерпеж |
2) Объяснительный диктант (объяснить написание выделенных слов, используя карточку):
Мелькнуло солнце из-за туч(?),
И был горяч(?) последний луч(?).
Стал вечер ясен и хорош(?).
Чуть-чуть заметна листьев дрож(?).
Бил под горой студёный ключ(?).
Цвёл ландыш(?), нежен и пахуч(?),
Вдруг на поляну вышел ёж(?).
Спросить его мне невтерпёж(?):
“Кому спешишь ты, ёж(?), помоч(?)?”
3) Работа по учебнику:
- § 46 (самостоятельное изучение теоретического материала на стр.117)
- Ответить на вопросы
а) В каких случаях на конце наречий пишется мягкий знак?
б) Приведите примеры наречий с мягким знаком после шипящих на конце слова?
в) В каких случаях мягкий знак после шипящих на конце наречий не ставится?
4. Закрепление изученного материала:
1) Упр.287- комментированное письмо, составление предложений
Физминутка
2) Упр.288 - чтение стихотворения, формулирование правила
3) Упр. 289- самостоятельное выполнение
5. Подведение итогов урока:
- С какой орфограммой познакомились на уроке?
- Что нужно знать, чтобы правильно писать ь знак на конце наречий?
- Каков алгоритм действия при определении написания ь знака на конце наречий ?
6. Рефлексия
Я понял, что…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Нужно выучить…
- Оценки за урок.
7. Домашнее задание: § 46, упр. 290, контрольные вопросы и задания на стр.119(устно)