«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по теме "Древний Китай"

изучение данной темы с опережающим заданием для сильных учащихся

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок № ________ дата ________ 6 класс В.И.

Тема урока: «Древний Китай».

Цель урока: Сформировать представление о Древнем Китае, знание географического положения, природных условий Древнего Китая, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.

Метапредметные результаты:

познавательные УУД: понимать информацию, представленную в изобразительной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, умение давать определение понятиям, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в разных источниках;

регулятивные УУД: развивать умения ставить образовательные цели, планировать пути достижения целей, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, осуществлять коррекцию и оценку своих действий;

коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, определять проблему в учебной и жизненно-практической деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Основные термины, понятия: «Великая Китайская стена», «Великий шелковый путь», Конфуций.

Оборудование: карта, книга

План урока:

1.      Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат.

2.      Изобретения и открытия древних китайцев. Письменность Древнего Китая.

3. Китайский мудрец Конфуций

Ход урока:

Организационный этап.

Актуализация изученных знаний (тест, работа по карте)

Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня продолжаем наше путешествие по странам Древнего мира.

- какие государства мы изучали

А теперь мы приступим к изучению новой страны, а какой, я, думаю, вы сейчас догадаетесь. У меня в руках несколько предметов.

-Что это? (компас!) Для чего он предназначен? (для ориентирования на местности)

-А это? (бумага!) Для чего? (для записей!)

- Осталось это (палочки для еды китайской кухни!)

- Что же объединяет эти предметы? все они были изобретены в Китае

Правильно! Бумага и палочки претерпели мало изменений. А вот компас изначально выглядел по-другому.

Сегодня мы отправляемся в далёкое путешествие в страну, жители которой называют её Поднебесной. Китайская нация имеет многовековую историю и интереснейшую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные   черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта

Постановка цели и задач урока Планирование.

А что хотели бы узнать? (постановка цели и задач совместно с учащимися). Запишите в тетради тему и план урока.

1. Местоположение Китая, климат.

2.Занятия жителей.

3. Изобретения и открытия древних китайцев.

Пристегнули ремни и поехали. Первая остановка «Знакомство» и наши гиды – Мкртчян Стелла и Руденко Инна (задание были даны на опережение изучения новой темы)

Древний Китай сказочная и экзотическая страна, которая располагалась в Восточной Азии. Китай который возник в 5-м тысячелетии до н.э, сколько это тыс. лет назад? Правильно, 7 тысяч лет назад расположен на востоке Азии, на Китайской равнине, с востока омывается Желтым, и Южно-Китайскими морями Тихого океана. Во 3-2 тыс. до н.э. в долинах двух великих рек Хуанхэ (что означает Желтая река), ведь Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины и Янзцы (что означает Голубая река) были наиболее пригодны для человеческой жизни, там и возникли первые городские поселения, так и было положено начало древнекитайской цивилизации.

Городские поселения со временем превратились в города – государства, враждовавшие и воевавшие друг с другом. В течение нескольких столетий непрекращающихся войн все китайские земли были объединены в единое государство. Правила этим государством император Цинь. Он вошел в историю как Цинь Шихуанди – «первый император Цинь». Он называл себя Сыном Неба, а империя управляемая им получила название Поднебесной. Такое название означало, что империя находиться под покровительством неба.

Отсановка 1. Природные условия Китая - о природе расскажет нам наш географ,

Роменский Иван

В бассейне Хуанхэ в те далекие времена обитали животные жаркого пояса: слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды. Местность была покрыта широколиственными лесами, бамбуковыми зарослями, болотами и озерами и отличалась жарким, влажным климатом. Осадки выпадали нерегулярно: чрезмерные ливни сменялись засухами. Тибетские горы простираются на юго-западе.

Остановка 2. Рассказ учителя.

Основными занятиями древних китайцев было – с 1-го тыс. до н.э. собирательство выращивание риса (земледелие) связано с оросительной системой и охота рыболовство, женщины занимались изготовлением ткани – щелка Эта ткань широко ценилось по всему миру, даже будет создан торговый путь вывоза щелка из Китая, который так и назывался Великий шелковый путь. Человек на Востоке неотделим от природы больше, чем на Западе. Это до сих пор проявляется и в танцах, и в боевых искусствах, и в гимнастических упражнениях

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Встаньте. Пожалуйста (включается музыка). Поставьте ноги на ширине стоп. Колени чуть согнуты, спина прямая, шея чуть наклонена вниз. Ладошки нужно собрать в виде лодочки – в них концентрируется энергия. Мышцы лица расслаблены. На время выбросьте все мысли из головы. Готовы? Начинаем наше упражнение! (Включается запись китайской музыки)

- А теперь представьте, что над головой собрались тучи, начался дождик и потоки воды омывают тело, унося усталость (выполнение движений под музыку)


- Садитесь, пожалуйста и мы продолжаем свое путешествие. У вас на партах разложены буклеты для туристов, на что вам можно обратить внимание при посещении Китая (групповая работа), так же, у вас на партах лежат картинки, описанные в буклете, самостоятельно проработать материал самостоятельно, заполняя карточку- кроссворд.


Великая Китайская стена. На севере Китая появилось кочевое племя гуннов, которые угрожали Китаю. Для защиты от набегов было построено грандиозное сооружение – Великая Китайская стена. Протяженность около 6500 км, высота с 2-3-х этажный дом, ширина – могли проехать две повозки на лошадях. Материал – каменные глыбы, утрамбованная земля. Строили тысячи осужденных за любую провинность. При строительстве погибли тысячи простого народа.

Писали китайцы на тоненьких бамбуковых дощечках, соединенные между собой. Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника. Бамбук – это растение с длинными отвердевшими стеблями, которые расщепляли, получали полоски для письма. Затем бамбуковые полоски скрепляли бечевкой. Так выглядели первые китайские книги.

Письменность называлась так же, как и у египтян. Как называлась письменность египтян? Изобретение бумаги. В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене. Этот материал был вполне пригоден для письма и очень дешев. Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт.

Самым удивительным изобретением китайцев является чай. Заваривали чайный лист и употребляли его как лекарство. (Чайная церемония). Изобретение фарфора.

В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

Компас. Этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.

Шелководство. Что еще в древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготовляют из выделений шелковичного червя. Разведение червей — трудоемкая работа. Листья шелковичного дерева (шелковицы), которыми кормят червей, должны быть чистыми, свежими и сухими. В помещении, где разводят шелковичных червей, не должно быть сквозняка, посторонних запахов, дыма. Червям вредны даже шум и смена температуры.

При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину нить, из которой вьют коконы. Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Производство шёлка китайцы держали в строжайшем секрете. Шёлком торговали с другими странами. Во II в. до н. э. был проложен Великий Шёлковый путь. Через горы, степи и пустыни караваны верблюдов везли китайский шёлк на Запад. Великий Шелковый путь на протяжении 2 000 лет оставался самым длинным в мире. Он простилался на 12 800 км от г. Шанхая в древнем Китае до г. Гадемса в Испании.

Остановка 4 «Письменная»

Китайские иероглифы. Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука. В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов. Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов.

А сейчас мы попробуем написать один иероглиф. Изображён иероглиф «фу». Он очень популярен у китайцев перед Новым годом. Чаше всего его пишут на красной бумаге и вешают на дверь перед входом в дом. Как вы думаете, что желают китайцы друг другу в Новом году? Правильно - счастья! Иероглиф «фу» переводится как счастье.

Скоро научились создавать новый материал для письма, которым пользуемся и мы с вами.

Остановка 5 «Учебная»

Китайский календарь, гороскоп, учение Конфуция. Конфуций проповедовал философию пяти добродетелей: мудрость, гуманность, преданность, почитание старших, мужество.

Самое главное в учении Конфуция – правила поведения человека.

Манеры воспитанного человека:

- сидеть только поджав ноги; - хождение по циновкам только босиком;

- прием пищи с помощью 2-х палочек; - волосы собраны в пучок а не распущены;

- всегда опрятная одежда; - отказ от бранных слов и др.

Конфуций учил:

  • Соблюдать традиции и правила предков. Почитать и помнить предков

  • Дети должны слушаться и уважать родителей, почтительно относиться к пожилым людям

  • Всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми, законопослушными….

  • каждый человек должен хорошо делать свое дело и добросовестно исполнять свои обязанности

  • Никто не должен копить в своей душе зло и зависть

  • Правители и чиновники должны управлять низшими классами с помощью доброты и гуманного отношения к ним, а не с помощью силы

Рефлексия. Итоги урока

- О какой новой стране вы узнали сегодня на уроке? (о Древнем Китае)

Мы хорошо закрепили вопрос о местоположении Древнего Китая, природных условиях, занятиях населения.

- А во что же верили древние китайцы? (в духов, в силы природы, в животных, в сверхъестественные существа и т.д.)

- Что было высшим божеством у них? (Небо)

- Как ещё называли страну? (Поднебесной)

- Какое учение осуждало господство одних над другими? (конфуцианство)

- Кто такой Конфуций? (древнекитайский мудрец)

- Что такое конфуцианство? (учение Конфуция об отношениях между людьми и порядке в государстве)

Запишите в тетрадь: конфуцианство - это учение Конфуция об отношениях между людьми порядке в государстве.

- Каким 4-м вещам учил Конфуций? (пониманию книг, правдивости, правильному и честному поведению, преданности правителю)

- Какое изречение Конфуция вы запомнили? (правитель должен быть правителем, отец отцом, сын сыном)

- А сегодня мысли Конфуция представляют какую-то ценность для нас?

Почему?

- К чему призывал Конфуций? (учиться, свободное время тратить на чтение книг, учтиво относиться к старикам, побороть зло в душе)

- Какое письмо было у китайцев? (иероглифы). Где ещё они были? (в Египте)

- Сколько было иероглифов? (ок. 50 тыс., затем 5-6 тыс.)

- Какое отношение было к грамотным людям? (уважали)

- Как называлось искусство грамотно и красиво писать? (каллиграфия)

- Какая одежда была у них? (халат)

- Что использовали для еды? (палочки)

- Что ещё изобрели китайцы? (бумагу, компас) То, с чего мы начали урок!

5. Молодцы! (если останется время - почитать и прокомментировать высказывания Конфуция из учебника). Наше путешествие было необычным. Вам понравилось оно? Интересный у нас сосед на Востоке?

Что вам понравилось больше всего? …Хорошо!

Вы сегодня плодотворно поработали. Особенно……………….. , они получают «5», хорошо усвоили материал ………………,им я поставлю «4». Остальные пока отвечали мало. Но вы не расстраивайтесь, мы на следующем уроке продолжим изучение Китая.

6. Домашнее задание: параграф 22 , не забудьте разобрать вопросы после него.














































ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Древний Китай сказочная и экзотическая страна, которая располагалась в Восточной Азии. Китай который возник в 5-м тысячелетии до н.э, сколько это тыс. лет назад? Правильно, 7 тысяч лет назад расположен на востоке Азии, на Китайской равнине, с востока омывается Желтым, и Южно-Китайскими морями Тихого океана. Во 3-2 тыс. до н.э. в долинах двух великих рек Хуанхэ (что означает Желтая река), ведь Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины и Янзцы (что означает Голубая река) были наиболее пригодны для человеческой жизни, там и возникли первые городские поселения, так и было положено начало древнекитайской цивилизации.

Природные условия Китая

В бассейне Хуанхэ в те далекие времена обитали животные жаркого пояса: слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды. Местность была покрыта широколиственными лесами, бамбуковыми зарослями, болотами и озерами и отличалась жарким, влажным климатом. Осадки выпадали нерегулярно: чрезмерные ливни сменялись засухами. Тибетские горы простираются на юго-западе.

Основными занятиями древних китайцев было – с 1-го тыс. до н.э. собирательство выращивание риса (земледелие) связано с оросительной системой и охота рыболовство, женщины занимались изготовлением ткани – щелка Эта ткань широко ценилось по всему миру, даже будет создан торговый путь вывоза щелка из Китая, который так и назывался Великий шелковый путь.

Великая Китайская стена. На севере Китая появилось кочевое племя гуннов, которые угрожали Китаю. Для защиты от набегов было построено грандиозное сооружение – Великая Китайская стена. Протяженность около 6500 км, высота с 2-3-х этажный дом, ширина – могли проехать две повозки на лошадях. Материал – каменные глыбы, утрамбованная земля. Строили тысячи осужденных за любую провинность. При строительстве погибли тысячи простого народа.

Писали китайцы на тоненьких бамбуковых дощечках, соединенные между собой. Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника.

Бамбук – это растение с длинными отвердевшими стеблями, которые расщепляли, получали полоски для письма. Затем бамбуковые полоски скрепляли бечевкой. Так выглядели первые китайские книги.

Письменность называлась так же, как и у египтян. Как называлась письменность египтян? Китайские иероглифы

Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука. В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов. Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов.

Изобретение бумаги

В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене. Этот материал был вполне пригоден для письма и очень дешев. Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт.

Самым удивительным изобретением китайцев является чай. Заваривали чайный лист и употребляли его как лекарство. (Чайная церемония). Изобретение фарфора.

В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на

несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

Компас

Этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.

Шелководство

Что еще в древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготовляют из выделений шелковичного червя. Разведение червей — трудоемкая работа. Листья шелковичного дерева (шелковицы), которыми кормят червей, должны быть чистыми, свежими и сухими. В помещении, где разводят шелковичных червей, не должно быть сквозняка, посторонних запахов, дыма. Червям вредны даже шум и смена температуры.

При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину нить, из которой вьют коконы.Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Производство шёлка китайцы держали в строжайшем секрете. Шёлком торговали с другими странами. Во II в. до н. э. был проложен Великий Шёлковый путь. Через горы, степи и пустыни караваны верблюдов везли китайский шёлк на Запад.

Великий Шелковый путь на протяжении 2 000 лет оставался самым длинным в мире. Он простилался на 12 800 км от г. Шанхая в древнем Китае до г. Гадемса в Испании.

Китайский календарь, гороскоп, учение Конфуция. Конфуций проповедовал философию пяти добродетелей: мудрость, гуманность, преданность, почитание старших, мужество.

Самое главное в учении Конфуция – правила поведения человека.

Манеры воспитанного человека:

- сидеть только поджав ноги; - хождение по циновкам только босиком;

- прием пищи с помощью 2-х палочек; - волосы собраны в пучок а не распущены;

- всегда опрятная одежда; - отказ от бранных слов и др.

Конфуций учил:

  • Соблюдать традиции и правила предков. Почитать и помнить предков

  • Дети должны слушаться и уважать родителей, почтительно относиться к пожилым людям

  • Всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми, законопослушными….

  • каждый человек должен хорошо делать свое дело и добросовестно исполнять свои обязанности

  • Никто не должен копить в своей душе зло и зависть

  • Правители и чиновники должны управлять низшими классами с помощью доброты и гуманного отношения к ним, а не с помощью силы


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее