Тема урока: Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
( ФГОС УМК для 6 класса авторы: М.Т.Баранов , Т.А.Ладыженская )
Учитель русского языка
МБОУ Маньковская СОШ
Космина С.С.
Цель: познакомить учащихся с правилами дефисного и слитного написания сложных прилагательных; выработать навыки правописания сложных прилагательных, их употребления в речи; закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами; обогатить речь учащихся сложными прилагательными.
Планируемые результаты:
Личностные: ученик должен научиться работать в группе и парах, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные:
Познавательные: 1- ученик научится проводить наблюдение, анализировать и делать выводы;
2- ученик научится находить в тексте сложные прилагательные, определять их дефисное и слитное правописание и правильно употреблять их в речи.
Регулятивные : 1- ученик научится самостоятельно оценивать правильность выполнения упражнений и исправлять ошибки по эталону;
2 - ученик получит возможность проводить анализ, сопоставление и выведение следствий.
Коммуникативные: 1 - ученик научится использовать языковые средства (сложные прилагательные) для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
2 - ученик научится слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять симпатию к партнерам по сотрудничеству.
Предметные УУД:
- ученик научится правильно употреблять сложные прилагательные в речи;
- Ученик получит возможность находить и исправлять ошибки в письменной речи.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
1) Связный рассказ о различении суффиксов прилагательных -к-, -ск-, о написании мягкого знака пред суффиксом -ск- в прилагательных
2) сдать тетрадь с домашним упражнением 378
3. Объявление темы и целей урока.
- Для начала попытаемся ответить на следующие вопросы:
а) Что мы уже можем сказать о теме? (Речь идет о сложных прилагательных)
б) Что значит сложные прилагательные? (Состоят из двух и более корней)
в) Как они могут писаться? (Слитно или через дефис)
- Исходя из того, что мы выяснили, попытаемся все вместе сформулировать цель нашего урока. Итак, что нужно выяснить на сегодняшнем уроке? ( Надо выяснить условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных).
3. Актуализация опорных знаний.
Словообразовательная работа.
- Ребята, посмотрите на доску. Здесь даны словосочетания и сочетания. Образуйте имена прилагательные от них.
1. Железная дорога – (железнодорожный)
Пять лет – (пятилетний)
Синие глаза – (синеглазый)
Немецкий и русский – (немецко – русский)
Фабричный и заводской – (фабрично – заводской)
Северо – запад – (северо – западный).
- Каким способом образованы данные прилагательные? (Сложением основ).
- Как пишутся прилагательные первой группы? (Слитно)
- Как пишутся прилагательные второй группы? (Через дефис).
4. Объяснение нового материала:
1)А теперь посмотрите на доску. Перед вами опорный конспект. Давайте выясним, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис.
Опорный план – конспект.
Слитно
Русые волосы = русоволосый
Карие глаза = кареглазый
Семь лет = семилетний
Через дефис
Желтый и красный = желто- красный
Горький и соленый = горько – соленый
Северный и восточный = северо – восточный
2) §66- чтение правила на стр.35,36
5. Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков.
1) Упр.379- коллективное выполнение с комментированием
2) Упр.380- самостоятельное выполнение с последующей проверкой
Физминутка
3) Упр.381- комментированное письмо
4)Словарно-орфоэпическая работа:
- записать слова в рамочке на стр.37
-составить и записать словосочетания с этими прилагательными
6. Подведение итогов урока:
- Как надо рассуждать , выбирая дефисное и слитное написание сложных прилагательных?
7. Рефлексия
Я понял, что…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Нужно выучить…
- Оценки за урок.
8. Домашнее задание: §66, упр.382