«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по технологии "Классификация текстильных волокон"

конспект к уроку технологии по теме "Классификация текстильных волокон". Конспет содержит информацию о волокнах растительного происхожденя: хлопок, лен, джут, кенаф, их историю возникновения, обработки и применения в швейном производстве.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Классификация текстильных волокон.

Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.


Цели: ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, воспитывать внимательность; прививать эстетический вкус.

Оборудование: наглядные пособия коллекций «Натуральные текстильные волокна» «Хлопок», «Лён»; схемы получения ткани в текстильном производстве, образцы натуральных тканей растительного происхождения, учебник, тетрадь.

Ход урока


  1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.


  1. Изучение нового материала.


Ткань - это материал, с которым вы сталкиваетесь ежедневно.


Чтобы правильно изготовить изделие, правильно его эксплуатировать и ухаживать, необходимо знать элементы материаловедения.


Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.


Сырьем для получения тканей служат волокна.


Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.


Текстильные волокна очень разнообразные, но все они подразделяются на два основных класса : натуральные и химические. (рассмотреть таблицу «Текстильные волокна»)


Натуральное волокно создает сама природа, а процесс формирования химических волокон осуществляется на химических заводах специальными машинами путем продавливания раствора, полученного из древесины, угля, газа и др. исходного сырья.


С древнейших времен и до конца 19 века единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений. Сначала это были волокна дикорастущих растений, а затем волокна льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно.

Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений, их называют лубяными. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие – это волокна кенафа, джута, конопли и др. растений. Из льна получают более тонкие волокна, из которых вырабатывают ткани для изготовления одежды и белья.


Кенаф возделывается в основном в Индии, Китае, Иране, Узбекистане и др. странах.

Волокно кенафа отличается высокой гигроскопичностью и прочностью. Из него изготавливают мешковину, брезент, шпагат и т.д.


Конопля – очень древняя культура, выращивается для получения волокна преимущественно у нас в стране, Индии, Китае и др. в диком состоянии произрастает в России, Монголии, Индии, Китае. Из стеблей конопли получают волокно (пеньку), из которой делают морские канаты, веревки, парусину.


Джут возделывают в тропических районах Азии, Африки, Америки и Австралии. Джут на небольших площадях выращивают в Средней Азии. Волокна джута используют для изготовления технических, упаковочных, мебельных тканей и ковровых изделий.


Из волокон растительного происхождения наиболее известны хлопок и лен.


Свои листья хлопчатник всегда поворачивает к солнцу, будто именно листьями ловит солнечные лучи. Вероятно, поэтому его называют «дитя солнца».

Но главное у этого растения не листья, а цветы. И даже не сами цветы, а коробочки, полные белой шелковистой ваты, которые образуются из завязей увядших цветов.

Цветы хлопка похожи на широкие колокольчики. В течение дня они несколько раз меняют окраску. Сначала желтые, они становятся затем розовыми, через некоторое время краснеют, а к вечеру, уже совсем отцветая, делаются лиловыми.

Вата из коробочки хлопчатника идет на производство хлопчатобумажных тканей, в том числе и на производство ситца, из которого мы будем шить себе различные изделия.

Хлопок очень древняя культура. Его начали возделывать в Индии более 4000 лет назад. Остатки хлопковых тканей нашли в могилах древних перуанцев, раскопанных в пустынях Перу и Мексики. Значит, еще раньше, чем в Индии, перуанцы знали хлопчатник и умели делать из него ткани.


Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в теплых южных странах. Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка колеблется от 5 до 50 мм. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок – сырец.

При первичной обработке хлопка волокна отделяются от семян и очищаются от различных примесей. Сначала отделяются самые длинные волокна (20-50 мм), затем короткие или пух (6-20 мм) и, наконец, подушка (менее 6 мм). Длинные волокна используются для производства пряжи, пух – для изготовления ваты, а смеси с длинным хлопковым волокном – для производства толстой пряжи. Волокна длиной менее 12 мм подвергаются химической переработке в целлюлозу для получения искусственных волокон.

Лён – однолетнее травянистое растение, которое дает волокно того же названия. Волокно льна находится в стебле растения и может достигать 1 метра. Уборку льна производят в период ранней желтой спелости. Полученное сырье для производства пряжи (нитей) подвергается дальнейшей обработке.

Семь тысяч лет назад лен уже был известен в Ассирии, Вавилонии. Откуда он проник в Египет. Льняные ткани стали там предметом роскоши, вытесняя распространенные прежде шерстяные. Только египетские фараоны, жрецы и знатные люди могли позволить себе одежду из льняных тканей.

Позднее финикийцы, а затем греки и римляне стали делать из льняного полотна паруса для своих кораблей.

Наши предки, славяне, любили белоснежные тяжелые ткани из льна. Они умели возделывать лен, отводя под посевы лучшие земли. У славян льняные ткани служили одеждой для простого народа.

Из льняных волокон получается тяжелое, прочное белое полотно. Оно великолепно для скатертей, носильного и постельного белья.

А лён, посеянный густо и снятый с поля во время цветения, дает очень нежное волокно, которое идет на тонкий и легкий батист.


Первичная обработка льна состоит из замачивания льняной соломы, сушки тресты, мытья и трепания, чтобы отделить примеси.

Из очищенных и рассортированных волокон получают пряжу..


  1. Закрепление изученного материала.

Практическая работа №1 «Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения» (учебник, с. 7)

Практическая работа выполняется в рабочей тетради.


  1. Итог урока.

1. Коллективная проверка заполненной таблицы «Сравнительная характеристика волокон льна и хлопка».


2. Обобщение по теме:

- Для чего нужно знать основы материаловедения?

- Что изучает швейное материаловедение?

-Какие волокна получают искусственным путем?

- Предположите, что можно сшить из хлопчатобумажной ткани, а что лучше пошить из льняных тканей. Объясните, почему вы так решили.


3. Уборка рабочих мест.

5. Домашнее задание: п.1, с. 5-6 читать; ответить на вопросы 1-3 на с. 8; знать основные понятия по теме.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее