«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме

Умение обозначать твердость согласного звука на письме с помощью букв а о у ы и мягость согласного звука с помощью букв е ё ю я и ь

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме» 2-й класс

Столярова Светлана Михайловна , учитель начальных классов

Конспект учебного занятия разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит технологическую карту урока и отражает требования системно-деятельностного подхода в обучении.

Урок разработан по программе "Школа России". «Русский язык» 2 класс В.И.Бычков,З.М.Беляева,А.В.Рыбакова.


Цели:

Образовательные: Научить:

— выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение;

— обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я и ь;

— различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

— выполнять звукобуквенный анализ слова;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.


Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э

- обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;

Продолжить работу по здоровьесбережению, способствовать укреплению зрения, избегать переутомления, опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка.

Техническое оборудование:

  1. Мультимедийный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран проекционный



Этапы урока
время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

УУД

1.Орг. момент


- Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.



Здравствуй, друг!

Как ты тут?

Ты пришёл?

Хорошо!

- Кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные точки лицевой части головы).

«Паутинка – разминка» (блиц – опрос) с использованием мяча:

- Жи-ши пиши (с буквой и)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите 3 последние буквы алфавита (э ю я)

- Наша речь состоит (из предложений)

- Предложения (из слов)

- Звуки мы (говорим, слышим)

- Буквы мы (пишем, читаем, видим)

- Какой сегодня день? (13 ноября, четверг)





Настраивается на активную работу на уроке.



Дети приветствуют друг друга за руку, соседа слева, соседа справа.









+ Сами

Слайд 1












Слайд




Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности



2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


Минутка чистописания.












































































4. Работа по теме урока.

Постановка проблемы.


























Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.





















5. Физминутка.











2. Минутка чистописания.

Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).

- Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:

Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

- Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку:

Маша ,медведь


Сравните их .С какой буквы начинаются слова?

Какую букву будем писать на минутке чистописания

м


Сформулируйте цель вашей работы.

  1. Писать все буквы одинаковой высоты

- Запишите число, классная работа.

На доске:

Мм Ммм Мммм

-Найти закономерность. Запишите и продолжите ряд.


Подчеркните карандашом те буквы , которые соответсвуют правилу красивого письма


- Оцените свою работу.(!, +, -)

На слайде:


Медведь, Маша



4.Ребята, а вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса.

- Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте:

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет её домой. (“Маша и медведь”)

- Как зовут девочку? (Маша). Произнесите первый звук ([м]). Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый)

- Кто нёс Машу домой? (Медведь). Произнесите первый звук ([м’]). Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий).

- Сравните эти звуки : - чем похожи? (Согласный, звонкий)

- Чем различаются? ([м] – твердый, а [м’] – мягкий).

- Назовите букву для обозначения этих звуков. (М)

- Отчего же зависит мягкость и твердость согласного звука? (от гласной)

Сформулируйте тему урока (Твердые и мягкие согласные)

Какую цель поставим:

!)Различать согласные твердые и мягкие

2)Проведем исследование , как же на письме обозначаются твердые и мягкие звуки

Откроем учебник на с.53и прочитаем тему который нам дает автор.

  1. Работа по теме урока.

  2. Составьте из слов пары: (на доске)

Рад-

Мал-

Лук-

Сад-

Что общего между словами первого столбика?

-А в словах второго столбика?


-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?


- Что указывает на мягкость согласных звуков?

- Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?



-Что мы знаем о мягком знаке?



5. Вы так хорошо справились с заданием, Маша и медведь приглашают вас поиграть в игру “Собери урожай”.

- Рассмотрите предметы (овощи).

- Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] – ей помогают девочки

- Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м’] – ему помогают мальчики. Покажите нужную карточку. (Работают стоя)

- Будьте внимательны,

- Мальчики, какие предметы собрал медведь, назовите (свекла. репа..огурец .помидор).

- Девочки, какие предметы собрала Маша, назовите (лук. тыква, капуста. баклажан). тыква).

Вывод:

- Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, непарно твердыми и непарно мягкими).

- Какие вы знаете непарно твердые согласные? ([ж], [ш], [ц]).

-А непарно мягкие?([й’], [ч’], [щ’])

- Как обозначается мягкость согласных на письме?(ь или гласными буквами: е,е, ю, я, и )



Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте.

Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол.

-
















+ имена

+ Имена, отчества………

пишутся с заглавной буквы.


(



+ Твёрдые и мягкие




























































Первый звук твердый

+ Первый звук в них мягкий

+ Буквы а, о, ы, э, у



+ Буквы я, ё, ю, е, и.

+ Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком


Эта буква не обозначает звука
















Слайд

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели урока.













3. Самоопределение к деятельности

-Работа по учебнику

Упр.1

Прочитайте задание. Как будете распределять слова.

Давайте вспомним. Каким цветом обозначаются твердый и мягкий согласный?(твердый-синим. Красный-мягкий)

Взаимопроверка

- А теперь узнаем совпадают ли выводы ваши с выводами автора с.54 правило


6. Догадайтесь ,о ком идет речь

Уши длинные. Хвост короткий( заяц)

З-согл.звон.тверд

  1. Чтение текста

  2. Какие враги у зайца?

  3. Почему заяц меняет цвет шубы?

  4. Почему зайца собаки зимой догнать не могут?

  5. Посмотрите внимательно какое время года изображено на картине? Как догадались?

  6. РАССКАЖИТЕ.ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ О ЗАЙЦЕ?

  7. Где мы можем добыть информацию о зайце

  8. Добыть информацию

-Сишите пследнее предложение

Почеркните буквы . которые обозначают мягкие согласные





-


.














+ и, е, ё, ю, я

+ Они помогают согласным быть мягкими


+ Тема: твёрдые и мягкие согласные звуки


+Цель: научиться обозначать твёрдость и мягкость согласного звука – на письме.





Слайд










Слайд










Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


7.Самостоятельная работа.



У вас на партах карточки с заданиями разного уровня сложности (№1, №2, №3). Выберите себе любую. Внимательно читаете задание и выполняете его в тетради самостоятельно.

Карточка №1

Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные:

Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.

Карточка №2

Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные и подчеркни их:

Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело, земля.

Карточка №3

Составь из слов предложение и подчеркни мягкие согласные:

Летят на веток листья с землю.

Льдом река покрылась.

На лег снег поля.


Проверьте свою работу по образцу.

Оцените свою работу (!, +, -)

Формирование умения восстанавливать деформированный текст,

Находить в словах мягкие согласные.




Самостоятельная работа на карточках

(с проверкой на доске).























Слайд

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.










8. Итог урока

Подведём итог нашей работы на уроке.





- Над какой темой мы сегодня работали?





Как обозначается твёрдость согласных на письме?






- Как обозначается мягкость согласных на письме?




-Какую роль играет Ь в словах?



- Что понравилось и особенно запомнилось?

- Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.



+ Твёрдые и мягкие согласные, их обозначение на письме.



+ Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами

а, о, ы, э, у


+ Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.


+ Мягкий знак обозначает мягкость согласного


Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.


9. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.

Найти загадку, слово-отгадка содержит мягкий согласный звук. Записать в тетрадь загадку и отгадку.РТ У.35 упр.1 с15-16









10. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Оцените свою работу на уроке.

Интересно узнать кто из вас понял все на уроке, у кого остались сомнения, а кто не понял тему нашего урока.

- атисуйте в тетрадя кружок и закрась.

Красный - "Я понял всё".

Жёлтый - "Остались сомнения".

Белый - "Я не понял".

Возьмите нужную звёздочку и поместите её на доску.


- Спасибо за урок. Молодцы!


.



Слайд












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее