Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме» 2-й класс
Столярова Светлана Михайловна , учитель начальных классов
Конспект учебного занятия разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит технологическую карту урока и отражает требования системно-деятельностного подхода в обучении.
Урок разработан по программе "Школа России". «Русский язык» 2 класс В.И.Бычков,З.М.Беляева,А.В.Рыбакова.
Цели:
Образовательные: Научить:
— выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение;
— обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я и ь;
— различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;
— выполнять звукобуквенный анализ слова;
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э
- обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;
Продолжить работу по здоровьесбережению, способствовать укреплению зрения, избегать переутомления, опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка.
Техническое оборудование:
Мультимедийный компьютер
Мультимедийный проектор
Экран проекционный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование | УУД |
1.Орг. момент
| - Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.
Здравствуй, друг! Как ты тут? Ты пришёл? Хорошо! - Кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные точки лицевой части головы). «Паутинка – разминка» (блиц – опрос) с использованием мяча: - Жи-ши пиши (с буквой и) - Сколько букв в русском алфавите? (33) - Назовите 3 последние буквы алфавита (э ю я) - Наша речь состоит (из предложений) - Предложения (из слов) - Звуки мы (говорим, слышим) - Буквы мы (пишем, читаем, видим) - Какой сегодня день? (13 ноября, четверг)
| Настраивается на активную работу на уроке.
Дети приветствуют друг друга за руку, соседа слева, соседа справа.
+ Сами | Слайд 1
Слайд
| Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Минутка чистописания.
4. Работа по теме урока. Постановка проблемы.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
5. Физминутка.
| 2. Минутка чистописания. Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика). - Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику: Мы капусту рубим, рубим. - Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку: Маша ,медведь
Сравните их .С какой буквы начинаются слова? Какую букву будем писать на минутке чистописания м
Сформулируйте цель вашей работы.
- Запишите число, классная работа. На доске: Мм Ммм Мммм -Найти закономерность. Запишите и продолжите ряд.
Подчеркните карандашом те буквы , которые соответсвуют правилу красивого письма - Оцените свою работу.(!, +, -) На слайде:
Медведь, Маша
4.Ребята, а вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса. - Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте: Сидит в корзине девочка У мишки за спиной. Он сам, того не ведая, Несет её домой. (“Маша и медведь”) - Как зовут девочку? (Маша). Произнесите первый звук ([м]). Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый) - Кто нёс Машу домой? (Медведь). Произнесите первый звук ([м’]). Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий). - Сравните эти звуки : - чем похожи? (Согласный, звонкий) - Чем различаются? ([м] – твердый, а [м’] – мягкий). - Назовите букву для обозначения этих звуков. (М) - Отчего же зависит мягкость и твердость согласного звука? (от гласной) Сформулируйте тему урока (Твердые и мягкие согласные) Какую цель поставим: !)Различать согласные твердые и мягкие 2)Проведем исследование , как же на письме обозначаются твердые и мягкие звуки Откроем учебник на с.53и прочитаем тему который нам дает автор.
Рад- Мал- Лук- Сад- Что общего между словами первого столбика? -А в словах второго столбика?
-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?
- Что указывает на мягкость согласных звуков? - Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?
-Что мы знаем о мягком знаке?
5. Вы так хорошо справились с заданием, Маша и медведь приглашают вас поиграть в игру “Собери урожай”. - Рассмотрите предметы (овощи). - Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] – ей помогают девочки - Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м’] – ему помогают мальчики. Покажите нужную карточку. (Работают стоя) - Будьте внимательны, - Мальчики, какие предметы собрал медведь, назовите (свекла. репа..огурец .помидор). - Девочки, какие предметы собрала Маша, назовите (лук. тыква, капуста. баклажан). тыква). Вывод: - Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, непарно твердыми и непарно мягкими). - Какие вы знаете непарно твердые согласные? ([ж], [ш], [ц]). -А непарно мягкие?([й’], [ч’], [щ’]) - Как обозначается мягкость согласных на письме?(ь или гласными буквами: е,е, ю, я, и )
Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте. Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол. - |
+ имена + Имена, отчества……… пишутся с заглавной буквы.
(
+ Твёрдые и мягкие
Первый звук твердый + Первый звук в них мягкий + Буквы а, о, ы, э, у
+ Буквы я, ё, ю, е, и. + Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком
Эта буква не обозначает звука
|
Слайд | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели урока.
|
3. Самоопределение к деятельности | -Работа по учебнику Упр.1 Прочитайте задание. Как будете распределять слова. Давайте вспомним. Каким цветом обозначаются твердый и мягкий согласный?(твердый-синим. Красный-мягкий) Взаимопроверка - А теперь узнаем совпадают ли выводы ваши с выводами автора с.54 правило
6. Догадайтесь ,о ком идет речь Уши длинные. Хвост короткий( заяц) З-согл.звон.тверд
-Сишите пследнее предложение Почеркните буквы . которые обозначают мягкие согласные
-
| .
+ и, е, ё, ю, я + Они помогают согласным быть мягкими
+ Тема: твёрдые и мягкие согласные звуки +Цель: научиться обозначать твёрдость и мягкость согласного звука – на письме. |
Слайд
Слайд
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
7.Самостоятельная работа.
| У вас на партах карточки с заданиями разного уровня сложности (№1, №2, №3). Выберите себе любую. Внимательно читаете задание и выполняете его в тетради самостоятельно. Карточка №1 Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные: Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть. Карточка №2 Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные и подчеркни их: Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело, земля. Карточка №3 Составь из слов предложение и подчеркни мягкие согласные: Летят на веток листья с землю. Льдом река покрылась. На лег снег поля.
Проверьте свою работу по образцу. Оцените свою работу (!, +, -) | Формирование умения восстанавливать деформированный текст, Находить в словах мягкие согласные.
Самостоятельная работа на карточках (с проверкой на доске).
|
Слайд | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.
|
8. Итог урока | Подведём итог нашей работы на уроке.
- Над какой темой мы сегодня работали?
Как обозначается твёрдость согласных на письме?
- Как обозначается мягкость согласных на письме?
-Какую роль играет Ь в словах?
- Что понравилось и особенно запомнилось? - Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу? | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
+ Твёрдые и мягкие согласные, их обозначение на письме.
+ Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у
+ Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.
+ Мягкий знак обозначает мягкость согласного |
| Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Коммуникативные: строить монологическое высказывание.
|
9. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества. | Найти загадку, слово-отгадка содержит мягкий согласный звук. Записать в тетрадь загадку и отгадку.РТ У.35 упр.1 с15-16 |
|
|
|
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Оцените свою работу на уроке. Интересно узнать кто из вас понял все на уроке, у кого остались сомнения, а кто не понял тему нашего урока. - атисуйте в тетрадя кружок и закрась. Красный - "Я понял всё". Жёлтый - "Остались сомнения". Белый - "Я не понял". Возьмите нужную звёздочку и поместите её на доску.
- Спасибо за урок. Молодцы! |
.
| Слайд
|
|