«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова. Закрепление". 2 класс

Краткосрочное планирование урока по русскому языку по теме "Однокоренные слова. Закрепление" для 2 класса соответствует содержанию обновлённого образования Республики Казахстан.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок 38

Раздел: Моя школа.

Лексическая тема: Мой учитель.

Тема: Однокоренные слова. (Закрепление).

УРОК:

русский язык

Школа:

Дата:

Ф.И. учителя:

КЛАСС: 2

Количество присутству-

ющих Количество отсутствующих:

Цели обучения, которым посвя-

щен урок:

2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других

2.2.5.1 находить информацию по двум источникам (словари, справочники,

детские энциклопедии, детские познавательные журналы) на определен-

ную тему

2.3.8.2 определять значимые части слова, выделять корень в слове и

подбирать однокоренные слова

Развитие

навыков:

1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от

ситуации общения

2.5 Извлечение необходимой информации из различных источников

3.8 Соблюдение грамматических норм

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

Повторить о родственных (однокоренных) словах.

Узнать о чередовании согласных в корнях однокоренных слов.

Большинство учащихся смогут:

Находить однокоренные слова. Выделять корень в однокоренных словах.

Прочитать о порядке разбора однокоренных слов. Подобрать однокоренные слова к данным.

Некоторые учащиеся смогут:

Составить синквейн об учителе, используя опорные слова.

Языковая

цель

Основные термины и словосочетания:

Состав слова, части слова, корень, однокоренные слова, родственные сло-

ва, пословица, диалог, кроссворд, синквейн, рассказ, вопрос, предложение, упражнение, ответ.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопрос для обсуждения:

Как составить синквейн?

Материал

прошедших

уроков

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы,

алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения,

высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и

письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов,перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, родственные слова.

План

Временное

планирование

Планируемые мероприятия

Ресурсы

1-2

Создание положительного эмоционального настроя

Все прекрасно на земле!

Все прекрасно и во мне!

Вокруг меня одни друзья,

Большая дружная семья!


2-5

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей

урока.

Вниманию учащихся предлагается запись на доске:

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Лось, лоскут, лосёнок,

Горный, горка, городок,

Пес, песочный и песок.

Где слова родные (однокоренные)?

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.

Постановка задач:

- Какие слова называются однокоренными?


5-12

Работа над темой урока.

Цель: усвоение содержания темы.

(К, И) Минутка чистописания: выбираются словарные сло-

ва по усмотрению учителя.

(Г) Игра «Где слова родные (однокоренные)?»

Ученики выписывают пары однокоренных слов и выделяют

корень. Выборочная проверка.

(К, И) Учащиеся исследуют слова, выделяют корень; делают

вывод, что в корне однокоренных слов одни согласные звуки

могут заменяться другими.

(К, И) Рубрика «Хочу знать больше». Учащиеся читают содержание рубрики и узнают, что в корне

однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться

другими. Такое замещение называется чередованием

согласных.

Индивиду-

альные кар-

точки


(Д, К) Пальчиковая физминутка.

«Щупальца осьминога».

(Пальцы сжаты в кулачки и развёрнуты к себе.)

Много ног у осьминога (Поочерёдно, начиная с большого, вы-

прямляют все пальцы – 1-я позиция.)

Все они ему нужны (Пальцы в обратном порядке сгибают в

кулак – 2-я позиция.) Заменяют ему руки (1-я позиция)

Очень ловкие (1-я позиция) они. (Кулачки повернуть на себя и

одновременно их раскрыть.)


12-15

Работа по теме урока

Цель: выполнение практических заданий.

(П) Составление алгоритма.

Учитель организует работу учащихся по изучению алгоритма

подбора однокоренных слов. На основе данного алгоритма и

с помощью словообразовательных словарей находят инфор-

мацию о других (на усмотрение учителя) родственных сло-

вах.

(И) Самостоятельная работа

Детям предлагаются карточки трёх цветов, разного уровня

сложности.

Карточка синего цвета.

Выдели корень в словах.

Сад – садовый

Лес – лесной

Зима – зимний

Карточка зелёного цвета.

Вставь пропущенные буквы и выдели корень. Помни: корень в

однокоренных словах пишется одинаково.

Сад – с…довый

Лес – л…сной

З…ма – зимний

Карточка красного цвета.

Подбери и запиши однокоренные слова, отвечая на вопрос

какой? Выдели корень.

Сад – _ _ _ _ _ _ _

Лес – _ _ _ _ _ _

Зима – _ _ _ _ _ _


15-25

(Д, К) Динамическая пауза

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: нет! (Вращение головой.)

Энергично, как всегда, головой покажем: да! (Подбородок

прижимать к груди, затем запрокидывать голову назад.)

Раз, два, три – вперёд наклон,

Раз, два, три – теперь назад! (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон –Он зарядку делать рад! (Подбородок к груди, затем голову

запрокинуть назад.)


25-30

Работа по развитию речи.

Цель: развитие связной речи.

Работа по учебнику

(Г) Ученики в группе обсуждают синквейны об учителе,

данные в учебнике, находят и выписывают однокоренные

слова, выделяют корень.

(И) Творческое задание.

Учитель предлагает ученикам составить синквейн об учителе

с помощью опорных слов.

(И) Самостоятельная работа. Игра «Кто больше».

Учащиеся продолжают и записывают ряд однокоренных слов,

обозначают корень.


31-35

(Д, К) Физминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.


35-40

Работа в тетради «Что я знаю и умею»

Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме.

Тетрадь

«Что я знаю

и умею»


Итог урока. Рефлексия.

Слова, образованные от одного корня с общим значением,

называются родственными или … .


































Русский язык Урок 39

Раздел: Моя школа.

Лексическая тема: Правила нашего класса.

Тема: Приставки, их правописание.

УРОК:

русский язык

Школа: КГУ «Начальная школа №2 города Зыряновска»

Дата:

Ф.И. учителя: Пролетарская И.Ю.

КЛАСС: 2

Количество присутству-

ющих Количество отсутствующих:

Цели обучения, которым посвя-

щен урок:

2.1.1.1 определять с помощью учителя опорные слова, фиксировать их;

отвечать на закрытые вопросы

2.2.5.1 находить информацию по двум источникам (словари, справочники, детские энциклопедии, детские познавательные журналы) на определенную тему

2.3.7.6 определять значимые части слова; писать слова с приставками: с-, по-, про-, за-, во-, до-, пере-

Развитие

навыков:

1.1 Понимание содержания информации/сообщения

2.5 Извлечение необходимой информации из различных источников

3.7 Соблюдение орфографических норм.

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

Узнать о приставке.

Узнать об обозначении приставки в слове.

Большинство учащихся смогут:

Узнать о новой части слова из текста.

Записать новые слова с приставкой.

Находить лишние слова и объяснять свой выбор.

Выделять приставки в словах.

Сравнивать лексическое значение слов в зависимости от приставки.

Образовывать новые слова с помощью приставки.

Некоторые учащиеся смогут:

Пронаблюдать, как пишутся и произносятся приставки.

Сделать вывод.

Языковая

цель

Основные термины и словосочетания:

Состав слова, части слова, приставка, корень, однокоренные слова, род-

ственные слова, пословица, сказка, рассказ, стихотворение, вопрос, предложение, упражнение, ответ.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопрос для обсуждения:

Какие правила поведения есть в твоём классе?

Материал

прошедших

уроков

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу- щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, родственные и однокоренные слова.

ПЛАН:

Временное

планиро-

вание

Планируемые мероприятия

Ресурсы

1-3 мин

Создание положительного эмоционального настроя

Прозвенел звонок веселый!

Все готовы? Все готово?

Мы сейчас не отдыхаем!

Мы работать начинаем!


3-4 мин

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока.

(Г) Каждой группе учащихся учитель раздает карточку, на которой написаны слова: «сад, садовый, посадка». Задание:

разобрать слова по составу. После выполнения задания педагог обращает внимание детей на то, что некоторые слова разобраны не полностью.

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.

Постановка задач:

– Что такое приставка?

– Где приставка находится в слове?

– Для чего служит приставка?

– Что нужно знать о правописании приставок: с-, по-, про-, за-, во-, до-, пере-?

Индивиду-

альные кар-

точки

5-14 мин

Работа над темой урока.

Цель: усвоение содержания темы.

(К, И) Минутка чистописания: запись пословицы с соблю-

дением высоты, ширины и наклона прописных и строчных

букв, их соединений.

Работа с пословицей по плану:

1. Чтение пословицы.

2. Объяснить значение непонятных слов.

3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему

4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употре-

бить данную пословицу.

(К, И) Работа со сказкой и иллюстрацией.

Учащиеся под руководством учителя знакомятся с текстом

сказки «В волшебной стране»; отвечают на вопрос: «Как

называется часть слова, которая стоит перед корнем?».

Ученикам предлагается по опорным словам составить свой

текст по плану:

1) Какая часть слова стоит перед корнем?

2) Для чего служит приставка?

Учащиеся под руководством учителя записывают слова, ко-

торые составили приставка и корень; выделяют части слова.

(К, И) Работа с правилом.

(П) Работая в паре, ученики читают слова, находят лишнее

слово, объясняя свой выбор, записывают слова с приставками

и обозначают их. Выборочная проверка.


15-16 мин

(Д, К) Пальчиковая физминутка.

Лодочка

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя

большие пальцы.)

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя.

(Делать волнообразные движения руками – «лодочка

плывёт».)

Паруса подниму,

(У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх

большие пальцы.)

Синим морем поплыву.

(Продолжить волнообразные движения руками –

«лодочкой».)

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для ими-

тации рыбок и снова волнообразные движения – «рыбки

плывут».)



Работа по теме урока.

Цель: выполнение практических заданий.

(Г) Учащиеся знакомятся с текстом стихотворения

А. Удзенковой, О. Сагировой; опираясь на схемы к упражне-

нию, составляют однокоренные слова, записывают их и вы-

деляют приставки.

(И) Самостоятельная работа «Учись сравнивать».

Ученики находят слова, образованные с помощью приставок,

записывают слова парами, обозначают корень и приставку.

Используя словообразовательные словари, находят слова, об-

разованные с помощью приставок, использованных в упраж-

нении.

(К, И) Работа с правилом.

(К, И) Учащиеся по картинкам учебника называют действия

ученика; объясняют, почему для каждого слова понадобился

отдельный рисунок.

(К, И) Исследовательская работа.

Учащиеся записывают образованные слова, выделяют при-

ставки и проводят наблюдение над тем, как пишутся и произ-

носятся приставки.

Учебник

Словообра-

зовательные

словари


(Д, К) Динамическая пауза.

У меня спина прямая

У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.)

Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два. (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)

Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз, два, три, четыре, (Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)

Повернись туда-сюда! (Повороты туловища направо-налево.)

Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)



Работа по теме урока

Цель: выполнение практических заданий.

Работа по учебнику.

(И) Самостоятельная работа.

Ученики записывают слова и обозначают приставки.

Выборочная проверка.

Работа по развитию речи.

Цель: развитие связной речи.

(К, И) Учащиеся читают текст «Правила нашего класса»;

объясняют правила. Списывают текст, вставляя пропущенные

буквы; обозначают в выделенном слове приставку.

(К, И) Творческое задание.

Учащимся предлагается придумать и записать свои правила

поведения в классе.


36-37 мин

(Д, К) Физминутка для глаз.

Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо.

Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.


37-43

Работа в тетради «Что я знаю и умею».

Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме.

«Что я знаю

и умею»

44-45 мин

Итог урока. Рефлексия.

Приставки в словах пишутся всегда … . От приставки зависит

лексическое … .


Дополнительная информация


Дифференциация

Оценивание

Межпредметные связи

Мотивированным учащимся

предлагается понаблюдать,

как пишутся и произносятся

приставки; сделать вывод,

используя информацию из словарей и других источников.

Формативное оценивание.

– Самооценивание в тетради

«Что я знаю и умею».

– Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.

– Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

– Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь

«Что я знаю и умею»).

– литература

– самопознание

Рефлексия для учителя:

Важные вопросы

по уроку:


Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)

Какие два момента

были наиболее

успешны?


Какие два момента

улучшили урок?


Что я узнал из урока

о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?














Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее