Урок 38
Раздел: Моя школа.
Лексическая тема: Мой учитель.
Тема: Однокоренные слова. (Закрепление).
УРОК: русский язык | Школа: | |
Дата: | Ф.И. учителя: | |
КЛАСС: 2 | Количество присутству- ющих Количество отсутствующих: | |
Цели обучения, которым посвя- щен урок: | 2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других 2.2.5.1 находить информацию по двум источникам (словари, справочники, детские энциклопедии, детские познавательные журналы) на определен- ную тему 2.3.8.2 определять значимые части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова | |
Развитие навыков: | 1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от ситуации общения 2.5 Извлечение необходимой информации из различных источников 3.8 Соблюдение грамматических норм | |
Предполагаемый результат: | Все учащиеся смогут: Повторить о родственных (однокоренных) словах. Узнать о чередовании согласных в корнях однокоренных слов. Большинство учащихся смогут: Находить однокоренные слова. Выделять корень в однокоренных словах. Прочитать о порядке разбора однокоренных слов. Подобрать однокоренные слова к данным. Некоторые учащиеся смогут: Составить синквейн об учителе, используя опорные слова. | |
Языковая цель | Основные термины и словосочетания: Состав слова, части слова, корень, однокоренные слова, родственные сло- ва, пословица, диалог, кроссворд, синквейн, рассказ, вопрос, предложение, упражнение, ответ. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопрос для обсуждения: Как составить синквейн? | |
Материал прошедших уроков | Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов,перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, родственные слова. | |
План | ||
Временное планирование | Планируемые мероприятия | Ресурсы |
1-2 | Создание положительного эмоционального настроя Все прекрасно на земле! Все прекрасно и во мне! Вокруг меня одни друзья, Большая дружная семья! |
|
2-5 | Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. Вниманию учащихся предлагается запись на доске: Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Лось, лоскут, лосёнок, Горный, горка, городок, Пес, песочный и песок. Где слова родные (однокоренные)? Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока. Постановка задач: - Какие слова называются однокоренными? |
|
5-12 | Работа над темой урока. Цель: усвоение содержания темы. (К, И) Минутка чистописания: выбираются словарные сло- ва по усмотрению учителя. (Г) Игра «Где слова родные (однокоренные)?» Ученики выписывают пары однокоренных слов и выделяют корень. Выборочная проверка. (К, И) Учащиеся исследуют слова, выделяют корень; делают вывод, что в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. (К, И) Рубрика «Хочу знать больше». Учащиеся читают содержание рубрики и узнают, что в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такое замещение называется чередованием согласных. | Индивиду- альные кар- точки |
| (Д, К) Пальчиковая физминутка. «Щупальца осьминога». (Пальцы сжаты в кулачки и развёрнуты к себе.) Много ног у осьминога (Поочерёдно, начиная с большого, вы- прямляют все пальцы – 1-я позиция.) Все они ему нужны (Пальцы в обратном порядке сгибают в кулак – 2-я позиция.) Заменяют ему руки (1-я позиция) Очень ловкие (1-я позиция) они. (Кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть.) |
|
12-15 | Работа по теме урока Цель: выполнение практических заданий. (П) Составление алгоритма. Учитель организует работу учащихся по изучению алгоритма подбора однокоренных слов. На основе данного алгоритма и с помощью словообразовательных словарей находят инфор- мацию о других (на усмотрение учителя) родственных сло- вах. (И) Самостоятельная работа Детям предлагаются карточки трёх цветов, разного уровня сложности. Карточка синего цвета. Выдели корень в словах. Сад – садовый Лес – лесной Зима – зимний Карточка зелёного цвета. Вставь пропущенные буквы и выдели корень. Помни: корень в однокоренных словах пишется одинаково. Сад – с…довый Лес – л…сной З…ма – зимний Карточка красного цвета. Подбери и запиши однокоренные слова, отвечая на вопрос какой? Выдели корень. Сад – _ _ _ _ _ _ _ Лес – _ _ _ _ _ _ Зима – _ _ _ _ _ _ |
|
15-25 | (Д, К) Динамическая пауза Мы сначала всем в ответ Головой покрутим: нет! (Вращение головой.) Энергично, как всегда, головой покажем: да! (Подбородок прижимать к груди, затем запрокидывать голову назад.) Раз, два, три – вперёд наклон, Раз, два, три – теперь назад! (Наклоны вперёд, назад.) Головой качает слон –Он зарядку делать рад! (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.) |
|
25-30 | Работа по развитию речи. Цель: развитие связной речи. Работа по учебнику (Г) Ученики в группе обсуждают синквейны об учителе, данные в учебнике, находят и выписывают однокоренные слова, выделяют корень. (И) Творческое задание. Учитель предлагает ученикам составить синквейн об учителе с помощью опорных слов. (И) Самостоятельная работа. Игра «Кто больше». Учащиеся продолжают и записывают ряд однокоренных слов, обозначают корень. |
|
31-35 | (Д, К) Физминутка для глаз. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано – Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. |
|
35-40 | Работа в тетради «Что я знаю и умею» Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме. | Тетрадь «Что я знаю и умею» |
| Итог урока. Рефлексия. Слова, образованные от одного корня с общим значением, называются родственными или … . |
|
Русский язык Урок 39
Раздел: Моя школа.
Лексическая тема: Правила нашего класса.
Тема: Приставки, их правописание.
УРОК: русский язык | Школа: КГУ «Начальная школа №2 города Зыряновска» | |||||
Дата: | Ф.И. учителя: Пролетарская И.Ю. | |||||
КЛАСС: 2 | Количество присутству- ющих Количество отсутствующих: | |||||
Цели обучения, которым посвя- щен урок: | 2.1.1.1 определять с помощью учителя опорные слова, фиксировать их; отвечать на закрытые вопросы 2.2.5.1 находить информацию по двум источникам (словари, справочники, детские энциклопедии, детские познавательные журналы) на определенную тему 2.3.7.6 определять значимые части слова; писать слова с приставками: с-, по-, про-, за-, во-, до-, пере- | |||||
Развитие навыков: | 1.1 Понимание содержания информации/сообщения 2.5 Извлечение необходимой информации из различных источников 3.7 Соблюдение орфографических норм. | |||||
Предполагаемый результат: | Все учащиеся смогут: Узнать о приставке. Узнать об обозначении приставки в слове. Большинство учащихся смогут: Узнать о новой части слова из текста. Записать новые слова с приставкой. Находить лишние слова и объяснять свой выбор. Выделять приставки в словах. Сравнивать лексическое значение слов в зависимости от приставки. Образовывать новые слова с помощью приставки. Некоторые учащиеся смогут: Пронаблюдать, как пишутся и произносятся приставки. Сделать вывод. | |||||
Языковая цель | Основные термины и словосочетания: Состав слова, части слова, приставка, корень, однокоренные слова, род- ственные слова, пословица, сказка, рассказ, стихотворение, вопрос, предложение, упражнение, ответ. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопрос для обсуждения: Какие правила поведения есть в твоём классе? | |||||
Материал прошедших уроков | Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу- щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, родственные и однокоренные слова. | |||||
ПЛАН: | ||||||
Временное планиро- вание | Планируемые мероприятия | Ресурсы | ||||
1-3 мин | Создание положительного эмоционального настроя Прозвенел звонок веселый! Все готовы? Все готово? Мы сейчас не отдыхаем! Мы работать начинаем! |
| ||||
3-4 мин | Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. (Г) Каждой группе учащихся учитель раздает карточку, на которой написаны слова: «сад, садовый, посадка». Задание: разобрать слова по составу. После выполнения задания педагог обращает внимание детей на то, что некоторые слова разобраны не полностью. Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока. Постановка задач: – Что такое приставка? – Где приставка находится в слове? – Для чего служит приставка? – Что нужно знать о правописании приставок: с-, по-, про-, за-, во-, до-, пере-? | Индивиду- альные кар- точки | ||||
5-14 мин | Работа над темой урока. Цель: усвоение содержания темы. (К, И) Минутка чистописания: запись пословицы с соблю- дением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений. Работа с пословицей по плану: 1. Чтение пословицы. 2. Объяснить значение непонятных слов. 3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему 4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употре- бить данную пословицу. (К, И) Работа со сказкой и иллюстрацией. Учащиеся под руководством учителя знакомятся с текстом сказки «В волшебной стране»; отвечают на вопрос: «Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?». Ученикам предлагается по опорным словам составить свой текст по плану: 1) Какая часть слова стоит перед корнем? 2) Для чего служит приставка? Учащиеся под руководством учителя записывают слова, ко- торые составили приставка и корень; выделяют части слова. (К, И) Работа с правилом. (П) Работая в паре, ученики читают слова, находят лишнее слово, объясняя свой выбор, записывают слова с приставками и обозначают их. Выборочная проверка. |
| ||||
15-16 мин | (Д, К) Пальчиковая физминутка. Лодочка Две ладошки прижму, И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы.) Две ладошки, друзья, – Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками – «лодочка плывёт».) Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы.) Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками – «лодочкой».) А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для ими- тации рыбок и снова волнообразные движения – «рыбки плывут».) |
| ||||
| Работа по теме урока. Цель: выполнение практических заданий. (Г) Учащиеся знакомятся с текстом стихотворения А. Удзенковой, О. Сагировой; опираясь на схемы к упражне- нию, составляют однокоренные слова, записывают их и вы- деляют приставки. (И) Самостоятельная работа «Учись сравнивать». Ученики находят слова, образованные с помощью приставок, записывают слова парами, обозначают корень и приставку. Используя словообразовательные словари, находят слова, об- разованные с помощью приставок, использованных в упраж- нении. (К, И) Работа с правилом. (К, И) Учащиеся по картинкам учебника называют действия ученика; объясняют, почему для каждого слова понадобился отдельный рисунок. (К, И) Исследовательская работа. Учащиеся записывают образованные слова, выделяют при- ставки и проводят наблюдение над тем, как пишутся и произ- носятся приставки. | Учебник Словообра- зовательные словари | ||||
| (Д, К) Динамическая пауза. У меня спина прямая У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.) Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.) Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.) Раз, два, три, четыре. Три, четыре, раз, два. (Наклон вперед и выпрямиться.) Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.) Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.) Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.) Раз, два, три, четыре, (Повороты туловища.) Три, четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.) Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.) И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.) Повернись туда-сюда! (Повороты туловища направо-налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.) |
| ||||
| Работа по теме урока Цель: выполнение практических заданий. Работа по учебнику. (И) Самостоятельная работа. Ученики записывают слова и обозначают приставки. Выборочная проверка. Работа по развитию речи. Цель: развитие связной речи. (К, И) Учащиеся читают текст «Правила нашего класса»; объясняют правила. Списывают текст, вставляя пропущенные буквы; обозначают в выделенном слове приставку. (К, И) Творческое задание. Учащимся предлагается придумать и записать свои правила поведения в классе. |
| ||||
36-37 мин | (Д, К) Физминутка для глаз. Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. |
| ||||
37-43 | Работа в тетради «Что я знаю и умею». Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме. | «Что я знаю и умею» | ||||
44-45 мин | Итог урока. Рефлексия. Приставки в словах пишутся всегда … . От приставки зависит лексическое … . |
| ||||
Дополнительная информация | ||||||
Дифференциация | Оценивание | Межпредметные связи | ||||
Мотивированным учащимся предлагается понаблюдать, как пишутся и произносятся приставки; сделать вывод, используя информацию из словарей и других источников. | Формативное оценивание. – Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею». – Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом. – Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. – Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»). | – литература – самопознание | ||||
Рефлексия для учителя: | ||||||
Важные вопросы по уроку: |
| |||||
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения) | ||||||
Какие два момента были наиболее успешны? |
| |||||
Какие два момента улучшили урок? |
| |||||
Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке? |
|