Тема: Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.
Цели: Знакомство с одной и двумя буквами Н в наречиях на –О и -Е
Задачи:
- обучающие:
1) познакомить учащихся с условиями выбора правописания Н и НН в суффиксах наречий на –О и –Е;
2) повторить написание Н и НН в прилагательных и причастиях;
3) Р.р. обучать конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями;
-развивающие:
1) развивать умение последовательно излагать свои мысли, используя учебную терминологию;
2) развивать умение обобщать изученный материал
-воспитательные:
1) воспитание навыков самоконтроля, развитие самостоятельности и творчества;
2) воспитывать бережное отношение к языку, правильно и грамотно звучащей речи.
Ход урока.
1. Оргмомент. Организация учащихся по подготовке к уроку.
2. Повторение. Повторение сведений о написании Н и НН в прилагательных и причастиях
Проведение словарного диктанта
Клюквенный морс, гусиное перо, проделанная работа, вязаная кофта, крашенный известью забор, торжественное событие, задание выполнено, манеры изысканны, средства изысканы, воспитанный ребенок, стеклянная колба.
Объяснение новой темы с целью познакомить учащихся с написанием Н и НН в наречиях на –О и –Е; формирование представления о Н и НН в наречиях на –О и –Е.
1).Чтение и наблюдение записанных на доске пар слов:
Обдуманный - обдуманно;
Восторженный – восторженно;
Искусный - искусно
Интересный – интересно.
2.) Беседа:
- Слова каких частей речи записаны в левом и правом столбиках?
- Каким способом образованы данные наречия?
- Чем обусловлено употребление одной и двух букв Н в наречиях на –О и –Е?
3). Чтение материала учебника с последующим ответом на вопрос:
- Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречиях Н и НН?
(с 120)
Следует отличать наречия от кратких страдательных причастий среднего рода.
Запись на доске:
Зрители слушали удивлённо. Собрание удивлено сообщением.
- На какие вопросы отвечают одинаково звучащие слова в первом и втором предложениях?
- Какими членами предложения являются эти слова?
- От каких частей речи зависят?
Вывод: в первом предложении удивленно – наречие образа действия, вопрос (как?) задаётся от глагола, является обстоятельством; во втором предложении удивлено – краткое причастие, является сказуемым.
Закрепление темы.
Р.р. Составьте предложения со следующими словами:
Обоснованно – обосновано; сдержанно – сдержано; сосредоточенно –сосредоточено; Обеспеченно – обеспечено.
2) Коллективная работа. Выполнение упражнения 234 учебника на доске. Цель: умение применять изученное правило.
3) Самостоятельная работа. Цель: умение подобрать к наречиям синонимы, в которых пишутся НН и Н.
Спокойно, тревожно, невнимательно, быстро, смело, напрасно.
(Синонимы: безмятежно, беспокойно, рассеянно, мгновенно, бесстрашно, бесполезно).
5. Выводы по уроку. Беседа.
- От чего зависит употребление одной и двух Н в наречиях на –О и –Е?
- Как отличить краткое причастие в предложении от наречий на –О и –Е? .
Материал на стр. 121
6. Рефлексия
7. Домашнее задание. Комментирование домашнего задания
Выучить правило с.. 120 . Выполнить упр. 225учебника.