Алматинская область Кербулакский район
с. Сарыозек КГУ средняя школа № 49
Учитель начальных классов
Мусагулова Майра Нуртаевна
Урок русского языка (2 класс)
Тема: «Как проверить парный согласный на конце слова?»
Цели: упражнять в умении проверять парные согласные на конце слова, отрабатывать способы подбора проверочных слов; развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, память, творческое воображение учащихся; воспитывать отзывчивость, бережное отношение к природе.
Тип урока: урок-путешествие.
Форма работы: Индивидуальная работа, обсуждение в парах, в группах.
Ожидаемые результаты: смогут выполнить предложенное задание
Ресурсы: осенний пейзаж – берёзка со словарными словами, осенние листья с буквами- парными согласными, рисунок дуба, листья (дуба) –карточки с заданиями, солнышко, облака, туча со снежинками, пенечек, ежата, рисунок комнатного цветка в горшке.
Ход урока.
1. Вызов
1. Психологический настрой.
- Обернитесь, повернитесь и друг другу улыбнитесь!
На уроке не болтать,
Время даром не терять.
Надо многому учиться.
Это в жизни пригодится.
2. а)- Ребята, какое сегодня число? / 16 ноября/ - А к какому времени года относится ноябрь месяц? /Ноябрь – последний месяц осени/ - В народе говорят, что ноябрь – последний месяц живой воды, месяц первого льда.
б) Отгадайте загадку:
Он большой, густой, зелёный.
Представляет целый дом.
В нём найдут приют и птицы.
Зайки, волки, кабаны. (Презентация осенний лес)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся с вами на прогулку в осенний лес. Гуляя по осеннему лесу, мы будем с вами наблюдать жизнь природы. Будем учиться правильно, писать слова.
- Входя в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. Я думаю, вы знаете эти правила.
в) – На прогулке нам понадобится дневник путешественника. Это ваши тетради. В них мы будем записывать свои наблюдения. Запишите дату нашей прогулки.
Итак, мы отправляемся в путь.
3. а) Минутка чистописания.
Дд да до
- (послушайте, о какой букве говорится?)
Соглашаешься когда,
С нею ставишь букву «а»,
А когда поставишь «о» ты,
Получаешь просто ноту! (Д)
- что знаете об этой буква?
- на какие группы делятся согласные?
- назови парные согласные.
-назовите остальные только звонкие согласные, глухие.
- как проверить парные согласные на конце слова?
- Закройте глаза, представьте себе мы в лесу.… Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами. Что вы слышите? А теперь походите там. Потрогайте руками всё, что встречается на пути? Вдохните глубоко. Откройте глаза.
Б) Игра «Найди пару»
- Посмотрите, какие красивые листья! А эти листья непростые. Найдите парные согласные. Какие согласные остались? /внимание на доску/
- придумайте слова с парными согласными.
4. - Ребята, мы на лесной поляне.
- Посмотрите внимательно, как вы думаете, что здесь лишнее? / горшочек со стебельком – это комнатное растение/
- На стебельке написано СОС - это сигнал о помощи.
Учитель читает сообщение:
- Дорогие ребята, обращается к вам Фея Осень. Я так ждала вас в гости к себе в осенний лес, так закружилась, что не заметила коварства злого колдуна. Он превратил меня в сухой стебелёк. Помочь мне сможете только вы. Найдите, пожалуйста, мои лепестки! Но сначала помогите моей подруге – Берёзке. Злой колдун напустил на неё полчища вредных насекомых, которые портят кору дерева!
5. Словарная работа / рисунок берёзы со словарными словами/.
М – РОЗ, СН-Г, Д-Б, ГР_Б, Ё-, СУГРО_,
-Какие это слова?
- Пишите красиво правильно, чтобы помочь Березке.
- Молодцы! Вылечили! / За правильно выполненное задание – первый лепесток. Ребята обнаружили его под облачком/.
- А как ласково назвать березу?
- Замечательно, вы справились с заданием, даже солнышко улыбается нам. Ну, спасибо, солнышко, пойдем дальше по дорожке.
- На какие согласные оканчиваются эти слова? Какие эти согласные? – о чем мы будем говорить на уроке?
- Ой, кто это там фырчит? Кто там копошится? Это –Ежи. По-моему они ссорятся. Давайте подумаем, о чём идёт спор?
/ У пенька два ежа. У одного на спинке слово –ЁШ, а у другого – ЁЖ/.
- Это всё проделки злого колдуна, он разбудил ежат и пытается их поссорить. Но вы ведь этого не допустите, поможете ежам.
- Какая это орфограмма? - Как проверить парный согласный на конце слова? - Молодцы, ребята! Вывод сделали верный, а это значит, помогли ежам! / Под пенёчком находят второй лепесток/.
6) Объединение на группы по видам осенних листьев.
- повторение правило работы в группе.
2. Осмысление
1. Работа над новой темой
7) Работа по учебнику
А) Работа по карточкам:
- упр. 179
- вывод: как проверить парные согласные?
- мы с вами выполнили задание правильно и вот нашли третий лепесток.
2. Физминутка
Включаю музыку
- Ребята, давайте вернёмся к нашим дневникам путешественников и запишем наши наблюдения. А, поможет нам упражнение 180.
3. Закрепление
Б) Работа в группах:
- упр. 180 подбери проверочные слова. - дети работают в группе /За правильное выполнение – четвертый лепесток/.
В) Работа в парах.
- Чувствует Колдун наше приближение, не желает расколдовать Фею Осени, напустил сильный ветер – осыпались и листочки дуба. Ведь только дуб может позволить себе поздний листопад. На этих листочках есть задания. Давайте, посмотрим, на эти листочки?
- Возьмите листочки и выполните волшебное задание:
-Какие звуки на конце слова? какие буквы? проверь их..
1. МОРОЗ, СНЕГ, ПРУД, ЛЕД, ВЕСЕЛЫЙ СМЕХ
2. ЖИВОЙ УГОЛОК, ЁЖ, ЧИЖ, ЁРШ, УЖ.
- Проверка /За правильно выполненное задание – сердечко цветка/
/На лепестке появился улыбающийся ЦВЕТОК/.
4. Рефлексия
- Вот и расколдовали Фею Осени! Как вы думаете, что скажет вам она?
- Ребята, чтобы Ежи больше не ссорились, повторите ещё раз, как проверить парный согласный на конце слова?
- Ребята, а вы за что поблагодарите Осень?
5. Домашнее задание.
- Фею Осени мы выручили, благодаря вашим знаниям. Молодцы!
- А как вы думаете, где же злой Колдун, во что он превратился?
- В тучу. Почему вы так решили? Туча хмурая, сердитая….
- если вам урок понравился, покажите солнышко, если урок не понравился тучку.
- А сейчас, ребята, соберёмся все на этой поляне (все выходят к доске)
Тихо-тихо. Закройте глаза. 1. 2, 3.
- Сюрпризный момент: с тучи падают снежинки- на них домашнее задание.
- Ну, что ж наша прогулка подошла к концу. До свидания, лес.