«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку "Как проверить парный согласный на конце слова?"

Урок по русскому языку в форме путешествия. На уроке дети работают в группе, паре, индивидуально. На уроке играют в игры для развития внимания, памяти. Выполняют задания

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Алматинская область Кербулакский район

с. Сарыозек КГУ средняя школа № 49

Учитель начальных классов

Мусагулова Майра Нуртаевна


Урок русского языка (2 класс)


Тема: «Как проверить парный согласный на конце слова?» 
Цели: упражнять в умении проверять парные согласные на конце слова, отрабатывать способы подбора проверочных слов; развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, память, творческое воображение учащихся; воспитывать отзывчивость, бережное отношение к природе. 

Тип урока: урок-путешествие. 

Форма работы: Индивидуальная работа, обсуждение в парах, в группах.

Ожидаемые результаты: смогут выполнить предложенное задание

Ресурсы: осенний пейзаж – берёзка со словарными словами, осенние листья с буквами- парными согласными, рисунок дуба, листья (дуба) –карточки с заданиями, солнышко, облака, туча со снежинками, пенечек, ежата, рисунок комнатного цветка в горшке. 
Ход урока. 

1. Вызов

1. Психологический настрой. 
- Обернитесь, повернитесь и друг другу улыбнитесь! 
На уроке не болтать, 
Время даром не терять. 
Надо многому учиться. 
Это в жизни пригодится. 

2. а)- Ребята, какое сегодня число? / 16 ноября/ - А к какому времени года относится ноябрь месяц? /Ноябрь – последний месяц осени/  - В народе говорят, что ноябрь – последний месяц живой воды, месяц первого льда. 

б) Отгадайте загадку:

Он большой, густой, зелёный.

Представляет целый дом.

В нём найдут приют и птицы.

Зайки, волки, кабаны. (Презентация осенний лес)

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся с вами на прогулку в осенний лес. Гуляя по осеннему лесу, мы будем с вами наблюдать жизнь природы. Будем учиться правильно, писать слова. 
- Входя в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. Я думаю, вы знаете эти правила.
в) – На прогулке нам понадобится дневник путешественника. Это ваши тетради. В них мы будем записывать свои наблюдения. Запишите дату нашей прогулки. 
Итак, мы отправляемся в путь.

3. а) Минутка чистописания. 

Дд да до

- (послушайте, о какой букве говорится?)

Соглашаешься когда,
С нею ставишь букву «а»,

А когда поставишь «о» ты,

Получаешь просто ноту! (Д)

- что знаете об этой буква?

- на какие группы делятся согласные?

- назови парные согласные.

-назовите остальные только звонкие согласные, глухие.

- как проверить парные согласные на конце слова?

- Закройте глаза, представьте себе мы в лесу.… Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами. Что вы слышите? А теперь походите там. Потрогайте руками всё, что встречается на пути? Вдохните глубоко. Откройте глаза.

Б) Игра «Найди пару»
- Посмотрите, какие красивые листья! А эти листья непростые. Найдите парные согласные. Какие согласные остались? /внимание на доску/ 

- придумайте слова с парными согласными.

4. - Ребята, мы на лесной поляне.

- Посмотрите внимательно, как вы думаете, что здесь лишнее? / горшочек со стебельком – это комнатное растение/ 
- На стебельке написано СОС - это сигнал о помощи. 
Учитель читает сообщение: 
- Дорогие ребята, обращается к вам Фея Осень. Я так ждала вас в гости к себе в осенний лес, так закружилась, что не заметила коварства злого колдуна. Он превратил меня в сухой стебелёк. Помочь мне сможете только вы. Найдите, пожалуйста, мои лепестки! Но сначала помогите моей подруге – Берёзке. Злой колдун напустил на неё полчища вредных насекомых, которые портят кору дерева! 

5. Словарная работа / рисунок берёзы со словарными словами/. 
М – РОЗ, СН-Г, Д-Б, ГР_Б, Ё-, СУГРО_,
-Какие это слова?
- Пишите красиво правильно, чтобы помочь Березке. 

- Молодцы! Вылечили! / За правильно выполненное задание – первый лепесток. Ребята обнаружили его под облачком/. 

- А как ласково назвать березу? 
- Замечательно, вы справились с заданием, даже солнышко улыбается нам. Ну, спасибо, солнышко, пойдем дальше по дорожке. 

- На какие согласные оканчиваются эти слова? Какие эти согласные? – о чем мы будем говорить на уроке?

- Ой, кто это там фырчит? Кто там копошится? Это –Ежи. По-моему они ссорятся. Давайте подумаем, о чём идёт спор? 
/ У пенька два ежа. У одного на спинке слово –ЁШ, а у другого – ЁЖ/. 
- Это всё проделки злого колдуна, он разбудил ежат и пытается их поссорить. Но вы ведь этого не допустите, поможете ежам. 
- Какая это орфограмма? - Как проверить парный согласный на конце слова? - Молодцы, ребята! Вывод сделали верный, а это значит, помогли ежам! / Под пенёчком находят второй лепесток/. 

6) Объединение на группы по видам осенних листьев.

- повторение правило работы в группе.

2. Осмысление

1. Работа над новой темой

7) Работа по учебнику

А) Работа по карточкам:

- упр. 179

- вывод: как проверить парные согласные?

- мы с вами выполнили задание правильно и вот нашли третий лепесток.

2. Физминутка

Включаю музыку

- Ребята, давайте вернёмся к нашим дневникам путешественников и запишем наши наблюдения. А, поможет нам упражнение 180. 

3. Закрепление
Б) Работа в группах:

- упр. 180 подбери проверочные слова. - дети работают в группе /За правильное выполнение – четвертый лепесток/. 

В) Работа в парах. 
- Чувствует Колдун наше приближение, не желает расколдовать Фею Осени, напустил сильный ветер – осыпались и листочки дуба. Ведь только дуб может позволить себе поздний листопад. На этих листочках есть задания. Давайте, посмотрим, на эти листочки? 
- Возьмите листочки и выполните волшебное задание: 
-Какие звуки на конце слова? какие буквы? проверь их.. 
1. МОРОЗ, СНЕГ, ПРУД, ЛЕД, ВЕСЕЛЫЙ СМЕХ

2. ЖИВОЙ УГОЛОК, ЁЖ, ЧИЖ, ЁРШ, УЖ.

- Проверка /За правильно выполненное задание – сердечко цветка/ 
/На лепестке появился улыбающийся ЦВЕТОК/.
 

4. Рефлексия

- Вот и расколдовали Фею Осени! Как вы думаете, что скажет вам она? 
- Ребята, чтобы Ежи больше не ссорились, повторите ещё раз, как проверить парный согласный на конце слова? 
- Ребята, а вы за что поблагодарите Осень?
5. Домашнее задание. 
- Фею Осени мы выручили, благодаря вашим знаниям. Молодцы! 
- А как вы думаете, где же злой Колдун, во что он превратился? 
- В тучу. Почему вы так решили? Туча хмурая, сердитая…. 

- если вам урок понравился, покажите солнышко, если урок не понравился тучку.
- А сейчас, ребята, соберёмся все на этой поляне (все выходят к доске) 
Тихо-тихо. Закройте глаза. 1. 2, 3. 
- Сюрпризный момент: с тучи падают снежинки- на них домашнее задание.
- Ну, что ж наша прогулка подошла к концу. До свидания, лес. 



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее