Конспект урока по русскому языку, проведенного во 2 «А» классе МБОУ СШ № 1 студенткой группы 2Ш
Скребец Владиславой Сергеевной
Тема урока: Что такое обращение
Место урока в разделе
Тип и вид урока: изучение нового материала
Цели урока: формировать представление об обращении с точки зрения пунктуационных, интонационных, коммуникативных норм.
Задачи урока: раскрыть понятие «обращение», познакомить со способами выделения обращения на письме и в устной речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик узнает, что такое обращение;
Ученик научится выделять обращения пунктуационно и интонационно;
Ученик получит возможность правильно употреблять обращения в устной и письменной речи.
Личностные: воспитывать положительное отношение к учению, нравственно-этическое отношение к окружающим людям, стремление к успеху.
Метапредметные: -
Регулятивные УУД: развивать волевые качества, самоконтроль и самооценку.
Коммуникативные УУД: развивать умение планировать и осуществлять учебное сотрудничество при работе с соседом по парте.
Познавательные УУД: развивать умение учащихся находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, а в устной речи – интонационно, развивать умение использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией; выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;
развивать способности анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, доказывать, логически рассуждать при работе с языковым материалом, развивать умение находить и выделять необходимую информацию при работе с правилом, материалом учебника.
Основные понятия: Обращение.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
Технологии: проблемного обучения, здоровье сберегающие, информационные.
Методы: активные методы обучения, словесный метод, наглядный метод.
Приемы: побуждающий диалог, беседа.
Оборудование: учебник Н.А. Чуракова Русский язык 2 класс 3часть; наглядные материалы, презентация.
Структура урока:
Дидактическая структура урока | Ход урока | Примечания | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
Организационный момент Время: 2 минуты | Приветствие. -Здравствуйте, класс, меня зовут Владислава Сергеевна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. -Проверьте свою готовность, посмотрите все ли в порядке у вас на столе, у кого всё в порядке может тихо сесть. - Я хочу начать наше занятие с таких мудрых слов: «Человек должен трудиться – плохо ему, когда он бездействует». -Как вы понимаете эти слова? -Я желаю вам трудиться для своего развития и совершенствования.
| Приветствуют учителя.
Учащиеся размышляют, высказывают свое мнение, настраиваются на работу. Ответы детей: если человек бездействует у него ничего не получится, труд развивает человека. |
|
Проверка домашнего задания Время: |
|
|
|
Подготовка к основному этапу занятия Время: 10 минут |
-………….., попроси ……… передать тебе тетрадь. ………, обратись к …….. и попроси её дать тебе карандаш. - Почему ваши просьбы выполнили……….. и ……… , а не другие ребята? - К кому обращались…….. .. и …….. ? Как они это делали? - Как вы думаете, как это называется, когда к кому-нибудь обращаются? - Где мы это можем узнать? - Что бы вы хотели узнать про обращение? Обращение - это… В устной речи они выделяются… Письменно выделяются… Умею находить… Правильно использовать…. -Давайте поработаем с «лесницей» знаний. «Покажите» ваши знания по этой теме в начале урока. -Как будем работать? -Где будем искать ответы?
| Учащиеся обращаются с просьбами, и ребята выполняют действия. Отвечают: «Потому что с просьбой обращались именно к ним». Выдвигают свои предположения. Предлагают открыть учебник. Ответы: как обозначаются на письме, как выделяются голосом, что такое обращение.
Показывают уровень знаний. Предлагают искать ответы в учебнике.
|
Распечатанный план вывешивается на доску.
На доске рисуются ступеньки, ставится точка, где учащиеся чувствуют себя в начале урока. |
Усвоение новых знаний и способов действий Время: 10 минут | -Давайте откроем учебник на странице 54, и каждый тихо прочитает два первых предложения. - С разной ли интонацией вы их читаете? - Где вы голосом выделяете слово Миша? Где не выделяете? - В каком предложении о Мише что-то сообщается? - В каком предложении к Мише обращаются? -Какую работу выполняет это слово? -Мы нашли интересное слово, которое выполняет важную функцию: называет того, к кому обращаются с речью. Может это и есть … обращение? Давайте прочитаем правило летучей мыши. - Подтвердилось ли ваше предположение? -Рассмотрите картинку. Сочините свои обращения. В парах придумайте по картинке, как Маша обращается к Барсику и ругает его за разбитый кувшин, и как Анишит Йокоповна обращается к Мише и просит его помочь Маше. Назовите слова-обращения. -С какой интонацией надо произносить обращения? - Со звательной.
- Теперь давайте посмотрим в учебник на страницу 55 и сравним предложения. Какое лишнее и почему? - Найдите слова-обращения в оставшихся предложениях. - Где может стоять обращение в предложении? Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится 1 запятая, а в каком обращение выделяется запятыми с двух сторон? -Сделайте вывод. -Рассмотрите таблицу со схемами. -Каждому предложению найдите соответствующую схему. - А теперь давайте прочитаем правило летучей мыши, второе предложение. Правильно мы распределили предложения? - Какая схема осталась? Почему тут знак восклицания после обращения? - Посмотрите на 55 страницу учебника. Сравните начало 2 записок. Какое слово является обращением? В каком случае надо читать с большим чувством? Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случае? - Зарисуйте каждую схему на отдельном листочке. - Класс, вы хорошо потрудились, давайте немного отдохнём. Встаем на физкультминутку. Вышли уточки на луг Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. | Учащиеся тихо читают предложения. Ответы учеников: мы читаем эти предложения с разной интонацией. В первом предложении выделяем Миша, во втором нет. Во втором предложении о Мише сообщается, а в первом к нему обращаются. Слово Миша называет того, к кому обращаются. Читают правило.
Работают в парах, составляют предложения с обращениями. (Барсик, какой же ты безобразник! Барсик, как же тебе попадёт от мамы.) (Миша, помоги Маше! Миша, куда ты спрятался?)
Ответы учеников: лишнее предложение последнее. Там нет обращения. Слово -обращение – Миша. Обращение может стоять в любой части предложения. С двух сторон обращение выделяется запятыми, когда стоит в середине предложения. 1) Миша, сядь ближе. 2) –. 3)Сядь, Миша, ближе. 4) Сядь ближе, Миша. Читают правило.
Зарисовывают схемы.
Ученики встают на физкультминутку. |
Учитель крепит на доску около цифры 1 полоску с буковой О, обозначающей слово-обращение. Учитель крепит на доску около цифры 2 картинку с изображением человека, зовущего кого-то.
Учитель крепит на доску около цифры 3 схемы предложений с обращениями. |
Первичная проверка понимания Время: 10 минут | -Теперь давайте откроем страницу 56 и посмотрим на 61 упражнение. Я читаю, следим и слушаем внимательно. Как вы думаете, чего не хватает в этом стихотворении? Почему? Вам минута на размышления, подумайте, где должны стоять запятые. Обратите внимание на доску, кто хочет сказать, как правильно должны стоять запятые? -Вы хорошо справились с заданием, давайте ещё немного поработаем. Я вам сейчас раздаю задания, ваша задача найти обращения, подчеркнуть их одной чертой и правильно вставить пропущенные буквы. Один ученик самостоятельно выполняет на доске. | Открывают страницу в учебники. Слушают учителя и выполняют упражнения. В этом стихотворении не хватает запятых. Потому что здесь много обращений. Выделяют запятые. Один ученик комментирует.
Ученики выполняют задания, один на доске. Далее идёт проверка. |
Презентация слайд 1. |
Закрепление знаний и способов действий Время:5 минут | - Давайте ещё раз откроем страницу 54 учебника и прочитаем правило под летучей мышью. Кто хочет прочитать? - Теперь возьмите второй лист с заданием. Ваша задача найти обращения, подчеркнуть их одной чертой и правильно выделить знаками препинания. - Давайте проверим.
| Один ученики читает правило.
Выполняют работу. Проверяют себя. |
|
Итог урока Время:1 минута | -Чему мы научились сегодня на уроке? - Какая была цель урока? - Добились мы цели?
| Ответы: мы узнали, что такое обращение. Цель была узнать, как правильно выделяется обращение в устной речи и на письме. Да, мы добились цели. |
|
Рефлексия Время:1 минута | -Теперь вернёмся к нашим ступеням знаний, где вы себя ощущаете под конец урока? Если вам понравился урок, и вы совсем справились, поднимите руки вверх, если нет – опустите вниз. Спасибо за работу! Урок окончен. | В зависимости от того понравился урок ученикам и со всем ли они справились, учащиеся поднимают или опускают руки. Прощаются с учителем. | Учитель ставит обозначение на той ступени, куда поднялись учащиеся. |