«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку "Что такое обращение"

Конспект урока по теме " Что такое обращение"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по русскому языку, проведенного во 2 «А» классе МБОУ СШ № 1 студенткой группы 2Ш

Скребец Владиславой Сергеевной

Тема урока: Что такое обращение

Место урока в разделе

Тип и вид урока: изучение нового материала

Цели урока: формировать представление об обращении с точки зрения пунктуационных, интонационных, коммуникативных норм.

Задачи урока: раскрыть понятие «обращение», познакомить со способами выделения обращения на письме и в устной речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик узнает, что такое обращение;

Ученик научится выделять обращения пунктуационно и интонационно;

Ученик получит возможность правильно употреблять обращения в устной и письменной речи.

Личностные: воспитывать положительное отношение к учению, нравственно-этическое отношение к окружающим людям, стремление к успеху.

Метапредметные: -

Регулятивные УУД: развивать волевые качества, самоконтроль и самооценку.

Коммуникативные УУД: развивать умение планировать и осуществлять учебное сотрудничество при работе с соседом по парте.

Познавательные УУД: развивать умение учащихся находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, а в устной речи – интонационно, развивать умение использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией; выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;

развивать способности анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, доказывать, логически рассуждать при работе с языковым материалом, развивать умение находить и выделять необходимую информацию при работе с правилом, материалом учебника.

Основные понятия: Обращение.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Технологии: проблемного обучения, здоровье сберегающие, информационные.

Методы: активные методы обучения, словесный метод, наглядный метод.

Приемы: побуждающий диалог, беседа.

Оборудование: учебник Н.А. Чуракова Русский язык 2 класс 3часть; наглядные материалы, презентация.

Структура урока:



Дидактическая структура урока

Ход урока

Примечания

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Время: 2 минуты

Приветствие.

-Здравствуйте, класс, меня зовут Владислава Сергеевна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.

-Проверьте свою готовность, посмотрите все ли в порядке у вас на столе, у кого всё в порядке может тихо сесть.

- Я хочу начать наше занятие с таких мудрых слов:

«Человек должен трудиться – плохо ему, когда он бездействует».

-Как вы понимаете эти слова?

-Я желаю вам трудиться для своего развития и совершенствования.


Приветствуют учителя.







Учащиеся размышляют, высказывают свое мнение, настраиваются на работу.

Ответы детей: если человек бездействует у него ничего не получится, труд развивает человека.


Проверка домашнего задания

Время:




Подготовка к основному этапу занятия

Время: 10 минут


-………….., попроси ……… передать тебе тетрадь. ………, обратись к …….. и попроси её дать тебе карандаш.

- Почему ваши просьбы выполнили……….. и ……… , а не другие ребята?

- К кому обращались…….. .. и …….. ? Как они это делали?

- Как вы думаете, как это называется, когда к кому-нибудь обращаются?

- Где мы это можем узнать?

- Что бы вы хотели узнать про обращение?

Обращение - это…

В устной речи они выделяются…

Письменно выделяются…

Умею находить…

Правильно использовать….

-Давайте поработаем с «лесницей» знаний. «Покажите» ваши знания по этой теме в начале урока.

-Как будем работать?

-Где будем искать ответы?


Учащиеся обращаются с просьбами, и ребята выполняют действия.

Отвечают: «Потому что с просьбой обращались именно к ним».

Выдвигают свои предположения.

Предлагают открыть учебник.

Ответы: как обозначаются на письме, как выделяются голосом, что такое обращение.





Показывают уровень знаний. Предлагают искать ответы в учебнике.













Распечатанный план вывешивается на доску.


На доске рисуются ступеньки, ставится точка, где учащиеся чувствуют себя в начале урока.

Усвоение новых знаний и способов действий

Время: 10 минут

-Давайте откроем учебник на странице 54, и каждый тихо прочитает два первых предложения.

- С разной ли интонацией вы их читаете?

- Где вы голосом выделяете слово Миша? Где не выделяете?

- В каком предложении о Мише что-то сообщается?

- В каком предложении к Мише обращаются?

-Какую работу выполняет это слово?

-Мы нашли интересное слово, которое выполняет важную функцию: называет того, к кому обращаются с речью. Может это и есть … обращение?

Давайте прочитаем правило летучей мыши.

- Подтвердилось ли ваше предположение?

-Рассмотрите картинку. Сочините свои обращения.

В парах придумайте по картинке, как Маша обращается к Барсику и ругает его за разбитый кувшин, и как Анишит Йокоповна обращается к Мише и просит его помочь Маше. Назовите слова-обращения.

-С какой интонацией надо произносить обращения?

- Со звательной.



- Теперь давайте посмотрим в учебник на страницу 55 и сравним предложения. Какое лишнее и почему?

- Найдите слова-обращения в оставшихся предложениях.

- Где может стоять обращение в предложении? Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится 1 запятая, а в каком обращение выделяется запятыми с двух сторон?

-Сделайте вывод.

-Рассмотрите таблицу со схемами.

-Каждому предложению найдите соответствующую схему.

- А теперь давайте прочитаем правило летучей мыши, второе предложение. Правильно мы распределили предложения?

- Какая схема осталась? Почему тут знак восклицания после обращения?

- Посмотрите на 55 страницу учебника. Сравните начало 2 записок. Какое слово является обращением? В каком случае надо читать с большим чувством? Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случае?

- Зарисуйте каждую схему на отдельном листочке.

- Класс, вы хорошо потрудились, давайте немного отдохнём. Встаем на физкультминутку.

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря!

(Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал, Р-р-р!

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш.

Учащиеся тихо читают предложения.

Ответы учеников: мы читаем эти предложения с разной интонацией. В первом предложении выделяем Миша, во втором нет. Во втором предложении о Мише сообщается, а в первом к нему обращаются. Слово Миша называет того, к кому обращаются.

Читают правило.


Работают в парах, составляют предложения с обращениями.

(Барсик, какой же ты безобразник! Барсик, как же тебе попадёт от мамы.)

(Миша, помоги Маше! Миша, куда ты спрятался?)


Ответы учеников: лишнее предложение последнее. Там нет обращения. Слово -обращение – Миша. Обращение может стоять в любой части предложения.

С двух сторон обращение выделяется запятыми, когда стоит в середине предложения.

1) Миша, сядь ближе. 2) –. 3)Сядь, Миша, ближе.

4) Сядь ближе, Миша.

Читают правило.


Ответы: осталась вторая схема. Потому что обращаются с большим чувством, восклицают. Маша является словом-обращением.
Выделяются запятые и восклицательный знак.

Зарисовывают схемы.


Ученики встают на физкультминутку.









Учитель крепит на доску около цифры 1 полоску с буковой О, обозначающей слово-обращение.

Учитель крепит на доску около цифры 2 картинку с изображением человека, зовущего кого-то.














Учитель крепит на доску около цифры 3 схемы предложений с обращениями.

Первичная проверка понимания

Время: 10 минут




-Теперь давайте откроем страницу 56 и посмотрим на 61 упражнение. Я читаю, следим и слушаем внимательно. Как вы думаете, чего не хватает в этом стихотворении? Почему? Вам минута на размышления, подумайте, где должны стоять запятые.

Обратите внимание на доску, кто хочет сказать, как правильно должны стоять запятые?

-Вы хорошо справились с заданием, давайте ещё немного поработаем. Я вам сейчас раздаю задания, ваша задача найти обращения, подчеркнуть их одной чертой и правильно вставить пропущенные буквы. Один ученик самостоятельно выполняет на доске.

Открывают страницу в учебники. Слушают учителя и выполняют упражнения.

В этом стихотворении не хватает запятых. Потому что здесь много обращений. Выделяют запятые. Один ученик комментирует.


Ученики выполняют задания, один на доске. Далее идёт проверка.




Презентация слайд 1.

Закрепление знаний и способов действий

Время:5 минут

- Давайте ещё раз откроем страницу 54 учебника и прочитаем правило под летучей мышью. Кто хочет прочитать?

- Теперь возьмите второй лист с заданием. Ваша задача найти обращения, подчеркнуть их одной чертой и правильно выделить знаками препинания.

- Давайте проверим.




Один ученики читает правило.



Выполняют работу. Проверяют себя.


Итог урока

Время:1 минута

-Чему мы научились сегодня на уроке?

- Какая была цель урока?

- Добились мы цели?


Ответы: мы узнали, что такое обращение. Цель была узнать, как правильно выделяется обращение в устной речи и на письме. Да, мы добились цели.


Рефлексия

Время:1 минута

-Теперь вернёмся к нашим ступеням знаний, где вы себя ощущаете под конец урока? Если вам понравился урок, и вы совсем справились, поднимите руки вверх, если нет – опустите вниз. Спасибо за работу! Урок окончен.

В зависимости от того понравился урок ученикам и со всем ли они справились, учащиеся поднимают или опускают руки. Прощаются с учителем.

Учитель ставит обозначение на той ступени, куда поднялись учащиеся.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее