Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Словосочетание
Цели урока: формировать ценностные отношения к совместной познавательной деятельности по построению, определению и вычленению словосочетаний.
Задачи урока:
Актуализировать имеющиеся у детей знания о словосочетании и его существенных признаках.
Подвести детей к выводу: «Однородные члены предложения и фразеологизмы не являются словосочетаниями». Закреплять умение различать словосочетание и сочетания слов, не являющиеся словосочетанием.
Познавательные УУД:
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. Определять цель деятельности с помощью учителя.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Уметь работать в группе.
Регулятивные УУД:
1. Развивать умение высказывать своё предположение .
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Уметь определять способ и результат действия.
Личностные УУД:
1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие гостей:
«Мы рады приветствовать
Вас в классе нашем
Возможно, есть классы
И лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе
Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень тепло!»
Приветствие детям. Настрой на работу:
-Вы-талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить цели и стремиться к их достижению.
-Я желаю вам сегодня убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Жанна Жака Руссо.
2. Актуализация.
-Итак, начинаем! Сегодня мы будем работать в группах. Вспомним правила работы.
-На слайде предложение: «Тучи нависли над землей, блеснула молния, раздался удар грома»(слайд1).
-Чего не хватает в этом предложении?
-Дополните его. Посмотрим, какое предложение у вас получится. Определите в группах и запишите его в тетрадь. Прочитайте, что получилось.
-Как изменилось ваше предложение? Какую роль играют имена прилагательные в речи?
-Я тоже составила предложение: «Грозовыми тучи нависли над землей, блеснула яркую молния, раздался сильному удар грома» (слайд2)
-Понятно ли мое предложение? Почему?
-А я с вами не согласна. Род и число имен существительных и прилагательных у меня совпадают.
-В чем проблема?
-Назовите грамматические признаки имен прилагательных. (Дети говорят, что они знают об имени прилагательном и что умеют: «Я знаю», «я умею»).
-Как их определить?
-Давайте проверим, задайте вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Что можно сказать?
-Определите грамматические признаки своих прилагательных. Озвучьте их.
3. Формулирование темы и целей урока.
-Почему же эти признаки совпадают у этих слов? Как можно назвать эти сочетания слов? (словосочетаниями)
-Вам уже знаком термин «словосочетание», он употребляется в учебнике и мы часто на уроках с ним встречаемся. А что такое словосочетание? Что есть у словосочетания? (Дети говорят, что они знают о словосочетании: «Я знаю»).
-Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой поставите на данном уроке?
-Исправим мое предложение.
-Выпишите словосочетания из предложения. Найти главное и зависимое слово.
-Проверьте. Найдите ошибки. (слайд3) Какую цель поставите на данном этапе урока? Что не является словосочетанием?Докажите. Запишите в таблицу(Приложение №1). Вывод: грамматическая основа не является словосочетанием.
грозовые тучи
нависли над землей
блеснула молния
яркая молния
раздался удар
удар грома
4.Физминутка
Игра в мяч: поймай мяч и перестрой сочетание слов в словосочетания:
Цветок из стекла (стеклянный цветок)
Сок из малины (малиновый сок)
Окунь из моря (морской окунь)
Дождь летом (летний дождь)
Мороз ночью ( ночной мороз, морозная ночь)
Рано утром (раннее утро)
5.Применение имеющихся знаний для решения учебной задачи.
-Прочитайте предложение, выпишите словосочетания. Проверьте:
«Веселое и яркое солнце ворвалось в комнату» (слайд4)
веселое утро
веселое и яркое
яркое утро
ворвалось в комнату
-Чем являются в предложении слова «веселое и яркое»?
-Какой вопрос я вам хотела бы задать? Предугадайте.
-Какая задача стоит сейчас перед вами? («Определить, а будут ли однородные члены являться словосочетаниями?») Как вы думаете? Ответьте на него. («Нет, т.к. нельзя задать вопрос от одного слова к другому»). Значит, какой вывод? («Однородные члены предложения не являются словосочетаниями»). Записать в таблицу.
6.Наблюдение за фразеологизмами.
-Распределите сочетания слов на две группы:
Золотые руки, белая ворона, золотые серьги, дырявая голова, легкий на подъем, белая скатерть, легкий завтрак, дырявая обувь, правая рука, правое колесо.
-Прочитайте. По какому признаку вы разбили их на группы?(«Фразеологизмы и словосочетания»).
-Что называют фразеологизмами? Какую задачу сейчас поставите перед собой?( «Являются ли фразеологизмы словосочетаниями»). Тогда будем ее решать. Какие у вас предположения? («Фразеологизмы не являются словосочетаниями») Почему? («Фразеологизмы можно назвать одним словом. А словосочетания нет»). Да, действительно, значение фразеологизмов не зависит от значения слов в них входящих. Фразеологизмы имеют переносное значение. Выявим значение фразеологизмов. ( «Золотые руки-мастер своего дела, белая ворона-резко выделяющийся человек среди окружающих его людей, дырявая голова-человек с очень плохой памятью, легкий на подъем-легко может пойти или поехать куда-то, правая рука-первый помощник»). А в словосочетании одно прилагательное можно заменить другим, словосочетание имеет самостоятельное значение. Определим в словосочетаниях главное слово и зависимое. Как они связаны?
-Вывод. Записать в таблицу.
7.Самостоятельная работа. Работа по карточкам. Найти 4-ое лишнее. Доказать. Списать слова, найти главное и зависимое слово:
1. Детский писатель, бегает по лесу, сидит и слушает, смотрит в окно.
2.Душистая сирень, без задних ног, пахнет дождём, весёлые голоса.
3. Гуляла по саду, бабушка вяжет, падали с неба, хвойное дерево.
Проверка по группам.
8.Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.
-Итак, что вы узнали сегодня нового на уроке? Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? А что такое словосочетание? Из чего оно состоит? Как связаны слова между собой в словосочетании?
-Я прочитаю стихотворение, а вы определите ключевые слова сегодняшнего урока:
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный без – труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову
И никогда наоборот,
Запомни как основу!
Дома: стр.44-45, упр.214
Приложение №1
Словосочетания | Не являются словосочетанием |
|
|
|
|
|
|