«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку 3 класс, по теме: "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне" Методист: Руднева Лия Мидихатовна

Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Урок по русскому языку 3 класс.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки



Министерство науки и образования Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально – педагогический колледж»



Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах



КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

МБОУ «СОШ №37» г. Астрахани

Класс: 3 «Г», Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне”.





Выполнила студентка 4 «А» группы:

__________ Сафронова О.В.

Методист АСПК:

____________ Руднева Л.М.

Проверил учитель:

____________ Костина Э.Р.

Оценка за урок:____________

Астрахань, 2021 г.

УМК: «Школа России»

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г.,1 часть., стр. 111-113

Класс: 3 класс

Тип урока: Открытие нового знания.

Тема урока: «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне».

Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Планируемые результаты:

Предметные: развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах; отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Метапредметные:

- Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека; содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

- Познавательные: расширять словарный запас учащихся, обогащение речи, познавательных способностей, мышления, привитие интереса к русскому языку;

- Коммуникативные: умеют работать коллективно, учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.

- Личностные: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности, воспитание аккуратности, терпения, взаимовыручки, доброжелательного отношения друг к другу

Оборудование: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г.,1 часть., стр. 111-113., мультимедийный проектор; интерактивная доска; компьютер; презентация; доска.











Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Владимировна. И урок русского языка сегодня у вас проведу я.


- Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Мы начнём урок, друзья!


-Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На столе должно быть: учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш.

Приветствуют учителя.














Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные:

Организация рабочего места.

Познавательные:

Умение воспринимать речь учителя.

2. Повторение.

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили и что мы выучили на прошлых уроках русского языка?

- Верно, ребята.

- Какие части слов вы выучили?



- Что такое приставка?




- Как найти в слове приставку?







- Что такое корень?





- Как найти в слове корень?



- А что такое однокоренные слова?




- Что такое суффикс?




- Как найти в слове суффикс?







- Что такое основа?


- Как найти в слове основу?



- Что такое окончание?






- Как найти в слове окончание?



-Верно, ребята.

Слушают учителя.



Состав слова. Морфемный разбор.


Приставка, корень, суффикс, основа, окончание


Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.


Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.


Корень слова - это главная значимая часть слова. В корне заключено общее классическое значение всех однокоренных слов.


Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.


Однокоренные слова - слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.


Суффикс-это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.


Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.


Основа-часть слова без окончания.


Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание.


Окончание-это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.


Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова.

Коммуникативные:

Умение высказывать свое мнение и формулировать ответ.

3. Словарная работа.

- Откройте свои тетради, пропуская 2 линии, запишите число и классная работа.

- Какое сегодня число?

- Кто написал, покажите мне свою готовность.

- Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите?




- А как называются эти слова?

- Верно, ребята. Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

- Кто написал, покажите мне свою готовность.

- Давайте проверим, посмотрите на слайд, запомните написание этих слов.

- У кого допущены ошибки, исправьте.

- Ребята, с любым из этих слов, составьте устно предложения.

Открывают, записывают.



26 ноября


Показывают.


Альбом, берёза, ворона, воробей, девочка, дорога, заяц, земляника, обезьяна, лестница.


Словарными




Слушают учителя, записывают.


Показывают.



Проверяют.


Исправляют.


Составляют.

Коммуникативные:Донести свою позицию до других; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


4. Новая тема.

- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.

- В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний – тихо говорит.

-Ребята, о чём речь в загадке?



- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?



- Верно, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока: «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне».

- Какую поставим цель?




- Верно, ребята.


Слушают учителя.





О парных согласных буквах, обозначающие звонкий и глухой звук.


Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.






Различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Познавательные

Умение воспринимать речь учителя.

Регулятивные:

Понимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

5. Работа по учебнику.

- Ребята, откройте учебник на странице 111, давайте выполним задание№208. Прочитайте.

- Ребята, вставьте устно буквы, объясняя каждое написание.




















- Обратите внимание на слово пороша. Ударение падает на второй слог на букву “о". Слово “пороша" пишут с буквой “о" в первом и втором слоге. Это слово словарное, поэтому написание его следует запомнить.

“Пороша" – мелкий снег, который выпадает в небольшом количестве.


- Почему написание выделенных и пропущенных букв надо проверять? Как это сделать?






-Спишите, вставляя пропущенные буквы.

- Выполните самостоятельно морфемный разбор слов, под цифрой 2 (морозцы, снежком), далее проверим по слайду.


-Ребята, поднимите руку у кого морфемный разбор слов, выполнен верно. Молодцы!

-Ребята, поднимите руку, у кого допущены ошибки. Исправьте!

Слушают учителя, открывают.




•стояли – безударная гласная “о". Проверочное слово: стой

•морозцы – безударная гласная “о", сочетание – оро, не проверяемое ударение, словарное слово.

•потеплело – безударная гласная “е".

Проверочное слово – тёплый.

•снежок – безударная гласная “е".

Проверочное слово – снег.

•порошило – безударная гласная “о".

Проверочное слово – пороша.

•молодым – первая безударная гласная “о".

Проверочное слово – молод; вторая безударная гласная “о".

Проверочное слово –молоденький.

•снежком – безударная гласная “е".

Проверочное слово – снег.






Слушают учителя.








Выделенные и пропущенные буквы - это орфограммы, которые нужно проверять, так как их звучание не совпадает с написанием. Для того, чтоб это сделать, нужно подобрать проверочное слово.


Списывают.




Выполняют, проверяют по слайду.




Поднимают руку.


Поднимают руку, исправляют.

Познавательные

Умение воспринимать речь учителя.

Коммуникативные: Донести свою позицию до других; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

6. Работа с правилом.

- Ребята, на странице 112 в учебнике, прочитайте правило про себя.

- А теперь давайте прочитаем правило вслух. (один ученик читает).

- Как найти проверочное слово парного по глухости-звонкости согласного звука в корне?








-Приведите примеры.

-Молодцы, ребята.

Слушают учителя, читают.




Читают вслух.




Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л],[м],[н],[р],[а].

берег-берега, морковка-морковный

Познавательные:

Умение воспринимать речь учителя.

Коммуникативные:

Умение высказывать свое мнение и формулировать ответ.


7. Физкультминутка.

-Ребята, давайте встанем из-за своих парт и немного разомнёмся.

Повторяйте движения за мной:
Вверх на солнце посмотрели,
(поднять голову кверху - подтянуться к солнышку).
И нас лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
(взмахи руками).
Дружно хлопаем,
(хлопки в ладоши).
Ногами топаем.
(только тихонечко, сильно не топаем).
Хорошо мы погуляли
(шаги на месте, вдох-выдох).
И немножечко устали.
(сесть за парту).

-Присаживайтесь на свои места, продолжаем работу.

Выполняют физкультминутку.





















Присаживаются на места.

Регулятивные:

Умение соотносить свои действия с действиями учителя;

Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную;

Коммуникативные:

Умение слушать.

8. Продолжение: Работа по учебнику.

- Ребята, давайте на странице 111, выполним №209.

- Что нужно сделать?


- Обратите внимание на образец выполнения, первая строчка в задании.

- Давайте прочитаем вторую строчку в задании.(один ученик читает)

-Какой звук обозначает каждая выделенная буква?

- Укажите его в квадратных скобках над словом. (один ученик у доски, остальные пишут в тетради).

-Давайте прочитаем третью строчку в задании. (один ученик читает).

-Какой звук обозначает каждая выделенная буква?

-Укажите его в квадратных скобках над словом. ( один ученик у доски, остальные пишут в тетради).

-Давайте прочитаем четвёртую строчку в задании. (один ученик читает).

-Какой звук обозначает каждая выделенная буква?

-Укажите его в квадратных скобках над словом. (один ученик у доски, остальные пишут в тетради).

-Ребята, в каких словах написание выделенных букв надо проверять и почему?


-Подчеркните эти буквы.

- Верно, ребята.

-Давайте выполним на странице 112, №210.

-Прочитайте.

-Как узнать, какой буквой следует обозначить парный согласный звук в конце? Что нам для этого нужно сделать?








- Давайте с вами первую строчку слов выполним вместе, а дальше вы выполните самостоятельно, после проверим.

-Подберите к каждому слову по два проверочных слова: одно изменив форму слова, другое – подобрав однокоренное слово.

-Запишите сначала проверочные слова, затем проверяемое слово.

- Выполните дальше самостоятельно.







- Кто выполнил, покажите мне свою готовность.

-Давайте проверим, посмотрите на слайд.

- Ребята, поднимите руку, у кого выполнено верно. Молодцы!

- А теперь поднимите руки у кого допущены ошибки. Исправьте!


Дополнительное задание.

-Ребята, на странице 113, давайте выполним №213.

-Прочитайте.

-Что нужно сделать в данном задании?




-Запишите однокоренные слова по образцу.

-Подчеркните в корне каждого слова букву, которой вы обозначили парный по глухости-звонкости согласный звук.















-Пойди, запиши у доски, остальные пишут в тетради. (вызываю по одному ученику к доске).

-Молодцы, ребята!

Слушают учителя.


Прочитать и списать.



Слушают учителя.




Лебедь, лебеди, лебёдушка


д-т; д-д; д-д.



Указывают.



Узкий, узок, узенький



з-с; з-з; з-з.



Указывают.




Ловкий, ловок


в-ф; в-в.



Указывают.




Сапожки, лебедь, узкий, ловкий. В них можно ошибиться.

Подчёркивают.


Слушают учителя.


Читают.



Нужно вспомнить правило.

Для того, чтобы узнать какой буквой следует обозначать парный согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л],[м],[н],[р],[в].





Слушают учителя, выполняют.



Слушают учителя.


Пояса, поясок, пояс.

Глаза, глазик, глаз


Выполняют.

Клювы, ключик, клюв.

Шарфы, шарфик, шарф.

Чертежи, чертежный, чертёж.

Шалаши, шалашик, шалаш.

Кусты, кустик, куст.

Льды, лёдик, лёд.


Показывают.


Проверяют.


Поднимают руку.


Поднимают руку, исправляют.



Слушают учителя.

Читают.


Нужно подобрать к каждому слову однокоренное слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед глухим согласным звуком.


Записывают.



Подчёркивают.

Грибок-гриб

Дороженька-дорожка

Ягода-ягодка

Колосок-колос

Тетради-тетрадки

Ошибаться-ошибка

Подсказать-подсказка

Сапожок-сапожки

Мягонький-мягкий

Ледяной-лед

Обедать-обед

Гвоздик-гвоздь

Голубочек-голубь

Ложечка-ложка

Узенький-узкий

Записать-запись

Хлебец-хлеб


Записывает.

Познавательные

Умение воспринимать речь учителя.

Коммуникативные:Донести свою позицию до других; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

9. Подведение итогов.

-Ребята, вот наш урок и подходит к концу.

-Давайте вспомним, какую тему мы изучали на сегодняшнем уроке?



-Как найти проверочное слово парного по глухости-звонкости согласного звука в корне?

Приведите примеры.







-Верно, ребята.


-Были ли у вас трудности?

Слушают учителя.




Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.




Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л],[м],[н],[р],[а].

берег-берега, морковка-морковный.

Отвечают.

Регулятивные:

Выделение и осознание материала, усвоенного на уроке.

Актуализация усвоенных знаний.

Анализирование и самоанализирование проделанной работы.

Комуникативные:

Умение высказывать свое мнение и формулировать ответ.

10. Домашнее задание.

-Откройте свои дневники, давайте запишем домашнее задание.

Домашнее задание: стр. 112 правило наизусть.,стр. 113 №214.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Познавательные:

Умение воспринимать речь учителя.

11. Рефлексия.

Поднимите пальчик вверх – если урок понравился, пальчик вниз – урок не понравился

-Урок окончен, всем спасибо, до свидания!

Поднимают.





Прощаются с учителем.

Коммуникативные: Умение слушать.

Познавательные:

Умение воспринимать речь учителя.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее