Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области
«Астраханский социально-педагогический колледж»
Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру
Тема: «Черная смерть»
проведённого в 4 «Г» классе «СОШ №32»
Практикантки: Тунгалиевой А.Р.
________(подпись)
Учитель: Хомзяева О.В.
________(подпись)
Методист: Трубаева О.Н.
________(подпись)
(Оценка за урок)_________
Астрахань, 2022
Тема урока | «Черная смерть» |
Цель | Расширить знания детей об особенностях жизни в средневековой Европе: образ жизни людей, здоровье, эпидемии Средневековья. |
Задачи | 1. Обучающие: познакомить учащихся с понятием «эпидемия»; выяснить причины, вызывающие эпидемии; сформулировать профилактические меры предотвращения распространения эпидемий; 2. Развивающие: совершенствовать навык работы с учебником; формировать умение четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли; 3. Воспитывающие: способствовать воспитанию умения слушать и слышать друг друга, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
|
Планируемые образовательные результаты учащихся | Дети научатся объяснять понятие «чёрная смерть», познакомятся с образом жизни людей Средневековья, сделают вывод на основе прочитанного, почему в средние века было много болезней. |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Форма проведения | Объяснительно-наглядная, фронтальная. |
Учебное оборудование, материалы для учащихся | Учебник |
Учебное оборудование и материалы для учителя | Презентация. |
Используемая учителем литература | Учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1, Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. 2009 г |
Средства ИКТ | Компьютер, проектор, экран. |
Дата проведения | 19.10.22 |
Ход урока | | ||||
Структура | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | | |
1. Организационный момент – 1мин. | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Альбина Равильевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Проверьте, всё ли у вас готово на партах? У вас должны аккуратно лежать дневник, пенал и учебник. | Приветствуют учителя | Регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | | |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | - Давайте вспомним тему прошлых уроков и проверим ваши знания. Кто скажет, какая тема у вас была? - Верно, на прошлых уроках вы говорили о строении тела человека. Скажите, что же составляет опору человека? А что приводит тело в движение? -Что значит выражение: «Ни один мускул не дрогнул на лице»? А в каких случаях человек должен вести себя таким образом? - Правильно, ребят, у нас на лице есть определенные мышцы, которые называются мимические, с помощью их мы выражаем свои эмоции, жуем и тд. -В Древней Греции на высокой скале были высечены слова: «Если хочешь быть сильным-бегай, хочешь быть красивым- бегай, хочешь быть умным- бегай». Как вы понимаете эти слова? - Какие мышцы есть? |
- Мышцы и движения
-скелет -мышцы
Ответы детей
-Ответы детей
- Икроножная мышца, межрёберная, желудочная, кишечная и сердце. | Познавательные: развитие мышления Регулятивные: овладевать умением прогнозирования Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | | |
3. Самоопределение к деятельности | - Сегодня на уроке вернёмся в средневековую Европу. Что это за века, какие века называют средневековыми? Вспомните, как жили сеньоры – рыцари, владельцы замков, каков был их быт, каким было их жилище? Сейчас мы побываем на улицах крупного города того времени – Парижа, узнаем, какими были города в то время. - Молодцы, давайте откроем страницу 54 учебника и прочитаем про город Париж. -Что вы увидели в этом городе? Какие были постройки? Как они располагались? Какими были улицы? Чему равнялась ширина этой улицы? А как у было с гигиеной, куда девались все отходы и нечистоты?
| -Раннее Средневековье: V–X века -Высокое (или классическое) -Средневековье: XI–XV века -Позднее средневековье: XVI – первая половина XVII века (до 1640 г.)
Город-крепость, застроенный каменными двух-трехэтажными домами, которые плотными рядами выстроились по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья. Все нечистоты выливались прямо около домов или сбрасывались в реку. | Познавательные: ориентироваться в системе знаний Регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности. | | |
4. Работа по теме урока | -Давайте читать дальше 3 абзац и ответим на мои вопросы -Какая вода была в реках? -Какие плохие насекомые развелись из-за этой грязи? -Какими страшными заболеваниями начали болеть люди из-за таких условий? -Ребят, а как же в эти времена лечились люди от таких страшных болезней? Давайте узнаем, прочитав 4 абзац. (слайд) - Дети, а как вы думаете, почему у нас тема называется именно черная смерть? Какое заболевание относится к черной смерти - Правильно, это чума, давайте про нее прочитаем на с 55. (слайд) -Как же эта болезнь появилась в Европе? - А как они оберегали себя чтобы не заболеть? В XIV веке в Италии был издан закон, запрещавший кораблям в течение сорока суток подходить к берегу. Суда, нарушившие закон, сжигались. Современные международные правила предписывают два раза в год производить дезинфекцию судов. Зачем нужны эти меры?
| Читают Вода была загрязнена мусором, трупам людей и животных. Плодились тараканы, мухи, клопы, вши, мыши и крысы. Чума, тиф, лихорадка
-чума
Из-за мореплавателей
Люди старались не общаться друг с другом, не подходили к больным, окуривали помещения серой, сжигали дома, покидали селения
Чтобы снова не распространилась какая-нибудь болезнь | Познавательные: Ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. | | |
5. Физкультминутка | - Я предлагаю немного отдохнуть и провести небольшую физкультминутку. Говорит цветку цветок: | Выполняют движения за учителем. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | | |
6. Включение нового знания в систему знаний | - Ребят, но не только чума была главной болезнью средневековья, а какая еще болезнь распространялась в те времена , давайте узнаем, прочитав последний абзац - Ещё одна страшная болезнь уносила жизни миллионов людей (слайд 3). Древние рукописи доносят до нас описания страшных эпидемий чёрной оспы. У заболевшего начинался жар, возникала головная боль. Через 3–4 дня всё тело покрывалось наполненными жидкостями пузырьками. Болезнь тянулась около 2 недель, причём до 40 % больных погибало. У переболевших на всю жизнь на теле оставались отметины болезни – рубцы. Иногда оспины высыпали на глаза, что вело к слепоте. В 1980 году Всемирная организация здравоохранения объявила о победе над оспой. В России первую противооспенную прививку испробовала на себе императрица Екатерина Вторая. |
| Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: умение работать в группе
| | |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия | - Подведём же с вами итоги урока. Какую тему мы изучали на уроке? - Как думаете, почему так называется тема? - Перечислите болезни с которыми мы сегодня познакомились -Завершить урок, я бы хотела небольшим опросом по теме урока: 1. Чему равнялась ширина улиц в Средневековом Париже? 2. Куда выливались все нечистоты и отходы? 3. Назовите болезни, переносчиками которых являются тараканы, мухи, клопы, вши, мыши и крысы 4. Как чума пришла в Европу 5. Какая была ещё одна страшная болезнь, которая уносила жизни миллионов людей. На ваших столах лежат кружочки зелёного и красного цвета. Если у вас не было затруднений работать на уроке, то поднимите зелёный кружочек, а если же они были, то красный. Если были, то скажите, с какими трудностями вы столкнулись? | - Черная смерть
Ответы детей.
- чума, оспа
1.длине копья 2. прямо около домов или в реку
3. чума, тиф, лихорадка
4. «помогли» мореплаватели
5. оспа | Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | |