«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме «Страна, открывшая путь в космос»

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме "Страна, открывшая путь в космос"

Преподаватель: Осипова Лариса Валентиновна

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру

Тема: «Черная смерть»

проведённого в 4 «Г» классе «СОШ №32»


Практикантки: Тунгалиевой А.Р.

________(подпись)

Учитель: Хомзяева О.В.

________(подпись)

Методист: Трубаева О.Н.

________(подпись)

(Оценка за урок)_________



Астрахань, 2022

Тема урока

«Черная смерть»

Цель

Расширить знания детей об особенностях жизни в средневековой Европе: образ жизни людей, здоровье, эпидемии Средневековья.

Задачи

1. Обучающие: познакомить учащихся с понятием «эпидемия»; выяснить причины, вызывающие эпидемии; сформулировать профилактические меры предотвращения распространения эпидемий;

2. Развивающие: совершенствовать навык работы с учебником; формировать умение четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли;

3. Воспитывающие: способствовать воспитанию умения слушать и слышать друг друга, высказывать и отстаивать свою точку зрения.


Планируемые образовательные результаты учащихся

Дети научатся объяснять понятие «чёрная смерть», познакомятся с образом жизни людей Средневековья, сделают вывод на основе прочитанного, почему в средние века было много болезней.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Форма проведения

Объяснительно-наглядная, фронтальная.

Учебное оборудование, материалы для учащихся

Учебник

Учебное оборудование и материалы для учителя

Презентация.

Используемая учителем литература

Учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1, Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. 2009 г

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, экран.

Дата проведения

19.10.22









Ход урока


Структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


1. Организационный момент – 1мин.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Альбина Равильевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Проверьте, всё ли у вас готово на партах? У вас должны аккуратно лежать дневник, пенал и учебник.

Приветствуют учителя

Регулятивные: осуществлять самоконтроль;

овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним тему прошлых уроков и проверим ваши знания. Кто скажет, какая тема у вас была?

- Верно, на прошлых уроках вы говорили о строении тела человека. Скажите, что же составляет опору человека? А что приводит тело в движение?

-Что значит выражение: «Ни один мускул не дрогнул на лице»? А в каких случаях человек должен вести себя таким образом?

- Правильно, ребят, у нас на лице есть определенные мышцы, которые называются мимические, с помощью их мы выражаем свои эмоции, жуем и тд.

-В Древней Греции на высокой скале были высечены слова: «Если хочешь быть сильным-бегай, хочешь быть красивым- бегай, хочешь быть умным- бегай». Как вы понимаете эти слова?

- Какие мышцы есть?



- Мышцы и движения



-скелет

-мышцы



Ответы детей











-Ответы детей



- Икроножная мышца, межрёберная, желудочная, кишечная и сердце.

Познавательные: развитие мышления

Регулятивные: овладевать умением прогнозирования

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


3. Самоопределение к деятельности

- Сегодня на уроке вернёмся в средневековую Европу. Что это за века, какие века называют средневековыми? Вспомните, как жили сеньоры – рыцари, владельцы замков, каков был их быт, каким было их жилище?

Сейчас мы побываем на улицах крупного города того времени – Парижа, узнаем, какими были города в то время.

- Молодцы, давайте откроем страницу 54 учебника и прочитаем про город Париж.

-Что вы увидели в этом городе? Какие были постройки? Как они располагались? Какими были улицы? Чему равнялась ширина этой улицы? А как у было с гигиеной, куда девались все отходы и нечистоты?


-Раннее Средневековье: V–X века

-Высокое (или классическое) -Средневековье: XI–XV века

-Позднее средневековье: XVI – первая половина XVII века (до 1640 г.)


Город-крепость, застроенный каменными двух-трехэтажными домами, которые плотными рядами выстроились по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья. Все нечистоты выливались прямо около домов или сбрасывались в реку.

Познавательные: ориентироваться в системе знаний

Регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения

Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности.


4. Работа по теме урока

-Давайте читать дальше 3 абзац и ответим на мои вопросы

-Какая вода была в реках?

-Какие плохие насекомые развелись из-за этой грязи?

-Какими страшными заболеваниями начали болеть люди из-за таких условий?

-Ребят, а как же в эти времена лечились люди от таких страшных болезней? Давайте узнаем, прочитав 4 абзац. (слайд)

- Дети, а как вы думаете, почему у нас тема называется именно черная смерть? Какое заболевание относится к черной смерти

- Правильно, это чума, давайте про нее прочитаем на с 55. (слайд)

-Как же эта болезнь появилась в Европе?

- А как они оберегали себя чтобы не заболеть?

В XIV веке в Италии был издан закон, запрещавший кораблям в течение сорока суток подходить к берегу. Суда, нарушившие закон, сжигались. Современные международные правила предписывают два раза в год производить дезинфекцию судов. Зачем нужны эти меры?


Читают

Вода была загрязнена мусором, трупам людей и животных. Плодились тараканы, мухи, клопы, вши, мыши и крысы.

Чума, тиф, лихорадка








-чума




Из-за мореплавателей


Люди старались не общаться друг с другом, не подходили к больным, окуривали помещения серой, сжигали дома, покидали селения



Чтобы снова не распространилась какая-нибудь болезнь

Познавательные: Ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.


5. Физкультминутка

- Я предлагаю немного отдохнуть и провести небольшую физкультминутку.

Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок.
(Дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой. 
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. 
(Вращение головой)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка. 
(Наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.» 
(Встряхивания кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе. 
(Дети садятся за парты)

Выполняют движения за учителем.

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


6. Включение нового знания в систему знаний

- Ребят, но не только чума была главной болезнью средневековья, а какая еще болезнь распространялась в те времена , давайте узнаем, прочитав последний абзац

- Ещё одна страшная болезнь уносила жизни миллионов людей (слайд 3). Древние рукописи доносят до нас описания страшных эпидемий чёрной оспы. У заболевшего начинался жар, возникала головная боль. Через 3–4 дня всё тело покрывалось наполненными жидкостями пузырьками. Болезнь тянулась около 2 недель, причём до 40 % больных погибало. У переболевших на всю жизнь на теле оставались отметины болезни – рубцы. Иногда оспины высыпали на глаза, что вело к слепоте. В 1980 году Всемирная организация здравоохранения объявила о победе над оспой. В России первую противооспенную прививку испробовала на себе императрица Екатерина Вторая.








Познавательные: Перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные: умение работать в группе



7. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Подведём же с вами итоги урока.

Какую тему мы изучали на уроке?

- Как думаете, почему так называется тема?

- Перечислите болезни с которыми мы сегодня познакомились

-Завершить урок, я бы хотела небольшим опросом по теме урока:

1. Чему равнялась ширина улиц в Средневековом Париже?

2. Куда выливались все нечистоты и отходы?

3. Назовите болезни, переносчиками которых являются тараканы, мухи, клопы, вши, мыши и крысы

4. Как чума пришла в Европу

5. Какая была ещё одна страшная болезнь, которая уносила жизни миллионов людей.

На ваших столах лежат кружочки зелёного и красного цвета. Если у вас не было затруднений работать на уроке, то поднимите зелёный кружочек, а если же они были, то красный. Если были, то скажите, с какими трудностями вы столкнулись?


- Черная смерть


Ответы детей.


- чума, оспа



1.длине копья

2. прямо около домов или в реку


3. чума, тиф, лихорадка


4. «помогли» мореплаватели


5. оспа

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее