«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по математике по теме "Раскрытие скобок", 6 класс

Два конспекта уроков по теме Раскрытие скобок.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок 130. Раскрытие скобок

Цели: ввести понятие раскрытия скобок; ознакомить с правилом раскрытия скобок; отрабатывать умения решать уравнения; развивать логическое мышление.

Информация для учителя

Учащиеся должны постоянно проговаривать правила раскрытия скобок при упрощении выражений.

Ход урока

I. Организационный момент и анализ контрольной работы

1. Познакомить учащихся с результатами контрольной работы.

2. Решить задания, где допущено наибольшее количество ошибок.

 

II. Устный счет

1. Решите уравнения:

1) (х - 5)(х + 7) = 0;                

2) (х - 2)(х - 6) = 0;

3) (х + 1)(х + 4) = 0;               

4) (х + 3)(х - 8) = 0.

2. При каких значениях а и верно равенство:

1) а + b;                            

2) а - b;                             

3) а + b = а;                            

4) а — = а;

5)  — = 0;

6)  а + а = 0;

7)  а + = 0;                          

8) а — = —b.

3. «Сколько лет твоему отцу?» — спросил Колю товарищ.

Аты посчитай сам: число его лет на 39 больше, чем наименьшее из натуральных чисел. Сколько лет Колиному отцу?

4. Разделите сто на половину. (100 : 0,5 = 200.)

5. Сосчитайте количество треугольников на чертеже.

 

 

III. Индивидуальная работа

1 карточка

1. Выполнить действие:

2. Выразить числа   в виде приближенного значения десятичной дроби до тысячных.

3. Найти значение выражения: 

4. Найти корни уравнения: (13х — 39)(5,7у — 1,14) = 0.

 

2 карточка

1. Выполнить действие:

2. Выразить числа   в виде приближенного значения десятичной дроби до тысячных.

3. Найти значение выражения: 

4. Найти корни уравнения: (17х — 68)(3,7у — 0,74) = 0

 

 

IV. Сообщение темы урока

— Тема нашего урока «Раскрытие скобок». Что это такое, вы мне объясните в конце урока.

 

V. Изучение нового материала

1. Подготовительная работа.

— Вспомните, как к числу прибавить сумму двух чисел и разность двух чисел.

— Запишите это свойство с помощью букв.

— Запишите в буквенном виде свойство вычитания из числа суммы и из числа разности.

 

2. Работа над новой темой.

1. Преобразование выражений, содержащих скобки, таким образом, что их можно записать без скобок, называют раскрытием скобок.

— Правила раскрытия скобок основываются на свойствах сложения и вычитания, которые мы с вами сейчас вспомнили.

3. Работа с учебником.

а) Рассмотрите пример 1 на стр. 214.

— Прочитайте первое правило раскрытия скобок.

— Найдите значение выражения:

-6,23 + (6,23 - 8,95) = -6,23 + 6,23 - 8,95 = 0 - 8,95 = 8,95

— На чем основано сложение чисел —6,23 и 6,23? (На свойстве сложения противоположных чисел.)

— Чему равна их сумма? (0.)

б) Что обозначает запись —а? (Число, противоположное числу а.)

— А запись — (—а)? (Число, противоположное числу —а.)

— Чему это равно? (а.)

— (—а) = а.

в) Найдите значение выражения: — (—8 + 5.).

1 способ

— (—8 + 5) = — (—3) = 3.

— Сначала мы сложили числа — 8 и 5, затем нашли число, противоположное числу —3.

2 способ

— (—8 + 5) = 8 — 5 = 3.

— Сначала найдем числа, противоположные данным слагаемым (т.е. мы изменим их знаки), а потом сложим эти числа.

Чтобы записать сумму, противоположную сумме нескольких слагаемых, надо изменить знаки данных слагаемых.

— (а + Ь) = —а — b.

г) Рассмотрите пример 2 на стр. 215.

— Прочитайте второе правило раскрытия скобок.

— Вот как эти правила звучат в стихотворной форме:

Перед скобкой плюс стоит

Он о том и говорит,

Что ты скобки опускай,

Да все числа выпускай.

Перед скобкой минус строгий

Загородит нам дорогу.

Чтобы скобки убирать,

Надо знаки поменять.

— (—2а +3b) + (—4с + d) = 2а — Зb — 4с + d.

Знак минус — очень коварный, это «сторож у ворот» (скобок) и выпустит только тогда, когда все члены поменяют «паспорта» (знаки).

Знак минус — кирпич, дорожный знак «Въезд воспрещен».

 

VI. Физкультминутка

 

VII. Закрепление изученного материала

1. № 1234 стр. 216 (у доски и в тетрадях).

— Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»?

Решение:

а) 3,4 + (2,6 + 8,3) = 3,4 + 2,6 + 8,3 = 14,3;

б) 4,57 + (2,6 - 4,57) = 4,57 + 2,6 - 4,57 = 2,6;

в) + (— k) = n — k;

г) с + (-а + b) = с - а + b.

2. № 1235 стр. 216 (у доски и в тетрадях).

— Как записать сумму, противоположную сумме нескольких слагаемых?

Решение:

а) - (-5,75 + 3,24) = 5,75 - 3,24 = 2,51;

б) - (6,38 - 2,47) = -6,38 + 2,47 = -3,91;

в) 

3. № 1240 стр. 217 (первые два выражения разобрать подробно, затем самостоятельное последующей проверкой).

— Что значит найти разность двух выражений?

— Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое и разность.)

— Назовите уменьшаемое, вычитаемое и разность в каждом случае.

— Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «—»?

Решение:

 

VIII. Самостоятельная работа

Вариант I                                 

Раскройте скобки:

 

Вариант II

Раскройте скобки:

 

Воспользуйтесь помощью учителя или сильного ученика — консультанта.

 

IX. Повторение изученного материала

№ 1245 (а) стр. 218 (самостоятельно, самопроверка с образцом на доске).

— Расположите ответы в порядке возрастания.

— Не выполняя вычислений, найдите, при каком значении выражение будет иметь наибольшее значение. (Наибольшее значение выражения будет при х = —19, так как чем меньше мы отнимаем от одного и того же числа, тем больше остается.)

Решение:

157 - х

при х = 68, 157 - 68 = 89;

при х = -19, 157 - (-19) = 157 + 19 = 176;

при х = 0,17, 157 - 0,17 = 156,83;

при 

(Ответ:  )

Наибольшее значение 176.

 

 

X. Подведение итогов урока

— Тема нашего урока была «Раскрытие скобок».

— Что значит раскрыть скобки?

— Расскажите, как раскрывают скобки, перед которыми стоит знак «+»?

— Расскажите, как раскрывают скобки, перед которыми стоит знак «—»?

— Как можно найти значение выражения, противоположное сумме нескольких чисел?

Домашнее задание

№ 1254 (а, б) стр. 219; № 1255 (а, б), 1256 (а, б), 1258 (а); № 1259 (а) стр. 220.





















Урок 131. Раскрытие скобок

Цели: отрабатывать умение раскрывать скобки при упрощении выражений, решении уравнений и задач, решать уравнения несколькими способами; развивать грамотную математическую речь, память, внимание.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Устный счет

1. Раскройте скобки:

2. Выполните действия:

3. Решите уравнения:

 

III. Индивидуальная работа

1 карточка

Выполните деление:

 

2 карточка

Выполните деление:

 

 

IV. Сообщение темы урока

— Сегодня мы продолжим раскрывать скобки при упрощении выражений, решении уравнений и задач.

 

V. Закрепление изученного материала

1. « 1238 (2 столбик) стр. 217 (самостоятельно, взаимопроверка).

(Ответ:

3. № 1241 (в, г) стр. 217 (на обратной стороне доски, самопроверка).

— На чем основаны разные способы решения уравнений?

г) 1 способ

(х + 3) - 17 = -20

х + 3 = -20 + 17

х + 3 = -3

х = -3 - 3

х = -6

2 способ

(х + 3) - 17 = -20

х + 3 - 17 = -20

х - 14 = -20

х = -20 + 14

х = -6

(Ответ: в) х = 1/2; г) x = -6.)

 

 

VI. Самостоятельная работа

Вариант I

1. Раскройте скобки и найдите значение выражения:

а) 8,3 + (4,5 - 6,3); б) 4,1 - (5,6 - 6,9).

2. Составьте сумму выражений + 4,8 и —3,2 - и упростите ее.

3. Составьте разность выражений 24 — у и —12 — у и упростите ее.

4. Решите уравнение:

а) 8,4 - (х - 36) = 18; б) 9,3 + (3,1 - у) = 12,2.

 

Вариант II

1. Раскройте скобки и найдите значение выражения:

а) 5,94 + (7,2 - 4,14); б) 8,31 - (7,2 - 1,89).

2. Составьте сумму выражений х + 12 и —16 — х и упростите ее.

3. Составьте разность выражений 4,8 + n и —6,3 + и упростите ее.

4. Решите уравнение:

а) 9,6 - (2,6 - у) = 4; б) -4,2 + (х - 5,8) = 2,5.

 

VII. Физкультминутка

 

VIII. Работа над задачей

1. № 1242 (а) стр. 218 (у доски и в тетрадях с подробным комментированием).

— Прочитайте задачу.

— Составьте краткую запись в виде таблицы.

— Что известно? Что надо узнать?

 

 

Было

Сняли

Осталось

1 полка

 

 

2 полка

42 кн.

 

 

34 кн.

? кн,столько,

сколько ост.

на 2 полке

? кн.

12 кн.

 

 

? кн.

 

Пусть х (кн.) — сняли со 2 полки.

 

 

Было

Сняли

Осталось

1 полка

2 полка

42 кн.

34 кн.

(34 — х) кн.

х кн.

42 — (34 — х) кн.

(34 — х) кн.

 

Зная, что на 1 полке осталось 12 книг после того, как сняли книги, составим уравнение:

42 - (34 - х) = 12

42 - 34 + х = 12

8 + х = 12

х = 4;               4 кн. — сняли со 2 полки.

(Ответ: 4 книги.)

2. № 1249 стр. 219 (у доски и в тетрадях с подробным комментированием).

— Прочитайте задачу.

— Что такое граф? (Геометрические фигуры, состоящие из точек (которые называют вершинами) и соединяющих их отрезков (называемых ребрами графа).)

— О ком идет речь в задаче?

— Что о них известно?

Решение:

 

 

Предположим, что в пункте 1) утверждение «Оля — в синем» верно, тогда в пункте 2) утверждение «Оля — в красном» — неверно и должно быть верным утверждение «Нина — в синем», но это будет противоречить нашему предположению из пункта 1) что «Оля — в синем» — верно, значит, в пункте 1) верным является утверждение «Люба — в белом». Из пункта 3) следует, что утверждение «Вера - в синем» - верно, а из пункта 2) следует, что верно утверждение «Оля — в красном». Для Нины остается один вариант: «Нина — в голубом».

(Ответ: Люба — в белом, Вера - в синем, Оля — в красном, Нина — в голубом.)

 

IX. Повторение изученного материала

1. Определите порядок действий и запишите программу их выполнения:

а3 + · (с — d2) + (е · — к).

2. № 1246 (а, б) стр. 218 (с объяснением у доски и в тетрадях).

— Какие числа называются целыми? (Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют целыми числами.)

(Ответ: а) -12; -11; -10; -9; б) -21; -20; -19; -18.)

3. № 1253 (а) стр. 219 (у доски и в тетрадях).

— На чем основано решение уравнения? (Распределительное свойство умножения.)

Решение:

-2(3,1х - 1) + 3(1,2х + 1) = -14,5

-6,2х + 2 + 3,6х + 3 = -14,5

-2,6х + 5 = -14,5

-2,6х = -14,5 - 5

-2,6х = -19,5

х = -19,5 : (-2,6)

х = 7,5

(Ответ: х = 7,5.)

 

X. Подведение итогов урока

— Для чего в выражениях раскрывают скобки? (Для упрощения вычислений.)

— Чему равна сумма противоположных чисел?

Домашнее задание

№ 1254 (в, г) стр. 219; № 1255 (в, г), 1256 (в, г), 1258 (б);№ 1259(6) стр. 220.

 



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее