«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по литературе

Развязка комедии «Горе от ума». И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по литературе 9класс.

Тема: Развязка комедии «Горе от ума». И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».

Цель: выявить особенности открытого финала комедии и смысл ее названия.

Задачи:

  1. выявить черты классицизма, романтизма, реализма в произведении;

  2. поразмышлять над жанром комедии;

  3. отметить значение комедии и всю значимость личности А.С.Грибоедова;

  4. воспитывать чувство любви и интерес к родной литературе, гордость за неё;

  5. развивать эстетическое восприятие художественного произведения. развивать речь, мышление, умение анализировать произведение;

  6. обучать работе в группах;

  7. показать своеобразие комедии, ее богатство и непохожесть на другие произведения.

Методы и приемы: поисковые методы, исследовательские, словесные (беседа), постановка учебных (проблемных) задач, рефлексия.

Оборудование: статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний»; комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»; мультимедийное оформление.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Проверка д/з. «Блиц-опрос» по вопросам учебника.

  3. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы с вами завершаем литературное путешествие по замечательному, великолепному по замыслу и исполнению произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это произведение относится к ряду произведений «на все времена». В течение почти 200 лет оно является бессменным в репертуарах московских и провинциальных театров. Буквально на днях в театре «Современник» состоялась премьера нового прочтения «Горе от ума». Почему это произведение стало бессменным в репертуарах театров всех времен? Чем оно привлекает зрителя и читателя? Почему до сих пор никто из критиков не дает полного и цельного анализа этого произведения?

4. Определение учебных задач.

- Сегодня перед нами встанут 3 учебные задачи, которые нужно будет решить совсем как в математике: есть задача, значит, ее нужно решить.

  • Что и как меняет в названии произведения предлог «от»?

  • «Горе от ума». Романтизм, классицизм или…?

  • Приемлем ли для произведения «Горе от ума» такой литературоведческий термин, как «жанровое своеобразие»? Определите жанр произведения «Горе от ума».

  1. Первая учебная задача.

- Дома вам было задание поразмышлять над первоначальным и окончательным названием произведения. «Горе уму» и «Горе от ума». Что меняет предлог «от»?

(ответы учащихся)

Слово учителя.

- Позиция автора: «Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот «от ума» горе быть очень даже может».

А вот Лев Соломонович Айзерман пытается по-своему интерпретировать варианты названия.

1. Все действия направлены на ум. Человека обладающего

умом гонят, клянут, расправляются, преследуют. Ум

выступает как начало страдательное.



2. А во второй схеме все действия исходят от ума.

Появляется дополнительный смысл - невозможность

Не думать о том, что происходит вокруг.

А действительность заставляет человека страдать.


Вывод: предлог «от» добавляет названию и самому произведению более глубокий смысл, расширяет его, заставляет увидеть героя не только мыслящего, но и страдающего.

  1. Вторая учебная задача.

- «Горе от ума» создавалось в начале 20-х годов 19 века.

- Какие литературные направления царили в литературе?

(Господствовал классицизм, развивался романтизм и реализм)

Работа в группах.

1 группа «Классицисты»

Задание: найти черты классицизма в произведении.

2 группа «Романтисты»

Задание: найти черты романтизма в произведении.

Черты классицизма:

Персонажи: говорящие фамилии, деление на отрицательных и положительных героев условно.

Авторская позиция выражена через героя – резонера (Чацкий).

Соблюдение принципа трех единств частично: соблюдается единство времени (действие разворачивается в 24 часа), единство места (дом Фамусова).

Мотивы притворства и подслушивания.

Черты романтизма:

Романтический герой – Чацкий. Он находится в разладе с обществом, так как не понят им. Входит сам с собой в противоречия. Несчастная любовь и изгнание – удел романтического героя.

- Итак, в произведении мы наблюдаем присутствие черт двух литературных направлений: романтизма и классицизма. Но они явно неполные, частичные. Значит, однозначно мы не имеем права отнести это произведение ни к одному из них, причем мы ясно ощущаем присутствие чего-то еще. Чтобы выяснить это, обратимся к главному закону Грибоедова, закону правдоподобия, реального, закону живой действительности. Грибоедов мастерски соединил в своем произведении классицизм с романтизмом, но создал подлинно реалистическое произведение.

- Давайте найдем черты реализма в произведении. Обратимся к персонажам. Вот классицисты сказали, что деление на отрицательных и положительных персонажей условно. В чем условность деления?

(В целом, Чацкий герой положительный, противопоставлен фамусовскому обществу. Но если рассматривать каждого героя этого общества в отдельности, то выяснится, что они не так уж и плохи.)

- В произведении классицизма героев должно быть 5-10, в в «Горе от ума» их более 20.

- В чем вы видите нарушение принципа трех единств?

(Не соблюдено единство действия. По канонам классицизма должна быть одна сюжетная линия – любовная. В принципе она сохраняется, но к ней добавляется и вторая – общественно-политическая)

- В чем нарушения в финале?

(В классицизме финал закрытый, то есть герой одерживает победу и обретает счастье. В произведении финал открыт)

- В чем открытость финала?

(Уедет или нет Чацкий? Куда уедет? Выгонят Молчалина или нет? Отправят Софью из дома или нет? Что будет с Лизой и Петрушей? И в самом деле6 что скажет княгиня Марья Алексеевна?)

Вывод: Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и видимое соблюдение трех единств – все отступает от канонов классицизма. Произведение написано тогда, когда классицизм все же постепенно отходит на второй план, романтизм в самом расцвете, и только зарождается реализм. «Горе от ума» написано на стыке 3 литературных эпох, и в этом его своеобразие, в этом отличие, в этом бессмертие.

  1. Третья учебная задача.

- Как вы понимаете термин «жанровое своеобразие»?

- Попробуйте решить третью учебную задачу: подходит ли этот термин к произведению «Горе от ума»?

- Итак, мнения разделились. Обратите внимание на то, что до этого я ни разу не назвала жанр «Горе от ума». Сделала я это для того, чтобы не навязывать вам жанровое определение, не создавать стереотип.

- Что же все-таки написал Грибоедов? Давайте сначала спросим мнение драматурга. Грибоедов писал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я вынужден был облечь его».

- Как же определяет жанр своего первоначального замысла автор?

- Вспомните определение жанра «поэма».

(Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, основными чертами является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя)

- А сценическая поэма?

- А что сделало из поэмы комедию, по мнению автора? (суетный наряд)

- Итак, комедия. Вы согласны с этим определением?

- Вспомните определение комедии.

(Комедия – жанровая разновидность драмы. Воздействие комедии обусловлено смехом)

- Смех – основная категория комедии, и постановка любой комедии рассчитана на то, что зритель будет смеяться.

- Над чем же можно смеяться в комедии?

Язык: многие реплики героев вызывают смех. Не забывайте, что это первая четверть 19 века. Еще жив холодный, тяжелый язык классицизма. И вдруг – язык доступный, легкий, простой, остроумный, богатый афоризмами.

Жизнь героев пустая, нет ничего святого, только глупая, пустая болтовня.

Некоторые ситуации: например, когда Фамусов заигрывает с Лизой.

Фамилии некоторых персонажей.

- Хорошо, с комедией разобрались, и, действительно обнаружили главное действующее лицо – смех. Итак, комедия?!

- Тогда прочитайте определение двух других жанров рода драмы, которым относится и комедия- трагедия и драма.

Драма – жанровая разновидность рода драмы, пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.

Трагедия – жанровая разновидность драмы, пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.

Обсуждение.

Вывод: «Горе от ума» мы не можем назвать произведением «чистого» жанра. Мы обнаружили, что преобладают черты комедии, но наряду с ними мы обнаруживаем и присутствие драматического и даже трагического (отъезд Чацкого – это своеобразная смерть его для окружающих). Таким образом, говоря о жанровом своеобразии произведения, мы можем с полным правом говорить о «Горе от ума» как о комедии с элементами драмы и трагедии.


Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы он затронул?

Ответ:

  1. Судьба комедии.

  2. Её сценическая судьба.

  3. Комедия нравов.

  4. Образ Чацкого.

  5. Взаимоотношения Чацкого и Софьи.

  6. Комедия московского света.

  7. «Мильон терзаний».

  8. Софья – Молчалин.

  9. Драма Софьи.

  10. Крушение надежд Фамусова.

  11. Онегин – Печорин – Чацкий.

  12. Кто Чацкий – победитель, жертва?


Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи.

1. «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов… Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием».

2. Это доказывают его монологи. Чтение наизусть монологов Чацкого.

3. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме».

4. Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным?

«…Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь «ум».

Чацкий… готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся – не трудно догадаться почему.

«Служить бы рад, - прислуживаться тошно!...» О «тоскующей лени, о праздной скуке и помину нет, а ещё менее о «страсти нежной» как о науке и занятии. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену».

Представители фамусовской Москвы.

1. Образ Софьи.
А) Учащиеся обмениваются мнениями, подкрепляя, доказывая их цитатами из комедии.
Б) Во многом оправдывает её и И.А.Гончаров. это подтверждают следующие цитаты из статьи.

«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.

Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой… Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! - итак вся ночь проходит!»

Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели её» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаз, - возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права… Ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж – слуга – идеал московских мужей!» вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте… недаром любил её и Чацкий… Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний».

«Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

2. Образ Фамусова.

А) Учащиеся дают краткую характеристику персонажу, опираясь на текст комедии.

Б) Если учащиеся не смогут или не захотят найти в нём положительных черт, надо их к этому подтолкнуть. Иначе утратится живость характера главного представителя светской Москвы, выведенного так ярко и рельефно в комедии А.С.Грибоедовым.

В) Помогут цитаты из статьи «Мильон терзаний» обобщить на образе Фамусова основные черты его общества.

«Фамусов хочет быть «тузом» - «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах и с ключом» - и так без конца, и всё это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их». 

3. Образ Молчалина.

А) Учащиеся, опираясь на минисочинения на тему «Молчалины в наши дни», характеризуют будущего представителя фамусовского общества, особо выделяя черты, которые помогут ему достигнуть «степеней известных». Находят в статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний» тому подтверждение.

А что сказал В.Г.Белинский об этом произведении?

  1. Обобщение.

- Итак, закончилось наше первое путешествие по комедии «Горе от ума». С каким же багажом знаний мы вернулись из него?

9. Рефлексия

- Перед нами сегодня стояли непростые задачи, но я считаю, что мы достойно с ними справились. А как считает вы? Какая учебная задача показалась вам наиболее интересной? Какая вызвала серьезные затруднения? Чего вам не хватило для решения задач?

Выставление оценок.

- Но ведь я тоже работала на уроке. Какую оценку заработала я? Спасибо.

Домашнее задание: подготовиться к сочинению.

7



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее